МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. СПЕЦРИСУНОК И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГРАФИКА 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) Саратов, 2023 Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам), входящей в укрупнённую группу специальностей 29.00.00. Технологии легкой промышленности УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии сферы обслуживания Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ Ж.О. Ходас/ Составитель: Новичкова Т.Н., мастер производственного обучения, преподаватель спец.дисциплин ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. СПЕЦРИСУНОК И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГРАФИКА 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Спецрисунок и художественная графика» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, 02, 03, 04. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ПК, ОК ПК 1.1. ПК 1.3. ПК 1.4. ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 - выполнять рисунки с натуры с использованием различных графических приемов; - выполнять линейноконструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека; - выполнять рисунок с использованием методов построения пространства на плоскости. ПК 1.1. ПК 1.3. ПК 1.4. ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта, свойствами материалов, конструктивным решением изделий, целевой аудиторией сочетать цвета, фактуры, текстильнобасонные изделия и фурнитуру в эскизе; применять разнообразие фактур используемых материалов и фурнитуры презентовать идеи и дизайнерские продукты заказчику организовывать композиции на плоскости - принципы перспективного построения геометрических форм; - основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов, приемы черно-белой графики; - основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека. формообразующие свойства тканей; правила гармоничных сочетаний цветов и фактур в композиции костюма 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 54 в т.ч. в форме практической подготовки 48 в т. ч.: теоретическое обучение 4 практические занятия 48 Самостоятельная работа 2 Промежуточная аттестация 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 Раздел 1. Основы линейно-конструктивного рисунка Тема 1.1. Основы изобразительной грамоты 2 Содержание учебного материала 1. Проекции изображения предметов (горизонтальная, фронтальная и профильная). Основы перспективы. Линейная перспектива. Линия горизонта, точка схода. Изображение плоских геометрических фигур относительно линии горизонта. Понятие о композиции. Основные правила композиции. 2. Изображение объемных геометрических тел. Построение куба, призмы, цилиндра. Изображение манекена, схемы условной фигуры человека В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 1. Выполнение рисунков геометрических фигур, выполнение условной фигуры человека средствами объемных геометрических фигур во фронтальной и профильной проекциях (морфология фигуры человека передается через геометрические примитивы – цилиндр, шар, конус и т.д.). Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рисунков плоских геометрических фигур в различных положениях относительно 1 В соответствии с Приложением 3 ПООП. Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч Коды компетенций и личностных результатов1, формированию которых способствует элемент программы 3 42/38 4 6/4 ПК 1.1. ПК 1.3. ПК 1.4. ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 2 4 4 * линии горизонта (круг, вписанный в квадрат). Тема 1.2. Графические приемы и средства для выполнения эскизов Тема 1.3. Графические приемы изображения с использованием фактуры и орнамента Тема 1.4. Технический рисунок деталей изделий Содержание учебного материала Графические материалы: карандаш, кисть, перо, тушь, чернила, акварель. Графические приемы и средства при выполнении эскиза: пятно, линия Графическое изображение материалов различной плотности (текстиль, кожа, мех) В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 2. Выполнение графических набросков тканей различной плотности и пластики (сукно, кожа, мех, шелк, органза) Самостоятельная работа обучающихся Выполнение набросков тканей различной пластики тушью, пером, кистью, акварелью. Выполнение комбинированных композиций тканей в технике «коллаж» с доработкой линией, пятном. Содержание учебного материала В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 3. Изображение фактур ворсовых поверхностей. Практическое занятие 4. Изображение фактур материалов различных переплетений. Практическое занятие 5. Изображение фурнитуры Самостоятельная работа обучающихся Изображение орнаментальных композиций с использованием этнических мотивов различными графическими средствами, включая коллаж Содержание учебного материала Технический рисунок. Технические средства создания эскизов. Требования, предъявляемые к техническому рисунку. Методика выполнения технических рисунков швейных изделий различных видов. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 6. Выполнение технического рисунка плечевых изделий Практическое занятие 7. Выполнение технического рисунка поясных изделий. 10/10 10 10 ПК 1.1. ПК 1.3. ПК 1.4. ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 * 6/6 6 2 2 2 ПК 1.1. ПК 1.3. ПК 1.4. ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 8/6 ПК 1.1. ПК 1.3. ПК 1.4. ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 2 6 4 2 Самостоятельная работа обучающихся Выполнение копий технических рисунков изделий Тема 1.5. Изображение Содержание учебного материала В том числе практических и лабораторных занятий 12/12 ПК 1.1. ПК 1.3. человека. Фигура Практическое занятие 8. Рисунок схемы фигуры человека. Практическое занятие 9. Рисунок схемы фигуры с опорой на одну ногу Практическое занятие 10. Выполнение линейно-конструктивного рисунка фигуры человека в костюме Практическое занятие 11. Пропорции головы человека. Пропорции лица. Постановка головы в различных ракурсах. Стилизация в рисунке головы человека. Практическое занятие 12. Строение частей фигуры человека. Пропорции рук, ног. Правила и приемы изображения рук, ног. Приемы стилизации в рисунке конечностей. Практическое занятие 13. Стилизация фигуры в эскизе. 