МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.04 – УП.04 Учебная практика по освоению первичных профессиональных навыков по выполнению работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (14618 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов) для специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств Саратов, 2023 г. Рабочая программа учебной практики является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 11.02.16 Монтаж, техническоеобслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, входящей в укрупнённую группу специальностей 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи. УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии специальных дисциплин 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ Е.М. Гронец/ Составитель: Зяблова И.И. мастер производственного обучения, преподаватель спец. дисциплин ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 5 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 6-13 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 14-22 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 23 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 24-34 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ УП.04.01 Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих - 14618 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов Планирование и организация практики на всех ее этапах должны обеспечивать: последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому; целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций; связь практики с теоретическим обучением. Содержание всех этапов практики определяется требованиями к умениям и практическому опыту по каждому из профессиональных модулей ППССЗ СПО в соответствии с ФГОС СПО, рабочими программами практики. Содержание всех этапов практики должно обеспечивать обоснованную последовательность формирования у обучающихся системы умений, целостной профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии). 1.1 Место практики в структуре ППССЗ Рабочая программа учебной практики Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих - 14618 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов является составной частью ППССЗ СПО по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО, и относится к профессиональному циклу учебного плана, а именно: ПМ.04 Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих – 14618 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов. 1.2 Цель и задачи практики Целью учебной практики является: формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в рамках профессионального модуля ПМ.04 Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих – 14618 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов по виду профессиональной деятельности для освоения квалификации специалист по электронным приборам и устройствам. Задачами практики являются: сформировать, закрепить, развить практические навыки и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с монтажом радиоэлектронной аппаратуры и приборов. 1.3 Количество часов на освоение программы практики: Программа рассчитана на прохождение обучающимися учебной практики в объеме 72 часов. Из них за счет часов вариативной части – 0 часов. Объем практической подготовки: 72 часа. 1.4 Вид, способы и формы проведения практики (в том числе в форме практической подготовки). Вид практики: учебная. Формы проведения практики: концентрированно. 1.5 Планируемые результаты обучения при прохождении практики. Профессиональные компетенции: Вид деятельности Освоение одной Код и наименование Требования к умениям и практическому компетенции опыту ДПК.1.1. Практический опыт в: выполнении или навесного и поверхностного монтажа нескольких Осуществлять сборку, электронн ых приборов и ус тройств в профессий монтаж и демонтаж соответствии с требованиями технической документации; выполнении демонтажа рабоч х, л ктро ых приборови устройств электронных приборов в должностей и устройств в соответствии с требованиями технической документации; выполнении сборки и монтажа микросборок, полупроводниковых – требованиями оотв т тв с приборов в соответствии с технической 14618с у а х документацией. в Монтажник технической Умения: использо ать радиоэлектронн документации конструкторско-технологическую документацию; применять технологическое оснащение и оборудование к выполнению ой аппаратуры и приборов задания; выполнять электромонтаж и сборку электронных устройств в различных конструктивных исполнениях; осуществлять монтаж компонентов в металлизированные отверстия, компьютерным управлением сверловкой отверстий; делать выбор припойной пасты и наносить ее различными методами (трафаретным, дисперсным); устанавливать компоненты на плату: автоматически и вручную; выполнять микромонтаж, поверхностный монтаж; выполнять распайку, дефектацию и утилизацию электронных элементов, приборов, узлов. Общие компетенции: Код Наименование компетенции ОК.7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Требования