МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 БИОЛОГИЯ
11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт
электронных приборов и устройств
Саратов, 2023 г.
Рабочая программа ОУД.06 Биология разработана на основании Примерной программы
«Биология» для
ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной
программы для реализации ОПОП СПО 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и
ремонт электронных приборов и устройств на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования, зарегистрированной в Федеральном реестре
примерных программ общеобразовательного цикла 26.12.2016 № 44936
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /
СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
естественно-научного цикла
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ В.В. Антропова/
Составитель: Сомова Н.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….....
4
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…....
5
1.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ….....
7
1.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,
ПРЕДМЕТНЫЕ……...................................................................................
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………….....
7
9
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ....................................................................................................
9
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................
10
2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ..........................................................
12
2.1
2.2
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….
4. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….………….....
14
15
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.06 Биология
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
29 декабря 2014г. № 1645), реализуемой в пределах освоения основой
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования;
Письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении
доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования»;
Программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по
специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт
электронных приборов и устройств;
Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29 октября
2013 г. № 1199;
На основании Примерной программы общеобразовательной
учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных
организаций
от
2015г.,
рекомендованной
ФГАУ
«ФИРО»
зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ
общеобразовательного цикла 26.12.2016 № 44936
Примерным распределением профессий СПО и специальностей
СПО по профилям профессионального образования.
Рабочая программа дисциплины включает в себя:
пояснительную записку (общая характеристика учебной дисциплины,
место дисциплины в учебном плане, результаты освоения дисциплины
- личностные, метапредметные, предметные);
содержание учебной дисциплины (тематический план с учётом
профиля профессионального образования);
характеристику основных видов деятельности студентов на уровне
учебных действий (по разделам содержания учебной дисциплины);
учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
программы учебной дисциплины;
рекомендуемую литературу (для студентов, для преподавателей,
Интернет-ресурсы).
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих
целей:
освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и
методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и
4
достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на
развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения
явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и профессионально значимого содержания; развитие
интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления
в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений,
восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законной природы и
использования достижений естественных наук для развития
цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественно-научных знаний в профессиональной
деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
грамотного
использования
современных
технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
1.1. Общая характеристика учебной дисциплины
Биология — наука о явлениях и законах природы. Современное
естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из
которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно
охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов
природы, которые можно рассматривать как единое целое.
Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют
новый образ жизни.
Высокообразованный
человек
не
может
дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не
рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое
перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно
связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их
естественно-научной сущности — закон успеха.
Биология — неотъемлемая составляющая культуры: определяя
мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в
общественную жизнь. Рациональный
естественно-научный метод,
сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественнонаучную картину мира, некое образно-философское обобщение научных
знаний.
Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе.
Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как
собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и
математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового
и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами
математической статистики и др. Биология выявляет закономерности,
присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост,
размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.
5
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социальноэкономического и гуманитарного профилей профессионального образования
естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего
образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на
изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися,
объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной
самостоятельной работы студентов.
При изучении учебного материала по
биологии целесообразно
акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах
природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера,
которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их
значения для жизнедеятельности людей, это содержание, освещающее роль
важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны
здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий
изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.
Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный
материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у
студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных
знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в
гуманитарной сфере.
В целом учебная дисциплина «Биология», в содержании которой ведущим
компонентом являются научные знания и научные методы познания,
позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную
картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к
изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной
направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и
поступки.
Интегрированное
содержание
учебной
дисциплины
позволяет
преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение
естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания
предмета.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в
рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной
ОПОП СПО с получением среднего общего образования ( ППССЗ).
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане
Данная дисциплина входит в общеобразовательный
цикл из
обязательной предметной области «Естественные науки». В структуре
ППСС3 учебная дисциплина в цикле общеобразовательных дисциплин
является основной.
6
Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часов, в том
числе:
- учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем 39 часов;
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
Результаты освоения
учебной дисциплины
Личностные
Метапредметные
Требования к результатам освоения учебной
дисциплины
− устойчивый интерес к истории и достижениям в
области естественных наук, чувство гордости за
российские естественные науки;
−
готовность
к
продолжению
образования,
повышению
квалификации
в
избранной
профессиональной деятельности с использованием
знаний в области естественных наук;
− объективное осознание значимости компетенций в
области естественных наук для человека и общества,
умение использовать технологические достижения в
области физики, химии, биологии для повышения
собственного
интеллектуального
развития
в
выбранной профессиональной деятельности;
− умение проанализировать техногенные последствия
для окружающей среды, бытовой и производственной
деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для
себя естественно-научные знания с использованием
для этого доступных источников информации;
−
умение
управлять
своей
познавательной
деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
−
умение
выстраивать
конструктивные
взаимоотношения в команде по решению общих
задач в области естествознания;
− овладение умениями и навыками различных видов
познавательной деятельности для изучения разных
сторон окружающего естественного мира;
−
применение
основных
методов
познания
(наблюдения, научного эксперимента) для изучения
различных сторон естественно-научной картины
мира, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности,
выбирать средства для их достижения на практике;
− умение использовать различные источники для
получения естественнонаучной информации и
оценивать ее достоверность для достижения
7
поставленных целей и задач;
Предметные
− сформированность представлений о целостной
современной естественнонаучной картине мира,
природе как единой целостной системе, взаимосвязи
человека, природы и общества, пространственновременны х масштабах Вселенной;
− владение знаниями о наиболее важных открытиях и
достижениях в области естествознания, повлиявших
на эволюцию представлений о природе, на развитие
техники и технологий;
−сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих
явлений,
сохранения
здоровья,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
бережного
отношения к природе, рационального
природопользования, а также выполнения роли
грамотного потребителя;
−сформированность представлений о научном методе
познания природы и средствах изучения мегамира,
макромира и микромира; владение приемами
естественно-научных
наблюдений,
опытов,
исследований и оценки достоверности полученных
результатов;
− владение понятийным аппаратом естественных
наук, позволяющим познавать мир, участвовать в
дискуссиях по естественно-научным вопросам,
использовать различные источники информации для
подготовки
собственных
работ,
критически
относиться к сообщениям СМИ, содержащим
научную информацию;
− сформированность умений понимать значимость
естественно-научного знания для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности,
различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь
критериев с определенной системой ценностей.
