ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ (1)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ
09.02.07 Информационные системы и программирование

Саратов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование, входящей в укрупнённую группу специальностей
09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
специальных дисциплин 09.00.00 Информатика и
вычислительная техника
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Чернецова Л.Г./

Составитель:
Барышева А.Д. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОГСЭ.02 История»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина «История» входит в общий гуманитарный и социально-экономический
цикл (ОГСЭ)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09

Умения

Знания

ориентироваться в
современной экономической,
политической и культурной
ситуации в России и мире
выявлять взаимосвязь
отечественных,
региональных, мировых
социально-экономических,
политических и культурных
проблем.

основных направлений развития ключевых
регионов мира на рубеже XX – XXI веков.
сущности и причин локальных, региональных,
межгосударственных конфликтов в конце XX –
начале XXI вв.
основных процессов (интеграционных,
поликультурных, миграционных и иных)
политического и экономического развития
ведущих государств и регионов мира;
назначения ООН, НАТО, ЕС и других
организаций и основных направлений их
деятельности;
сведений о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплений национальных и
государственных традиций.
содержания и назначения важнейших правовых и
законодательных актов мирового и регионального
значения.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.02 История»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

36

в том числе:
теоретическое обучение

20

практические занятия

14

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Раздел 1. Введение. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1 Основные
Содержание учебного материала
тенденции развития
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности
СССР к 1980-м гг. –
идеологии национальной и социально-экономической политики. Кризис «развитого
второй половине 80-х гг.
социализма». Культурная жизнь в СССР.
Дезинтеграционные
Внешняя политика СССР к началу 1980-х гг. «Биполярная модель» международных
процессы в России и
отношений. Блоковая стратегия. СССР в глобальных и региональных конфликтах.
Европе во второй
Афганская война и ее последствия. Ближневосточный конфликт.
половине 80-х
Предпосылки системного кризиса. Перестройка в СССР (1985-1991гг): причины и
последствия. Характеристика основных периодов перестройки. «Парад суверенитетов».
События августовского путча. Подписание Беловежских соглашений и образование
СНГ.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Раздел 2. Россия и мир в конце XX- начале XXI века.
Тема 2.1 Постсоветское
Содержание учебного материала
пространство в 90-е гг.
Антикризисные меры и рыночные реформы. Формирование государственной власти
XX века
новой России. Принятие Конституции РФ 1993г. Становление гражданского общества.
Обострение локальных конфликтов на постсоветском пространстве. РФ и страны
ближнего зарубежья. РФ и СНГ.
Международные отношения в конце XX века. Программные документы ООН,
ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства.
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Укрепление государственной власти. Проблемы федеративного устройства. Россия и
Тема 2.2 Укрепление
страны Ближнего Зарубежья. СНГ, ОДКБ, Россия и страны Дальнего Зарубежья.
влияния России на
постсоветском
пространстве

Объём
часов
16

18

Осваиваемые
элементы
компетенций
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06

Тема 2.3 Россия и
мировые
интеграционные
процессы

Тема 2.4 Развитие
культуры в России

Тема 2.5 Перспективы
развития РФ в
современном мире

Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа
НАТО и политические ориентиры России. Роль международных организаций (ВТО,
ЕЭС, ОЭСР) в глобализации политической и экономической жизни и участие России в
этих процессах.
Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
развития ведущих государств и регионов мира;
Важнейшие правовые и законодательные акты мирового и регионального значения.
Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и
отдельных регионах мира
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Содержание учебного материала Проблема экспансии в Россию западной системы
ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения
национальных, религиозных, культурных традиций российской цивилизации как основы
сохранения национальной идентичности. Сохранение традиционных нравственных
ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития духовной культуры в
РФ.

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов –
главное условие политического развития. Россия и страны ближнего зарубежья.

Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
Инновационное развитие в РТ. Важнейшие научные открытия и технические
достижения современной России с позиций их инновационного характера и
возможности применения в экономике.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика
Примерный перечень практических занятий и лабораторных работ:
1. Работа с историческими документами и историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический,
внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий.
2. Работа с историческими документами и историческими картами: внешняя политика России в условиях

ОК 07
ОК 09
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09

геополитических вызовов современного мира.
3. Круглый стол» по проблеме сохранения нравственных ценностей и убеждений в условиях в современных условиях
4. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки
зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными
традициями России.
Промежуточная аттестация
Всего

2
36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Истории и философии» оснащенный оборудованием: рабочее место
преподавателя, парты учащихся, техническими средствами обучения: персональный
компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, экран, лазерная
указка, шкафы для хранения учебных материалов по предмету.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Артёмов В. В. История: учебник для студ. учреждений СПО / В.В. Артемов,
Ю.Н. Лубченков. – Москва: Академия, 2021. – 448 с.

2. Зуев, М. Н. История России XX-начала XXI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. – Москва : Юрайт,
2020. – 200 с.
3. Чураков, Д. О. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д.О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д.О. Чуракова,
С.А. Саркисяна. – Москва : Юрайт, 2020. - 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX-началоXXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А.А. Сафонов, М.А. Сафонова. – Москва :
Юрайт,
2021.
–
245 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1 История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб.
и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения:
13.12.2021).
2 Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 245 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/468025 (дата обращения: 13.12.2021).
3.2.3. Дополнительные источники
1 История России. XX – начало XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л.И.
Семенниковой. - 7-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. - 328 с.
2 История России. Тесты : учебное пособие для среднего профессионального
образования / С. В. Кущенко [и др.] ; ответственный редактор С. В. Кущенко. — 2-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 144 с. — (Профессиональное

образование). — ISBN 978-5-534-08115-2. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472828 (дата обращения:
13.12.2021).
3 Карпачев, С. П. История России : учебное пособие для среднего
профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08753-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/468583 (дата обращения: 13.12.2021).
4 Касьянов, В. В. История России : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 255 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-09549-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/474888 (дата обращения: 13.12.2021).
5 Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. - Москва : Юрайт, 2021. - 234 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.02 История»
Результаты обучения
1. Знание основных
направлений развития
ключевых регионов мира на
рубеже XX – XXI веков.
2. Знание сущности и причин
локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX –
начале XXI вв.
3. Знание основных процессов
(интеграционных,
поликультурных,
миграционных и иных)
политического и
экономического развития
ведущих государств и
регионов мира;
4. Знание назначения ООН,
НАТО, ЕС и других
организций и основных
направлений их
деятельности;
5. Знание сведений о роли
науки, культуры и религии в
сохранении и укреплений
национальных и
государственных традиций.
6. Знание содержания и
назначения важнейших
правовых и законодательных
актов мирового и
регионального значения.

Критерии оценки

«Отлично»
теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью, без пробелов, умения
сформированы,
все
предусмотренные
программой
учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.
«Хорошо»
теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью,
без
пробелов,
некоторые умения сформированы
недостаточно,
все
предусмотренные
программой
учебные задания выполнены,
некоторые
виды
заданий
выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно»
теоретическое содержание курса
освоено частично, но пробелы не
носят существенного характера,
необходимые умения работы с
освоенным
материалом
в
основном
сформированы,
большинство предусмотренных
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые
из
выполненных
заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса
не освоено, необходимые умения
не сформированы, выполненные
учебные задания содержат
грубые ошибки.

Формы и методы
оценки
Примеры форм и
методов контроля и
оценки
•
Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме;
•
Тестирование…
.
•
Контрольная
работа ….
•
Самостоятельна
я работа.
•
Защита
реферата….
•
Семинар
•
Защита
курсовой работы
(проекта)
•
Выполнение
проекта;
•
Наблюдение за
выполнением
практического задания.
(деятельностью
студента)
•
Оценка
выполнения
практического
задания(работы)
•
Подготовка и
выступление с
докладом, сообщением,
презентацией…
•
Решение
ситуационной
задачи….


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».