МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.09 ГЕОГРАФИЯ 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) Саратов, 2023 г. Рабочая программа ОУД.09 География разработана на основании Примерной программы «География» для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла 12.11.2021 N 65793 УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ В.В. Антропова/ Составитель: Сомова Н.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1 Паспорт программы учебного предмета 4 2 Структура и содержание учебного предмета 8 3 Условия реализации программы учебного предмета 16 4 Контроль и оценка результатов освоения учебного 19 предмета 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУД.09 География 1.1.Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной программы образовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО». Программа учебной дисциплины ОУД.09 География является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) 1.2 Место предмета в структуре образовательной программы ППССЗ Предмет входит в общеобразовательный учебный цикл и относится к общеобразовательным предметам. 1.3 Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. 4 КОМПЕТЕНЦИИ регулятивные -самостоятельное определение целей, составление и реализация планов собственной деятельности (хорошо формируются при групповой работе при изучении тем «Субрегионы Зарубежной Европы», при работе над проектом « Туристический маршрут по странам Зарубежной Европы», « Туристический маршрут по Калининградской области – как части Европы» Работа над учебными и социальными проектами при изучении курса социально экономической географии в 10 классе. коммуникативные - продуктивное взаимодействие с учащимися, с учителями, среспондентами ( при социологических опросах) Формируются при групповой работе при изучении тем «География населения мира», при работе над проектом «Народы Африки» рефлексивные -оценка собственных действий, в том числе с учетом нравственных критериев и социальных последствий. Формируются на протяжении изучения всего курса географии..особенно ярко это проявляется в программе географии 10 класса при изучении темы « Население мира» и «Современная политическая карта мира» предметные - овладение системой предметных знаний -владение специфическим предметным языком (понятийный аппарат, терминология) -знакомство с естественно-научным методом познания - способность применять знания и умения для решения практических задач, природных и социальных явлений, критического анализа получаемой информации. Формирование гармонично развитой личности, знающей и любящей свою страну как части мира, понятие о территориальном единстве мира, ощущающей себя преемником культурного наследия и духовных традиций народов мира. Формирование активной гражданской позиции, патриотизма, самостоятельности в решении возникающих Общеучебные проблем. Становление словесно – логического и образного мышления, формирование географической и экологической культуры. Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства зарубежных стран, о месте России в 5 Информационнопознавательные Региональные Предметные результаты современном мире. Воспитание уважения к истории и культуре стран мира и населяющим их народов, воспитание толерантности, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в мировом сообществе. - работа с источниками информации, включая их критический анализ Формировать представление о мире как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются все географические процессы и явления. Создавать образы изучаемых территорий, научить сравнивать их с другими регионами мира. Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими. Умение определять географическое положение региона. И видеть плюсы и минусы географического положения Калининградской области как части мирового пространства Умение соотносить историю освоения пограничных стран и своего края. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; 2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; 3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; 1) 6 владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; 5) владение умениями использования карт разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; 6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; 7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; 8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. 4) 1.4 Количество часов на освоение программы предмета: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе теоретических занятий – 36 часов, практических занятий – 10 часов. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов 36 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Практические занятия 10 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 8 Содержание учебного предмета ОУД.02 «География» Наименование разделов и Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, тем самостоятельная работа обучающихся 1 2 Введение Содержание учебного материала Тема 1. Источники 1. География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии географической при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Традиционные и новые информации. методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление письменного сообщения на тему: «Новейшие изменения политической карты мира» Тема 2. Политическое Содержание учебного материала устройство мира. 1 Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально- экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. Самостоятельная работа обучающихся 2. Составление письменного сообщения на тему: «Современные горячие точки мира» Тема 3. География Содержание учебного материала мировых природных 1 Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на ресурсов. современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования Антропогенные природные комплексы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Самостоятельная работа обучающихся: 9 Объем часов 3 2 Уровень освоения 4 2 1 4 2 1 4 4 3. Подготовка и оформление проекта на тему: «Типы природопользования в различных регионах и странах мира. 4. Составление письменного сообщения на тему: «Использование Россией ресурсов мирового океана» Тема 4. География Содержание учебного материала населения мира. 1 Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый,этнолингвистический и религиозный состав мира Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация.. « Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регги онах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегаполисы. Самостоятельная работа обучающихся: 5. Подготовка и оформление доклада на тему: « Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. 6. Составление письменного сообщения на тему: «Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы 7. Подготовка презентации: «Особенности урбанизации в развивающихся странах мира Тема 5.Мировое Содержание учебного материала хозяйство. Современные 1 Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное особенности развития географическое разделение труда. Международная специализация и мирового хозяйства. кооперирование .Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. 2 2 2 10 2 2 5 2 2 Самостоятельная работа обучающихся 8. Подготовка сообщения на тему: «Ведущие интеграционные союзы мира.» 9. Конспектирование источников на тему: «Проблемы глобализации мировой экономики» География отраслей Содержание учебного материала первичной сферы мирового 1 Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное хозяйства сельскохозяйственное производство «зеленая революция и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. 2 Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. Самостоятельная работа обучающегося. 10 Подготовка сообщения на тему: «Роль крупнейших сельскохозяйственных стран в мировом производстве продуктов питания» 11. Конспектирование источников по теме: «Изменение территориальной структуры мировой добычи природного газа и нефти» География отраслей Содержание учебного материала вторичной сферы мирового 1 Географические особенности мирового потребления минерального топлива, хозяйства развития мировой электроэнергетики. 2 Географические особенности черной и цветной металлургии. 3 Географические особенности машиностроения, химической промышленности. 4 Географические особенности лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. Развитие мировой лёгкой промышленности. 