8
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
72
72
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
(всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
9
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Тема 3. 1
Биология – совокупность
наук о живой природе.
Методы научного познания.
Тема 3.2
Клетка
Биология
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
2
Раздел Биология
Содержание учебного материала
1
Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии.
Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации
жизни.
Содержание учебного материала
1
История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка —структурнофункциональная (элементарная) единица жизни.
2
Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Химический состав клетки.
2
Практические занятия
3
Строение клетки. Основные структурные компоненты клетки эукариот.
Тема 3.3
Организм
4
Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов.
5
Вирусы и бактериофаги. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции
Содержание учебного материала
1
Организм — единое целое. Многообразие организмов. Деление клетки.
2
3
4
5
6
7
Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Понятие об индивидуальном
(онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии.
Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. Общие представления о
наследственности и изменчивости.
Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и
постэмбриональном развитии.
Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. Общие представления о
наследственности и изменчивости.
Закономерности наследования. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Классификация форм изменчивости.
Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И.
Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
3
1
2
20
6
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2
2
24
6
2
2
2
6
2
6
2
2
2
6
2
2
2
12
Тема 3.4
Содержание учебного материала
10
Вид
Тема 3.5
Экосистемы
Эволюционная теория. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и
эволюции.
2
Синтетическая теория эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни.
3
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими
животными.
Содержание учебного материала
1
Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах
организмов. Экологические факторы, особенности их воздействия.
2
Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания,
трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема.
Практическое занятие
3
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых
организмов в биосфере
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
1
2
2
2
2
2
2
12
6
2
4
2
4
2
72
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
11
2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание учебной
дисциплины
Тема 3.1 «Биология –
совокупность наук о живой
природе»
Тема 3.2 «Клетка»
Тема 3.3 «Организм»
Тема 3.4 «Вид»
Тема 3.5 «Экосистемы»
Характеристика основных видов учебной
деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Раздел Биология
Знакомство с объектами изучения биологии.
Выявление роли биологии в формировании
современной естественно-научной картины мира и
практической деятельности людей
Знакомство с клеточной теорией строения
организмов. Получение представления о роли
органических и неорганических веществ в клетке.
Знание строения клеток по результатам работы со
световым микроскопом.
Умение описывать микропрепараты клеток
растений. Умение сравнивать строение клеток
растений и животных по готовым микропрепаратам
Знание основных способов размножения
организмов, стадий онтогенеза на примере
человека.
Знание причин, вызывающих нарушения в развитии
организмов.
Умение пользоваться генетической терминологией
и символикой, решать простейшие генетические
задачи.
Знание особенностей наследственной и
ненаследственной изменчивости и их
биологической роли в эволюции живого
Умение анализировать и оценивать различные
гипотезы происхождения жизни на Земле.
Умение проводить описание особей одного вида по
морфологическому критерию.
Развитие способностей ясно и точно излагать свои
мысли, логически обосновывать свою точку зрения,
воспринимать и анализировать мнения
собеседников, признавая право другого человека на
иное мнение.
Умение доказывать родство человека и
млекопитающих, общность и равенство
человеческих рас
Знание основных экологических факторов и их
влияния на организмы.
Знание отличительных признаков искусственных
сообществ —агроэкосистем.
Получение представления о схеме экосистемы на
примере биосферы.
Демонстрация умения постановки целей
деятельности, планирование собственной
деятельности для достижения поставленных
целей, предвидения возможных результатов этих
действий, организации самоконтроля и оценки
12
полученных результатов.
Обучение соблюдению правил поведения в
природе, бережному отношению к биологическим
объектам (растениям и животным и их
сообществам) и их охране
13
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоение программы учебной дисциплины «Биология» имеются
учебные кабинеты.
В состав кабинетов входят лаборатории с лаборантской комнатой.
Помещения кабинетов удовлетворяют требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинетах имеется мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты
выдающихся ученых в области естествознания и т. п.);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект электроснабжения кабинетов;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические
наборы);
• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические
наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического
эксперимента, реактивы);
• статические, динамические, демонстрационные и раздаточные
модели, включая натуральные объекты;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
14
4. ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Тупикин Е.И., Общая биология с основами экологии и
природоохранной деятельности; учебник для студентов учреждений
сред. проф. образования —М., 2019.
Дополнительные источники:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
Интернет-ресурсы:
1. Библиотечный фонд: ЭБС IPRbooks
2. www. class-fizika. nard. ru («Классная доска для любознательных»).
3. www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
Интернета по биологии).
15