ОП.02 Спецрисунок и художественная графика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. СПЕЦРИСУНОК И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГРАФИКА
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления
изделий легкой промышленности (по видам)

Саратов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам), входящей в укрупнённую группу специальностей 29.00.00. Технологии легкой
промышленности
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической
работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической
комиссии сферы обслуживания
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Ж.О. Ходас/

Составитель:
Новичкова Т.Н., мастер производственного обучения, преподаватель спец.дисциплин
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. СПЕЦРИСУНОК И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГРАФИКА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Спецрисунок и художественная графика» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной
программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, 02, 03, 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

- выполнять рисунки с натуры с
использованием различных
графических приемов;
- выполнять линейноконструктивный рисунок
геометрических тел, предметов быта
и фигуры человека;
- выполнять рисунок с
использованием методов построения
пространства на плоскости.

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

выполнять эскизы в соответствии с
тематикой проекта, свойствами
материалов, конструктивным
решением изделий, целевой
аудиторией
сочетать цвета, фактуры, текстильнобасонные изделия и фурнитуру в
эскизе;
применять разнообразие фактур
используемых материалов и
фурнитуры
презентовать идеи и дизайнерские
продукты заказчику
организовывать композиции на
плоскости

- принципы перспективного
построения геометрических форм;
- основные законы перспективы и
распределения света и тени при
изображении предметов, приемы
черно-белой графики;
- основные законы изображения
предметов, окружающей среды,
фигуры человека.
формообразующие свойства тканей;
правила гармоничных сочетаний
цветов и фактур в композиции
костюма

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

54

в т.ч. в форме практической подготовки

48

в т. ч.:
теоретическое обучение

4

практические занятия

48

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
Раздел 1. Основы линейно-конструктивного рисунка
Тема 1.1.
Основы
изобразительной
грамоты

2

Содержание учебного материала
1. Проекции изображения предметов (горизонтальная, фронтальная и профильная). Основы
перспективы. Линейная перспектива. Линия горизонта, точка схода. Изображение плоских
геометрических фигур относительно линии горизонта. Понятие о композиции. Основные
правила композиции.
2. Изображение объемных геометрических тел. Построение куба, призмы, цилиндра.
Изображение манекена, схемы условной фигуры человека
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Выполнение рисунков геометрических фигур, выполнение
условной фигуры человека средствами объемных геометрических фигур во фронтальной и
профильной проекциях (морфология фигуры человека передается через геометрические
примитивы – цилиндр, шар, конус и т.д.).
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение рисунков плоских геометрических фигур в различных положениях относительно

1

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад
ч

Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3
42/38

4

6/4

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

2

4

4

*

линии горизонта (круг, вписанный в квадрат).
Тема 1.2.
Графические
приемы и
средства для
выполнения
эскизов

Тема 1.3.
Графические
приемы
изображения с
использованием
фактуры и
орнамента
Тема 1.4.
Технический
рисунок деталей
изделий

Содержание учебного материала
Графические материалы: карандаш, кисть, перо, тушь, чернила, акварель. Графические
приемы и средства при выполнении эскиза: пятно, линия Графическое изображение
материалов различной плотности (текстиль, кожа, мех)
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 2. Выполнение графических набросков тканей различной плотности и
пластики (сукно, кожа, мех, шелк, органза)
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение набросков тканей различной пластики тушью, пером, кистью, акварелью.
Выполнение комбинированных композиций тканей в технике «коллаж» с доработкой линией,
пятном.

Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 3. Изображение фактур ворсовых поверхностей.
Практическое занятие 4. Изображение фактур материалов различных переплетений.
Практическое занятие 5. Изображение фурнитуры
Самостоятельная работа обучающихся
Изображение орнаментальных композиций с использованием этнических мотивов
различными графическими средствами, включая коллаж
Содержание учебного материала
Технический рисунок. Технические средства создания эскизов. Требования, предъявляемые к
техническому рисунку. Методика выполнения технических рисунков швейных изделий
различных видов.
В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие 6. Выполнение технического рисунка плечевых изделий
Практическое занятие 7. Выполнение технического рисунка поясных изделий.

10/10

10
10

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

*
6/6
6
2
2
2

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

8/6

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

2
6

4
2

Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение копий технических рисунков изделий
Тема 1.5.
Изображение

Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий

12/12

ПК 1.1.
ПК 1.3.

человека.
Фигура

Практическое занятие 8. Рисунок схемы фигуры человека.
Практическое занятие 9. Рисунок схемы фигуры с опорой на одну ногу
Практическое занятие 10. Выполнение линейно-конструктивного рисунка фигуры
человека в костюме
Практическое занятие 11. Пропорции головы человека. Пропорции лица.
Постановка головы в различных ракурсах. Стилизация в рисунке головы человека.
Практическое занятие 12. Строение частей фигуры человека. Пропорции рук, ног.
Правила и приемы изображения рук, ног. Приемы стилизации в рисунке конечностей.
Практическое занятие 13. Стилизация фигуры в эскизе.

