ОУД.01 Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

29.02.10 Конструирование, моделирование и технология
изготовления изделий легкой промышленности (по видам)

Саратов, 2023 г.

Рабочая программа ОУД.01. Русский язык разработана на основании Примерной программы
«Русский язык» для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной
программы для реализации ОПОП СПО 29.02.10 Конструирование, моделирование и
технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, зарегистрированной в
Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Л.Н. Кремнева/

Составитель: Кремнева Л.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….....

4

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…....

5

1.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ….....

7

1.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ…….....

7

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………….....

10

2.1

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ...............................................................................................

10

2.2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................

11

2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ..........................................................

20

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….

24

4. ЛИТЕРАТУРА………………………………………….………………………....

25

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01Русский язык
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
ФГОС среднего общего образования (приказ Министерства
просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732), реализуемой в пределах
освоения основой профессиональной образовательной программы СПО на
базе основного общего образования;
письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении
доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования»;
Программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Перечня
профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение» № 336 от 17.05.2022 г.;
На основании Примерной программы общеобразовательной учебной
дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных
организаций
от
2015г.,
рекомендованной
ФГАУ
«ФИРО»
зарегистрированной в Федеральном реестре
примерных программ
общеобразовательного цикла 20/06/2016, регистрационный номер ООЦ-1160620.)
Примерным распределением профессий СПО и специальностей СПО
по профилям профессионального образования.
Положением о разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»,
обеспечивающих реализацию ФГОС СОО в пределах освоения программ
среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований ФГОС СОО и ФГОС
Рабочая программа дисциплины включает в себя:
 пояснительную записку (общая характеристика учебной дисциплины,
место дисциплины в учебном плане, результаты освоения дисциплины
- личностные, метапредметные, предметные);
 содержание учебной дисциплины(тематический план с учётом профиля
профессионального образования);
 характеристику основных видов деятельности студентов на уровне
учебных действий (по разделам содержания учебной дисциплины);
 учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
программы учебной дисциплины;
 рекомендуемую литературу(для студентов, для преподавателей,
Интернет-ресурсы).
4

Содержание программы Русский язык направлено на достижение следующих
целей:
 совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых:
языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных,
стилистических;
 формирование функциональной грамотности и всех видов
компетенций
(языковой,
лингвистической
(языковедческой),
коммуникативной, культуроведческой);
 совершенствование
умений
обучающихся
осмысливать
закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать
языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых
ситуациях;
 дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности
к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к
трудовой деятельности, осознанному выбору специальности; навыков
самоорганизации и саморазвития;
 информационных умений и навыков.
1.1. Общая характеристика учебной дисциплины:
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и
предметных
результатов
обучения,
что
возможно
на
основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и
развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных
компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды
компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по
овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием,
чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной
речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в
речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения
осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в
соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и
5

письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме,
создавать собственные связные высказывания разной
жанровостилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой)
компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладения основными нормами русского литературного
языка;
совершенствования
умения
пользоваться
различными
лингвистическими словарями; обогащения словарного
запаса и
грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание
языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального
общения.
Изучение русского языка в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования. Это выражается через содержание
обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер
практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи,
связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и
социализации личности.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех
дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех,
которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной
дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и
духовного развития обучающихся, включает перечень лингвистических
понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на
особенности функционирования этих явлений и называет основные виды
учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных
понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка.
Учебный предмет «Родной язык» предметной области «Родной язык и
родная литература» интегрируются в учебный предмет «Русский язык»
предметной области «Русский язык и литература» в целях обеспечения
достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского
языка как «Родной язык».
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет
разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание,
6

повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному
усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении
русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины "Русский язык»
предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению
к содержанию курса русского языка на ступени основного общего
образования.
В то же время учебная дисциплина "Русский язык" для
профессиональных
образовательных
организаций
СПО
обладает
самостоятельностью и цельностью.
«Русский язык» завершается подведением итогов в форме
экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППССЗ).
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане
Данная дисциплина входит в общеобразовательный
цикл из
обязательной предметной области филология и иностранные языки. В
структуре ППСС3 учебная дисциплина в цикле общеобразовательных
дисциплин является основной.
Количество часов на освоение рабочей
программы учебной
дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том
числе:
 учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем 90 часов;
 Вид промежуточной аттестации – экзамен.
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины Русский язык и литература.
Русский язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Результаты освоения учебной
дисциплины
Личностные

