ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных
приборов и устройств

Саратов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 11.02.16 Монтаж,
техническоеобслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, входящей в
укрупнённую группу специальностей 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы
связи.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической
работе
ГАПОУ СО «Саратовский
политехнический колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической
комиссии
специальных дисциплин 11.00.00
Электроника, радиотехника и системы
связи
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Е.М.
Гронец/

Составитель:
Барышева А.Д. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл, имеет
связь с дисциплинами цикла ОГСЭ.02 История, ОГСЭ.05 Психология общения и дисциплинами
общепрофессионального цикла, так как участвует в формировании духовной культуры личности,
гражданской и профессиональной позиции будущего специалиста.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-11

- ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основах формирования
культуры гражданина и
будущего специалиста

- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной
картин мира;
- условия формирования личности, свобода и
ответственность за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
- социальные и этические проблемы, связанные с
развитием и использованием достижений науки,
техники, технологий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

56

в т.ч. в форме практической подготовки

-

Самостоятельная работа

8

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

48

в том числе:
теоретическое обучение

48

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
часов

1

2

3
33

Содержание учебного материала
1.Становление философии из мифологии. Миф как первая ступень самосознания человеческого
духа.. Главное отличие философского сознания от мифологического. Корни философии.
Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
2. Рациональность и иррациональность философии. Предмет и определение философии. Задачи
философии как предмета. Основной вопрос философии. Роль философии в жизни общества.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Предпосылки философии в Древнем мире (Индия и Китай). Предпосылки философии в
Древней Индии. Специфика индийской философии. Проблемы жизни и смерти. Понятие
реинкарнации и кармы как специфические черты индийской философии. Учение о Единой
истинной реальности.
2.Предпосылки философии в Древнем Китае. Специфика китайской философии.
Натурфилософские представления. Учение об «ян» и «инь». Ритуал и долг как важнейшее условие
согласия, устойчивости и гармонии в обществе. Даосизм. Учение Конфуция о «Золотой середине»
3.Становление философии Древней Греции. Основные философские школы и их представители,
досократики (милетская, италийская, пифагорейцы, элеаты, атомисты). Поиски первоначала мира.
Сократ, Платон и Аристотель. Сократ – поворот к человеку.
4.Этический рационализм. Платон как основоположник объективного идеализма: учение об
«идеях». Аристотель как основоположник науки и философии. Учение о материи и форме.
Киники, стоики, скептики. Влияние античной философии на развитие мышления, знаний, наук.
5.Философия Древнего Рима. Эпикуреизм. Стоики. Сенека – вершина нравственно философской мысли человечества. Философия как лекарство для души. Скептицизм. Что можно
ждать от философии?

3

Раздел 1. Предмет философия и ее история
Тема 1.
Становление
философии из
мифологии

Тема 2.
Философия
Древнего мира и
средневековая
философия

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 02, ОК 05,
ОК 07,
ОК 09

2

1
14
ОК 02, ОК 03,
ОК 06, ОК 09

12

Тема 3.
Философия
Возрождения и
Нового времени

Тема 4.
Современная
философия

6. Средневековая философия: патристика и схоластика. Философия и религия.
Философия как «служанка богословия». Патристика. А.Блаженный: учение «о двух градах».
Важнейший вопрос патристики: о соотношении судьбы и свободной воли человека. Схоластика.
Учение Ф. Аквинского – примирение веры и знания. Обоснование бытия Бога.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Скептицизм Возрождения – орудие
борьбы против схоластики. Пантеизм. Человек – центр мироздания. Понятие гуманизма
Индивидуализм эпохи Возрождения. Ориентация философского мышления на помощь науке. Дж.
Бруно, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи – яркие представители натурфилософии Возрождения
2. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов
(Р. Декарт, Б. Спиноза). Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового
времени
3.Немецкая классическая философия. И. Кант как родоначальник немецкой классической
философии. Явление и «вещь в себе». Агностицизм И. Канта. Категорический императив.
4.Философия Гегеля. Система объективного идеализма. Тождество бытия и мышления.
Диалектика Гегеля. Философия позитивизма и эволюционизма. Позитивизм О. Конта.
Превращение науки в господствующую отрасль культуры. Позитивное (научное) мышление.
Возникновение науки, направленной на изучение общества – социологии Ч. Дарвин как
основоположник эволюционизма. Социал – дарвинизм: распространение теории Дарвина на
общество.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Основные направления философии 20 в: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.
Проблема бытия в философии 20 в. Проблемы личности и общества. Философская антропология в
поисках решения проблемы человека. Методология науки.
2.Философия бессознательного. З. Фрейд о проявлении в человеке «бессознательного», влечений,
комплексов. Влияние их на личность и общество. Ф. Ницше и его теория о «воли к власти».
Учение о «сверхчеловеке».

