ОП.09 Стандартизация, сертификация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

09.02.07 Информационные системы и программирование

Саратов, 2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование, входящей в укрупнённую группу специальностей 09.00.00
Информатика и вычислительная техника.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
специальных дисциплин 09.00.00 Информатика и
вычислительная техника
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Чернецова Л.Г./

Составитель:
Варнакова Н.В. мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ
СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ
И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

10

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09
СТАНДАРТИЗАЦИЯ,
СЕРТИФИКАЦИЯ
И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ»
1.

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «Стандартизация, сертификация и техническое
документоведение» принадлежит к общепрофессиональному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 5,
ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, 1.2,
ПК 2.1,
ПК 3.1, ПК
4.2, ПК 5.2,
5.6, ПК 6.1,
6.3-6.5, ПК
7.3, ПК 8.3,
ПК 9.1, 9.9,
ПК 10.2

Применять
требования
нормативных актов
к основным видам
продукции (услуг)
и процессов.
Применять
документацию
систем качества.
Применять
основные правила
и
документы
системы
сертификации
Российской
Федерации.

Правовые основы метрологии, стандартизации и
сертификации.
Основные
понятия
и
определения
метрологии,
стандартизации и сертификации.
Основные
положения
систем
(комплексов)
общетехнических
и
организационно-методических
стандартов.
Показатели качества и методы их оценки.
Системы качества.
Основные термины и определения в области
сертификации.
Организационную структуру сертификации.
Системы и схемы сертификации.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.09
СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в
часах

Объем образовательной программы

36

в том числе:
теоретическое обучение

20

практические занятия (если предусмотрено)

14

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ»

учебной

дисциплины

«ОП.09

СТАНДАРТИЗАЦИЯ,

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Тема 1. Основы
стандартизации

Содержание учебного материала
Государственная система стандартизации Российской Федерации. Обеспечение
качества и безопасности процессов, продукции и услуг в сфере информационных
технологий, требований международных стандартов серии ИСО 9000 в части создания
систем менеджмента качества, структуры и основных требований национальных и
международных стандартов в сфере средств информационных технологий
Стандартизация в различных сферах. Организационная структура технического
комитета ИСО 176, модель описания системы качества в стандартах ИСО 9001 и 9004 и
модель функционирования системы менеджмента качества (СМК), основанной на
процессном подходе.
Международная стандартизация. Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии РФ и его основные задачи, межгосударственный совет по
стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств и
других национальных организациях.
Организация работ по стандартизации в Российской Федерации.
Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации.
Порядок разработки стандартов. Государственные контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия
государственным стандартам. Нормоконтроль технической документации.
Техническое регулирование и стандартизация в области ИКТ.
Обеспечение качества и безопасности процессов, продукции и услуг в сфере
информационных технологий, требований международных стандартов серии ИСО 9000
в части создания систем менеджмента качества, структуры и основных требований
национальных и международных стандартов в сфере средств информационных
технологий.
Организация работ по стандартизации в области ИКТ и открытые системы.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ и его
основные задачи, межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и
сертификации Содружества Независимых Государств и других национальных
организациях.
Стандарты и спецификации в области информационной безопасности
Российское и зарубежное законодательство в области ИБ. Обзор международных и

Объе
мв
часах

СЕРТИФИКАЦИЯ

И

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, 1.2, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.2,
ПК 5.2, 5.6, ПК 6.1, 6.3-6.5, ПК 7.3,
ПК 8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2

