МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (немецкий) 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств Саратов, 2023 г. Рабочая программа ОУД.03 Иностранный язык (немецкий) разработана на основании Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Иностранный язык» для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла 20/06/2016, регистрационный номер (ООЦ-3160620) УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ Л.Н. Кремнева/ Составитель: Орлова Т.Г., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..... 1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….... 3 4 1.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ…..... 7 1.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ……..... 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………..... 8 10 2.1 ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.................................................................................................... 2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 11 ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................ 2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.......................................................... 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………. 10 18 20 4. ЛИТЕРАТУРА…………………………………............................................... 21 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 Немецкий язык разработана в соответствии со следующими нормативными документами: ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014г. № 1645), реализуемой в пределах освоения основой профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»; Программой подготовки специалистов среднего звена. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» № 336 от 17.05.2022 г.; На основании Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины немецкий язык для профессиональных образовательных организаций от 2015г., рекомендованной ФГАУ «ФИРО» зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла 20/06/2016, регистрационный номер (ООЦ-3160620); Примерным распределением профессий СПО и специальностей СПО по профилям профессионального образования. Рабочая программа дисциплины включает в себя: пояснительную записку (общая характеристика учебной дисциплины, место дисциплины в учебном плане, результаты освоения дисциплины - личностные, метапредметные, предметные); содержание учебной дисциплины (тематический план с учётом профиля профессионального образования); характеристику основных видов деятельности студентов на уровне учебных действий (по разделам содержания учебной дисциплины); учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины; рекомендуемую литературу (для студентов, для преподавателей, Интернет-ресурсы). 4 Содержание программы учебной дисциплины немецкий язык направлено на достижение следующих целей: • формирование представлений о немецком языке как о языке международного общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных культур; • формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на немецком языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения; • формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной, стратегической и предметной; • воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне; • воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным субкультурам. 1.1. Общая характеристика учебной дисциплины немецкий язык Немецкий язык как учебная дисциплина характеризуется: • направленностью на освоение языковых средств общения, формирование новой языковой системы коммуникации, становление основных черт вторичной языковой личности; • интегративным характером — сочетанием языкового образования с элементарными основами литературного и художественного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы, драматургии, музыкального искусства, кино и др.); • полифункциональностью — способностью выступать как целью, так и средством обучения при изучении других предметных областей, что позволяет реализовать в процессе обучения самые разнообразные межпредметные связи. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование различных видов компетенций: • лингвистической — расширение знаний о системе русского и немецкого языков, совершенствование умения использовать грамматические структуры и языковые средства в соответствии с нормами данного языка, свободное использование приобретенного словарного запаса; 5 • социолингвистической — совершенствование умений в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), а также в выборе лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватных ситуации общения, целям, намерениям и ролям партнеров по общению; • дискурсивной — развитие способности использовать определенную стратегию и тактику общения для устного и письменного конструирования и интерпретации связных текстов на немецком языке по изученной проблематике, в том числе демонстрирующие творческие способности обучающихся; • социокультурной — овладение национально-культурной