МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 ХИМИЯ 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств Саратов, 2023 г. Рабочая программа ОУД.04 Химия разработана на основании Примерной программы «Химия» для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла 20/06/2016, регистрационный номер ООЦ-12160620. УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии естественно-научного цикла Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ В.В. Антропова/ Составитель: Шпигунова Т.В., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..... 4 1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….... 5 1.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ…..... 7 1.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ……................................................................................... 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………..... 7 9 ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.................................................................................................... 9 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................ 10 2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.......................................................... 13 2.1 2.2 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………. 15 4. ЛИТЕРАТУРА………………………………………….…………………..... 16 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 Химия разработана в соответствии со следующими нормативными документами: ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014г. № 1645), реализуемой в пределах освоения основой профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; Письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»; подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств; Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199; На основании Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций от 2015г., рекомендованной ФГАУ «ФИРО» зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла 20/06/2016, регистрационный номер ООЦ-12160620. Примерным распределением профессий СПО и специальностей СПО по профилям профессионального образования. ФГОС СПО с учетом получаемой профессии или специальности. Рабочая программа дисциплины включает в себя: пояснительную записку (общая характеристика учебной дисциплины, место дисциплины в учебном плане, результаты освоения дисциплины - личностные, метапредметные, предметные); содержание учебной дисциплины (тематический план с учётом профиля профессионального образования); характеристику основных видов деятельности студентов на уровне учебных действий (по разделам содержания учебной дисциплины); учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины; рекомендуемую литературу (для студентов, для преподавателей, Интернет-ресурсы). Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей: 4 освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий; овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации; воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни; применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды. 1.1. Общая характеристика учебной дисциплины Химия— наука о явлениях и законах природы. Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественнонаучной сущности — закон успеха. Химия — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественнонаучную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний. Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается учебная дисциплина «Химия». При освоении профессий СПО и специальностей СПО социальноэкономического и гуманитарного профилей профессионального образования 5 естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ). 1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане Данная дисциплина входит в общеобразовательный цикл из обязательной предметной области «Естественные науки». В структуре ППСС3 учебная дисциплина в цикле общеобразовательных дисциплин является основной. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: - учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем 72 часа; 6 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплиныОУД.10 «Химия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Результаты освоения учебной дисциплины Личностные Метапредметные Требования к результатам освоения учебной дисциплины − устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки; − готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук; − объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; − умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; − готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания; − овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; − применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; − умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике; − умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; 7 Предметные − сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственновременны х масштабах Вселенной; − владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; −сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; −сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов; − владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; − сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей. 8 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов 72 72 Максимальная учебная нагрузка (всего) Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего) теоретическое обучение 51 практические занятия 21 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 9 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.10 ХИМИЯ Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся 2 Раздел 1 Общая и неорганическая химия Объем часов 3 Уровень освоения 4 Ведение Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества. Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий: химическая технология—биотехнология—нанотехнология. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества Содержание учебного материала 1 Предмет химии. Основные понятия и законы химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Измерение вещества. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. 2 Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. 2 1 6 2 2 2 2 Количественные изменения в химии как частный случай законов перехода количественных изменений в качественные. Содержание учебного материала 2 2 Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 2 Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Содержание учебного материала 1 Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. 