МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств Саратов, 2023 Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 11.02.16 Монтаж, техническоеобслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, входящей в укрупнённую группу специальностей 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи. УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии специальных дисциплин 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ Е.М. Гронец/ Составитель: Четверова И.П. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01-04, ОК 06, ОК 08, ОК 09 использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; - применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; - пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности - о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни - условия профессиональной деятельности зоны риска физического здоровья для специальности; - средства профилактики перенапряжения. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 243 в т.ч. в форме практической подготовки 230 Самостоятельная работа1 5 Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 238 в том числе: теоретическое обучение 8 практические занятия 230 1 Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема образовательной программы в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренным тематическим планом и содержанием учебной дисциплины (междисциплинарного курса). 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Научно-методические основы формирования физической культуры личности Тема 1. Содержание учебного материала Общекультурное и 1.Социально-биологические основы физической культуры. социальное значение Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием физической культуры. выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты Здоровый образ жизни физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения упражнений. Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывание, утомление, восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные возможности человека. 2.Основы здорового образа и стиля жизни. Факторов, определяющих состояние здоровья. Компоненты здорового образа жизни. Роль и место физической культуры и спорта в формировании здорового образа и стиля жизни. Двигательная активность человека, её влияние на основные органы и системы организма. Норма двигательной активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка двигательной активности человека и формирование оптимальной двигательной активности в зависимости от образа жизни человека. 3.Формы занятий физическими упражнениями в режиме дня. Коррекция индивидуальных нарушений здоровья, средствами физического воспитания. Пропорции тела, коррекция массы тела средствами физического воспитания. Основы профессионально прикладной физической подготовки. Профессиограммы. Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся Объем часов 3 9 8 6 1 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01, ОК 02, ОК 03,ОК 08 Исследовать направления собственного физического развития для составления программы физического совершенствования при обучении в колледже (с учетом влияющих факторов среды, индивидуального состояния организма, образа жизни, мотивации, получаемой специальности) Раздел 2. Практическая часть. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности Тема 1. Общая физическая подготовка Содержание учебного материала Физические качества и способности человека. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Двигательные действия: построения, перестроения, различные виды ходьбы, в том числе в парах, с предметами. Подвижные игры. Тематика практических занятий 1.Выполнение построений, перестроений, различных видов общеразвивающих упражнений. - Строевые приемы на месте. -Перестроения из 1 шеренги в 2, 3 и обратно. -Перестроения из колонны по 1 в колонну по 2, 3 и обратно. -Перестроения из одной шеренги в 3, 4 «Уступом» и обратно. ходьбы, 1 195 27 26 комплексы 4 -Движение в обход, остановка группы в движении. -Движение по диагонали, противоходом, «змейкой», по кругу. 4 -Перестроение из колонны по одному в колонну по 3, 4 поворотом в движении. -Размыкание приставными шагами, по распоряжению. -Освоение комплекса упражнений с профессиональной направленностью. -Техника ОРУ. -Освоение раздельного способ проведения ОРУ. -Поточный способ проведения ОРУ. -Ознакомление с техникой акробатических упражнений. -Изучение техники акробатических упражнений. -Совершенствование техники акробатических упражнений 4 2.Различные игры разной интенсивности. Техника безопасности при занятии общей физической подготовкой 6 4 4 ОК 01, ОК 02 ОК 03 ОК 04, ОК 06, ОК 08, ОК 09 Самостоятельная работа обучающихся Овладеть комплексами физических упражнений общей физической подготовки и составить комплекс утренней физической зарядки, постоянно его использовать Тема 2. Легкая атлетика Содержание учебного материала Техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого стартов. Техника эстафетного бега Кроссовая подготовка. Техника прыжка в длину с разбега 28 Тематика практических занятий 26 -Отработка техники низкого старта. -Бег на короткие дистанции. -Техника стартового разбега. -Совершенствование техники низкого старта. -Техника финиширования. -Совершенствование техники бега на короткие дистанции. -Обучение техники эстафетного бега 4х100м -Совершенствование техники эстафетного бега. -Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. Тема 3. Спортивные игры 1 4 ОК 01, ОК 02 ОК 03 ОК 04, ОК 06, ОК 08, ОК 09 8 4 -Кроссовая подготовка. 