спецификой страны изучаемого языка и развитие умения строить речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и немецкоговорящих стран; • социальной — развитие умения вступать в коммуникацию и поддерживать ее; • стратегической — совершенствование умения компенсировать недостаточность знания языка и опыта общения в иноязычной среде; • предметной — развитие умения использовать знания и навыки, формируемые в рамках дисциплины «Немецкий язык», для решения различных проблем. Содержание учебной дисциплины немецкий язык делится на основное, которое изучается вне зависимости от профиля профессионального образования, и профессионально направленное, предназначенное для специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования. Основное содержание предполагает формирование у обучающихся совокупности следующих практических умений: • заполнить анкету/заявление (например, о приеме на курсы, в отряд волонтеров, в летний/зимний молодежный лагерь) с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, почтового и электронного адреса, телефона, места учебы, данных о родителях, своих умениях, навыках, увлечениях и т. п.; • заполнить анкету/заявление о выдаче документа (например, туристической визы); • написать энциклопедическую или справочную статью о родном городе по предложенному шаблону; • составить резюме. Профессионально ориентированное содержание нацелено на формирование коммуникативной компетенции в деловой и выбранной профессиональной сфере, а также на освоение, повторение и закрепление 6 грамматических и лексических структур, которые наиболее часто используются в деловой и профессиональной речи. При этом к учебному материалу предъявляются следующие требования: • аутентичность; • высокая коммуникативная ценность (употребительность), в том числе в ситуациях делового и профессионального общения; • познавательность и культуроведческая направленность; • обеспечение условий обучения, близких к условиям реального общения (мотивированность и целенаправленность, активное взаимодействие, использование вербальных и невербальных средств коммуникации и др.). Организация образовательного процесса предполагает выполнение индивидуальных проектов, участие обучающихся в ролевых играх, требующих от них проявления различных видов самостоятельной деятельности: исследовательской, творческой, практико-ориентированной и др. Содержание учебной дисциплины немецкий язык предусматривает освоение текстового и грамматического материала. Текстовый материал для чтения, аудирования и говорения должен быть информативным; иметь четкую структуру и логику изложения, коммуникативную направленность, воспитательную ценность; соответствовать речевому опыту и интересам обучающихся. Продолжительность аудиотекста не должна превышать 5 минут при темпе речи 200—250 слогов в минуту. Коммуникативная направленность обучения обусловливает использование следующих функциональных стилей и типов текстов: литературнохудожественный, научный, научно-популярный, газетнопублицистический, разговорный. Отбираемые лексические единицы должны отвечать следующим требованиям: • обозначать понятия и явления, наиболее часто встречающиеся в литературе обозначать понятия и явления, наиболее часто встречающиеся в литературе различных жанров и разговорной речи; • включать безэквивалентную лексику, отражающую реалии немецкоговорящих стран (денежные единицы, географические названия, имена собственные, меры веса, длины, обозначения времени, названия достопримечательностей и др.); наиболее употребительную деловую и профессиональную лексику, в том числе некоторые термины, а также основные речевые и этикетные формулы, используемые в письменной и устной речи в различных ситуациях общения; • вводиться не изолированно, а в сочетании с другими лексическими единицами. Грамматический материал включает следующие основные темы. 7 Имя существительное. Образование множественного числа; множественное число существительных, заимствованных из других языков; существительные, имеющие одну форму для единственного и множественного числа; чтение и правописание окончаний. Артикль. Артикли определенный, неопределенный. Чтение артиклей. Употребление артикля. Имя прилагательное. Образование степеней сравнения и их правописание. Наречие. Образование степеней сравнения. Предлог. Предлоги времени, места, направления и др. Местоимение. Местоимения личные, притяжательные, указательные, неопределенные, отрицательные, возвратные. Имя числительное. Числительные количественные и порядковые. Дроби. Обозначение годов, дат, времени, периодов. Глагол. Глаголы haben, sein,werden их значения как смысловых глаголов и функции как вспомогательных. Глаголы правильные и неправильные. Видовременные формы глагола, их образование и функции в действительном и страдательном залоге. Модальные глаголы. Причастия I и II. Сослагательное наклонение. Вопросительные предложения. Порядок слов в вопросительном предложении. Сложные предложения. Порядок слов в сложном предложении. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Немецкий язык» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. 1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане Данная дисциплина входит в общеобразовательный цикл из обязательной предметной области филология и иностранные языки. В структуре ППСС3 учебная дисциплина в цикле общеобразовательных дисциплин является основной. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа; Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачет. 8 Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины немецкий язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Результаты освоения учебной дисциплины Личностные Метапредметные Требования к результатам освоения учебной дисциплины – сформированность ценностного отношения к языку как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры; – сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о роли немецкого языка и культуры в развитии мировой культуры; – развитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения; – осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на немецком языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению; – готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, как в профессиональной области с использованием немецкого языка, так и в сфере немецкого языка; - умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения; – владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные ситуации межкультурной коммуникации; – умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты; – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства 9 Предметные - сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; – владение знаниями о социокультурной специфике немецкоговорящих стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и немецкоговорящих стран; – достижение порогового уровня владения немецким языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; – сформированность умения использовать немецкий язык как средство для получения информации из немецкоязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. 10 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия Промежуточная аттестация дифференцированный зачёт Объем часов 72 72 0 72 2 11 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК Наименование разделов и тем Раздел 1 Основное содержание Тема 1.1 Введение. Приветствие. Тема 1. 2 Описание человека (внешность, национальность, образование, личные качества, род занятий, должность, место работы и др.) Тема 1.3 Семья и семейные отношения, домашние обязанности. Тема 1. 4 Описание жилища и учебного заведения (здание, обстановка, условия жизни, техника, оборудование). Тема 1. 5 Распорядок студента колледжа. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1. Введение. Приветствие. Прощание. Представление себя и других людей в официальной и неофициальной обстановке. Практические занятия 1. Описание человека (внешность, национальность, образование, личные качества). Лексический материал по теме. 2. Род занятий, должность, место учёбы (работы). Личные местоимения. Личные окончания глагола. 3. Практические занятия 1. Я и моя семья. Мои домашние обязанности. Артикль (определённый и неопределённый) 2. Взаимоотношения в семье. Притяжательные местоимения. 3. Семейные праздники. Порядок слов в простом предложении.. Практические занятия 1. Здание. Обстановка. Порядок слов в вопросительном предложении. 2 2 1,2 6 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 6 2 2 1,2 1,2 1,2 2. Условия жизни. 2 2 3. Техника. Оборудование. 2 2 6 2 1,2 2 2 2 1,2 6 2 1,2 Практические занятия 1. Распорядок дня студента. Предлоги с Akkusativ. 3. Тема 1.7 Описание местоположения объекта (адрес, как найти). Уровень освоения 4 Гороскоп. Чтение гороскопов. Лексический материал по теме. Указательные местоимения. 2. Тема 1. 6 Хобби. Досуг. Объем часов Внеклассная деятельность студента. Учёба в колледже. Предлоги с Dativ и Akkusativ. Расписание уроков. Perfekt Мой выходной. Модальные глаголы. Практические занятия 1. Хобби. Увлечения. Предлоги c Dativ. 2. Внеклассная деятельность студента. Количественные числительные. 2 1,2 3. Интересы молодёжи. Порядковые и дробные числительные 2 1,2 6 2 1,2 2 1,2 Практические занятия 1. Адрес. Местонахождение. Plusquamperfekt. 2. Характеристики объекта. Futurum-будущее время. 12 3. Тема 1. 8 Магазины, товары, совершение покупок. Тема 1.9 Физкультура и спорт, здоровый образ жизни. Практические задания Тема 1. 11 Россия, её национальные символы, государственное и политическое устройство. Тема 1.12. Немецко-говорящие страны, географическое положение, климат, национальные символы, государственное и политическое устройство, наиболее развитые отрасли экономики, достопримечательности. Тема 1.13 Научно-технический прогресс. 2 2 6 1 2 Посещение магазина. Склонение существительных. 2 2 Преимущество супермаркетов. Степени сравнения прилагательных и наречий. 2 1,2 3 Покупки. Отделы одежды. Страдательный залог. Продукты питания. Отделяемые и неотделяемые приставки. 