2
2
2

Самостоятельная работа обучающихся

*

ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

2
2
2

Выполнение набросков-схем фигуры человека в различных положениях
Выполнение фрагментов копий работ художников-графиков с изображением головы,
фигуры.
Выполнение копий работ иллюстраторов моды и копий эскизов костюмов
Раздел 2. Основы цветной графики
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Цветная
В том числе практических и лабораторных занятий
графика в эскизе Практическое занятие 14. Графические материалы, специфика и художественные

приемы в цветной графике.
Практическое занятие 15. Цветовой круг
Практическое занятие 16. Понятие цветовых гармоний
Практическое занятие 17. Организация колорита эскиза
Практическое занятие 18. Выполнение эскизов композиций фигуры в костюме
средствами цветной графики
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка цветовых растяжек монохромных и полихромных на основе цветовых
гармоний
Изображение фактур и орнамента в цветной графике
Выполнение цветных копий плакатов иллюстраторов моды

10
10/10
10
2
2
2
2
2

ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

Авторская интерпретация плаката различных исторических периодов ХХ века
Промежуточная аттестация
Всего:

2
54

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Спецрисунка и художественной графики», оснащенный:
рабочие места по количеству обучающихся, оснащенные мольбертами и планшетами,
табуреты – подставки под краски; рабочее место преподавателя, оснащенное
мультимедийным оборудованием; доска для мела, наглядный материал, подиум для живой
натуры.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список,
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания и электронные издания
1. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика : учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / С. Е.Беляева, Е.А.Розанов. — 11-е изд., испр. — М. :
Издательский центр «Академия», 2021. — 240 с.— URL: https://academialibrary.ru/catalogue/4831/552178/ (дата обращения: 01.08.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного
проектирования : учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / С. Е. Беляева.
— 7-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
2. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2017. – 482 с.
3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика : учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий»
/Н.П. Бесчастнов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019— 271 с.
4. http://www.kodges.ru/36214-specrisunok-i-khudozhestvennaja-grafika-uchebnik.html
5.http://www.grafik.org.ru/gallery-name.html
6.http://hudozhnikam.ru/osnovi_risunka/36.html
7.http://www.chernorukov.ru/articles/?article=505
8. http://www.artprojekt.ru – портал по изобразительному искусству
9. http://gallerix.ru – портал по изобразительному искусству

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знать формообразующие
свойства тканей

Демонстрирует знание по
передаче свойств различных
тканей средствами графики

Знать правила гармоничных
сочетаний цветов и фактур в
композиции костюма

Демонстрирует знание
правил гармоничных
сочетаний цветов и фактур в
композиции

Уметь выполнять эскизы в
соответствии с тематикой
проекта, свойствами материалов,
конструктивным решением
изделий, целевой аудиторией

Демонстрирует выполнение
работ в соответствии с
тематикой проекта,
свойствами материалов,
конструктивным решением
изделий, целевой
аудиторией

Уметь сочетать цвета, фактуры,
текстильно-басонные изделия и
фурнитуру в эскизе;

Демонстрирует выполнение
работ с учетом сочетания
цветов, фактуры,
текстильно-басонных
изделий

Уметь применять разнообразие
фактур используемых материалов
и фурнитуры

Демонстрирует применение
разнообразных графических
средств для передачи фактур
материалов и фурнитуры

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций, по
результатам самостоятельных и
аудиторных работ.
- при проведении промежуточной
аттестации по дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций, по
результатам самостоятельных и
аудиторных работ.
- при проведении промежуточной
аттестации по дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций, по
результатам самостоятельных и
аудиторных работ.
- при проведении промежуточной
аттестации по дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций, по
результатам самостоятельных и
аудиторных работ.
- при проведении промежуточной
аттестации по дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций, по

Уметь презентовать идеи и
дизайнерские продукты заказчику

Демонстрирует умение
презентовать идеи и
дизайнерские продукты
заказчику используя
различные графические
средства

Уметь организовывать
композиции на плоскости

Демонстрирует умение
выполнять композиции на
плоскости

результатам самостоятельных и
аудиторных работ.
- при проведении промежуточной
аттестации по дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций, по
результатам самостоятельных и
аудиторных работ.
- при проведении промежуточной
аттестации по дисциплине.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения
образовательной программы:
- при выполнении практических
работ;
-при подготовке презентаций, по
результатам самостоятельных и
аудиторных работ.
- при проведении промежуточной
аттестации по дисциплине.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».