ОУД.06. Биология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 БИОЛОГИЯ

11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт
электронных приборов и устройств

Саратов, 2023 г.

Рабочая программа ОУД.06 Биология разработана на основании Примерной программы
«Биология» для

ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной

программы для реализации ОПОП СПО 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и
ремонт электронных приборов и устройств на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования, зарегистрированной в Федеральном реестре
примерных программ общеобразовательного цикла 26.12.2016 № 44936

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
естественно-научного цикла
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ В.В. Антропова/

Составитель: Сомова Н.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….....

4

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…....

5

1.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ….....

7

1.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,
ПРЕДМЕТНЫЕ……...................................................................................
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………….....

7

9

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ....................................................................................................

9

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................

10

2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ..........................................................

12

2.1

2.2

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….
4. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….………….....

14
15

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.06 Биология
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
29 декабря 2014г. № 1645), реализуемой в пределах освоения основой
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования;
Письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении
доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования»;
Программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по
специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт
электронных приборов и устройств;
Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29 октября
2013 г. № 1199;
На основании Примерной программы общеобразовательной
учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных
организаций
от
2015г.,
рекомендованной
ФГАУ
«ФИРО»
зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ
общеобразовательного цикла 26.12.2016 № 44936
Примерным распределением профессий СПО и специальностей
СПО по профилям профессионального образования.
Рабочая программа дисциплины включает в себя:
 пояснительную записку (общая характеристика учебной дисциплины,
место дисциплины в учебном плане, результаты освоения дисциплины
- личностные, метапредметные, предметные);
 содержание учебной дисциплины (тематический план с учётом
профиля профессионального образования);
 характеристику основных видов деятельности студентов на уровне
учебных действий (по разделам содержания учебной дисциплины);
 учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
программы учебной дисциплины;
 рекомендуемую литературу (для студентов, для преподавателей,
Интернет-ресурсы).
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих
целей:
 освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и
методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и
4

достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на
развитие техники и технологий;
 овладение умениями применять полученные знания для объяснения
явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и профессионально значимого содержания; развитие
интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления
в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений,
восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
 воспитание убежденности в возможности познания законной природы и
использования достижений естественных наук для развития
цивилизации и повышения качества жизни;
 применение естественно-научных знаний в профессиональной
деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
грамотного
использования
современных
технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
1.1. Общая характеристика учебной дисциплины
Биология — наука о явлениях и законах природы. Современное
естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из
которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно
охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов
природы, которые можно рассматривать как единое целое.
Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют
новый образ жизни.
Высокообразованный
человек
не
может
дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не
рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое
перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно
связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их
естественно-научной сущности — закон успеха.
Биология — неотъемлемая составляющая культуры: определяя
мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в
общественную жизнь. Рациональный
естественно-научный метод,
сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественнонаучную картину мира, некое образно-философское обобщение научных
знаний.
Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе.
Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как
собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и
математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового
и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами
математической статистики и др. Биология выявляет закономерности,
присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост,
размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.
5

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социальноэкономического и гуманитарного профилей профессионального образования
естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего
образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на
изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися,
объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной
самостоятельной работы студентов.
При изучении учебного материала по
биологии целесообразно
акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах
природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера,
которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их
значения для жизнедеятельности людей, это содержание, освещающее роль
важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны
здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий
изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.
Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный
материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у
студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных
знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в
гуманитарной сфере.
В целом учебная дисциплина «Биология», в содержании которой ведущим
компонентом являются научные знания и научные методы познания,
позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную
картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к
изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной
направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и
поступки.
Интегрированное
содержание
учебной
дисциплины
позволяет
преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение
естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания
предмета.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в
рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной
ОПОП СПО с получением среднего общего образования ( ППССЗ).
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане
Данная дисциплина входит в общеобразовательный
цикл из
обязательной предметной области «Естественные науки». В структуре
ППСС3 учебная дисциплина в цикле общеобразовательных дисциплин
является основной.
6

Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часов, в том
числе:
- учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем 39 часов;
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
Результаты освоения
учебной дисциплины
Личностные

Метапредметные

Требования к результатам освоения учебной
дисциплины
− устойчивый интерес к истории и достижениям в
области естественных наук, чувство гордости за
российские естественные науки;
−
готовность
к
продолжению
образования,
повышению
квалификации
в
избранной
профессиональной деятельности с использованием
знаний в области естественных наук;
− объективное осознание значимости компетенций в
области естественных наук для человека и общества,
умение использовать технологические достижения в
области физики, химии, биологии для повышения
собственного
интеллектуального
развития
в
выбранной профессиональной деятельности;
− умение проанализировать техногенные последствия
для окружающей среды, бытовой и производственной
деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для
себя естественно-научные знания с использованием
для этого доступных источников информации;
−
умение
управлять
своей
познавательной
деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
−
умение
выстраивать
конструктивные
взаимоотношения в команде по решению общих
задач в области естествознания;
− овладение умениями и навыками различных видов
познавательной деятельности для изучения разных
сторон окружающего естественного мира;
−
применение
основных
методов
познания
(наблюдения, научного эксперимента) для изучения
различных сторон естественно-научной картины
мира, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности,
выбирать средства для их достижения на практике;
− умение использовать различные источники для
получения естественнонаучной информации и
оценивать ее достоверность для достижения
7

