ОГСЭ.01 История России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления
изделий легкой промышленности (по видам)

Саратов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам), входящей в укрупнённую группу специальностей 29.00.00. Технологии легкой
промышленности
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической
работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической
комиссии сферы обслуживания
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Ж.О. Ходас/

Составитель:
Барышева А.Д. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. ИСТОРИЯ РОССИИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социальногуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, 04, 05, 06,
09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 02, 04,
05, 06, 09

- ориентироваться в
современной экономической,
политической и культурной
ситуации в России и мире;
- определять основные
тенденции социальноэкономического, политического и
культурного развития России и
мира;
- выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых социальноэкономических, политических и
культурных процессов;
- определять значимость
профессиональной деятельности в
решении современных
финансово-экономических
проблем;
- проявлять активную
гражданскую позицию,
основанную на демократических
ценностях мировой истории.

- ключевые понятия и явления
истории середины ХХ - нач. ХХI
вв.;
- основные тенденции развития
России и мира в середине ХХ - нач.
ХХI вв.;
- сущность и причины
локальных, региональных,
межгосударственных конфликтов в
середине XX - начале XXI вв.;
- основные процессы
(дезинтеграционные,
интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные)
политического и экономического
развития России и мира;
- назначение международных
организаций и основные
направления их деятельности;
- особенности развития культуры
в конце XX - начале XXI вв.;
- проблемы и перспективы
развития России и мира в конце
XX - начале XXI вв. и ихзначение в
профессиональной деятельности
будущего специалиста.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

34

в т.ч. в форме практической подготовки

12

в т.ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

12

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
Раздел 1. Геополитическое устройство современного мира
Тема 1.1. Россия и мир
во 2-й половине XX века

Объем, акад. ч
/ в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч

2

Содержание учебного материала

1. Устройство мира после Второй мировой войны.
2. Создание Организации объединенных наций.
3. Формирование и противостояние двух мировых систем.
4. «Холодная война».
Практическое занятие №1. Геополитическое устройство современного мира.
Раздел 2. Россия на рубеже XX- XXI веков

3
4/2
2

2

20/6

Содержание учебного материала
1. СССР в 70-80-гг. XX в.: экономика, государственное устройство, общественная
жизнь, общественные настроения

2

Тема 2.2. Перестройка.
Реформа советской
политической системы.
Распад СССР

Содержание учебного материала
1. Март 1985 г.: избрание М.С.Горбачева Генеральным секретарём ЦК КПСС.
Перестройка. Первые шаги на пути к рыночной экономике. Кооперативы. Начало
частного предпринимательства.
2. XIX Всесоюзная партийная конференция и принятие резолюций «О гласности»,

2

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

ОК 02, 04, 05, 06,
09

2

Тема 2.1.
Государственное
устройство и общество
СССР в 80-е гг.XX в.

1

Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

2

2

ОК 02, 04, 05, 06,
09

ОК 02, 04, 05, 06,
09

Тема 2.3. Внешняя
политика государства в
1985-1991 гг.

Тема 2.4. Социальноэкономическое развитие
России в 90-е гг.
«Прыжок в
капитализм»
Приватизация.
Тема 2.5. Россия в 19921999 гг. Становление
нового политического
режима.

Тема 2.6. Социальноэкономическое развитие
России в нач. XXI в.

«О правовой реформе», «О демократизации советского общества и реформе
политической системы». Изменения в Конституции СССР. Первые Съезды
народных депутатов СССР. Политические силы и идеи.
3. Переход к президентской системе правления. Президент СССР. Президент
России. Децентрализация власти КПСС. ГКЧП. Распад СССР
Содержание учебного материала
1. Становление нового внешнеполитического курса. «Новое политическое
мышление». Сближение со странами Запада.
2. Вывод войск из Афганистана. Реформирование политических режимов в странах
Восточной Европы.
3. Распад мировой социалистической системы. Создание СНГ.
Практическое занятие №2. Перестройка. Распад СССР и мировой системы социализма
Содержание учебного материала
1. Системный социально-экономический кризис начала 90-х гг. XX в.
«Правительство реформ». «Шокотерапия». Либерализация цен. Указ «О свободе
торговли». Инфляция и гиперинфляция. Обесценение сбережений россиян.
2. Приватизация. Этапы приватизации. Дефолт 1998 г. Итоги приватизации.
3. Социальные последствия «шоковой терапии». Расслоение общества: новые
русские, средний класс, бедные.
Содержание учебного материала
1. Трансформация советских форм управления в президентскую республику:
Референдум 1993 г. Расстрел Белого дома.
2. Конституция РФ 1993 г: оформление президентской республики.
3. Правительства и Государственные Думы 90-х гг.
Практическое занятие № 3. Россия в 1992-1999 гг. Приватизация и её последствия.
Конституция 1993 года
Содержание учебного материала
1. Новый экономический курс начала XXI в. Усиление власти государства в
экономике. Структура российской экономики в 1 десятилетии XXI в.
2. Структура российского общества в 1 десятилетии XXI в.
3. Развитие культуры, науки, образования. Религиозная ситуация в современной
России. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении

2

ОК 02, 04, 05, 06,
09
2

2
2
2

2
2

ОК 02, 04, 05, 06,
09

ОК 02, 04, 05, 06,
09

2
2
2

ОК 02, 04, 05, 06,
09

национальных и государственных традиций.
4. Глобальный финансово-экономический кризис и экономика России. Концепция
долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г.
Тема 2.7. Политическая Содержание учебного материала
жизнь России в начале
1. Политические преобразования начала XXI в. Президентская власть.
XXI в.
Правительство России. Укрепление власти в центре и на местах.
Административная реформа. Реформы в армии. Российская армия в 1
десятилетии XXI века.
2. Власть и олигархия. Общественные настроения. Расстановка политических сил.
Политические партии России. Межнациональные отношения. Национальная
политика. Противодействие национализму и экстремизму. Межнациональные
отношения в РФ и Республике Башкортостан в 1 десятилетии XXI века.
Практическое занятие № 4. Социально-экономическое и политическое развитие России
в начале XXI в.
Раздел 3. Россия в глобальных процессах начала XXI в.
Тема 3.1. Новый
внешнеполитический
курс России в нач. XXI
в. Структура внешней
политики России.

Содержание учебного материала
1. Развитие внешнеполитических отношений России в начале XXI в. Новый
внешнеполитический курс.
2. Россия и страны СНГ. «Цветные революции» в странах бывшего СССР: их
сущность и направленность.
3. Единое евразийское пространство.
4. Партнерство России с Европейским союзом и НАТО: формы сотрудничества.
5. Азиатское направление внешней политики. Россия и Китай. Россия и Индия.
Россия и Япония. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС
(Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР).
Практические занятия № 5-6. Защита проектных работ.
Промежуточная аттестация
Всего:

2
2

ОК 02, 04, 05, 06,
09

2
8/4
4
4

4
2
34

ОК 02, 04, 05, 06,
09

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин»,
оснащенный рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя, оснащенное мультимедийным оборудованием; доска для мела.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список,
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. –
Москва : Академия, 2020. – 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX – начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 245 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).

3.2.3. Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 15-е изд., испр. – Москва : Академия, 2016. – 448 с. – ISBN
978-5-4468-2871-5. – Текст : непосредственный.
2. История России. XX – начало XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Л.И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр.
и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 328 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-09384. – Текст : непосредственный.
3. Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. – Москва : Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное
образование). -ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст : непосредственный.
4. Санин, Г. А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Г. А. Санин. - Москва : Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0.
– Текст : непосредственный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Освоение систематизированных
знаний об истории человечества.
Формирования целостного
представления о месте и роли
России во всемирноисторического процессе.
Развитие мировоззренческих
убеждений учащихся на основе
осмысления ими исторически
сложившихся культурных,
религиозных, этнонациональных
традиций, нравственных и
социальных установок и
идеологических доктрин.
Овладеть навыками поиска,
систематизации и комплексного
анализа исторической
информации.
Уметь, понимать историческую
обусловленность явлений и
процессов современного мира.
а) Определять собственную
позицию по отношению к
окружающей реальности.
б) Соотносить свои взгляды и
принципы с историческим
возникшими
мировоззренческими
системами.

Критерии оценки
оценка «отлично» выставляется
обучающемуся, если он глубоко и
прочно усвоил программный
материал курса, исчерпывающе,
последовательно, четко и логически
стройно его излагает, умеет тесно
увязывать теорию с практикой,
свободно справляется с вопросами,
не затрудняется с ответами при
видоизменении заданий, правильно
обосновывает принятые решения;
оценка «хорошо» выставляется
обучающемуся, если он твердо знает
материал курса, грамотно и по
существу излагает его, не допуская
существенных неточностей в ответе
на вопрос, правильно применяет
теоретические положения при
решении практических вопросов,
владеет необходимыми навыками и
приемами их выполнения;
оценка «удовлетворительно»
выставляется обучающемуся, если
он имеет знания только основного
материала, но не усвоил его деталей,
допускает неточности, недостаточно
правильные формулировки,
нарушения логической
последовательности в изложении
программного материала;
оценка «неудовлетворительно»
выставляется обучающемуся,
который не знает значительной
части программного материала,
допускает существенные ошибки,
неуверенно, с большими
затруднениями отвечает на вопросы
или не справляется с ними
самостоятельно.

Методы оценки
Оценка устных опросов
Оценка устных опросов

Оценка устных опросов

Оценка устных опросов

Оценка устных опросов

Оценка устных опросов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».