ЕН.02 ФИЗИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02.ФИЗИКА
11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных
приборов и устройств

Саратов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 11.02.16 Монтаж,
техническоеобслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, входящей в
укрупнённую группу специальностей 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы
связи.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической
работе
ГАПОУ СО «Саратовский
политехнический колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической
комиссии
специальных дисциплин 11.00.00
Электроника, радиотехника и системы
связи
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Е.М.
Гронец/

Составитель:
Антропова В.В. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕН.02.ФИЗИКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
Содержание учебной дисциплины является основой для получения знаний по ОП.02
Электротехника, ОП.05 Электронная техника, ОП.06 Материаловедение, электрорадиоматериалы
и радиокомпоненты, ОП.09 Электрорадиоизмерения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09

Умения
-применять физические законы для
решения практических задач;
-проводить физические измерения,
применять методы корректной оценки
погрешностей при проведении физического
эксперимента

Знания
-фундаментальные законы природы
и основные физические законы в
области механики, электричества и
магнетизма, атомной физики

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

80

в т.ч. в форме практической подготовки

20

Самостоятельная работа

20

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

60

в том числе:
теоретическое обучение

40

лабораторные работы

20

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Физические основы механики
Содержание учебного материала
1.Физический эксперимент, физическая модель, физические взаимодействия.
Тема 1.
Погрешности при эксперименте. Математический аппарат как основа решения
Элементы кинематики физических задач. Характеристики механического движения. Законы Ньютона.
и динамики Законы
2.Элементы теории гравитационного поля. Энергия: кинетическая и потенциальная.
сохранения –
Работа. Законы сохранения.
фундаментальные
Самостоятельная работа обучающихся
законы природы
- составление презентаций по темам курса: «Модели в механике. Связи, реакции
связей», «Силы трения в технике»
Раздел 2. Основы электромагнетизма
Содержание учебного материала
1.Электрическое поле. Напряженность и потенциал. Принцип суперпозиции.
Графическое представление об электрическом поле. Проводники и диэлектрики в
Тема 1.
электрическом поле. Конденсатор. Типы конденсатов. Конденсаторные цепи.
Электрическое поле
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Измерение электроемкости конденсатора с использованием
эталонного конденсатора»
Содержание учебного материала
1.Виды электрических цепей. Закон Ома для полной цепи. Расчеты потребляемой
мощности
Тема 2.Законы
постоянного тока
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Традиционные методы расчета токов, напряжений и мощностей
в электрической цепи»

Объем
часов

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

4

10

4

ОК02, ОК03,
ОК05, ОК09

6

6
4
2
2
8
2
4
2

ОК01,
ОК02,
ОК04, ОК09

Лабораторная работа «Расчет сопротивления проволочных резисторов. Выбор проводов по
сечению и сплаву»

Самостоятельная работа обучающихся
- решение задач на традиционные методы расчета токов, напряжений и мощностей в
электрической цепи
Содержание учебного материала
Общая характеристика магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Связь между
Тема 3. Магнитное
электрическим и магнитным полем. Явление электромагнитной индукции. Закон
поле.
Фарадея. Индуктивность. Самоиндукция.
Электромагнитная
индукция
Самостоятельная работа обучающихся
- решение задач по темам: сила Ампера и сила Лоренца, энергия магнитного поля.
Раздел 3. Основы физики колебаний и волн
Содержание учебного материала
1.Колебательные процессы. Единый математический аппарат различных физических
процессов. Гармонические осцилляторы. Сложение гармонических колебаний.
Резонанс, характеристики резонанса и его практическое использование.
Тема 1. Гармонические
Тематика практических занятий и лабораторных работ
колебания
Лабораторная работа «Сложение колебаний. Анализ фигур Лиссажу»
Самостоятельная работа обучающихся
Составление презентаций по теме «Гармонические колебания»
Содержание учебного материала
1.Волновой процесс. Распространение колебаний. Основные понятия волнового
движения. Звуковые волны, их характеристика, распространение в различных средах.
Гидроакустика. Отражение и поглощение звуковых волн. Эффект Доплера в акустике.
Тема 2.
Звукопоглощение и звукоизоляция.
Физические основы
2.Природа акустического резонанса. Причины возникновения явления. Резонаторы.
акустики
Использование явления в науке и технике. Акустический резонанс
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Определение длины звуковой волны методом акустического
резонанса»
Тема 3.
Содержание учебного материала

2
2
4
2
2
10
4
2
2
4
8

6

2
2
6

ОК02,
ОК03,
ОК05,
ОК09

Электромагнитные колебания.
Переменный ток.
Различные виды
нагрузок в цепях
переменного тока.

