МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
09.02.07 Информационные системы и программирование
Саратов, 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование, входящей в укрупнённую группу специальностей 09.00.00
Информатика и вычислительная техника.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /
СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
специальных дисциплин 09.00.00 Информатика и
вычислительная техника
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Чернецова Л.Г./
Составитель:
Епифанова В.В. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ
И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
10
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
УЧЕБНОЙ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «Экономика отрасли» принадлежит к общепрофессиональному
циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК
Умения
Находить и использовать
необходимую
экономическую
информацию.
Рассчитывать по
принятой методологии
основные техникоэкономические
показатели деятельности
организации.
Дополнительно для
квалификации
«Специалист по
информационным
системам»:
- определять
экономическую
эффективность
информационных
технологий и
информационных систем
с помощью различных
методик
Знания
Общие положения экономической теории.
Организацию производственного и технологического
процессов.
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги),
формы оплаты труда в современных условиях.
Материально-технические, трудовые и финансовые
ресурсы отрасли и организации, показатели их
эффективного использования.
Методику разработки бизнес-плана.
Дополнительно для квалификации «Специалист по
информационным системам»:
- основные понятия и термины, отражающие специфику
деятельности в сфере создания, коммерческого
распространения и применения современных средств
вычислительной техники и ИТ;
- сущность экономики информационного бизнеса;
методы оценки эффективности информационных
технологий;
способы формирования цены информационных
технологий, продуктов, услуг;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы
в том числе:
36
теоретическое обучение
20
практические занятия
14
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1. Общие
основы
функционирования
субъектов
хозяйствования
Тема 2. Ресурсы
хозяйствующих
субъектов и
эффективность их
использования
Тема 3. Результаты
коммерческой
деятельности
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2
Содержание учебного материала
Отрасль в системе национальной экономики. Перспективы развития отрасли. Понятие
«предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация предприятий.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация элементов
основного капитала и его структура. Учет и оценка основного капитала Показатели
эффективного использования и воспроизводства основного капитала (основных фондов). Общее
понятие оборотного капитала. Роль оборотного капитала в процессе производства. Состав и
структура оборотного капитала. Оборотные средства: состав и структура.
Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация. Списочный и явочный состав
работающих. Планирование кадров и их подбор. Рабочее время и его использование. Бюджет
рабочего времени. Характеристика производительности труда персонала. Мотивация труда.
Тарифная система оплаты труда.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по признакам.
Калькуляция себестоимости и ее значение. Методика составления смет косвенных расходов и их
включение в себестоимость. Ценовая политика субъекта хозяйствования. Цены и порядок
ценообразования. Ценовая стратегия предприятия.
Понятие качества продукции. Сертификация продукции. Понятие конкурентоспособности.
Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения продукции.
Доход предприятия, его сущность и значение. Общий финансовый результат – балансовая
прибыль. Состав балансовой прибыли и особенности формирования в современных условиях.
Рентабельность – показатель эффективности работы субъекта хозяйствования. Виды
рентабельности. Финансовое обеспечение хозяйствующих субъектов. Собственность и заемные
средства.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Объем в
часах
3
2
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК
3.4, ПК 5.1, ПК 5.7, ПК
6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5, ПК
9.7, 9.9, ПК 11.1
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК
3.4, ПК 5.1, ПК 5.7, ПК
6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5, ПК
9.7, 9.9, ПК 11.1
12
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК
3.4, ПК 5.1, ПК 5.7, ПК
6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5, ПК
9.7, 9.9, ПК 11.1
12
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.
Планирование и
развитие
деятельности
хозяйствующего
субъекта
Тема 5. Экономика
ИТ - отрасли
Содержание учебного материала
Показатели технического развития и организации производства. Показатели экономической
эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент
эффективности и срок окупаемости.
Содержание учебного материала
Тенденции и перспективы развития IT-индустрии. SWOT-анализ.
