ОГСЭ.03 Психология общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
09.02.07 Информационные системы и программирование

Саратов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование, входящей в укрупнённую группу специальностей 09.00.00
Информатика и вычислительная техника.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
специальных дисциплин 09.00.00 Информатика и
вычислительная техника
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Чернецова Л.Г./

Составитель:
Барышева А.Д. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.03 Психология общения»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина «Психология общения» входит в общий гуманитарный и социальноэкономический цикл (ОГСЭ)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

Умения

Знания

распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы; составить план
действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
реализовать составленный план;
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
определять задачи для поиска
информации; определять необходимые
источники информации; планировать
процесс поиска; структурировать
получаемую информацию; выделять
наиболее значимое в перечне
информации; оценивать практическую
значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска
определять актуальность нормативноправовой документации в
профессиональной деятельности;
применять современную научную
профессиональную терминологию;
определять и выстраивать траектории
профессионального развития и
самообразования
организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
описывать значимость своей профессии
(специальности)

актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности;
приемы структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации
содержание актуальной нормативноправовой документации; современная
научная и профессиональная
терминология; возможные траектории
профессионального развития и
самообразования
психологические основы деятельности
коллектива, психологические
особенности личности; основы
проектной деятельности
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих
ценностей; значимость
профессиональной деятельности по
профессии (специальности)

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.03 Психология
общения»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

48

в том числе:
теоретическое обучение

28

практические занятия

18

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся

1
Раздел 1. Психологические аспекты общения
Тема 1.1.
Общение – основа
человеческого
бытия
Тема 1.2.
Классификация
общения
Тема 1.3.
Средства общения
Тема 1.4.
Общение как
обмен
информацией
(коммуникативная
сторона общения)
Тема 1.5.
Общение как
восприятие
людьми друг друга
(перцептивная
сторона общения)
Тема 1.6.
Общение как
взаимодействие
(интерактивная
сторона общения)
Тема 1.7.

2

Объем в
часах

Коды компетенции,
формированию
которых способствует
элемент программы

3

4

Содержание
1.Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Роль общения в профессиональной деятельности. Единство общения и
деятельности.
Содержание
1. Виды общения. Структура общения. Функции общения.
Содержание
1. Вербальные средства общения. Невербальные средства общения: кинесика,
экстралингвистика, паралингвистика, такесика, проксемика.
Содержание
1. Основные элементы коммуникации. Виды коммуникаций. Коммуникативные
барьеры.

Содержание
1. Понятие социальной перцепции. Механизмы восприятия. Эффекты
восприятия

Содержание
1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в
русле трансактного анализа Э. Берна. Ориентация на понимание и ориентация
на контроль.
Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Содержание

16

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

Техники активного
слушания

1. Виды, правила и техники слушания. Методы развития коммуникативных
способностей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 2. Деловое общение
Тема 2.1.
Деловое общение

Тема 2.2.
Проявление
индивидуальных
особенностей в
деловом общении
Тема 2.3.
Этикет в
профессиональной
деятельности
Тема 2.4.
Деловые
переговоры

Содержание
1. Деловое общение. Виды делового общения. Этапы делового общения.
Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных
выступлений.
Содержание
1. Темперамент. Типы темперамента. Свойства темперамента.

Содержание
1. Понятие этикета. Деловой этикет в профессиональной деятельности.
Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.

14

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

Содержание
Переговоры как разновидность делового общения. Подготовка к переговорам.
Ведение переговоров.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 3. Конфликты в деловом общении
Тема 3.1.
Содержание
Конфликт его
1. Понятие конфликта и его структура. Динамика конфликта. Виды конфликтов.
сущность
Тема 3.2.
Содержание
Стратегии
Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации.
поведения в
В том числе практических занятий и лабораторных работ
конфликтной
Самостоятельная работа обучающихся
ситуации
Тема 3.3.