поставленных целей и задач;
Предметные

− сформированность представлений о целостной
современной естественнонаучной картине мира,
природе как единой целостной системе, взаимосвязи
человека, природы и общества, пространственновременны х масштабах Вселенной;
− владение знаниями о наиболее важных открытиях и
достижениях в области естествознания, повлиявших
на эволюцию представлений о природе, на развитие
техники и технологий;
−сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих
явлений,
сохранения
здоровья,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
бережного
отношения к природе, рационального
природопользования, а также выполнения роли
грамотного потребителя;
−сформированность представлений о научном методе
познания природы и средствах изучения мегамира,
макромира и микромира; владение приемами
естественно-научных
наблюдений,
опытов,
исследований и оценки достоверности полученных
результатов;
− владение понятийным аппаратом естественных
наук, позволяющим познавать мир, участвовать в
дискуссиях по естественно-научным вопросам,
использовать различные источники информации для
подготовки
собственных
работ,
критически
относиться к сообщениям СМИ, содержащим
научную информацию;
− сформированность умений понимать значимость
естественно-научного знания для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности,
различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь
критериев с определенной системой ценностей.

8

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем
часов
72
72

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
(всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Тема 3. 1
Биология – совокупность
наук о живой природе.
Методы научного познания.
Тема 3.2
Клетка

Биология

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
2
Раздел Биология
Содержание учебного материала
1

Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии.

Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации
жизни.
Содержание учебного материала
1
История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка —структурнофункциональная (элементарная) единица жизни.
2
Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Химический состав клетки.
2

Практические занятия
3
Строение клетки. Основные структурные компоненты клетки эукариот.

Тема 3.3
Организм

4

Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов.

5

Вирусы и бактериофаги. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции

Содержание учебного материала
1
Организм — единое целое. Многообразие организмов. Деление клетки.
2
3
4
5
6
7

Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Понятие об индивидуальном
(онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии.
Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. Общие представления о
наследственности и изменчивости.
Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и
постэмбриональном развитии.
Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. Общие представления о
наследственности и изменчивости.
Закономерности наследования. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Классификация форм изменчивости.
Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И.
Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

3
1
2
20
6

2
2

2

2

2

6

2

2

2

2

2

24
6

2

2

2

6

2

6

2

2

2

6

2

2

2

12
Тема 3.4

Содержание учебного материала

10

Вид

Тема 3.5
Экосистемы

Эволюционная теория. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и
эволюции.
2
Синтетическая теория эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни.
3
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими
животными.
Содержание учебного материала
1
Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах
организмов. Экологические факторы, особенности их воздействия.
2
Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания,
трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема.
Практическое занятие
3
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых
организмов в биосфере
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
1

2

2

2

2

2

2

12
6

2

4

2

4

2

72

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

11

2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание учебной
дисциплины
Тема 3.1 «Биология –
совокупность наук о живой
природе»
Тема 3.2 «Клетка»

Тема 3.3 «Организм»

Тема 3.4 «Вид»

Тема 3.5 «Экосистемы»

Характеристика основных видов учебной
деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Раздел Биология
Знакомство с объектами изучения биологии.
Выявление роли биологии в формировании
современной естественно-научной картины мира и
практической деятельности людей
Знакомство с клеточной теорией строения
организмов. Получение представления о роли
органических и неорганических веществ в клетке.
Знание строения клеток по результатам работы со
световым микроскопом.
Умение описывать микропрепараты клеток
растений. Умение сравнивать строение клеток
растений и животных по готовым микропрепаратам
Знание основных способов размножения
организмов, стадий онтогенеза на примере
человека.
Знание причин, вызывающих нарушения в развитии
организмов.
Умение пользоваться генетической терминологией
и символикой, решать простейшие генетические
задачи.
Знание особенностей наследственной и
ненаследственной изменчивости и их
биологической роли в эволюции живого
Умение анализировать и оценивать различные
гипотезы происхождения жизни на Земле.
Умение проводить описание особей одного вида по
морфологическому критерию.
Развитие способностей ясно и точно излагать свои
мысли, логически обосновывать свою точку зрения,
воспринимать и анализировать мнения
собеседников, признавая право другого человека на
иное мнение.
Умение доказывать родство человека и
млекопитающих, общность и равенство
человеческих рас
Знание основных экологических факторов и их
влияния на организмы.
Знание отличительных признаков искусственных
сообществ —агроэкосистем.
Получение представления о схеме экосистемы на
примере биосферы.
Демонстрация умения постановки целей
деятельности, планирование собственной
деятельности для достижения поставленных
целей, предвидения возможных результатов этих
действий, организации самоконтроля и оценки
12

полученных результатов.
Обучение соблюдению правил поведения в
природе, бережному отношению к биологическим
объектам (растениям и животным и их
сообществам) и их охране

13

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоение программы учебной дисциплины «Биология» имеются
учебные кабинеты.
В состав кабинетов входят лаборатории с лаборантской комнатой.
Помещения кабинетов удовлетворяют требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинетах имеется мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты
выдающихся ученых в области естествознания и т. п.);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект электроснабжения кабинетов;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические
наборы);
• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические
наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического
эксперимента, реактивы);
• статические, динамические, демонстрационные и раздаточные
модели, включая натуральные объекты;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

14

4. ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Тупикин Е.И., Общая биология с основами экологии и
природоохранной деятельности; учебник для студентов учреждений
сред. проф. образования —М., 2019.
Дополнительные источники:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
Интернет-ресурсы:
1. Библиотечный фонд: ЭБС IPRbooks
2. www. class-fizika. nard. ru («Классная доска для любознательных»).
3. www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
Интернета по биологии).

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».