Требования к результатам освоенияучебной
дисциплины
 воспитание уважения к русскому (родному)
языку, который сохраняет и
отражает
культурные
и
нравственные
ценности,
накопленные народом на протяжении веков,
осознание связи языка и истории, культуры
русского и других народов;
 понимание роли родного языка как основы
успешной социализации личности;
 осознание эстетической ценности, потребности
сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры;
 формирование
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
7





Метапредметные











Предметные




развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
способность
к
речевому
самоконтролю;
оцениванию
устных
и
письменных
высказываний с точки зрения языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения
за собственной речью, потребность речевого
самосовершенствования
владение всеми видами речевой деятельности:
аудированием,
чтением
(пониманием),
говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений
для
анализа
языковых
явлений
на
межпредметном уровне;
применение
навыков
сотрудничества
со
сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми в процессе речевого общения,
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности;
овладение нормами речевого поведения в
различных
ситуациях
межличностного
и
межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой
информации,
информационных
и
коммуникационных технологий для решения
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач в процессе изучения
русского языка.
сформированность понятий о нормах русского
литературного языка и применение знаний о них
в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и
письменные монологические и диалогические
8













высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки
на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной
и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях
русского языка;
сформированность
умений
учитывать
исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа
текста;
способность выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к теме, проблеме текста в
развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их
стилистической и жанрово-родовой специфики;
осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе
стилей языка художественной литературы.

9

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Объем часов
72
72
49
23
6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины" Русский язык"
Наименование
разделов и тем
1
Введение

Тема 1.
Язык и речь.
Функциональные стили
речи

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество.
Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в
современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры
русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение
русского языка при освоении специальностей СПО.
Содержание учебного материала
1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные
требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых
средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
2. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля:
заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
3. Публицистический стиль речи, его назначение.Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного
выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительно-выразительных средств и др.
4. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.
Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная
переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового
членения текста.
5. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
1.
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
Анализ структуры текста.
2.

Тема 2.Фонетика,

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
Освоение видов переработки текста.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

Содержание учебного материала

Объем
часов
3
2

Уровень
освоения
4
1

14
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4
2

2

2

2

10

11

орфоэпия, графика,
орфография/интегриро
ванный

Тема 3. Лексикология
и
фразеология/интегриро
ванный

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и
звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной
речи.
Интонационное
богатство
русской
речи.
Фонетический
разбор
слова./совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение
гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация
3.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь.
Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / сПравописание и/ы после приставок.
Практические занятия
1.
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных
текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики
Содержание учебного материала
1.
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как
выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные
синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика,
старославянизмы).
2.
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи
(жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы/ расширение и
систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и
единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических
категорий родного языка;
3.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и
поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.
Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление
Практические занятия
1.

2

2

2

2

2

2

4

2

14
2

2

2

2

2

2

8

2

12

Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение
алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка
составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова.
2.
Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на
лингвистическую тему.
Содержание учебного материала
1.
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и
антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование
знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и
терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
2.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях
речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
3.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-.
Правописание сложных слов.
Практические занятия
1.
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемамисинонимами.
Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной
цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных
моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных
текстов.
2.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов
одной структуры.
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы
слова, наблюдения за историческими процессами.
Содержание учебного материала
1.
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и
синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в
построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число,
падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен
существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени
существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
1.

Тема 4.
Морфемика,
словообразование,
орфография.

Тема 5.
Морфология
орфография.

и

2

2

2

10
2

2

2

2

2

2

4
2

2

2

2

14
2

2

13

2.

3.

4.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени
сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание
числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в
речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.
Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений
в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами.
Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в
художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с
целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в
художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных
причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями.
Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и
знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и
несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки
препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с
деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий.
Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в
речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных
наречий для связи предложений в тексте.

2

2

2

2

2

2

14

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории
состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Служебные части речи.
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в
продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе
словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и
др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от словомонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи
предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями
речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний.
Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление
междометий в речи.
Практические занятия
1.
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические
категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических
признаков слов разных частей речи.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи студентов.
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных
моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения
слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.

