МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 ХИМИЯ
11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт
электронных приборов и устройств
Саратов, 2023 г.
Рабочая программа ОУД.04 Химия разработана на основании Примерной программы
«Химия» для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы
для реализации ОПОП СПО 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт
электронных приборов и устройств на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования, зарегистрированной в Федеральном реестре примерных
программ общеобразовательного цикла 20/06/2016, регистрационный номер ООЦ-12160620.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /
СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
естественно-научного цикла
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ В.В. Антропова/
Составитель: Шпигунова Т.В., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….....
4
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…....
5
1.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ….....
7
1.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,
ПРЕДМЕТНЫЕ……...................................................................................
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………….....
7
9
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ....................................................................................................
9
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................
10
2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ..........................................................
13
2.1
2.2
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….
15
4. ЛИТЕРАТУРА………………………………………….…………………..... 16
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 Химия разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
29 декабря 2014г. № 1645), реализуемой в пределах освоения основой
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования;
Письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении
доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования»; подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ) по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и
ремонт электронных приборов и устройств;
Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29 октября
2013 г. N 1199;
На основании Примерной программы общеобразовательной
учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных
организаций
от
2015г.,
рекомендованной
ФГАУ
«ФИРО»
зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ
общеобразовательного цикла 20/06/2016, регистрационный номер ООЦ-12160620.
Примерным распределением профессий СПО и специальностей СПО
по профилям профессионального образования.
ФГОС СПО с учетом получаемой профессии или специальности.
Рабочая программа дисциплины включает в себя:
пояснительную записку (общая характеристика учебной дисциплины,
место дисциплины в учебном плане, результаты освоения дисциплины
- личностные, метапредметные, предметные);
содержание учебной дисциплины (тематический план с учётом
профиля профессионального образования);
характеристику основных видов деятельности студентов на уровне
учебных действий (по разделам содержания учебной дисциплины);
учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
программы учебной дисциплины;
рекомендуемую литературу (для студентов, для преподавателей,
Интернет-ресурсы).
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих
целей:
4
освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и
методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и
достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на
развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения
явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и профессионально значимого содержания; развитие
интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления
в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений,
восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законной природы и
использования достижений естественных наук для развития
цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественно-научных знаний в профессиональной
деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
грамотного
использования
современных
технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
1.1. Общая характеристика учебной дисциплины
Химия— наука о явлениях и законах природы. Естественно-научные
знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни.
Высокообразованный
человек
не
может
дистанцироваться
от
фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться
беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное
направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой
материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественнонаучной сущности — закон успеха.
Химия
—
неотъемлемая
составляющая
культуры:
определяя
мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в
общественную жизнь. Рациональный естественно-научный
метод,
сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественнонаучную картину мира, некое образно-философское обобщение научных
знаний.
Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах
превращения, использовании законов химии в практической деятельности
людей, в создании новых материалов.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается
учебная дисциплина «Химия».
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социальноэкономического и гуманитарного профилей профессионального образования
5
естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего
образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на
изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися,
объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной
самостоятельной работы студентов.
Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный
материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у
студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных
знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в
гуманитарной сфере.
Изучение
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Химия»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в
рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной
ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане
Данная дисциплина входит в общеобразовательный
цикл из
обязательной предметной области «Естественные науки». В структуре
ППСС3 учебная дисциплина в цикле общеобразовательных дисциплин
является основной.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том
числе:
- учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем 72 часа;
6
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплиныОУД.10 «Химия»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Результаты освоения
учебной дисциплины
Личностные
Метапредметные
Требования к результатам освоения учебной
дисциплины
− устойчивый интерес к истории и достижениям в
области естественных наук, чувство гордости за
российские естественные науки;
−
готовность
к
продолжению
образования,
повышению
квалификации
в
избранной
профессиональной деятельности с использованием
знаний в области естественных наук;
− объективное осознание значимости компетенций в
области естественных наук для человека и общества,
умение использовать технологические достижения в
области физики, химии, биологии для повышения
собственного
интеллектуального
развития
в
выбранной профессиональной деятельности;
− умение проанализировать техногенные последствия
для окружающей среды, бытовой и производственной
деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для
себя естественно-научные знания с использованием
для этого доступных источников информации;
−
умение
управлять
своей
познавательной
деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
−
умение
выстраивать
конструктивные
взаимоотношения в команде по решению общих
задач в области естествознания;
− овладение умениями и навыками различных видов
познавательной деятельности для изучения разных
сторон окружающего естественного мира;
−
применение
основных
методов
познания
(наблюдения, научного эксперимента) для изучения
различных сторон естественно-научной картины
мира, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности,
выбирать средства для их достижения на практике;
− умение использовать различные источники для
получения естественнонаучной информации и
оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
7
Предметные
− сформированность представлений о целостной
современной естественнонаучной картине мира,
природе как единой целостной системе, взаимосвязи
человека, природы и общества, пространственновременны х масштабах Вселенной;
− владение знаниями о наиболее важных открытиях и
достижениях в области естествознания, повлиявших
на эволюцию представлений о природе, на развитие
техники и технологий;
−сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих
явлений,
сохранения
здоровья,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
бережного
отношения к природе, рационального
природопользования, а также выполнения роли
грамотного потребителя;
−сформированность представлений о научном методе
познания природы и средствах изучения мегамира,
макромира и микромира; владение приемами
естественно-научных
наблюдений,
опытов,
исследований и оценки достоверности полученных
результатов;
− владение понятийным аппаратом естественных
наук, позволяющим познавать мир, участвовать в
дискуссиях по естественно-научным вопросам,
использовать различные источники информации для
подготовки
собственных
работ,
критически
относиться к сообщениям СМИ, содержащим
научную информацию;
− сформированность умений понимать значимость
естественно-научного знания для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности,
различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь
критериев с определенной системой ценностей.
