МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления
изделий легкой промышленности (по видам)
Саратов, 2023
Рабочая программа ВОСПИТАНИЯ является частью основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и
технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам), входящей в
укрупнённую группу специальностей 29.00.00. Технологии легкой промышленности
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /
СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии сферы
обслуживания
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Ж.О. Ходас/
Составитель:
Новичкова Т.Н., мастер производственного обучения, преподаватель спец.дисциплин ГАПОУ СО
«Саратовский политехнический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Название
Содержание
Наименование
программы
Рабочая программа воспитания по профессии, укрупненная группа 29.02.10
конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности.
Основания для
разработки
программы
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных
правовых документов:
-
Конституция Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на периоддо 2030
года»;
-
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» (далее – ФЗ-304);
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г.
№ 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–
2025 годах Стратегии развития воспитания в РоссийскойФедерации на
период до 2025 года;
-
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2022 N 443
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по
специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и
технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69121)
-
Устав ГБПОУ КТИНЗ.
Цель программы Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и
их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к
общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения
сформированных
общих компетенций квалифицированных рабочих,
служащих среднего звена на практике.
Сроки
реализации
программы
На базе основного общего образования в очной форме – 2 года 10 месяцев.
Исполнители
программы
Директор, заместитель директора по УПР, заведующий отделом по
воспитательной работе, заведующий отделением учебной части,
преподаватели, педагог-психолог, социальный педагог, члены Студенческого
совета, представители родительского комитета.
Данная примерная рабочая программа воспитания разработана с учетом преемственности целей и
задач Примерной программы воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной
решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (утв.
Протоколом заседания УМО по общему образованию Минпросвещения России № 2/20 от
02.06.2020 г.).
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред.
Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) «Воспитание – деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Все нуждающиеся обеспечиваются общежитием. В общежитии одновременно могут проживать
135 студентов, что составляет около 100% от общей численности, нуждающихся в общежитии.
Воспитательную работу в колледже осуществляют классные руководители в 20 учебных группах,
педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели в общежитии.
Цель деятельности воспитательной службы - формирование благополучного, гуманного и
безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации обучающихся, в
том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт
с законом.
Обеспечение социально-психологических условий, наиболее благоприятных для личностного
развития каждого обучающегося в течение всего обучения в колледже. Проводятся
информационно-разъяснительные беседы с представителями правоохранительных органов и
медицинскими специалистами Иволгинского ЦРБ, СПИД Центра. Организация и проведение
различных конкурсов, фестивалей, квест -игры, экскурсии в музеи и галереи, спортивные и
физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Особое внимание уделяется в работе со студентами категории сирот, студентами, оставшимися
без попечения родителей, инвалидами, лицами с ОВЗ, студентами из многодетных и малоимущих
семей и со студентами с девиантным и аддитивным поведением. Все студенты, являющиеся
получателями государственной социальной помощи, обеспечиваются социальной стипендией.
Студентам очной формы обучения, относящимся к категории малоимущих граждан и
нуждающимся в приобретении проездных билетов для проезда между пунктами проживания и
обучения на транспорте городского и пригородного сообщения на территории Республики
Бурятия, выплачивается социальное пособие. Ведется активная работа по вовлечению
обучающихся «группы риска» в добровольческую деятельность, их практическая социализация.
При разработке формулировок личностных результатов учет требований Закона в части
формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде,
бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи, является
обязательным.
Личностные результаты реализации программы
воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий
идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Код личностных
результатов реализации
программы воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
ЛР 4
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
ЛР 5
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий
приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 6
ЛР 7
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
ЛР 8
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях.
ЛР 9
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 10
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 11
ЛР 12
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Принимающий осознанный выбор профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; проявляющий отношение
к профессиональной деятельности как возможностиучастия в решении
личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем
Демонстрирующий готовность и способность к продолжению
образования, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий способность самостоятельно реализовать свой
потенциал в профессиональной деятельности
ЛР 13
ЛР 14
ЛР 15
РАЗДЕЛ
2.
ОЦЕНКА
ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка достижения обучающимися личностных результатов проводится в рамках
контрольных и оценочных процедур, предусмотренных настоящей программой.