Содержание

16

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

Конфликты в
деловом общении

1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Правила
поведения в конфликтах.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3.4.
Стресс и его
особенности

Содержание
1. Стресс и его характеристика. Профилактика стрессов в деловом общении».
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся

Примерная тематика практических занятий:
 «Круг общения».
 Общение с использованием вербальных и невербальных компонентов общения.
 Самодиагностика по теме «Механизмы восприятия»
 Диагностический инструментарий:
 «Ваши эмпатические способности».
 Анализ результатов тестирования.
 Деловая игра «Я Вас слушаю».
 Самодиагностика по теме «Темперамент»
 Диагностический инструментарий:
 «Типы темперамента».
 Анализ результатов тестирования.
 Деловая игра «Переговоры»
 Самодиагностика по теме «Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации»:
 Диагностический инструментарий:
Примерная В том числе практических занятий

 «Стратегия поведения в конфликтах».
 Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.
 Деловая игра «Пресс-конференция».
 Самодиагностика по теме «Стресс его особенности»
 Диагностический инструментарий:
 «Способность действовать в социально-напряженных ситуациях».
 Анализ результатов тестирования
Промежуточная аттестация

2

Всего:

48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Социально-экономических дисциплин, оснащенный следующим
оборудованием и техническими средствами обучения:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: рабочее место
преподавателя, парты учащихся (в соответствие с численностью учебной группы), доска,
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа
проектор, экран, лазерная указка, шкафы для хранения учебных материалов по предмету.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Психология общения / О.Н. Якуничева, А.П. Прокофьева. – Москва: Лань, 2021. –
224 с.
1.2.2. Основные электронные издания
Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией
Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469702 (дата обращения:
13.12.2021).
3.2.3. Дополнительные источники
1 Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 437 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469549 (дата обращения: 13.12.2021).
2 Кузнецова, М. А. Психология общения : учебное пособие для СПО/ М. А.
Кузнецова. - Москва: РГУП, 2019. - 167 с. - ISBN 978-5-93916-811-3. - Текст :
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1192174 (дата обращения:
13.12.2021). – Режим доступа: по подписке.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.03 Психология общения»
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации и
ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях; методы работы в
профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки
результатов решения задач
профессиональной деятельности
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности;
приемы структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации
содержание актуальной
нормативно-правовой
документации; современная
научная и профессиональная
терминология; возможные
траектории профессионального
развития и самообразования
психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности; основы проектной
деятельности
сущность гражданскопатриотической позиции,
общечеловеческих ценностей;
значимость профессиональной
деятельности по профессии
(специальности)
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или
социальном контексте;
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или
проблемы; составить план действия;

Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, качество их
выполнения оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
некоторые
умения
сформированы недостаточно,
все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий
выполнены
с
ошибками.
«Удовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса освоено частично, но
пробелы
не
носят
существенного
характера,
необходимые умения работы
с освоенным материалом в
основном
сформированы,
большинство
предусмотренных
программой
обучения
учебных заданий выполнено,
некоторые из выполненных
заданий содержат ошибки.
«Неудовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса
не
освоено,
необходимые умения не
сформированы, выполненные
учебные задания содержат
грубые ошибки.

Формы и методы оценки
Примеры форм и методов
контроля и оценки
•
Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме;
•
Тестирование….
•
Контрольная работа
….
•
Самостоятельная
работа.
•
Защита реферата….
•
Семинар
•
Защита курсовой
работы (проекта)
•
Выполнение
проекта;
•
Наблюдение за
выполнением
практического задания.
(деятельностью студента)
•
Оценка выполнения
практического
задания(работы)
•
Подготовка и
выступление с докладом,
сообщением,
презентацией…
•
Решение
ситуационной задачи….

определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью
определять задачи для поиска
информации; определять
необходимые источники
информации; планировать процесс
поиска; структурировать
получаемую информацию; выделять
наиболее значимое в перечне
информации; оценивать
практическую значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска
определять актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности; применять
современную научную
профессиональную терминологию;
определять и выстраивать
траектории профессионального
развития и самообразования
организовывать работу коллектива
и команды; взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами в ходе
профессиональной деятельности
описывать значимость своей
профессии (специальности)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».