2

2

4
2

2

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с
использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных
текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
Содержание учебного материала
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое
целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы
построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в
построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2

2

26
2

2

5.

2.

Тема 6.
Синтаксис
и 1.
пунктуация/интегриро
ванный

15

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные
предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка
слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство
видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
3.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия
согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство
связи предложений в тексте.
4.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.
Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений.
Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как
изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль
обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах,
грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие
вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи;
стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи
предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства
характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
5.
Сложное
предложение.
Сложносочиненное
предложение.
Знаки
препинания
в
сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными
союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
6.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и
сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и
бессоюзные предложения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи
косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия
1.
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий,
освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского
языка, ее нормах и тенденциях развития.Наблюдение над существенными признаками
словосочетания.Особенности употребления словосочетаний.Синонимия словосочетаний.
2.

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

5
2

2

16

Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения;
использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.
Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
Сопоставление устной и письменной речи.
3.
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение,
предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /сложноподчиненное
предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. Анализ ошибок и
недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.
4.
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в
том числе на лингвистическую тему. Применение синтаксического и пунктуационного разбора
простого предложения/овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
2.

2

2

2

2

2

2

72

17

2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание учебной
дисциплины

Характеристика основных видов учебной
деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Введение.
- Извлекать из разных источников
и
преобразовывать информацию о языке как
развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
- характеризовать на отдельных примерах
взаимосвязь языка, культуры и истории народа —
носителя языка; анализировать пословицы и
поговорки о русском языке;
- составлять связное высказывание (сочинениерассуждение) в устной или письменной форме;
- приводить примеры, которые доказывают, что
изучение языка позволяет лучше узнать историю и
культуру страны;
- определять тему, основную мысль текстов о роли
русского языка в жизни общества;
- вычитывать разные виды информации; проводить
языковой разбор текстов; извлекать информацию
из разных источников (таблиц, схем);
- преобразовывать информацию; строить
рассуждение о роли русского языка в жизни
человека.
Тема1.
Язык
и
речь. - Выразительно читать
текст, определять тему,
Функциональные стили речи.
функциональный
тип
речи,
формулировать
основную мысль художественных текстов;
- вычитывать разные виды информации;
- характеризовать средства и способы связи
предложений в тексте;
- выполнять лингвостилистический анализ текста;
определять
авторскую позицию в тексте;
высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
- характеризовать изобразительно-выразительные
средства языка,
указывать их роль в идейнохудожественном содержании текста;
- составлять связное высказывание (сочинение) в
устной и
письменной форме на основе
проанализированных
текстов;
определять
эмоциональный настрой текста;
- анализировать речь с точки зрения правильности,
точности,
выразительности,
уместности
употребления языковых средств;
- подбирать примеры по темам, взятым из
изучаемых художественных произведений;
- оценивать чужие и собственные речевые
высказывания
разной
функциональной
направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным задачам и нормам современного
русского литературного языка;
18

- исправлять речевые недостатки, редактировать
текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими информационными сообщениями,
докладами на учебно-научную тему;
- анализировать и сравнивать русский речевой
этикет с речевым этикетом отдельных народов
России и мира;
- различать тексты разных функциональных стилей
(экстралингвистические
особенности,
лингвистические
особенности
на
уровне
употребления лексических средств, типичных
синтаксических конструкций);
- анализировать тексты разных жанров научного
(учебно-научного),
публицистического,
официально-делового стилей, разговорной речи;
- создавать устные и письменные высказывания
разных стилей,
жанров и типов речи (отзыв,
сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе;
расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа,
спор);
- подбирать тексты разных функциональных типов
и стилей;
осуществлять информационную
переработку текста, создавать вторичный текст,
используя разные виды переработки текста (план,
тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию).
Тема2.
Фонетика,орфоэпия, - Проводить фонетический разбор; извлекать
графика, орфография
необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника;
- извлекать необходимую информацию из
мультимедийных
орфоэпических словарей и
справочников; использовать ее в различных видах
деятельности;
- строить рассуждения с целью анализа
проделанной работы;
определять
круг
орфографических
и
пунктуационных правил, по которым следует
ориентироваться в конкретном случае;
- проводить операции синтеза и анализа с целью
обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
- извлекать необходимую информацию из
орфоэпических
словарей
и
справочников;
опознавать
основные
выразительныесредства
фонетики (звукопись);
Тема 3. Лексикология и - Аргументировать
различие лексического и
фразеология
грамматического значения слова; опознавать
основные выразительные средства лексики и
фразеологии в публицистической и художественной
речи и оценивать их;
объяснять
особенности
употребления
лексических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи; извлекать
19