3.Особенности русской философии Зарождение русской религиозной философии. Этапы
развития. Нацеленность на проблемы этики. Представители.
Русская идея. Москва – «третий Рим». Идея «соборности» и всеединства в работах Хомякова А.
С., Соловьева В.С., Бердяева Н.
Раздел 2. Структура и основные направления философии
Тема 1. Методы
Содержание учебного материала

2
10
ОК 03, ОК 05, ОК
06, ОК 07, ОК 08,
ОК 09

8

2
6
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
6

21
5

философии

Тема 2. Учение о
бытии и
познании мира

Тема 3. Этика и
социальная
философия

Тема 4. Место
философии в
духовной
культуре и ее
значение

1.Этапы философии: античный, средневековый, Нового времен, 20в. Основные картины мира
– философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, 20 в.)
2.Методы философии: формально – логический, диалектический, прагматический, системный.
Строение философии, ее основные направления.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Объективный мир и его
картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Современные онтологические представления.
2.Пространство, время, причинность, целесообразность. Их интерпретация в различные
культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские
представления о месте человека в космосе.
3.Гносеология – учение о познании. Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов,
рационалистов и агностиков о природе познания Чувства, разум, воля, мышление, воображение и
их роль в познании. Что такое знание?
Содержание учебного материала
1.Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая
цель. Религиозная этика.
2.Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы,
связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние
природы на общество.
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная
динамика, цикличное развитие, эволюция.
3.Философия и глобальные проблемы современности. Основные глобальные проблемы
современности, пути их преодоления.
Содержание учебного материала
1.Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии
от искусства, науки, религии и идеологии. Типы философствования. Философия и мировоззрение.
Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в
современном мире. Будущее философии.
Самостоятельная работа обучающихся
Всего:

ОК 06, ОК 09
4
1
6

ОК 02, ОК 04,
ОК 06, ОК 08,
ОК 09

6

6
ОК 01, ОК 03, ОК
05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09
6

6
4
2
56

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:
рабочие места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 необходимая методическая и справочная литература
Технические средства обучения:



Телевизор или мультимедийный проектор с экраном.
Мультимедийные презентации по тематике дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при
этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Основы философии : учебное пособие / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е.
Дмитриев [и др.] ; под редакцией М. А. Гласе. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 360 с. –
ISBN 978-5-8114-5734-2.
2.
Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / А. М. Руденко. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2015. – 382 с.: схемы, табл.; 21 см. - (Серия: Высшее образование).; ISBN 978-5222-23436-5.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бранская, Е. В. Основы философии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. – 2-е изд., перераб.
и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 184 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-06880-1. – URL : https://urait.ru/bcode/455182
2. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. – Москва : Юрайт, 2020. – 478 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02437-1. – URL :
https://urait.ru/bcode/451133
3. Иоселиани, А. Д. Основы философии : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Д. Иоселиани. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва
: Юрайт, 2020. – 531 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13859-7.
– URL : https://urait.ru/bcode/467074
4. Кочеров, С. Н. Основы философии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. – 3-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 177 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-09669-9. – URL : https://urait.ru/bcode/452562
5. Лавриненко, В. Н. Основы философии : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. –

8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 375 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-00563-9. – URL : https://urait.ru/bcode/467575
6. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего
профессионального образования / А. Г. Спиркин. – Москва : Юрайт, 2020. – 392 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-00811-1. – URL :
https://urait.ru/bcode/450721
7. Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для среднего
профессионального образования / О. Н. Стрельник. – Москва : Юрайт, 2020. – 312 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04151-4. – URL :
https://urait.ru/bcode/449716
8. Тюгашев, Е. А. Основы философии : учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Тюгашев. – Москва : Юрайт, 2020. – 252 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01608-6. – URL :
https://urait.ru/bcode/452451

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
-Грамотно и аргументированно - устный опрос;
1.Основные категории и понятия
использовать категориальный
- аналитическая работа с
философии;
философский аппарат;
оригинальными текстами;
2.Роль философии в жизни
-четко и правильно отвечать на домашняя
работа
человека и общества;
вопросы по основным
творческого и проблемного
3. Основы философского учения о философским проблемам;
характера;
бытии.
-приводить примеры из
- Написание рефератов
4.Сущность процесса познания.
собственной практики
- Тестирование
5.Основы научной, философской и о проблемах, связанных
- Написание философского
религиозной картин мира.
расширением научноэссе
6.Об условиях формирования
технической революции;
личности, свободе и
-объяснять место научных
ответственности за сохранение
философских знаний в
жизни, культуры, окружающей
современной жизни и
среды.
профессии;
7.О социальных и этических
-проводить анализ источников
проблемах, связанных с развитием информации и составлять
и использованием достижений
доклады и выступления
науки, техники, технологий.
-четко представлять структуру
реферата, эссе, выступления по
основным вопросам
философии
Умения:
-Доходчиво, убедительно,
-устный опрос;
Ориентироваться в наиболее
грамотно разъяснять,
-контроль
представления
общих философских проблемах
доказывать свою позицию по
выполнения
домашних
бытия, познания, ценностей,
общим философским
заданий
проблемного
и
свободы и смысла жизни как
проблемам;
творческого характера (эссе и
основах формирования культуры
-аргументированно цитировать выступлений);
гражданина и будущего
классиков разных
- тестирование;
специалиста.
философских школ;
-работа с философским
-демонстрировать способность словарем и оригинальными
сделать правильный
текстами;
нравственный, социальный,
-оценка
выступлений
на
политический выбор
семинарах;
-защита реферативных работ;
-дифференцированный зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».