МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) Саратов, 2023 Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам), входящей в укрупнённую группу специальностей 29.00.00. Технологии легкой промышленности УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии сферы обслуживания Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ Ж.О. Ходас/ Составитель: Епифанова В.В. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.05. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1. 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ПК, ОК ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. применять на практике правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 в т.ч. в форме практической подготовки 14 в т. ч.: теоретическое обучение 20 практические занятия 14 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 Раздел 1. Личное финансовое планирование Тема 1.1. Семейный бюджет. Контроль семейных расходов 2 3 6/4 Содержание учебного материала 1. Источники денежных средств семьи. Виды доходов семьи и способы их 6/4 получения. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов. В том числе практических и лабораторных занятий 1.Составление доходной части семейного бюджета 2.Составление расходной части семейного бюджета Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Финансовая система РФ Содержание учебного материала Тема 2.1. Банковская система РФ 1 Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч В соответствии с Приложением 3 ПООП. Коды компетенций и личностных результатов1, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. 2 4 2 2 * 20 4/2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. 1. Структура банковской системы России. Текущие счета и банковские карты. Сберегательные вклады. Условия и способы получения кредитов. Виды кредитов В том числе практических и лабораторных занятий 1.Расчет процентов по кредитам и сберегательным вкладам. Самостоятельная работа обучающихся Тема 2.2.Фондовый и валютный рынки Тема 2.3. Страхование как способ сокращения финансовых потерь Тема 2.4.Налоги: их виды и роль Тема 2.5. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости Тема 2.6 Финансовые 2 2 2 * Содержание учебного материала 1.Понятие и виды ценных бумаг. Виды доходов по различным ценным бумагам 2.Понятие валюты. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков 4/2 2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. В том числе практических и лабораторных занятий 2 2 2/2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. 1.Расчет доходности по ценным бумагам Содержание учебного материала 1.Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика. Содержание учебного материала 1.Понятие налогов. Виды налогов. В том числе практических и лабораторных занятий 1.Расчет платежей по налогам, уплачиваемым физическими лицами Содержание учебного материала 1.Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд. Содержание учебного материала 1.Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой 4/2 2 2 2 2/2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. 2/2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от риски и финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы способы сокращения финансовых рисков. защиты от них Раздел 3. Бизнес, тенденции его развития и риски Тема 3.1. Содержание учебного материала Финансовые 1.Взаимоотношения работодателя и сотрудников. Оплата труда: понятие, механизмы формы и виды. работы В том числе практических и лабораторных занятий фирмы Расчет оплаты труда работников Тема 3.2. Содержание учебного материала Бизнес1.Этапы создания собственного бизнеса. Организационно-правовые планирование формы предприятия. Индивидуальный предприниматель и самозанятость. Основные разделы бизнес-плана В том числе практических и лабораторных занятий Выработка и презентация бизнес-идеи Промежуточная аттестация Всего: 8/4 4/2 2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. 2 2 4/2 2 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08. 2 2 2 36 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный: рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным оборудованием; доска для мела. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 400 с. 2. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 32 с. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Богдашевский, А. Основы финансовой грамотности: Краткий курс / А. Богдашевский. — Москва: Альпина Паблишер, 2018. — 304 c. — ISBN 978-5-9614-6626-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/82629 2. Основы экономики: учебное пособие для СПО / Р. А. Галиахметов, Н. Г. Соколова, Э. Н. Тихонова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Соколовой. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 373 c. — ISBN 978-5-4488-0911-8, 978-5-44970757-4.Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99374 3. Финансовая грамотность: учебник / Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова, А. Н. Козлов [и др.]. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. — 212 c. — ISBN 978-5-9275-3558-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/107990 3.2.3. Дополнительные источники 1. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 48 с. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения; - тестирование; - проверка и защита докладов/сообщений; - фронтальный и индивидуальный опросы оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.