Гармонические колебания в открытом и закрытом колебательном контурах. Условия и
характеристики резонанса в цепи переменного тока. Аналогия механических и
электромагнитных колебаний. Применение колебательного контура в радиотехнике.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Составление уравнений гармонических колебаний по графикам
гармонических колебаний»
Содержание учебного материала
Тема 4.
Распространение электромагнитных волн. Теория Максвелла. Экспериментальное
Электромагнитные
получение электромагнитных волн. Опыты Герца. Практическое использование
волны
электромагнитных волн. Особенности распространения электромагнитных волн в
пространстве. Антенны. Шкала электромагнитных волн
Раздел 4. Оптические явления. Элементы квантовой физики атомов и молекул
Содержание учебного материала
1.Свет как волна. Элементы геометрической и электронной оптики. Поляризованный
свет. Световоды. Передача информационно-световых сигналов по световодам.
Квантовая природа излучения и поглощения света. Постулаты Бора. Спектральный
анализ. Оптические квантовые генераторы. Принципы работы современных лазерных
Тема 1.
устройств.
Волновые и квантовые
Тематика практических занятий и лабораторных работ
свойства света
Лабораторная работа «Определение показателя преломления с помощью лазерного
излучения»
Самостоятельная работа обучающихся
Составление презентации «Оптические приборы наблюдения (бинокли, стереотрубы,
перископы и т.д.)»
Содержание учебного материала
Основы теории проводимости. Различные виды носителей зарядов. Свойства
электронов в кристаллических проводниках и полупроводниках. Понятие о зонной
Тема 2.
теории. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Свойства p-n
Элементы физики
перехода. Принципы работы полупроводниковых устройств (диодов, транзисторов).
твердого тела.
Вольтамперные характеристики полупроводникового диода.
Полупроводники
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Построение ВАХ полупроводникового диода»

4
2
2
6
6

10

4

2
2
4
8

4

2
2

ОК04, ОК05,
ОК06,
ОК09

Тема 3.
Единство квантовых и
волновых свойств
электромагнитного
излучения
Всего

Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка к зачету
Содержание учебного материала
1.Многообразие физических теорий – основа формирования физической картины
мира.

2
4
4
80

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет физики, оснащенный следующим оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- учебно-лабораторное оборудование для выполнения опытов и лабораторных работ, в том числе:
Амперметры лабораторные
Вольтметры лабораторные
Катушки индуктивности лабораторные
Моток проволочный
Постоянные магниты лабораторные.
Полосовые магниты демонстрационные
Катушка дроссельная
Амперметр демонстрационный
Вольтметр демонстрационный
Комплект проводов соединительных
Выключатель 1 полюсн. лабораторный
Калориметр
Лампочка на подставке
Мультиметр цифр. измерит.
Набор пружин
Набор резисторов на панели
Реостаты
Спектроскоп
Стрелки магнит. на штативе
Гальванометр демонстрационный
Маятник электростатич.пар.
Миллиамперметр лабораторный
Переключатель двухполюсно демонстрационный
Переключатель однополюсной демонстрационный
Портреты физиков – 1 компл.
Прибор для демонстр. зав. сопротивлени
Прибор для демонстр. правила Ленца
Стрелки магнитные на штативе пара
Штатив изолирующий
Электрометры (пара)
Технические средства обучения:
- рабочее место преподавателя, оснащенное ПК с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедийный проектор либо интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при
этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания

1. Аксенова, Е. Н. Общая физика. Механика (главы курса) : учебное пособие для СПО
/ Е. Н. Аксенова. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 128 с. – ISBN 978-5-8114-65392.

2. Аксенова, Е. Н. Общая физика. Оптика (главы курса) : учебное пособие для СПО /
Е. Н. Аксенова. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 76 с. – ISBN 978-5-8114-6538-5.
3. Аксенова, Е. Н. Общая физика. Электричество и магнетизм (главы курса) : учебное
пособие для СПО / Е. Н. Аксенова. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 112 с. – ISBN
978-5-8114-6536-1.
4. Аксенова, Е. Н. Общая физика. Колебания и волны (главы курса) : учебное пособие
для СПО / Е. Н. Аксенова. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 72 с. – ISBN 978-58114-6540-8.
5. Агеев, И. М. Физика электронных приборов : учебное пособие / И. М. Агеев. –
Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 324 с. – ISBN 978-5-8114-5779-3.
6. Практикум по решению задач по общему курсу физики. Колебания и волны.
Оптика : учебное пособие для СПО / Н. П. Калашников, Н. М. Кожевников, Т. В.
Котырло, Г. Г. Спирин. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 208 с. – ISBN 978-5-81146885-0.
3.2.2. Основные электронные издания