Формирование стоимости и цены информационных технологий,
продуктов, услуг. Основные показатели деятельности фирмы в ITотрасли: издержки, цена, прибыль, рентабельность. Критерии оценки
эффективности применения информационных технологий
Примерный перечень практических работ:
-определение состава и структуры основного капитала предприятия, отрасли;
-расчет амортизации основного капитала,
-определение показателей эффективности использования основного капитала;
-определение показателей эффективности использования оборотного капитала;
-планирование численности рабочих;
-расчет экономии труда от воздействия факторов роста производительности труда;
-расчет зарплаты различных категорий работников
- расчет себестоимости и процента снижения себестоимости единицы доходов.
-калькуляция себестоимости единицы продукции;
-составление калькуляции и сметы затрат;
-расчет прибыли и рентабельности;
Дополнительно для квалификации «Специалист по информационным системам»:
- оформление договоров на выполняемые работы.
- оформление дополнительных соглашений к договорам.
- оформление закрытия договоров на выполняемые работы.
Промежуточная аттестация
Всего:
1
Для квалификации «Специалист по информационным системам» часы выделяются из вариативной части.
Дополнительно
для
квалификации
«Специалист по
информационным
системам»
8
*1
2
36
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК
3.4, ПК 5.1, ПК 5.7, ПК
6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5, ПК
9.7, 9.9, ПК 11.1
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10, ОК 11, ПК
3.4, ПК 5.1, ПК 5.7, ПК
6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5, ПК
9.7, 9.9, ПК 11.1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием и
техническими средствами обучения:
Рабочие места обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Необходимая для проведения практических занятий методическая и
справочная
литература (в т.ч. в электронном в виде).
Компьютер;
Мультимедийный проектор, экран;
Мультимедийные презентации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Гомола А.И., Жанин П.А., Кириллов В.Е. Экономика для профессии и
специальностей социально-экономического профиля. Практикум. – Москва:
Академия, 2021. – 144 с.
2.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и
специальностей социально-экономического профиля. Учебник. –
Москва:
Академия, 2021. – 352 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 316 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13775-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476801 (дата обращения:
13.12.2021).
2. Нетёсова, О. Ю. Информационные технологии в экономике : учебное пособие
для среднего профессионального образования / О. Ю. Нетёсова. — 3-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-09107-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437668 (дата обращения: 13.12.2021).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
Общие положения
экономической теории.
Организацию
производственного и
технологического процессов.
Механизмы ценообразования
на продукцию (услуги),
формы оплаты труда в
современных условиях.
Материально-технические,
трудовые и финансовые
ресурсы отрасли и
организации, показатели их
эффективного использования.
Методику разработки бизнесплана.
Дополнительно для квалификации
«Специалист по информационным
системам»:
- основные понятия и термины,
отражающие специфику
деятельности в сфере создания,
коммерческого распространения и
применения современных средств
вычислительной техники и ИТ;
- сущность экономики
информационного бизнеса;
методы оценки эффективности
информационных технологий;
способы формирования цены
информационных технологий,
продуктов, услуг;
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
Находить и использовать
необходимую экономическую
информацию.
Рассчитывать по принятой
методологии основные
технико-экономические
показатели деятельности
организации.
Дополнительно для квалификации
«Специалист по информационным
системам»:
- определять экономическую
эффективность информационных
Формы и методы
оценки
Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью,
без
пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество
их
выполнения
оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью,
без
пробелов,
некоторые
умения
сформированы недостаточно,
все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий
выполнены
с
ошибками.
Примеры форм и
методов контроля и
оценки
• Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме;
•
Тестирование….
•
Контрольная работа
• Самостоятельная
работа.
•
Защита реферата….
•
Семинар
• Защита курсовой
работы (проекта)
• Выполнение
проекта;
• Наблюдение за
выполнением
практического задания.
«Удовлетворительно»
- (деятельностью
теоретическое
содержание студента)
курса освоено частично, но • Оценка выполнения
пробелы
не
носят практического
существенного
характера, задания(работы)
необходимые умения работы с • Подготовка и
освоенным
материалом
в выступление с
основном
сформированы, докладом, сообщением,
большинство предусмотренных презентацией…
программой обучения учебных • Решение
заданий выполнено, некоторые ситуационной задачи….
из
выполненных
заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса не освоено, необходимые
умения
не
сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.
457
технологий и информационных
систем с помощью различных
методик
458