МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств Саратов, 2023 Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 11.02.16 Монтаж, техническоеобслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, входящей в укрупнённую группу специальностей 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи. УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии специальных дисциплин 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ Е.М. Гронец/ Составитель: Барышева А.Д. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл, имеет связь с дисциплинами цикла ОГСЭ.02 История, ОГСЭ.05 Психология общения и дисциплинами общепрофессионального цикла, так как участвует в формировании духовной культуры личности, гражданской и профессиональной позиции будущего специалиста. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01-11 - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 56 в т.ч. в форме практической подготовки - Самостоятельная работа 8 Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 48 в том числе: теоретическое обучение 48 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 1 2 3 33 Содержание учебного материала 1.Становление философии из мифологии. Миф как первая ступень самосознания человеческого духа.. Главное отличие философского сознания от мифологического. Корни философии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. 2. Рациональность и иррациональность философии. Предмет и определение философии. Задачи философии как предмета. Основной вопрос философии. Роль философии в жизни общества. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1.Предпосылки философии в Древнем мире (Индия и Китай). Предпосылки философии в Древней Индии. Специфика индийской философии. Проблемы жизни и смерти. Понятие реинкарнации и кармы как специфические черты индийской философии. Учение о Единой истинной реальности. 2.Предпосылки философии в Древнем Китае. Специфика китайской философии. Натурфилософские представления. Учение об «ян» и «инь». Ритуал и долг как важнейшее условие согласия, устойчивости и гармонии в обществе. Даосизм. Учение Конфуция о «Золотой середине» 3.Становление философии Древней Греции. Основные философские школы и их представители, досократики (милетская, италийская, пифагорейцы, элеаты, атомисты). Поиски первоначала мира. Сократ, Платон и Аристотель. Сократ – поворот к человеку. 4.Этический рационализм. Платон как основоположник объективного идеализма: учение об «идеях». Аристотель как основоположник науки и философии. Учение о материи и форме. Киники, стоики, скептики. Влияние античной философии на развитие мышления, знаний, наук. 5.Философия Древнего Рима. Эпикуреизм. Стоики. Сенека – вершина нравственно философской мысли человечества. Философия как лекарство для души. Скептицизм. Что можно ждать от философии? 3 Раздел 1. Предмет философия и ее история Тема 1. Становление философии из мифологии Тема 2. Философия Древнего мира и средневековая философия Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09 2 1 14 ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09 12 Тема 3. Философия Возрождения и Нового времени Тема 4. Современная философия 6. Средневековая философия: патристика и схоластика. Философия и религия. Философия как «служанка богословия». Патристика. А.Блаженный: учение «о двух градах». Важнейший вопрос патристики: о соотношении судьбы и свободной воли человека. Схоластика. Учение Ф. Аквинского – примирение веры и знания. Обоснование бытия Бога. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Скептицизм Возрождения – орудие борьбы против схоластики. Пантеизм. Человек – центр мироздания. Понятие гуманизма Индивидуализм эпохи Возрождения. Ориентация философского мышления на помощь науке. Дж. Бруно, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи – яркие представители натурфилософии Возрождения 2. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза). Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени 3.Немецкая классическая философия. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. Явление и «вещь в себе». Агностицизм И. Канта. Категорический императив. 4.Философия Гегеля. Система объективного идеализма. Тождество бытия и мышления. Диалектика Гегеля. Философия позитивизма и эволюционизма. Позитивизм О. Конта. Превращение науки в господствующую отрасль культуры. Позитивное (научное) мышление. Возникновение науки, направленной на изучение общества – социологии Ч. Дарвин как основоположник эволюционизма. Социал – дарвинизм: распространение теории Дарвина на общество. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1. Основные направления философии 20 в: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Проблема бытия в философии 20 в. Проблемы личности и общества. Философская антропология в поисках решения проблемы человека. Методология науки. 2.Философия бессознательного. З. Фрейд о проявлении в человеке «бессознательного», влечений, комплексов. Влияние их на личность и общество. Ф. Ницше и его теория о «воли к власти». Учение о «сверхчеловеке». 3.Особенности русской философии Зарождение русской религиозной философии. Этапы развития. Нацеленность на проблемы этики. Представители. Русская идея. Москва – «третий Рим». Идея «соборности» и всеединства в работах Хомякова А. С., Соловьева В.С., Бердяева Н. Раздел 2. Структура и основные направления философии Тема 1. Методы Содержание учебного материала 2 10 ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09 8 2 6 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 6 21 5 философии Тема 2. Учение о бытии и познании мира Тема 3. Этика и социальная философия Тема 4. Место философии в духовной культуре и ее значение 1.