2 2 6 2 2 2 1,2 2 2 6 2 2 Практические занятия 1. Здоровый образ жизни. Лексический материал по теме. 2. 3. Тема 1.10 Экскурсии и путешествия. Общественный транспорт. Массовые виды спорта. Местоимения «man» , «es» Физкультура в колледже. Возвратные глаголы. Из истории Олимпийских игр. Придаточные предложения причины. Практические занятия 1. Бюро путешествий. Выбор способа путешествия. 2. Подготовка к путешествию. Сложносочинённое предложение. 2 1,2 3. Путешествия на любом виде транспорта. Деловая командировка. 2 2 8 2 2 Практические занятия 1. Географическое положение России. Лексический материал по теме. 2. Национальные символы. Инфинитивные обороты 2 1,2 3. Государственное и политическое устройство. 2 2 4. Достопримечательности России. Москва- столица России. 2 2 8 2 2 2 2 Практические занятия 1. Географическое положение. Климат. Флора. Фауна. 2. Национальные символы. Государственное и политическое устройство. 3. Наиболее развитые отрасли экономики. Придаточные дополнительные предложения. 2 2 4. Достопримечательности Австрии, Швейцарии. Традиции и обычаи народов немецко-говорящих стран. 2 2 21 век и новые технологии. Лексический материал по теме. 6 2 2 2. 21 век – время информационных технологий. Условные придаточные предложения. 2 1,2 3. Роль компьютера в нашей жизни. Все «за» «против». Систематизация придаточных предложений. 2 2 .Практические занятия 1. 13 Тема 1. 14 Человек и природа, экологические проблемы. Практические занятия 1. Важнейшие экологические проблемы в мире и в России. Лексический материал по теме. Тема 2.2 Машины и механизмы. Промышленное оборудование. Тема 2. 3 Современные компьютерные технологии в промышленности. Тема 2. 4 Отраслевые выставки. 2 2. Наша планета земля в опасности. Сложносочинённое предложение . 2 2 3. Международные организации по охране окружающей среды. 2 1,2 6 2 2 Раздел 2 Тема 2.1 Достижения и инновации в области науки и техники. 6 2 Профессионально- ориентированное содержание Практические занятия. 1. Достижения и инновации в области науки. Лексический материал по теме. 2. Достижения и инновации в области техники. Лексический материал по теме. 2 2 3. Участие молодёжи во Всероссийских и Международных конкурсах, связанных с инновациями в области науки и техники. 2 2 Практические занятия 1. Машины и механизмы. Лексический материал по теме. 2. Промышленное оборудование. Лексический материал по теме. 4 2 2 2 2 Практические занятия. 1. Введение и активизация употребления лексики по теме в упражнениях. 6 2 2 2. Современные компьютерные технологии в промышленности. Работа с текстом. 2 2 3. Век информационных технологий. Конспектирование текста. 2 2 Содержание учебного материала 1. 4 Отраслевые выставки, их назначение. Знакомство с формой проведения отраслевых выставок. Практические занятия 3. 2 2 Вывод на рынок нового продукта: его описание, характеристики. 2 2 1 Содержание учебного материала 4. 2 Переговоры с потенциальными клиентами. 1 Обязательная аудиторная учебная нагрузка 72 Всего: 72 2 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 14 2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов Содержание учебной дисциплины Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) Раздел 1 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Выделять наиболее существенные элементы Аудирование сообщения. Извлекать необходимую информацию. Отделять объективную информацию от субъективной. Адаптироваться к индивидуальным особенностям говорящего, его темпу речи. Пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, прогнозированием. Получать дополнительную информацию и уточнять полученную с помощью переспроса или просьбы. Выражать свое отношение (согласие, несогласие) к прослушанной информации, обосновывая его. Составлять реферат, аннотацию прослушанного текста; составлять таблицу, схему на основе информации из текста. Передавать на немецком языке (устно или письменно) содержание услышанного Осуществлять неподготовленное высказывание на Говорение заданную тему или в соответствии с ситуацией. монологическая речь Делать подготовленное сообщение (краткое, развернутое) различного характера (описание, повествование, характеристика, рассуждение) на заданную тему или в соответствии с ситуацией с использованием различных источников информации (в том числе презентацию, доклад, обзор, устный реферат); приводить аргументацию и делать заключения. Делать развернутое сообщение, содержащее выражение собственной точки зрения, оценку передаваемой информации. Комментировать услышанное/увиденное/прочитанное. Составлять устный реферат услышанного или прочитанного текста. Составлять вопросы для интервью. Давать определения известным явлениям, понятиям, предметам Уточнять и дополнять сказанное. Использовать диалогическая речь адекватные эмоционально-экспрессивные средства, мимику и жесты. Соблюдать логику и последовательность высказываний. Использовать монологические высказывания (развернутые реплики) в диалогической речи. Принимать участие в диалогах (полилогах) различных