МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 ФИЗИКА 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) Саратов, 2023 г. Рабочая программа ОУД.13 Физика разработана на основании Примерной программы ОУД «Физика» для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла 21/07/2015, регистрационный номер 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО». УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии естественно-научного цикла Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ В.В. Антропова/ Составитель: Антропова В.В., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..... 4 1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….... 5 1.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ…..... 7 1.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ……................................................................................... 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………..... 7 10 ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.................................................................................................... 10 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................ 11 2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.......................................................... 14 2.1 2.2 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………. 4. ЛИТЕРАТУРА……………………………….……………………………..... 17 18 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Физика разработана в соответствии со следующими нормативными документами: ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014г. № 1645), реализуемой в пределах освоения основой профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; Письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»; Программой подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам); Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199; На основании Примерной программы ОУД «Физика» для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО 43.02.17 Технология индустрии красоты на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла 21/07/2015, регистрационный номер 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО». Примерным распределением профессий СПО и специальностей СПО по профилям профессионального образования. Рабочая программа дисциплины включает в себя: пояснительную записку (общая характеристика учебной дисциплины, место дисциплины в учебном плане, результаты освоения дисциплины личностные, метапредметные, предметные); содержание учебной дисциплины (тематический план с учётом профиля профессионального образования); характеристику основных видов деятельности студентов на уровне учебных действий (по разделам содержания учебной дисциплины); учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины; рекомендуемую литературу (для студентов, для преподавателей, Интернетресурсы). Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий; овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации; воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни; применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды. 1.1. Общая характеристика учебной дисциплины Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха. Физика — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образнофилософское обобщение научных знаний. Физика — наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания. При освоении профессий СПО и специальностей СПО социальноэкономического и гуманитарного профилей профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В процессе реализации содержания учебной дисциплины «физика» вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других разделов учебной дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии и биологии. Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере. В целом учебная дисциплина «Физика», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки. Интегрированное содержание учебной дисциплины позволяет преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания предмета. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования ( ППССЗ). 1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане В структуре ППСС3 учебная дисциплина в цикле общеобразовательных дисциплин является основной. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе: - учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем 108 часов; Вид промежуточной аттестации – Экзамен 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Результаты освоения учебной дисциплины Личностные Метапредметные Предметные Требования к результатам освоения учебной дисциплины − устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки; − готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук; − объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; − умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; − готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач − овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; − применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; − умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике; − умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; − сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственновременны х масштабах Вселенной; − владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; −сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; −сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов; − владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; − сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы дисциплины «Физика» 1. Основное содержание 108 108 в т. ч.: теоретическое обучение 72 лабораторные занятия 36 контрольные работы 12 консультации 4 2. Профессионально-ориентированное содержание 36 в т. ч.: теоретическое обучение 108 лабораторные занятия 36 Промежуточная аттестация (экзамен) 6 2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, индивидуальный проект (если предусмотрены) 1 2 Содержание учебного материала: Введение. Физика и методы Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, научного познания его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении специальности СПО Раздел 1. Механика Содержание учебного материала: Тема 1.1 Основы Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные кинематики физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела Тема 1.2 Основы динамики Содержание учебного материала: Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения Объем часов 3 2 12 2 Формируемые общие и профессиональные компетенции 4 ОК 03 ОК 05 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 