1.
Бордовский, Г. А. Физика в 2 т. Том 1 : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. А. Бордовский, Э. В. Бурсиан. – 2-е изд., испр. и доп.
– Москва : Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409574-6. – URL : https://urait.ru/bcode/454456
2.
Бордовский, Г. А. Физика в 2 т. Том 2 : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. А. Бордовский, Э. В. Бурсиан. – 2-е изд., испр. и доп.
– Москва : Юрайт, 2020. – 299 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409572-2. – URL : https://urait.ru/bcode/454457
3.
Васильев, А. А. Физика : учебное пособие для среднего профессионального
образования / А. А. Васильев, В. Е. Федоров, Л. Д. Храмов. – 2-е изд., испр. и доп. –
Москва : Юрайт, 2020. – 211 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53405702-7. – URL : https://urait.ru/bcode/449120
4.
Горлач, В. В. Физика : учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. В. Горлач. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 215 с. –
(Профессиональное
образование).
–
ISBN
978-5-534-09366-7.
–
URL
:
https://urait.ru/bcode/449062
5.
Калашников, Н. П. Физика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. П. Калашников, С. Е. Муравьев. – 2-е изд., испр. и
доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 254 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-09159-5. – URL : https://urait.ru/bcode/449060
6.
Калашников, Н. П. Физика в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. П. Калашников, С. Е. Муравьев. – 2-е изд., испр. и
доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 244 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-09161-8. – URL : https://urait.ru/bcode/449061
7.
Родионов, В. Н. Физика : учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. Н. Родионов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 265 с. –
(Профессиональное
образование).
–
ISBN
978-5-534-07177-1.
–
URL
:
https://urait.ru/bcode/449186
8.
Родионов, В. Н. Физика для колледжей : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Н. Родионов. – Москва : Юрайт, 2020. – 202 с. –
(Профессиональное
образование).
–
ISBN
978-5-534-10835-4.
–
URL
:
https://urait.ru/bcode/449187
3.2.3. Дополнительные источники

1. Бухарова, Г. Д. Электричество и магнетизм. Методика преподавания : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Г. Д. Бухарова. – 2-е изд.,
испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 246 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-10071-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/452311
2. Горячев, Б. В. Физика. Оптика. Практические занятия : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Б. В. Горячев, С. Б. Могильницкий. –
Москва : Юрайт, 2020. – 91 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-09571-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/453132
3. Калашников, Н. П. Физика. Графические методы решения задач : учебное пособие
для среднего профессионального образования / Н. П. Калашников, В. И. Кошкин. –
2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 250 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-00186-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452419
4. Мусин, Ю. Р. Физика: электричество и магнетизм : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Ю. Р. Мусин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва :
Юрайт, 2020. – 261 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-030051. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/448575
5. Мусин, Ю. Р. Физика: механика сплошных сред, молекулярная физика и
термодинамика : учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. Р. Мусин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 163 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-03000-6. – Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449191
6. Мусин, Ю. Р.
Физика: механика : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Ю. Р. Мусин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва :
Юрайт, 2020. – 262 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-091366. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449190
7. Мусин, Ю. Р. Физика: колебания, оптика, квантовая физика : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Ю. Р. Мусин. – 2-е изд., испр. и доп. –
Москва : Юрайт, 2020. – 329 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-03540-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/449189
8. Рачков, М. Ю. Физические основы измерений : учебное пособие для среднего
профессионального образования / М. Ю. Рачков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва :
Юрайт, 2020. – 146 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-101621. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453773
9. Трофимова, Т. И. Руководство к решению задач по физике : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Т. И. Трофимова. – 3-е изд., испр. и
доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 265 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-9916-7003-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/426398
10. Физика. Словарь-справочник в 2 ч. Часть 2: справочник для СПО / Е.С. Платунов,
В.А. Самолетов С.Е. Буравой, С. С. Прошкин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство
Юрайт, 2016. – 396 с.

11. Физика. Словарь-справочник в 2 ч. Часть 1: справочник для СПО / Е.С. Платунов,
В.А. Самолетов, С.Е. Буравой, С. С. Прошкин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство
Юрайт, 2016. – 380 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
-Правильность трактовки и
-устный опрос по точности
Знания:
-фундаментальные законы природы обоснованность примеров на формулировок
основных
и основные физические законы в
подтверждение законов
законов и формул
области механики, электричества и
электромагнитного поля.
-выступление с докладами
магнетизма, атомной физики
-глубина понимания
и сообщениями
применения законов
-контроль
выполнения
термодинамики,
лабораторных работ
электрического и магнитного дифференцированный
полей в технике
зачет
-Логичность
объяснения
квантовой теории света,
строения атома и атомного
ядра.
-Умения:
-правильность
решения -тестирование
-применять физические законы для расчетных
задач
и -оценивание
выполнения
решения практических задач;
выполнения
лабораторных самостоятельных работ по
-проводить физические измерения,
работ;
решению задач
- применять методы корректной
- качественно рассчитывать
-представление результатов
оценки погрешностей при
электрические цепи;
с помощью таблиц или
проведении физического
- с учетом правил
графиков при решении
эксперимента
пользоваться измерительной
задач;
аппаратурой при
-контроль
выполнения
исследовании влияния и
лабораторных работ
взаимодействия
-дифференцированный
электрических и магнитных
зачет
полей;
- качественно строить
графики физических
процессов;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».