видов (диалограссуждение, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен информацией, диалог — обмен мнениями, дискуссия, полемика) на заданную тему или в соответствии с ситуацией; приводить 15 Чтение просмотровое поисковое ознакомительное изучающее аргументацию и делать заключения. Выражать отношение (оценку, согласие, несогласие) к высказываниям партнера. Проводить интервью на заданную тему. Запрашивать необходимую информацию. Задавать вопросы, пользоваться переспросами. Уточнять и дополнять сказанное, пользоваться перифразами. Инициировать общение, проявлять инициативу, обращаться за помощью к партнеру, подхватывать и дополнять его мысль, корректно прерывать партнера, менять тему разговора, завершать разговор. Использовать адекватные эмоциональноэкспрессивные средства, мимику и жесты. Соблюдать логику и последовательность высказываний. Концентрировать и распределять внимание в процессе общения. Быстро реагировать на реплики партнера. Использовать монологические высказывания (развернутые реплики) в диалогической речи Определять тип и структурно-композиционные особенности текста. Получать самое общее представление о содержании текста, прогнозировать его содержание по заголовку, известным понятиям, терминам, географическим названиям, именам собственным Извлекать из текста наиболее важную информацию. Находить информацию, относящуюся к определенной теме или отвечающую определенным критериям. Находить фрагменты текста, требующие детального изучения. Группировать информацию по определенным признакам Использовать полученную информацию в других видах деятельности (например, в докладе, учебном проекте, ролевой игре). Понимать основное содержание текста, определять его главную мысль. Оценивать и интерпретировать содержание текста, высказывать свое отношение к нему Обобщать информацию, полученную из текста, классифицировать её, делать выводы. Использовать полученную информацию в других видах деятельности (например, в докладе, учебном проекте, ролевой игре). Полно и точно понимать содержание текста, в том числе с помощью словаря. Оценивать и интерпретировать содержание текста, высказывать своё отношение к нему. Обобщать информацию, полученную из текста, классифицировать её, делать выводы. Отделять объективную информацию от субъективной. Устанавливать причинно-следственные связи. Извлекать необходимую информацию. Составлять реферат, аннотацию текста. Составлять таблицу, схему с использованием информации из текста 16 Составлять реферат, аннотацию текста. Составлять таблицу, схему с использованием информации из текста Описывать различные события, факты, явления, комментировать их, делать обобщения и выводы. Выражать и обосновывать свою точку зрения с использованием эмоционально-оценочных средств. Использовать образец в качестве опоры для составления собственного текста (например, справочного или энциклопедического характера). Писать письма и заявления, в том числе электронные, личного и делового характера с соблюдением правил оформления таких писем. Запрашивать интересующую информацию. Заполнять анкеты, бланки сведениями личного или делового характера, числовыми данными. Составлять резюме. Составлять рекламные объявления. Составлять описания вакансий. Составлять несложные рецепты приготовления блюд. Составлять простые технические спецификации, инструкции по эксплуатации. Составлять расписание на день, списки дел, покупок и др. Писать сценарии, программы, планы различных мероприятий (например, экскурсии, урока, лекции). Фиксировать основные сведения в процессе чтения или прослушивания текста, в том числе в виде таблицы, схемы, графика. Составлять развернутый план, конспект, реферат, аннотацию устного выступления или печатного текста, в том числе для дальнейшего использования в устной и письменной речи (например, в докладах, интервью, собеседованиях, совещаниях, переговорах). Делать письменный пересказ текста; писать эссе (содержащие описание, повествование, рассуждение), обзоры, рецензии. Составлять буклет, брошюру, каталог (например, с туристической информацией, меню, сводом правил). Готовить текст презентации с использованием технических средств Письмо РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ Лексические навыки Правильно употреблять лексику в зависимости от коммуникативного намерения; обладать быстрой реакцией при выборе лексических единиц. Правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях. Использовать служебные слова для организации сочинительной и подчинительной связи в предложении, а также логической связи предложений в устном и письменном тексте . Выбирать наиболее подходящий или корректный для конкретной ситуации синоним или антоним . 