ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления
изделий легкой промышленности (по видам)

Саратов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам), входящей в укрупнённую группу специальностей 29.00.00. Технологии легкой
промышленности
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической
работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической
комиссии сферы обслуживания
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Ж.О. Ходас/

Составитель:
Епифанова В.В. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.05. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

1.

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07, 08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01, 02, 03,
04, 05, 06, 07,
08.

применять на практике правила
грамотного
и
безопасного
поведения при взаимодействии с
финансовыми
институтами
(банки,
фондовый
рынок,
налоговая служба, страховые
компании, валютный рынок)

правила грамотного и безопасного
поведения при взаимодействии с
финансовыми институтами (банки,
фондовый
рынок,
налоговая
служба,
страховые
компании,
валютный рынок)

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

14

в т. ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

14

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
Раздел 1. Личное финансовое планирование
Тема 1.1.

Семейный
бюджет.
Контроль
семейных
расходов

2

3
6/4

Содержание учебного материала
1. Источники денежных средств семьи. Виды доходов семьи и способы их

6/4

получения. Структура расходов среднестатистической российской семьи.
Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи.
Контроль расходов.

В том числе практических и лабораторных занятий

1.Составление доходной части семейного бюджета
2.Составление расходной части семейного бюджета
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 2. Финансовая система РФ
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Банковская
система РФ

1

Объем, акад. ч / в том числе в
форме практической
подготовки, акад ч

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07, 08.

2

4
2
2
*
20
4/2

ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07, 08.

1. Структура банковской системы России. Текущие счета и банковские

карты. Сберегательные вклады. Условия и способы получения кредитов.
Виды кредитов
В том числе практических и лабораторных занятий

1.Расчет процентов по кредитам и сберегательным вкладам.
Самостоятельная работа обучающихся

Тема
2.2.Фондовый
и валютный
рынки

Тема 2.3.
Страхование
как способ
сокращения
финансовых
потерь
Тема
2.4.Налоги:
их виды и
роль
Тема 2.5.
Пенсионное
обеспечение и
финансовое
благополучие
старости
Тема 2.6
Финансовые

2

2
2
*

Содержание учебного материала
1.Понятие и виды ценных бумаг. Виды доходов по различным ценным
бумагам
2.Понятие валюты. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и
регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и
население. Диверсификация рисков

4/2
2

ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07, 08.

В том числе практических и лабораторных занятий

2
2
2/2

ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07, 08.

1.Расчет доходности по ценным бумагам
Содержание учебного материала
1.Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые
выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование,
страхование имущества, страхование ответственности, финансовая
устойчивость страховщика.
Содержание учебного материала
1.Понятие налогов. Виды налогов.
В том числе практических и лабораторных занятий

1.Расчет платежей по налогам, уплачиваемым физическими лицами
Содержание учебного материала
1.Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное
страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное
(дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный
пенсионный фонд.
Содержание учебного материала
1.Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой

4/2
2
2
2
2/2

ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07, 08.

2/2

ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07, 08.

ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07, 08.

организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от
риски и
финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы
способы
сокращения финансовых рисков.
защиты от
них
Раздел 3. Бизнес, тенденции его развития и риски
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Финансовые
1.Взаимоотношения работодателя и сотрудников. Оплата труда: понятие,
механизмы
формы и виды.
работы
В том числе практических и лабораторных занятий
фирмы
Расчет оплаты труда работников
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Бизнес1.Этапы создания собственного бизнеса. Организационно-правовые
планирование формы предприятия. Индивидуальный предприниматель и самозанятость.
Основные разделы бизнес-плана
В том числе практических и лабораторных занятий

Выработка и презентация бизнес-идеи
Промежуточная аттестация
Всего:

8/4
4/2
2

ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07, 08.

2
2
4/2
2

ОК 01, 02, 03, 04,
05, 06, 07, 08.

2
2
2
36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный: рабочие места по
количеству обучающихся; рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным
оборудованием; доска для мела.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список,
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для
обучающихся. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 400 с.
2.
Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа.
СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 32 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Богдашевский, А. Основы финансовой грамотности: Краткий курс / А.
Богдашевский. — Москва: Альпина Паблишер, 2018. — 304 c. — ISBN 978-5-9614-6626-3. —
Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/82629
2.
Основы экономики: учебное пособие для СПО / Р. А. Галиахметов, Н. Г.
Соколова, Э. Н. Тихонова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Соколовой. — Саратов, Москва :
Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 373 c. — ISBN 978-5-4488-0911-8, 978-5-44970757-4.Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99374
3.
Финансовая грамотность: учебник / Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова, А.
Н. Козлов [и др.]. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального
университета, 2020. — 212 c. — ISBN 978-5-9275-3558-3. — Текст: электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/107990
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. СПО. –
М.: ВАКО, 2020 – 48 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

знать правила грамотного и
безопасного
поведения
при
взаимодействии с финансовыми
институтами (банки, фондовый
рынок,
налоговая
служба,
страховые компании, валютный
рынок)

оценка «отлично» выставляется
обучающемуся, если он глубоко и
прочно усвоил программный
материал курса, исчерпывающе,
последовательно, четко и логически
стройно его излагает, умеет тесно
увязывать теорию с практикой,
свободно справляется с вопросами, не
затрудняется с ответами при
видоизменении заданий, правильно
обосновывает принятые решения;

- тестирование;
- проверка и защита
докладов/сообщений;
- фронтальный и
индивидуальный опросы

оценка «хорошо» выставляется
обучающемуся, если он твердо знает
материал курса, грамотно и по
существу излагает его, не допуская
существенных неточностей в ответе
на вопрос, правильно применяет
теоретические положения при
решении практических вопросов,
владеет необходимыми навыками и
приемами их выполнения;
оценка «удовлетворительно»
выставляется обучающемуся, если он
имеет знания только основного
материала, но не усвоил его деталей,
допускает неточности, недостаточно
правильные формулировки,
нарушения логической
последовательности в изложении
программного материала;
оценка
«неудовлетворительно»
выставляется обучающемуся, который
не
знает
значительной
части
программного материала, допускает
существенные ошибки, неуверенно, с
большими затруднениями отвечает на
вопросы или не справляется с ними
самостоятельно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».