07 4 10 Содержание учебного материала: Тема 1.3 Законы сохранения в Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. механике Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика» Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика Тема 2.1 Основы молекулярно - кинетической теории Тема 2.2 Основы термодинамики Содержание учебного материала: Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №1. Изучение одного из изопроцессов Содержание учебного материала: Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Удельная теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана природы Решение задач с профессиональной направленностью 4 2 34 6 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 2 2 6 2 11 Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы Содержание учебного материала: 8 Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №2 Определение влажности воздуха. Лабораторная работа №3 Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика» Раздел 3. Электродинамика Содержание учебного материала: Тема 3.1 Электрическое поле Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность. электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов 2 2 2 2 74 10 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК1.1 12 Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №4. Определение электрической емкости конденсаторов Содержание учебного материала: Тема 3.2 Законы постоянного Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №5 Определение удельного сопротивления проводника. Лабораторная работа №6 Определение термического коэффициента сопротивления меди. Лабораторная работа №7 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Лабораторная работа №8 Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников. Лабораторная работа №9 Исследование зависимости мощности лампы накаливания от напряжения на её зажимах. Лабораторная работа №10 Определение КПД электроплитки Тема 3.3 2 2 10 4 2 2 2 2 2 2 Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока» 2 Содержание учебного материала: 8 13 Электрический ток в различных средах Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы Решение задач с профессиональной направленностью 2 Лабораторные занятия: Лабораторная работа №11 Определение электрохимического эквивалента меди 2 Содержание учебного материала: Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури Решение задач с профессиональной направленностью Содержание учебного материала: Тема 3.5 Электромагнитная Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. индукция Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле Тема 3.4 Магнитное поле Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №12 Изучение явления электромагнитной индукции Контрольная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» Раздел 4. Колебания и волны Содержание учебного материала: Тема 4.1 6 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК1.1 2 6 2 2 2 20 4 ОК 01 14 Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические Механические колебания и волны колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение Тема 4.2 Содержание учебного материала: Электромагнитные Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном колебания и волны контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн. Решение задач с профессиональной направленностью Лабораторные занятия: Лабораторная работа №13 Изучение работы трансформатора Контрольная работа № 4 «Колебания и волны» Раздел 5. Оптика Содержание учебного материала: Тема 5.1 Природа света Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Сила света. Освещённость. Законы освещенности Решение задач с профессиональной направленностью ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК 1.1 10 2 2 2 20 4 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 2 15 Тема 5.2 Лабораторные занятия: Лабораторная работа №14 Определение показателя преломления стекла Содержание учебного материала: Волновые свойства Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. света Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. ентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений Лабораторные занятия: Лабораторная работа №15 Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. Лабораторная работа №16 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров Контрольная работа № 5 «Оптика» Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из Тема 5.3 Специальная теория них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики относительности Раздел 6. Квантовая физика Содержание учебного материала: Тема 6.1 Квантовая оптика Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта Тема 6.2 Содержание учебного материала: 2 4 2 2 2 2 12 (2/-) 4 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 07 6 16 Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы Контрольная работа № 6 «Квантовая физика» Раздел 7. Строение Вселенной Содержание учебного материала: Тема 7.1 Строение Солнечной Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна системы Содержание учебного материала: Тема 7.2 Эволюция Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии. Вселенной Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной Лабораторные занятия: Лабораторная работа №17. Изучение карты звездного неба Предэкзаменационные консультации Повторение Физика атома и атомного ядра Промежуточная аттестация: экзамен Всего: 2 6 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 2 2 12 6 108 По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных, практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. *Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль 17 Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики. Оборудование учебного кабинета: 1. Цифровая лаборатория по физике для учителя; 2. Цифровая лаборатория по физике для ученика; 3. Весы технические с разновесами; 4. Комплект для лабораторного практикума по оптике; 5. Комплект для лабораторного практикума по механике; 6. Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике и термодинамики; 7. Комплект для лабораторного практикума по электричеству (с генератором); 8. Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой энергии, био-, механической и термоэлектрической энергетики); 9. Амперметр лабораторный; 10. Вольтметр лабораторный; 11. Калориметр с набором калориметрических тел; 12. Термометр лабораторный; 13. Комплект для изучения основ механики, пневматики и возобновляемых источников энергии; 14. Барометр-анероид; 15. Блок питания регулируемый; 16. Веб-камера на подвижном штативе; 17. Видеокамера для работы с оптическими приборами; 18. Генератор звуковой; 19. Гигрометр (психрометр); 20. Груз наборный; 21. Динамометр демонстрационный; 22. Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями; 23. Манометр жидкостной демонстрационный; 24. Метр демонстрационный; 25. Микроскоп демонстрационный; 26. Насос вакуумный Комовского; 27. Столик подъемный; 28. Штатив демонстрационный физический; 29. Электроплитка; 30. Набор демонстрационный по механическим явлениям; 31. Набор демонстрационный по динамике вращательного движения; 32. Набор демонстрационный по механическим колебаниям; 33. Набор демонстрационный волновых явлений; 34. Ведерко Архимеда; 35. Маятник Максвелла; 36. Набор тел равного объема; 37. Набор тел равной массы; 38. Прибор для демонстрации атмосферного давления; 39. Призма, наклоняющаяся с отвесом; 40. Рычаг демонстрационный; 41. Сосуды сообщающиеся; 42. Стакан отливной демонстрационный; 43. Трубка Ньютона; 44. Шар Паскаля; 45. Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым явлениям; 46. Набор демонстрационный по газовым законам; 47. Набор капилляров; 48. Трубка для демонстрации конвекции в жидкости; 49. Цилиндры свинцовые со стругом; 50. Шар с кольцом; 51. Высоковольтный источник; 52. Генератор Ван-де-Граафа; 53. Дозиметр; 54. Камертоны на резонансных ящиках; 55. Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации свойств электромагнитных волн; 56. Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи; 57. Комплект проводов; 58. Магнит дугообразный; 59. Магнит полосовой демонстрационный; 60. Машина электрофорная; 61. Маятник электростатический; 62. Набор по изучению магнитного поля Земли; 63. Набор демонстрационный по магнитному полю кольцевых токов; 64. Набор демонстрационный по полупроводникам; 65. Набор демонстрационный по постоянному току; 66. Набор демонстрационный по электрическому току в вакууме; 67. Набор демонстрационный по электродинамике; 68. Набор для демонстрации магнитных полей; 69. Набор для демонстрации электрических полей; 70. Трансформатор учебный; 71. Палочка стеклянная; 72. Палочка эбонитовая; 73. Прибор Ленца; 74. Стрелки магнитные на штативах; 75. Султан электростатический; 76. Штативы изолирующие; 77. Электромагнит разборный; 78. Набор демонстрационный по геометрической оптике; 79. Набор демонстрационный по волновой оптике; 80. Спектроскоп двухтрубный; 81. Набор спектральных трубок с источником питания; 82. Установка для изучения фотоэффекта; 83. Набор демонстрационный по постоянной Планка; 84. Комплект наглядных пособий для постоянного использования; 85. 86. Комплект портретов для оформления кабинета; Комплект демонстрационных учебных таблиц. 3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основные источники: для студентов Основные источники: для студентов 1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2020 2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2020 3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебное пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2020 4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2020 5. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО/под ред. Т.И. Трофимовой. – М., 2020 Дополнительные источники 1.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2020. 2.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2020. 3. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М.,2020. 4. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2020. 5.Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно -научного профилей: Сборник задач: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2020 6. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2020 7.Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2020. Интернет- ресурсы www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии). www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека). www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www.st-books.ru (Лучшая учебная литература). www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность). www.ru/book (Электронная библиотечная система). www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета - Физика). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»). www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике). www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете). www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ). www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант») Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины. Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Раздел/Тема Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., ОК 02. Использовать современные средства поиска, 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. анализа и интерпретации Темы 3.1., 3.2., 3.3., информации и информационные технологии 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. для выполнения задач Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., профессиональной 5.3. деятельности Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., ОК 03. Планировать и 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы реализовывать собственное 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. профессиональное и Темы 3.1., 3.2., 3.3., личностное развитие, 3.4., 3.5. предпринимательскую Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Тип оценочных мероприятий - устный опрос; фронтальный опрос; оценка контрольных работ; наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ; оценка выполнения лабораторных работ; - оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); - оценка тестовых заданий; наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов; - оценка выполнения домашних самостоятельных работ; - наблюдение и оценка решения кейс-задач; наблюдение и оценка деловой игры; экзамен Раздел 1. Темы 1.1., ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. в коллективе и команде Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. ОК 05. Осуществлять устную Раздел 1. Темы 1.1., и письменную коммуникацию 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. на государственном языке Темы 3.1., 3.2., 3.3., Российской Федерации с 3.4., 3.5. учетом особенностей Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. социального и культурного контекста ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ПК 1.1 Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 3. Темы 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 4.2 фронтальный опрос; оценка контрольных работ; оценка выполнения лабораторных работ; оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); - оценка тестовых заданий; -