8 Прием контрольных нормативов: бег 100м, 1000м (ю), 500м (д); прыжок в длину с места. Самостоятельная работа обучающихся Организация участия студента в соревнованиях по выбранным направлениям Подготовка к участию в судействе соревнований по легкой атлетике. Содержание учебного материала Баскетбол Ловля и передача мяча, -Ведение, -Броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), - Прием техники защиты – перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. - Правила игры. -Техника безопасности игры. -Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам. Тематика практических занятий 2 2 24 24 ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 08 -Отработка действия без мяча: стойки, перемещения. -Обучение техники передачи, ловли, бросков и ведения мяча. -Совершенствование игровых приемов. -Техника штрафных бросков. -Взаимодействия игроков. -Учебная игра. Содержание учебного материала Волейбол Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам. Тематика практических занятий Изучение и отработка техники приема и передачи мяча сверху двумя руками. Изучение и отработка техники приема и передачи мяча снизу двумя руками. Изучение и отработка техники нижней подачи. Двусторонняя игра Тактические действия в игре Содержание учебного материала Мини-футбол Перемещение по полю. Ведение мяча. Передачи мяча. Удары по мячу ногой, головой. Остановка мяча ногой. Приём мяча: ногой, головой. Удары по воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры в защите, в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия). Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие игроков. Учебная игра. Тематика практических занятий - разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры. - сопряжённое воспитание двигательных качеств и способностей: -упражнения по формированию быстроты в процессе занятий спортивными играми. 4 4 8 8 32 32 6 6 10 10 20 20 2 2 Тема 4. Гимнастика -воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий спортивными играми. -воспитание выносливости в процессе занятий спортивными играми. -воспитание координации движений в процессе занятий спортивными играми. 2 -тренировочные игры, двусторонние игры на счёт. - сдача контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, техникотактических приёмов игры. - индивидуальное проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемым спортивным играм. Содержание учебного материала Настольный теннис Стойки игрока. Способы держания ракетки: горизонтальная хватка, вертикальная хватка. Передвижения: бесшажные, шаги, прыжки, рывки. Технические приемы: подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топ-спин, топс-удар, свеча. Тактика игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры. Двусторонняя игра. Тематика практических занятий Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, техникотактических приемов игры 10 2 тренировочные игры, двусторонние игры на счет. 16 выполнение контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, техникотактических приемов игры. Содержание учебного материала Строевые упражнения Знакомство с проведением общеразвивающих упражнений, их назначение, формы проведения. Комплекс упражнений профессиональной направленности. Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики. Техника безопасности занятий. Тематика практических занятий 2 2 26 26 8 22 ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 08 22 Тема 2.5 Атлетическая гимнастика Строевые приемы на месте. Условные обозначения спортивного зала. Перестроения из 1 шеренги в 2, 3 и обратно. Перестроения из колонны по 1 в колонну по 2, 3 и обратно. Перестроения из одной шеренги в 3, 4 «Уступом» и обратно. Движение в обход, остановка группы в движении. Движение по диагонали, противоходом, «змейкой», по кругу. Перестроение из колонны по одному в колонну по 3, 4 поворотом в движении. Размыкание приставными шагами , по распоряжению. Освоение комплекса упражнений с профессиональной направленностью. Техника ОРУ. Освоение раздельного способ проведения ОРУ. Поточный способ проведения ОРУ. 6 Ознакомление с техникой акробатических упражнений. Изучение техники акробатических упражнений. 4 Совершенствование техники акробатических упражнений. Содержание учебного материала: Общая физическая подготовка Тематика практических занятий Комплекс упражнений для развития мышц груди и спины. 6 16 Комплекс упражнений для развития силы мышц рук и ног. Комплекс упражнений с гирями /ю/, скакалками /д/. Комплекс упражнений для развития мышц брюшного пресса. Прием контр. норм. – подъем туловища из положения лежа /30сек/, - подтягивания на перекладине /ю/, - отжимания в упоре лежа, -упражнения в тренажерном зале Тема 2.6 Лыжная подготовка Содержание учебного материала Одновременный бесшажный, одношажный, двухшажный классический ход и попеременные лыжные ходы. Передвижение по пересеченной местности. Повороты, торможения, прохождение спусков, подъемов, неровностей в лыжном спорте. Прыжки на лыжах с малого трамплина. Прохождение дистанций в 5, 10 км 4 4 16 2 2 2 2 8 20 ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 08 Тематика практических занятий Разучивание, закрепление и совершенствование элементов техники хода Разучивание. Закрепление и совершенствование техники спуска- подъема Освоение техники прыжков с трамплина Участие в соревнованиях Раздел 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка 20 6 4 4 6 21 Тема 1. Сущность и содержание ППФП в достижении высоких профессиональных результатов Военно-прикладная физическая подготовка Содержание учебного материала Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых двигательных умений и навыков. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых физических и психических свойств и качеств. Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям. Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП. Практические занятия Выполнение комплексов дыхательных упражнений. Выполнение комплексов утренней гимнастики. Выполнение комплексов упражнений для глаз. Выполнение комплексов упражнений по формированию осанки. Выполнение комплексов упражнений для снижения массы тела. Выполнение комплексов упражнений для наращивания массы тела. Выполнение комплексов упражнений по профилактике плоскостопия. 18 Выполнение комплексов упражнений при сутулости, нарушением осанки в грудном и поясничном отделах, упражнений для укрепления мышечного корсета, для укрепления мышц брюшного пресса. 