Этапы философии: античный, средневековый, Нового времен, 20в. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, 20 в.) 2.Методы философии: формально – логический, диалектический, прагматический, системный. Строение философии, ее основные направления. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1.Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Современные онтологические представления. 2.Пространство, время, причинность, целесообразность. Их интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. 3.Гносеология – учение о познании. Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания Чувства, разум, воля, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание? Содержание учебного материала 1.Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. 2.Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюция. 3.Философия и глобальные проблемы современности. Основные глобальные проблемы современности, пути их преодоления. Содержание учебного материала 1.Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, науки, религии и идеологии. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. Самостоятельная работа обучающихся Всего: ОК 06, ОК 09 4 1 6 ОК 02, ОК 04, ОК 06, ОК 08, ОК 09 6 6 ОК 01, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09 6 6 4 2 56 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; необходимая методическая и справочная литература Технические средства обучения: Телевизор или мультимедийный проектор с экраном. Мультимедийные презентации по тематике дисциплины. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Основы философии : учебное пособие / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е. Дмитриев [и др.] ; под редакцией М. А. Гласе. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 360 с. – ISBN 978-5-8114-5734-2. 2. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. М. Руденко. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 382 с.: схемы, табл.; 21 см. - (Серия: Высшее образование).; ISBN 978-5222-23436-5. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Бранская, Е. В. Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 184 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-06880-1. – URL : https://urait.ru/bcode/455182 2. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. – Москва : Юрайт, 2020. – 478 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02437-1. – URL : https://urait.ru/bcode/451133 3. Иоселиани, А. Д. Основы философии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Д. Иоселиани. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 531 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13859-7. – URL : https://urait.ru/bcode/467074 4. Кочеров, С. Н. Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 177 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-09669-9. – URL : https://urait.ru/bcode/452562 5. Лавриненко, В. Н. Основы философии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 375 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-00563-9. – URL : https://urait.ru/bcode/467575 6. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Спиркин. – Москва : Юрайт, 2020. – 392 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-00811-1. – URL : https://urait.ru/bcode/450721 7. Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / О. Н. Стрельник. – Москва : Юрайт, 2020. – 312 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04151-4. – URL : https://urait.ru/bcode/449716 8. Тюгашев, Е. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Тюгашев. – Москва : Юрайт, 2020. – 252 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01608-6. – URL : https://urait.ru/bcode/452451 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания: -Грамотно и аргументированно - устный опрос; 1.Основные категории и понятия использовать категориальный - аналитическая работа с философии; философский аппарат; оригинальными текстами; 2.Роль философии в жизни -четко и правильно отвечать на домашняя работа человека и общества; вопросы по основным творческого и проблемного 3. Основы философского учения о философским проблемам; характера; бытии. -приводить примеры из - Написание рефератов 4.Сущность процесса познания. собственной практики - Тестирование 5.Основы научной, философской и о проблемах, связанных - Написание философского религиозной картин мира. расширением научноэссе 6.Об условиях формирования технической революции; личности, свободе и -объяснять место научных ответственности за сохранение философских знаний в жизни, культуры, окружающей современной жизни и среды. профессии; 7.О социальных и этических -проводить анализ источников проблемах, связанных с развитием информации и составлять и использованием достижений доклады и выступления науки, техники, технологий. -четко представлять структуру реферата, эссе, выступления по основным вопросам философии Умения: -Доходчиво, убедительно, -устный опрос; Ориентироваться в наиболее грамотно разъяснять, -контроль представления общих философских проблемах доказывать свою позицию по выполнения домашних бытия, познания, ценностей, общим философским заданий проблемного и свободы и смысла жизни как проблемам; творческого характера (эссе и основах формирования культуры -аргументированно цитировать выступлений); гражданина и будущего классиков разных - тестирование; специалиста. философских школ; -работа с философским -демонстрировать способность словарем и оригинальными сделать правильный текстами; нравственный, социальный, -оценка выступлений на политический выбор семинарах; -защита реферативных работ; -дифференцированный зачет