2 2 2 2 8 2 2 Тема 2.1.1. Основные понятия и законы химии 3 Тема 2.1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Тема 2.1.3 Строение вещества 1 2 Ионная связь. Катионы и анионы. 2 2 3 Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи. 2 2 2 2 Содержание учебного материала 1 Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Агрегатные состояния воды. Практическое занятие 2 Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. 4 2 2 2 2 Содержание учебного материала 1 Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. 4 2 4 Тема 2.1.4 Вода. Растворы. Тема2.1. 5 Химические реакции 4 2 2 10 Тема2.1. 6 Неорганические соединения Практическое занятие 2 Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. 2 Содержание учебного материала 1 Классификация неорганических соединений. Оксиды, кислоты, основания, соли. 14 2 2 2 2 3 Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная.. 2 2 4 Водородный показатель рН раствора 2 2 5 6 7 Металлы. Неметаллы. Общая характеристика. Физические и химические свойства. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека Раздел 2.2 Органическая химия 2 2 2 2 2 2 2 Тема 2.2.1 Органические соединения Содержание учебного материала 25 1 Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. 2 2 2 Понятие изомерии. Виды изомерии. Многообразие органических соединений 2 2 3 Предельные и непредельные углеводороды. 2 2 4 Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов. 2 2 5 Кислородсодержащие органические вещества. 2 2 2 2 2 2 6 Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. 7 Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Практическое занятие 1 Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Тема 2.2.2 Химия и жизнь 2 2 2 2 2 Строение и биологическая функция белков. 2 2 3 3 2 4 Строение и биологическая функция белков Понятие о пластмассах и химических волокнах. 2 2 5 Натуральные, синтетические и искусственные волокна 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 Содержание учебного материала 1 Химия и организм человека. 2 Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. 11 3 Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. 4 Углеводы — главный источник энергии организма. 5 Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека . 6 Минеральные вещества в продуктах питания. Сбалансированное питание Практическое занятие 1 Химия в быту. Вода. Качество воды 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Моющие и чистящие средства. 2 2 3 Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. 2 2 2 2 Дифференцированный зачет Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 72 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 12 2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов Содержание учебной дисциплины Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) Химия Раздел 2.1«Общая и неорганическая химия» Тема 2.1.1 «Основные понятия и законы Тема 2.1.2 «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» Тема 2.1.3 «Строение вещества» Тема 2.1.4 «Вода. Растворы» Тема 2.1.5 «Химические реакции» Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса» Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента,периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулирование основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам. Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента. 13 Тема 2.1.6 «Неорганические соединения» Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений. Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе —общих физических и химических свойств металлов и неметаллов. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов. Раздел 2.2 «Органическая химия» Тема 2.2.1 «Основные понятия Формулирование основных положений теории органической химии и теория химического строения органических соединений и строения органических характеристика в свете этой теории свойств соединений А.М. Бутлерова» важнейших представителей основных классов органических соединений Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений Тема 2.2.2 «Химия и жизнь» Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. 14 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение программы учебной дисциплины «Химия» имеются учебные кабинеты. В состав кабинетов входят лаборатории с лаборантской комнатой. Помещения кабинетов удовлетворяют требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинетах имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы и т. п. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Химия» входят: • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдающихся ученых в области естествознания и т. п.); • информационно-коммуникационные средства; • экранно-звуковые пособия; • комплект электроснабжения кабинетов; • технические средства обучения; • демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы); • лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы); • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая натуральные объекты; • вспомогательное оборудование; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. 15 ЛИТЕРАТУРА Основные источники: 1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018. 2. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2018. Дополнительные источники: 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 2. Самойленко П. И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие для преподавателей ссузов. — М., 2018. 3. Ильин В. А., Кудрявцев В. В. История и методология физики. — М., 2014. 4. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.метод. пособие. —М., 2019. 5. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.метод. пособие. —М., 2019. Интернет-ресурсы: 1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов [Электронный ресурс]/ Химия 11 класс.- M.:ФГАУ ГНИИ ИТТ [2006-2015] – Режим доступа : http:// school- collection.edu.ru/ catalog, свободный. 2.Основы химии. Электронный учебник [Электронный ресурс]/ Новосибирский государственный университет под ред. А. В. Мануйлова, В. И. Родионова – режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru, свободный Загл. с экрана . 3.Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]/ 16 Открытый банк заданий ЕГЭ. Химия.- [М.?],2004-2016.- Режим доступа:www.fipi.ru\content\otkrytyy-bank-zadaniy-ege,свободный 17