2 География отраслей Содержание учебного материала третичной сферы мирового 1 Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности хозяйства развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференцировка стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристических, деловых и информационных услуг.Современные особенности международной торговли товарами. Самостоятельная работа обучающихся: 12.Подготовка презентации на тему: « Крупнейшие автомобилестроительные компании мира» 13. Подготовка сообщения на тему: Международный туризм» 4 Тема 6.Регионы мира. Содержание учебного материала География населения и 1 Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения хозяйства Зарубежной региона. История формирования его политической карты. Характерные черты 6 11 4 2 2 2 8 2 2 2 2 2 3 2 Европы природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. 2 Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Самостоятельная работа обучающихся: 14. Подготовка презентации на тему: «Запад и восток Германии сегодня» населения и Содержание учебного материала Зарубежной 1 Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. 2 3 География хозяйства Азии 2 3 4 География населения хозяйства Африки 2 3 8 2 Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. 2 Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. 2 Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Самостоятельная работа обучающихся: 15. Подготовка презентации на тему: «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае» и Содержание учебного материала 1 Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. 2 1 4 2 2 Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. населения и Содержание учебного материала Северной 1 Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной 2 География хозяйства Америки 12 4 2 специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. населения и Содержание учебного материала Латинской 1 Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. 2 Интеграционные группировки. 2 География хозяйства Америки 3 2 6 2 2 Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения хозяйства Австралии Океании и Содержание учебного материала и 1 Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. Тема 7. Россия в Содержание учебного материала современном мире. 1 Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже ХХ-Х1 веко. Характеристика современного этапа социально- экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. Самостоятельная работа обучающихся: 16. Подготовка проекта на тему: «Внешняя торговля товарами России» Тема 8. Географические Содержание учебного материала 13 2 2 2 4 2 6 2 аспекты современных 1 глобальных проблем человечества Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Самостоятельная работа обучающегося 17.Конспектирование источников на тему: «Глобальная проблема изменения климата» Дифференцированный зачёт Всего 14 2 2 36 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ Содержание Характеристика основных видов деятельности студентов обучения (на уровне учебных действий) Объяснение междисциплинарных связей географии. Введение. Название традиционных и новых источников географической 1. Источники информации. географической Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в информации изучении географии Умение показывать на карте различные страны мира. 2. Политическое Умение приводить примеры и характеризовать современные устройство межгосударственные конфликты в различных регионах мира. мира Выделение стран с республиканской и монархическойформами правления, унитарным и федеративным типамигосударственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся странпо уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различныетипы стран по уровню социально-экономического развития Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной 3. География деятельности человека. мировых природных ресурсов Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районыдобычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использованияресурсов Мирового океана Умение называть мировую десятку стран с наибольшей 4. География численностью населения. населения мира Выделение различных типов воспроизводства населения иприведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизнинаселения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиознымсоставом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы Современные особенностиразвития мирового хозяйства 5. Мировое Умение давать определение понятий хозяйство «международноегеографическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научнотехнической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические 15 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства География отраслей третичной сферы мирового хозяйства 6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы География населения и хозяйства Зарубежной Азии интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталыестраны мира по уровню их экономического развития Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основныегорнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развитиямашиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенныхсудов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон,синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и ткани. Умение объяснять роль различных видов транспорта приперевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые портыи аэропорты, объяснять их распределение по регионам истранам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основныерайоны международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировыхцентров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшиегорода и городские агломерации, основные промышленныеи сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономическогоразвития. 16 География населения и хозяйства Африки География населения и хозяйства Северной Америки География населения и хозяйства Латинской Америки География населения и хозяйства Австралии и Океании Умение определять ресурсообеспеченность различныхстран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного приростанаселения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии соднородным и разнородным этническим и религиознымсоставом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшиегорода и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталостистран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать еекрупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основныепромышленные и сельскохозяйственные районы США Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площадитерритории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки снаибольшими и наименьшими значениями естественногоприроста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации вБразилии и Мексике Умение объяснять природные и исторические особенностиразвития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризоватьее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы 17 7. Россия в современном мире 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Умение объяснять современные особенности экономикогеографического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импортаРоссии. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеровРоссии Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможныепути их решения 18 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов 1. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2018. 2. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учрежденийсред. проф. образования. — М., 2018. Для преподавателей 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 5. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общегообразования”». 6. География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1». 7. Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2018. 8. Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социальноэкономическогопрофиля: Методические рекомендации. — М., 2019. Справочники, энциклопедии 9. Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987. 10. Российский энциклопедический словарь. — М., 2019. 11. Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. —М., 2018. 12. Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компактдиск). —М., 2017. 13. Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. —М., 2018. 14. Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2018. Интернет-ресурсы 15. www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернетэнциклопедии). 16. www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственнойорганизации при ООН (ФАО). 19