18

национальных стандартов и спецификаций в области ИБ: «Оранжевая книга», ИСО
15408 и др.
Системы менеджмента качества. Менеджмент качества. Предпосылки развития
менеджмента качества. Принципы обеспечения качества программных средств.
Основные международные стандарты в области ИТ: ISO/IEC 9126, ISO/IEC 14598 и
ИСО/МЭК 9126-1
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Сущность и проведение сертификации. Сущность сертификации. Проведение
сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно-методические
принципы сертификации. Деятельность ИСО в области сертификации. Деятельность
МЭК в сертификации.
Нормативно-правовые документы и стандарты в области защиты информации и
информационной безопасности. Международные правовые и нормативные акты
обеспечения информационной безопасности процессов переработки информации.
Отечественное организационное, правовое и нормативное обеспечении и
регулирование в сфере информационной безопасности. Система менеджмента
информационной безопасности. Сертификация систем обеспечения качества.
Экологическая сертификация. Сертификация информационно-коммуникационных
технологий и система ИНКОМТЕХСЕРТ
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.
Содержание учебного материала
Техническое
Основные виды технической и технологической документации. Виды технической
документоведени и технологической документации. Стандарты оформления документов, регламентов,
е
протоколов по информационным системам.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Примерный перечень практических работ:
1. Нормативно-правовые документы и стандарты в области защиты информации и информационной
безопасности
2. Системы менеджмента качества
3. Стандарты и спецификации в области информационной безопасности

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, 1.2, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.2,
ПК 5.2, 5.6, ПК 6.1, 6.3-6.5, ПК 7.3,
ПК 8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2

Тема 2. Основы
сертификации

8

8

4. Основные виды технической и технологической документации
Промежуточная аттестация
Всего:

2
36

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 9, ОК 10;
ПК 1.1, 1.2, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.2,
ПК 5.2, 5.6, ПК 6.1, 6.3-6.5, ПК 7.3,
ПК 8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Метрологии и стандартизации», оснащенный оборудованием и
техническими средствами обучения:
 Посадочные места по количеству обучающихся;
 Рабочее место преподавателя;
 Необходимая для проведения практических занятий методическая и справочная
литература (в т.ч. в электронном в виде).
 Компьютер;
 Мультимедийный проектор, экран;
 Мультимедийные презентации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Хрусталева З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум:
учебное пособие. – М.: КноРус, 2021.
2. Сергеев, А. Г. Стандартизация и сертификация : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 323 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Сергеев, А. Г. Стандартизация и сертификация : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. — Москва : Издательство Юрайт,
2019. — 323 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04315-0. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/433666 (дата обращения:
23.07.2021).

4

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09
СТАНДАРТИЗАЦИЯ,
ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ»
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:














Правовые
основы
метрологии, стандартизации и
сертификации.
Основные
понятия
и
определения
метрологии,
стандартизации
и
сертификации.
Основные положения систем
(комплексов)
общетехнических
и
организационнометодических стандартов.
Показатели
качества
и
методы их оценки.
Системы качества.
Основные
термины
и
определения
в
области
сертификации.
Организационную структуру
сертификации.
Системы
и
схемы
сертификации.

Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:






ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
СЕРТИФИКАЦИЯ
И

Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные
программой
учебные
задания
выполнены,
качество их выполнения
оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
некоторые
умения
сформированы
недостаточно,
все
предусмотренные
программой
учебные
задания
выполнены,
некоторые виды заданий
выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно»
теоретическое содержание
курса освоено частично, но
пробелы
не
носят
существенного
характера,
необходимые
умения
работы
с
освоенным
материалом в основном
сформированы,
большинство
предусмотренных
программой
обучения
учебных
заданий
выполнено, некоторые из
выполненных
заданий
содержат ошибки.

Применять
требования
нормативных
актов
к
основным видам продукции
(услуг) и процессов.
Применять
документацию
систем качества.
Применять основные правила
и
документы
системы
сертификации
Российской
Федерации.
«Неудовлетворительно»
теоретическое содержание
курса
не
освоено,
необходимые умения не
сформированы,

Формы и методы
оценки
Примеры форм и
методов контроля и
оценки
•
Компьютерн
ое тестирование на
знание
терминологии по
теме;
•
Тестировани
е….
•
Контрольная
работа ….
•
Самостоятел
ьная работа.
•
Защита
реферата….
•
Семинар
•
Защита
курсовой работы
(проекта)
•
Выполнение
проекта;
•
Наблюдение
за выполнением
практического
задания.
(деятельностью
студента)
•
Оценка
выполнения
практического
задания(работы)
•
Подготовка и
выступление с
докладом,
сообщением,
презентацией… 5

Решение
выполненные
учебные •
задания содержат грубые ситуационной
ошибки.
задачи….

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».