8
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
72
72
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
(всего)
теоретическое обучение
51
практические занятия
21
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
9
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.10 ХИМИЯ
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
2
Раздел 1
Общая и неорганическая химия
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
Ведение
Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни
современного общества. Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий:
химическая технология—биотехнология—нанотехнология. Применение достижений современной
химии в гуманитарной сфере деятельности общества
Содержание учебного материала
1
Предмет химии. Основные понятия и законы химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический
элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Измерение вещества.
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
2
Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов.
2
1
6
2
2
2
2
Количественные изменения в химии как частный случай законов перехода количественных
изменений в качественные.
Содержание учебного материала
2
2
Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева.
2
Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Содержание учебного материала
1
Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная.
2
2
2
2
8
2
2
Тема 2.1.1.
Основные понятия и
законы химии
3
Тема 2.1.2
Периодический закон и
Периодическая система
химических элементов
Д.И. Менделеева
Тема 2.1.3
Строение вещества
1
2
Ионная связь. Катионы и анионы.
2
2
3
Металлическая связь. Водородная связь.
Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи.
2
2
2
2
Содержание учебного материала
1
Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды.
Агрегатные состояния воды.
Практическое занятие
2
Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
4
2
2
2
2
Содержание учебного материала
1
Понятие о химической реакции. Типы химических реакций.
4
2
4
Тема 2.1.4
Вода. Растворы.
Тема2.1. 5
Химические реакции
4
2
2
10
Тема2.1. 6
Неорганические соединения
Практическое занятие
2
Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.
2
Содержание учебного материала
1
Классификация неорганических соединений. Оксиды, кислоты, основания, соли.
14
2
2
2
2
3
Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории
электролитической диссоциации.
Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная..
2
2
4
Водородный показатель рН раствора
2
2
5
6
7
Металлы. Неметаллы. Общая характеристика.
Физические и химические свойства.
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности
человека
Раздел 2.2
Органическая химия
2
2
2
2
2
2
2
Тема 2.2.1
Органические соединения
Содержание учебного материала
25
1
Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова.
2
2
2
Понятие изомерии. Виды изомерии. Многообразие органических соединений
2
2
3
Предельные и непредельные углеводороды.
2
2
4
Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов.
2
2
5
Кислородсодержащие органические вещества.
2
2
2
2
2
2
6
Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый
спирты, глицерин, уксусная кислота.
7
Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
Практическое занятие
1
Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки.
Тема 2.2.2
Химия и жизнь
2
2
2
2
2
Строение и биологическая функция белков.
2
2
3
3
2
4
Строение и биологическая функция белков
Понятие о пластмассах и химических волокнах.
2
2
5
Натуральные, синтетические и искусственные волокна
2
2
18
2
2
2
2
2
2
2
Содержание учебного материала
1
Химия и организм человека.
2
Химические элементы в организме человека.
Органические и неорганические вещества.
11
3
Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины.
4 Углеводы — главный источник энергии организма.
5
Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека .
6
Минеральные вещества в продуктах питания. Сбалансированное питание
Практическое занятие
1
Химия в быту. Вода. Качество воды
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Моющие и чистящие средства.
2
2
3
Правила
безопасной работы со средствами бытовой химии.
