ОГСЭ.05 Психология общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных
приборов и устройств

Саратов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 11.02.16 Монтаж,
техническоеобслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, входящей в
укрупнённую группу специальностей 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы
связи.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической
работе
ГАПОУ СО «Саратовский
политехнический колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической
комиссии
специальных дисциплин 11.00.00
Электроника, радиотехника и системы
связи
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Е.М.
Гронец/

Составитель:
Барышева А.Д. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина ОГСЭ.03 Психология общения относится к общему
гуманитарному и социально-экономическому циклу основной образовательной программы
специальности, связана с дисциплиной ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной
деятельности
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 01-11

Умения

Знания

- применять технику и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности;
использовать
приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного
общения

- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания,
ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения
конфликтов
-приемы саморегуляции в процессе общения

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

56

в т.ч. в форме практической подготовки

16

Самостоятельная работа

8

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

48

в том числе:
теоретическое обучение

32

практические занятия

16

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
часов

1
Введение в учебную
дисциплину

2

3
2
2

Содержание учебного материала
Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной
деятельности человека. Роль общения в отрасли телекоммуникаций.
Раздел 1. Психология общения
Тема 1. Общение Содержание учебного материала
основа
1.Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. Классификация
человеческого
общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения. Единство общения и деятельности.
бытия
2.Причины возникновения манипуляций в межличностном общении, негативные последствия и
преимущества смешения межличностного и ролевого общения.
Тема 2. Общение
Содержание учебного материала
как восприятие
1.Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в
людьми друг друга
процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие. Ваш
(перцептивная
стиль делового общения
сторона)
Тема 3. Общение
Содержание учебного материала
как взаимодействие 1.Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного
(интерактивная
анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. Взаимодействие как организация
сторона)
совместной деятельности
Тема 4. Общение
Содержание учебного материала
как обмен
1.Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Вербальная коммуникация при
информацией
прохождении производственной практики. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация.
(коммуникативная Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность
сторона)
как средство повышения эффективного общения. Групповое принятие решений
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие «Самодиагностика уровня владения невербальными компонентами в процессе

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 02, ОК 03,
ОК 09

4
ОК 05, ОК 09
4
4
4

4
4

ОК01, ОК02,
ОК03, ОК05,
ОК06, ОК09,
ОК11
ОК 07,
ОК 08, ОК 10

4
2

2
2

ОК02, ОК07,
ОК08, ОК10

делового общения»
Содержание учебного материала
1.Деловая беседа. Правила ведения беседы. Формы постановки вопросов. Психологические
особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений
2. Корректное ведения диспута, публичного выступления. Аргументация
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Решение ситуационных задач
Ролевая игра «Диспут»
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщения на тему «Как читать мысли других по их жестам? Почему по речи судят о
культуре человека?»
Раздел 2. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения

Тема 5. Формы
делового общения и
их
характеристики

Тема 1.Конфликт,
его сущность и
основные
характеристики

Содержание учебного материала

1.Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения
конфликтов.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие «Самодиагностика на тему «Твоя конфликтность». Анализ своего поведения на
основе диагностики»
Практическое занятие «Анализ производственных конфликтов и составления алгоритма выхода из
конфликтной ситуации»
Тема 2.
Содержание учебного материала
Эмоциональное
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Особенности
реагирование в
эмоционального реагирования в конфликтах. Роль негативных эмоций в общении человека. Разрядка
конфликтах и
эмоций. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной
саморегуляция
ситуации
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие «Составление правил поведения для выхода из конфликтов при изучении
конкретных ситуаций»
Раздел 3. Этические формы общения
Тема 1. Общие
Содержание учебного материала
сведения об
1.Понятие этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа
этической культуре эффективного общения. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового
этикета и этики деловых отношений
Тематика практических занятий и лабораторных работ

10
4

ОК 02, ОК07,
ОК 08, ОК10,
ОК 11

4
2
2
2
2

6
2
4
2

ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
6
ОК05, ОК09
4

2
2
16
6

4

ОК02, ОК 03,
ОК04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

Практическое занятие «Разработка этических норм своей профессиональной деятельности»
Практическое занятие «Формулировка принципов делового этикета, их значение в профессиональной
сфере»
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщения на темы (на выбор):
- «Толерантность – основа диалогического общения»
- «Роль негативных эмоций в общении человека»
- «Как внешний вид человека влияет на его успехи в профессиональной деятельности?»
Используя профессиограмму своей специальности, описать роль и место общения в структуре
профессиональной деятельности. Составить презентацию своих качеств специалиста.
Всего

2
2
6
2

4
56

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием: рабочие места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 необходимая методическая и справочная литература.
Технические средства обучения:
 компьютер с лицензионным программным обеспечением
 телевизор или мультимедийный проектор с экраном;
 мультимедийные презентации по тематике дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и
практикум для академического бакалавриата / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков,
Л. А. Петровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. —
272 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08188-6. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/432091 (дата обращения: 03.09.2021).
2. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией
Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469702 (дата обращения:
03.09.2021).
3. Коноваленко, М. Ю. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 476 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-11060-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469732 (дата обращения: 03.09.2021).
4. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 437 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469549 (дата обращения: 03.09.2021).

3.2.3. Дополнительные источники
1. Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1 : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / А. П. Панфилова,

А. В. Долматов ; под общей редакцией А. П. Панфиловой. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 231 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03228-4.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/470970 (дата обращения: 03.09.2021).
2. Рамендик, Д. М. Психология делового общения : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 207 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-06312-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470462 (дата обращения: 03.09.2021).
3. Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения: учебник, М:Академия,
2016 - 192 с. - ISBN: 5446830830

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
- анализ выполнения
Знания:
- взаимосвязь общения и - грамотно выступает с
практических работ
деятельности;
сообщениями.
-текущий контроль;
- цели, функции, виды и - владеет понятиями учебной
- защита внеаудиторной
уровни общения;
дисциплины и применяет их
самостоятельные работы;
- роли и ролевые ожидания в адекватно ситуации
-дифференцированный зачет
общении;
- намечает и описывает приемы
виды
социальных саморегуляции.
взаимодействий;
механизмы
взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения;
этические
принципы
общения;
-источники, причины, виды и
способы
разрешения
конфликтов.
-приемы саморегуляции в
процессе общения
-умеет слушать, обобщать,
- активность на занятиях в
Умения:
- применять технику и анализировать, принимать
группах;
приемы
эффективного решения в коллективной форме - дифференцированный зачет
общения в профессиональной организации учебного
деятельности;
процесса.
использовать
приемы - самостоятельно и творчески
саморегуляции поведения в подходит к выполнению
процессе
межличностного самостоятельной работы.
общения
- в учебной и
профессиональной
деятельности демонстрирует
гуманность,
доброжелательность,
толерантность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».