4 18 2 4 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09 Всего Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма. 4 Самостоятельная работа обучающихся Составление комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма с учетом профессиоограммы 1 243 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: спортивный зал, оснащенный следующим спортивным инвентарем: Гимнастическая лестница Гимнастическая скамейка Волейбольная стойка и сетка Баскетбольные щиты Гимнастические маты Перекладина навесная. Раздаточный материал: Мячи Набор гантелей Гимнастическая скакалка Тренажеры: Комплект гирь и штанг. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Физическая культура : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Конеева [и др.] ; под редакцией Е. В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 599 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13554-1. – URL : https://urait.ru/bcode/465965 2. Аллянов, Ю. Н. Физическая культура : учебник для среднего профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. – 3-е изд., испр. – Москва : Юрайт, 2020. – 493 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02309-1. – URL : https://urait.ru/bcode/448586 3. Физическая культура : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Б. Муллер [и др.]. – Москва : Юрайт, 2020. – 424 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02612-2. – URL : https://urait.ru/bcode/448769 3.2.2. Основные электронные издания 1. Ягодин, В. В. Физическая культура: основы спортивной этики : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Ягодин. – Москва : Юрайт, 2020. – 113 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-10349-6. – URL : https://urait.ru/bcode/456547 2. Туревский, И. М. Физическая подготовка: сдача нормативов комплекса ГТО : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. М. Туревский, В. Н. Бородаенко, Л. В. Тарасенко. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2020. – 148 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-11519-2. – URL : https://urait.ru/bcode/456955 3. Плавание с методикой преподавания : учебник для среднего профессионального образования / Н. Ж. Булгакова [и др.] ; под общей редакцией Н. Ж. Булгаковой. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2020. – 344 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08846-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/455542 4. Жданкина, Е. Ф. Физическая культура. Лыжная подготовка : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин. – Москва : Юрайт, 2020. – 125 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10154-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453245 5. Спортивная метрология : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Афанасьев, И. А. Осетров, А. В. Муравьев, П. В. Михайлов ; ответственный редактор В. В. Афанасьев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 209 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53408626-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452636 6. Журин, А. В. Волейбол. Техника игры : учебное пособие для СПО / А. В. Журин. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 56 с. – ISBN 978-5-8114-5849-3. 7. Орлова, Л. Т. Настольный теннис : учебное пособие для СПО / Л. Т. Орлова, А. Ю. Марков. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 40 с. – ISBN 978-58114-6670-2. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Спортивная Россия [Электронный ресурс]. URL: http://www.infosport.ru/xml/t/default.xml (дата обращения 03.09.2021) 2. Журин, А. В. Волейбол. Техника игры : учебное пособие для СПО / А. В. Журин. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 56 с. – ISBN 978-58114-5849-3. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/156624 (дата обращения: 15.12.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей. 3. Орлова, Л. Т. Настольный теннис : учебное пособие для СПО / Л. Т. Орлова, А. Ю. Марков. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 40 с. – ISBN 978-5-8114-6670-2. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/151215 (дата обращения: 15.12.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки -о роли физической Точно формулировать правила игры по всем Выступление с культуры в видам, включенным в рабочую программу сообщениями общекультурном, Согласно нормам формулировать положения по Тестирование профессиональном и технике безопасности при занятиях спортом, Проведение своего социальном развитии объяснять правила закаливания комплекса зарядки в человека; Обоснованно разъяснять понятия «здоровый группе основы здорового образ жизни Дифференцированный образа жизни Давать оценку своей профессиональной зачет -условия деятельности при анализе профессиограмме профессиональной Подбирать упражнения для расслабления, деятельности зоны составлять комплекс гигиенической гимнастики риска физического здоровья для специальности -средства профилактики перенапряжения Умения: Грамотно составить комплекс УГГ. Проведение своего -использовать Ежедневное использование комплекса УГГ, комплекса зарядки в физкультурноВ соответствии с требованиями составить группе оздоровительную правила закаливания для себя Выступление с деятельность для Демонстрировать умения выполнять сообщением укрепления здоровья, упражнения на расслабление Наблюдение достижения Демонстрировать соответствие контрольным преподавателя и его жизненных и нормам: преодоление полосы препятствий, устная оценка профессиональных прыжок в длину с места, выход силой, Выполнение целей отжимания от пола в упоре лёжа, подъём контрольных -применять переворотом на перекладине нормативов рациональные приемы Согласно нормам, сдавать контрольные Портфолио личных двигательных нормативы достижений функций в Показывать результативность участия в обучающегося профессиональной спортивных соревнованиях по всем видам Наблюдение деятельности спорта преподавателя и его -пользоваться Проявлять активность на занятиях физической устная оценка средствами культурой на занятиях и в секциях Проведение профилактики С учетом правил, разработать проведение мероприятия перенапряжения, соревнования по игровым видам спорта Портфолио личных характерными для Составить комплекс производственной достижений данной специальности гимнастики для себя, с учетом полученной обучающегося специальности Дифференцированный Демонстрировать судейство по всем игровым зачет видам спорта