МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств Саратов, 2023 Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 11.02.16 Монтаж, техническоеобслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, входящей в укрупнённую группу специальностей 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи. УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии специальных дисциплин 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ Е.М. Гронец/ Составитель: Барышева А.Д. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу примерной основной образовательной программы и связана с дисциплинами цикла ОГСЭ.01 Основы философии, ОГСЭ.05 Психология общения и дисциплинами общепрофессионального цикла, так как участвует в формировании духовной культуры личности, гражданской позиции и профессиональных навыков будущего специалиста. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК Умения Знания ОК 0106, ОК 09 – ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; – выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; -определять значимость профессиональной деятельности по осваиваемой профессии (специальности) для развития экономики в историческом контексте; -демонстрировать гражданскопатриотическую позицию – основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; – сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; – основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; – назначение международных организаций и основные направления их деятельности; – о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; – содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; -ретроспективный анализ развития отрасли 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины в т.ч. в форме практической подготовки Самостоятельная работа Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем в том числе: Объем часов 56 8 48 теоретическое обучение 48 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 2 Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. Тема 1. Содержание учебного материала Основные 1.СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Внутренняя политика государственной власти в СССР к тенденции началу 1980-х гг. развития СССР к 2.Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Власть и оппозиция в 1980-м гг. 1960-1980-е гг. 3.Новые попытки модернизации. Экономическая реформа 1965 г., ее направления, цели и результаты. Замедление темпов развития экономики СССР в 1970-начале 1980-х гг. 4.Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Сложность и противоречивость культурной политики. 5.Основные направления и особенности внешней политики. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Самостоятельная работа Подготовка к семинару «Экономическая и научно-техническая политика СССР к началу 1980-х гг». Тема 2. Содержание учебного материала Дезинтеграционные 1. Перестройка в СССР. Начало политических и экономических реформ. Основные пути процессы в России экономического реформирования. Трудности и ошибки перестроечного процесса в экономике. и Европе во второй Обострение социально-экономической ситуации в стране в конце 1980-х гг. половине 80-х гг. Демократизация общественно-политической жизни в СССР и странах Восточной Европы. Политические события в СССР и Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Предпосылки преобразований. Деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в СССР и в Восточной Европе. Объем часов 3 20 12 10 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК9 2 8 8 ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 Национальные конфликты и экономические проблемы. Обострение национального вопроса и национальная политика. Межнациональные конфликты. Принятие Декларации о государственном суверенитете России. Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения и распад СССР. Российская Федерация как правопреемница СССР. «Новое мышление» в международных отношениях. Геополитические последствия действия нового политического мышления в международных отношениях. Конец холодной войны. Смена политических режимов в странах Восточной Европы в конце 1980начале 1990-х гг. Раздел 2.Россия и мир в конце XX - начале XXI века. Тема 1. Содержание учебного материала Постсоветское 1.Причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. Участие международных пространство в 90- организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. е 2.Программные документы ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: гг. XX века. культурный, социально-экономический и политический аспекты. 3.Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Место и роль России в этих проектах. Планы НАТО в отношении России. Самостоятельная работа обучающихся Составление перечня важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР. Тема 2. Содержание учебного материала Россия на 1.Россия после распада СССР. Экономические реформы 1990-х гг.: цели, методы, результаты. Трудности постсоветском и противоречия формирования рыночных отношений. Развитие политической системы. пространстве. 2.Процесс суверенизации республик в составе России. Становление российского федерализма. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Россия и государства СНГ Тема 3. Россия и мировые интеграционные процессы ОК6 ОК9 36 7 6 1 6 3.Процессы интеграции на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы. 6 Содержание учебного материала 4 ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК9 ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК9 ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 1.Внешняя политика России. Россия и международные организации. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Основные проблемы сотрудничества НАТО и России в военно-политической и технической области. Глобализация с позиции гражданина РФ. Тема 4. Развитие культуры в России. 2.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. Основные образовательные проекты в России. Причины и результаты процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования. Содержание учебного материала 1.Духовная жизнь на переломе эпох: литература, музыкальная и сценическая культура, телевидение, рынок развлечений. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». 2.Место традиционных религий в условиях «массовой культуры». 4 ОК5 ОК6 ОК9 6 ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК9 ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК9 6 3.Деятельность современных молодежных организаций. Тема 5. Перспективы развития РФ в современном мире Содержание учебного материала 1.Внутренняя и внешняя политика России в начале XXI века. Развитие экономики и социальной сферы. Профессиональная деятельность специалиста. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Информатизация общества, развитие отрасли информационных технологий. Общественно-политическое развитие страны. Проблема территориальной целостности России. 13 8 2.Культура и духовная жизнь общества. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальной свободы человека в условиях стандартизации жизни общества. Курс на консолидацию общества и восстановление позиций России на международной арене. 3.РФ в современной международной политике. Самостоятельная работа обучающихся Выполнение реферативной работы «Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России». Всего: 5 56 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; необходимая методическая и справочная литература, комплект учебных карт Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением телевизор или мультимедийный проектор с экраном. мультимедийные презентации по тематике дисциплины. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные (электронные) издания 1. Крамаренко, Р. А. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09199-1. – URL : https://urait.ru/bcode/453590 2. Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08560-0. – URL : https://urait.ru/bcode/451390 3. Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин ; под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва : Юрайт, 2020. – 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – URL : https://urait.ru/bcode/454853 4. История России для технических специальностей : учебник для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев [и др.] ; под редакцией М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 531 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10532-2. – URL : https://urait.ru/bcode/451084 5. Зуев, М. Н. История России до ХХ века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – Москва : Юрайт, 2020. – 299 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01602-4. – URL : https://urait.ru/bcode/452674 6. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – Москва : Юрайт, 2020. – 299 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01245-3. – URL : https://urait.ru/bcode/452675 7. Степанова, Л. Г. История России. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Г. Степанова. – Москва : Юрайт, 2020. – 231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – URL : https://urait.ru/bcode/456028 8. История России. Тесты : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Кущенко [и др.] ; ответственный редактор С. В. Кущенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 144 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08115-2. – URL : https://urait.ru/bcode/453956 9. Мокроусова, Л. Г. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва : Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. – URL : https://urait.ru/bcode/453391 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. http://histrf.ru 3.2.3. Дополнительные источники 1. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 2. Библиотекарь.ру : сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://bibliotekar.ru/ (дата обращения 03.09.2021) 3. Твоя история: образовательный проект : сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://history4you.ru (дата обращения 03.09.2021) 4. Хронос: всеобщая история в интернете : сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения 03.09.2021) 5. История.РФ: главный исторический портал страны : сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://histrf.ru (дата обращения 03.09.2021). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания: – основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; – сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; – основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; – назначение международных организаций и основные направления их деятельности; – о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; – содержание и назначение важнейших правовых и законодательных -Уверенно перечисляет конкретные события - правильно описывает события и называет причины; -точно перечисляет и описывает, дает оценку основным процессам; -оценивает международную значимость деятельности организаций; -грамотно воспроизводит и подбирает примеры о роли науки, культуры и религии; -четкость и правильность ответов на вопросы; -дает оценку состояния отрасли, делает выводы о перспективах ее развития - устный опрос - выполнение тестовых заданий - выполнение индивидуальных заданий - дифференцированный зачет актов мирового и регионального значения. -ретроспективный анализ развития отрасли Уметь: -грамотно оценивает, сравнивает, описывает, – ориентироваться в современной критикует, объясняет, делает экономической, политической, выводы, высказывает свое культурной ситуации в России и отношение, подтверждает мире; примерами свое отношение к - выявлять взаимосвязь событиям отечественных, региональных, -обосновывает видение и мировых социально-экономических, вычленяет части целого, политических и культурных выявляет взаимосвязи, видит проблем. и озвучивает ошибки, -определять значимость приводит различия между профессиональной деятельности по фактами и следствиями осваиваемой профессии -выделяет в общем контексте (специальности) для развития экономического развития экономики в историческом страны, значение и контексте; перспективы отрасли, -демонстрировать гражданскополучаемой специальности патриотическую позицию -демонстрирует способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор - устный опрос - тестирование - выполнение практических заданий - выполнение индивидуальных заданий -дифференцированный зачет