2 2 2 Самостоятельная работа обучающихся * ПК 1.4. ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 2 2 2 Выполнение набросков-схем фигуры человека в различных положениях Выполнение фрагментов копий работ художников-графиков с изображением головы, фигуры. Выполнение копий работ иллюстраторов моды и копий эскизов костюмов Раздел 2. Основы цветной графики Тема 2.1. Содержание учебного материала Цветная В том числе практических и лабораторных занятий графика в эскизе Практическое занятие 14. Графические материалы, специфика и художественные приемы в цветной графике. Практическое занятие 15. Цветовой круг Практическое занятие 16. Понятие цветовых гармоний Практическое занятие 17. Организация колорита эскиза Практическое занятие 18. Выполнение эскизов композиций фигуры в костюме средствами цветной графики Самостоятельная работа обучающихся Проработка цветовых растяжек монохромных и полихромных на основе цветовых гармоний Изображение фактур и орнамента в цветной графике Выполнение цветных копий плакатов иллюстраторов моды 10 10/10 10 2 2 2 2 2 ПК 1.1. ПК 1.3. ПК 1.4. ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 Авторская интерпретация плаката различных исторических периодов ХХ века Промежуточная аттестация Всего: 2 54 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Спецрисунка и художественной графики», оснащенный: рабочие места по количеству обучающихся, оснащенные мольбертами и планшетами, табуреты – подставки под краски; рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным оборудованием; доска для мела, наглядный материал, подиум для живой натуры. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания и электронные издания 1. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Е.Беляева, Е.А.Розанов. — 11-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2021. — 240 с.— URL: https://academialibrary.ru/catalogue/4831/552178/ (дата обращения: 01.08.2022). 3.2.2. Дополнительные источники 1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / С. Е. Беляева. — 7-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с. 2. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2017. – 482 с. 3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий» /Н.П. Бесчастнов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019— 271 с. 4. http://www.kodges.ru/36214-specrisunok-i-khudozhestvennaja-grafika-uchebnik.html 5.http://www.grafik.org.ru/gallery-name.html 6.http://hudozhnikam.ru/osnovi_risunka/36.html 7.http://www.chernorukov.ru/articles/?article=505 8. http://www.artprojekt.ru – портал по изобразительному искусству 9. http://gallerix.ru – портал по изобразительному искусству 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знать формообразующие свойства тканей Демонстрирует знание по передаче свойств различных тканей средствами графики Знать правила гармоничных сочетаний цветов и фактур в композиции костюма Демонстрирует знание правил гармоничных сочетаний цветов и фактур в композиции Уметь выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта, свойствами материалов, конструктивным решением изделий, целевой аудиторией Демонстрирует выполнение работ в соответствии с тематикой проекта, свойствами материалов, конструктивным решением изделий, целевой аудиторией Уметь сочетать цвета, фактуры, текстильно-басонные изделия и фурнитуру в эскизе; Демонстрирует выполнение работ с учетом сочетания цветов, фактуры, текстильно-басонных изделий Уметь применять разнообразие фактур используемых материалов и фурнитуры Демонстрирует применение разнообразных графических средств для передачи фактур материалов и фурнитуры Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: - при выполнении практических работ; -при подготовке презентаций, по результатам самостоятельных и аудиторных работ. - при проведении промежуточной аттестации по дисциплине. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: - при выполнении практических работ; -при подготовке презентаций, по результатам самостоятельных и аудиторных работ. - при проведении промежуточной аттестации по дисциплине. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: - при выполнении практических работ; -при подготовке презентаций, по результатам самостоятельных и аудиторных работ. - при проведении промежуточной аттестации по дисциплине. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: - при выполнении практических работ; -при подготовке презентаций, по результатам самостоятельных и аудиторных работ. - при проведении промежуточной аттестации по дисциплине. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: - при выполнении практических работ; -при подготовке презентаций, по Уметь презентовать идеи и дизайнерские продукты заказчику Демонстрирует умение презентовать идеи и дизайнерские продукты заказчику используя различные графические средства Уметь организовывать композиции на плоскости Демонстрирует умение выполнять композиции на плоскости результатам самостоятельных и аудиторных работ. - при проведении промежуточной аттестации по дисциплине. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: - при выполнении практических работ; -при подготовке презентаций, по результатам самостоятельных и аудиторных работ. - при проведении промежуточной аттестации по дисциплине. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: - при выполнении практических работ; -при подготовке презентаций, по результатам самостоятельных и аудиторных работ. - при проведении промежуточной аттестации по дисциплине.