Комплекс примерных критериев оценки личностных результатов обучающихся:
- демонстрация интереса к будущей профессии;
- оценка собственного продвижения, личностного развития;
- положительная динамика в организации собственной учебной деятельности
порезультатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов;
- ответственность за результат учебной деятельности и
подготовкик профессиональной деятельности;
- проявление высокопрофессиональной трудовой активности;
- участие в исследовательской и проектной работе;
- участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по
профессии,викторинах, в предметных неделях;
- соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися,
преподавателями, мастерами и руководителями практики;
- конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде;
- демонстрация навыков межличностного делового общения, социального
имиджа;
- готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного
статуса,этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;
- сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении;
- проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к
работена благо Отечества;
-
проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к
Закону;
- отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма средио
- отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся,
основанныхна межнациональной, межрелигиозной почве;
- участие в реализации просветительских программ, поисковых,
археологических,военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных
объединениях;
- добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан;
- проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира;
- демонстрация умений и навыков разумного природопользования,
нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
- демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры
здоровья обучающихся;
- проявление культуры потребления информации, умений и навыков
пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа
информации, умения ориентироваться в информационном пространстве;
- участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах;
- проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также
собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности.
РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕСУРСНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Ресурсное обеспечение воспитательной работы направлено на создание условий для
осуществления воспитательной деятельности обучающихся, в том числе инвалидов и
лиц с ОВЗ, в контексте реализации образовательной программы.
3.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы
Примерная рабочая программа воспитания разрабатывается в соответствии с
нормативно-правовыми документами федеральных органов исполнительной власти в
сфере образования, требованиями ФГОС СПО, с учетом сложившегося опыта
воспитательной деятельности и имеющимися ресурсами в профессиональной
образовательной организации. Настоящая программа разработана на основе следующих
нормативных правовых документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальныхцелях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» (далее-ФЗ-304);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р
об
утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегииразвития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2022 N 443 "Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69121);
- Устав ГБПОУ КТИНЗ.
3.2.
Кадровое обеспечение воспитательной работы
Реализация рабочей программы воспитания обеспечивается кадровым составом,
включающим директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе,
заместителем директора по учебной работе, заместителем директора по УПР,
заведующих учебными отделениями, социальных педагогов, педагогов-психологов,
кураторов, преподавателей педагогов дополнительного образования. Функционал
работников регламентируется требованиями профессиональных стандартов. Среди
преподавателей и мастеров производственного обучения работают выпускники нашего
учебного заведения, что позволяет продолжить традиции колледжа.
3.3. Материально-техническое обеспечение воспитательной работы
Содержание материально-технического обеспечения воспитательной работы
соответствует требованиям к материально-техническому обеспечению ООП и включает
технические средства обучения и воспитания, соответствующие поставленной
воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и содержанию
воспитательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение учитывает специфику ООП, специальные
потребности обучающихся с ОВЗ и следует установленным государственным
санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам. Аудиторный
фонд колледжа состоит из специализированных кабинетов, учебно-производственных
мастерских и лабораторий. Имеются методический кабинет, лаборатория – цифровых
компетенций. Кроме них, имеются актовый зал, спортивный зал, спортивная
площадка, тренажерный залв общежитии.
3.4. Информационное обеспечение воспитательной работы
Информационное обеспечение воспитательной работы имеет в своей инфраструктуре
объекты, обеспеченные средствами связи, компьютерной и мультимедийной техникой,
интернет-ресурсами и специализированным оборудованием.
Информационное обеспечение воспитательной работы направлено на:
- информирование о возможностях для участия обучающихся в социально
значимойдеятельности;
- информационную и методическую поддержку воспитательной работы;
- планирование воспитательной работы и её ресурсного обеспечения;
- мониторинг воспитательной работы;
- дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся,
педагогическихработников, органов управления в сфере образования, общественности);
- дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы.
Информационное
обеспечение
воспитательной
работы
включает:
комплекс
информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических и
аппаратных средств (компьютеры, принтеры, сканеры и др.).
Система воспитательной деятельности образовательной организации должна бытьпредставлена на
сайте организации