17 Распознавать на письме и в речевом потоке изученные лексические единицы. Определять значения и грамматическую функцию слов, опираясь на правила словообразования в немецком языке (аффиксация, конверсия, заимствование). Различать сходные по написанию и звучанию слова. Пользоваться контекстом, прогнозированием и речевой догадкой при восприятии письменных и устных текстов. Определять словаря. Грамматические навыки происхождение слов с помощью Уметь расшифровывать некоторые аббревиатуры (G8, UN, EU, WTO, NATO и др.) Знать основные различия систем немецкого и русского языков: • наличие грамматических явлений, не присущих русскому языку (артикль); • различия в общих для обоих языков грамматических явлениях (род существительных, видовременные формы, построение повествовательных и вопросительных предложений, порядок членов предложения и др.). Правильно пользоваться основными грамматическими средствами немецкого языка (средства атрибуции, выражения количества, сравнения, модальности, образа и цели действия, выражения просьбы, совета и др.). Формулировать грамматические правила, в том числе с использованием графической опоры (образца, схемы, таблицы). Распознавать, образовывать и правильно употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции в зависимости от ситуации общения (например, сокращенные формы, широко употребительные в разговорной речи и имеющие ограниченное применение в официальной речи). Знать особенности грамматического оформления устных и письменных текстов; уметь изменять грамматическое оформление высказывания в зависимости от коммуникативного намерения. Различать сходные по форме и звучанию грамматические явления (например, причастие II и причастие I, притяжательное местоимение и личное местоимение . Прогнозировать грамматические формы незнакомого слова или конструкции, зная правило 18 Орфографические навыки Произносительные навыки Специальные навыки и умения их образования либо сопоставляя с формами известного слова или конструкции (например, прогнозирование формы множественного числа существительного по окончании его начальной формы). Определять структуру простого и сложного предложения, устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные, подчинительные и другие связи и отношения между элементами предложения и текста Усвоить правописание слов, предназначенных для продуктивного усвоения. Применять правила орфографии и пунктуации в речи. Знать основные различия в орфографии и пунктуации немецкого языка.Проверять написание и перенос слов по словарю Владеть Международным фонетическим алфавитом, уметь читать слова в транскрипционной записи. Знать технику артикулирования отдельных звуков и звукосочетаний. Формулировать правила чтения гласных и согласных букв и буквосочетаний. Соблюдать ударения в словах и фразах. Знать ритмико-интонационные особенности различных типов предложений: повествовательного, побудительного, вопросительного, включая разделительный и риторический вопросы. Пользоваться толковыми, двуязычными словарями и другими справочными материалами, в том числе мультимедийными, а также поисковыми системами и ресурсами в сети Интернет. Составлять ассоциограммы и разрабатывать мнемонические средства для закрепления лексики, запоминания грамматических правил и др. 19 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» Для освоения программы учебной дисциплины НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеется учебный кабинет. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02). Оно оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по немецкому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Немецкий язык» входят: • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.); • информационно-коммуникативные средства; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Немецкий язык», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Немецкий язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по немецкому языку, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.). 20 4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов: 1. Н.В.Басова, Т.Г. Коноплёва. Немецкий язык для Колледжей. ООО «КноРус», 2018 2. Г.И. Воронин, И.В.Карелина. Немецкий язык. Контакты. «Просвещение», 2019 3. М.В. Богданов. Сто немецких глаголов. Справочное пособие с таблицами. М., Издательство «Экзамен», 2017 4. Е.А Семёнова. Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. Издательство «Бюро-Пресс», Ростов-на- Дону.2018 Для преподавателей: 5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 6. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 7. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». 8. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобр науки России от 17 марта 2015 г. № 06259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». 9. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М., 2018. 10.Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. — М., 2019. Интернет-ресурсы: http://deutsch-uni.com.ru – немецкий язык, играя; www.de-online.ru http://www .deutschland-panorama.de/staete/index.php- виртуальные экскурсии по городам Германии; http:/www.museen.de- музеи Германии; http:www.galerie.de- галереи Германии; http:www.archinform.de- искусство Германии; www.itlt.edu.ntsu.ru- ресурсный центр информационных технологий в обучению языку. 21