2
2
2
2
Дифференцированный зачет
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
72
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
12
2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание учебной
дисциплины
Характеристика основных видов учебной
деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Химия
Раздел 2.1«Общая и неорганическая химия»
Тема 2.1.1 «Основные понятия
и законы
Тема 2.1.2 «Периодический
закон и Периодическая система
химических элементов Д.И.
Менделеева»
Тема 2.1.3 «Строение
вещества»
Тема 2.1.4 «Вода. Растворы»
Тема 2.1.5 «Химические
реакции»
Умение дать определение и оперировать
следующими химическими понятиями: «вещество»,
«химический элемент», «атом», «молекула»,
«относительные атомная и молекулярная массы»,
«ион», «аллотропия», «валентность», «степень
окисления», «моль», «молярная масса»
Формулирование законов сохранения массы
веществ и постоянства состава веществ.
Установление причинно-следственной связи
между содержанием этих законов и написанием
химических формул и уравнений.
Использование в учебной и профессиональной
деятельности химических терминов и символики.
Раскрытие физического смысла символики
Периодической таблицы химических элементов Д.
И. Менделеева (номеров элемента,периода, группы)
и установление причинно-следственной связи
между строением атома и закономерностями
изменения свойств элементов и образованных ими
веществ в периодах и группах.
Характеристика элементов малых периодов по их
положению в Периодической системе Д. И.
Менделеева.
Установление зависимости свойств химических
веществ от строения атомов образующих их
химических элементов.
Характеристика важнейших типов химических
связей и относительности этой типологии.
Объяснение зависимости свойств веществ от их
состава и строения кристаллических решеток.
Формулирование основных положений теории
электролитической диссоциации и характеристика в
свете этой теории свойств основных классов
неорганических соединений.
Отражение химических процессов с помощью
уравнений химических реакций. Объяснение
сущности химических процессов. Классификация
химических реакций по различным признакам.
Выполнение химического эксперимента в полном
соответствии с правилами техники безопасности.
Наблюдение, фиксирование и описание результатов
проведенного эксперимента.
13
Тема 2.1.6 «Неорганические
соединения»
Характеристика состава, строения и общих свойств
важнейших классов неорганических соединений.
Характеристика строения атомов и кристаллов и на
этой основе —общих физических и химических
свойств металлов и неметаллов.
Характеристика состава, строения, свойств,
получения и применение важнейших неметаллов.
Раздел 2.2 «Органическая химия»
Тема 2.2.1 «Основные понятия Формулирование основных положений теории
органической химии и теория
химического строения органических соединений и
строения органических
характеристика в свете этой теории свойств
соединений А.М. Бутлерова»
важнейших представителей основных классов
органических соединений
Описание состава и свойств важнейших
представителей органических соединений
Описание состава и свойств важнейших
представителей органических соединений
Описание состава и свойств важнейших
представителей органических соединений
Тема 2.2.2 «Химия и жизнь»
Объяснение химических явлений, происходящих в
природе, быту и на производстве.
Соблюдение правил экологически грамотного
поведения в окружающей среде.
Оценка влияния химического загрязнения
окружающей среды на организм человека и другие
живые организмы.
14
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «Химия» имеются учебные
кабинеты.
В состав кабинетов входят лаборатории с лаборантской комнатой.
Помещения кабинетов удовлетворяют требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинетах имеется мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Химия» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты
выдающихся ученых в области естествознания и т. п.);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект электроснабжения кабинетов;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические
наборы);
• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические
наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического
эксперимента, реактивы);
• статические, динамические, демонстрационные и раздаточные
модели, включая натуральные объекты;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
15
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и
специальностей
социально-экономического
и
гуманитарного
профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2018.
2. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2018.
Дополнительные источники:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
2. Самойленко П. И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие
для преподавателей ссузов. — М., 2018.
3. Ильин В. А., Кудрявцев В. В. История и методология физики. — М.,
2014.
4. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.метод. пособие. —М., 2019.
5. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.метод. пособие. —М., 2019.
Интернет-ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов [Электронный
ресурс]/ Химия 11 класс.- M.:ФГАУ ГНИИ ИТТ [2006-2015] – Режим доступа :
http:// school- collection.edu.ru/ catalog, свободный.
2.Основы
химии.
Электронный
учебник
[Электронный
ресурс]/
Новосибирский государственный университет под ред. А. В. Мануйлова, В.
И. Родионова – режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru, свободный Загл. с
экрана .
3.Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]/
16
Открытый банк заданий ЕГЭ. Химия.- [М.?],2004-2016.- Режим
доступа:www.fipi.ru\content\otkrytyy-bank-zadaniy-ege,свободный
17