необходимую
информацию
из
лексических
словарей разного типа (толкового словаря, словарей
синонимов,
антонимов,
устаревших
слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и
др.) и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах
деятельности;
- познавать основные виды тропов, построенных на
переносном
значении слова (метафора, эпитет,
олицетворение).
Тема4.
Морфемика,
слово - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое
образование, орфография
явление, извлекать его из текста;
- проводить морфемный, словообразовательный,
этимологический, орфографический анализ;
- извлекать необходимую информацию по
изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
- характеризовать словообразовательные цепочки
и словообразовательные гнезда, устанавливая
смысловую и структурную связь однокоренных
слов;
- опознавать
основные выразительные средства
словообразования в художественной речи и
оценивать их;
- извлекать
необходимую информацию из
морфемных,
словообразовательных
и
этимологических словарей и справочников, в том
числе мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для
объяснения правописания и лексического значения
слова.
Тема5.
Морфология
и - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое
орфография.
явление, извлекать его из текста, анализировать с
точки зрения текстообразующей роли;
- проводить морфологический, орфографический,
пунктуационный анализ;
- извлекать необходимую информацию по
изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить
рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять
круг
орфографических
и
пунктуационных правил,
по которым следует
ориентироваться в конкретном случае;
- проводить операции синтеза и анализа с целью
обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
подбирать примеры по теме из художественных
текстов изучаемых произведений;
- составлять монологическое высказывание на
лингвистическую тему в устной или письменной
форме; анализировать текст с целью обнаружения
изученных понятий (категорий), орфограмм,
пунктограмм;
- извлекать необходимую информацию из
мультимедийных словарей и справочников по
20

Тема
6.
пунктуация.

Синтаксис

правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма; определять роль слов разных
частей речи в текстообразовании.
и - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое
явление, извлекать его из текста, анализировать с
точки зрения текстообразующей роли, проводить
языковой разбор (фонетический, лексический,
морфемный,
словообразовательный,
этимологический,
морфологический,
синтаксический,
орфографический,
пунктуационный);
- комментировать ответы товарищей;
- извлекать необходимую информацию по
изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить
рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять
круг
орфографических
и
пунктуационных правил, по которым следует
ориентироваться
в
конкретном
случае;
анализировать текст с целью обнаружения
изученных понятий (категорий), орфограмм,
пунктограмм;
составлять
синтаксические
конструкции (словосочетания, предложения) по
опорным словам, схемам, заданным темам,
соблюдая основные синтаксические нормы;
- проводить операции синтеза и анализа с целью
обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
подбирать примеры по теме из художественных
текстов изучаемых произведений;
- определять роль синтаксических конструкций в
текстообразовании;
находить
в
тексте
стилистические фигуры;
- составлять связное высказывание (сочинение) на
лингвистическую тему в устной и письменной
форме по теме занятия;
- извлекать
необходимую информацию из
мультимедийных словарей и справочников по
правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма;
производить
синонимическую
замену
синтаксических конструкций;
- составлять монологическое высказывание на
лингвистическую тему в устной или письменной
форме;
- пунктуационно оформлять предложения с
разными смысловыми отрезками; определять роль
знаков препинания в простых и сложных
предложениях;
- составлять схемы предложений, конструировать
предложения по схемам.

21

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При освоении программы учебной дисциплины Русский языкимеется
учебный кабинет, в котором имеется возможность обеспечить свободный
доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации,
видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины Русский язык и литература.
Русский язык входят:
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
 библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по
русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

22

4. ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
1. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень):
учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2019.
2. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень):
учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2019.
Для преподавателей:
1. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для
учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.
Словари:
1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2019.
2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи.
3. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2017.
4. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский
орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук.
Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд.,
испр. и доп. — М., 2017.
5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2018.
6. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —
М., 2017.
7. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. — М., 2018.
9. Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. —
М., 2018.
10. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2017.
11. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2019.
12. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
В.В.Бурцева. — М., 2018.
Интернет-ресурсы:
 www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
 www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационносправочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной
форме).
 www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».