к умениям соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности Использовать средства использовать физкультурно-оздоровительную физической культуры деятельность для укрепления здоровья, для сохранения и достижения жизненных и профессиональных укрепления здоровья в целей; применять рациональные приемы процессе двигательных функций в профессиональной ОК.8 профессиональной деятельности; пользоваться средствами деятельности и профилактики перенапряжения характерными поддержания для данной специальности необходимого уровня физической подготовленности Пользоваться понимать общий смысл четко произнесенных профессиональной высказываний на известные темы документацией на (профессиональные и бытовые), понимать государственном и тексты на базовые профессиональные темы; иностранном языках. участвовать в диалогах на знакомые общие и ОК.1 профессиональные темы; строить простые 0 высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы 2 2.1 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ Тематический план и содержание практики Планируемые результаты по практике Виды работ Номер задания 1 2 3 Освоение Ознакомление с компетенций технической 1 ОК.7, ОК.8, ОК.10, документацией по ДПК 1.1 монтажу Технология подготовки к монтажу электрорадиоэлементов и микросхем 2 Понятие о монтаже полупроводниковых 3 приборов и микросхем Монтаж и пайка диодов, конденсаторов, трансформаторов, 4–8 резисторов Монтаж провода. Обобщение материала, полученного 9 при прохождении практики Всего Из них 72 часа в форме практической подготовки. Наименование лаборатории, необходимое оборудование 4 учебные аудитории для проведения занятий всех видов, в том числе текущего контроля и промежуточной аттестации Количество часов 5 4 4 4 54 6 72 2.2 Задание Перечень заданий по учебной практике №1 1. Проведение организационного занятия, ознакомление студентов с целью и задачами практики, с руководителем практики. 2. Сроки прохождения практики. Виды текущего контроля и форма итоговой аттестации. 3. Прохождение инструктажа по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка. 4. Ознакомление с технической документацией по монтажу Ознакомление с технологией подготовки к монтажу электрорадиоэлементов и микросхем 1. Ознакомление с технологией монтажа полупроводниковых приборов и микросхем. 2. Монтаж полупроводниковых приборов и микросхем на плату. 1. Организация рабочего места монтажника: – изучить рабочее место монтажника и его организацию 2. Виды и назначение монтажного инструмента: – изучить основные виды и назначения инструмента 3. Материалы для получения электрического контакта: –– изучить основные виды, назначения и свойства материалов для получения электрического контакта. 4. Виды припоев, флюсов, паст и клеев: – изучить основные виды, свойства и назначение припоев, флюсов, паст и клеев 5. Виды паяльников и паяльных станций. Подготовка паяльника к работе: – изучить основные виды паяльников и паяльных станций, а также технологию подготовки их к работе. – подготовить рабочее место 1. Маркировка резисторов: – произвести расшифровку обозначений предложенных резисторов 2. Маркировка конденсаторов: – произвести расшифровку обозначений предложенных конденсаторов Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Задание №6 1.Маркировка диодов. – произвести расшифровку обозначений предложенных диодов. 2. Маркировка транзисторов: – произвести расшифровку обозначений предложенных транзисторов. Изучить требования к монтажу и пайке, а также технологию слесарных операций: стопорения и склеивания. Задание №7 Задание №8 Произвести демонтаж и установку электрорадиоэлементов на предложенных печатных платах. Задание №9 1. Изучить типы монтажных проводов. 2. Изучить технологию зачистки и лужения провода. 3. Произвести навесной монтаж проводов на печатную плату 4. Проведение итогового занятия. 5. Оформление отчета по практике. 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 3.1 Требования к базам практики: Требования к материально-техническому обеспечению программы практики. Проведение учебной практики – 4 семестр согласно учебному плану специальности. Место прохождения практики должно соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям, противопожарным правилам и нормам охраны здоровья обучающихся. В период практики используются: мастерская электрорадиомонтажная – аудитория 223, 3 корпуса, по адресу Московский проспект 179, для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, укомплектованная специальной мебелью для обучающихся и преподавателя, оборудованная техническими средствами обучения: компьютерами с лицензионным программным обеспечением с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду университета, мультимедиа-проектором, экраном, наборами демонстрационного оборудования; учебная аудитория 3 корпуса по адресу Московский проспект 179, для проведения лекционных занятий – организационного собрания по практике и для сдачи отчетов по практике; мастерская электрорадиомонтажная – аудитория 201, 2 корпуса, по адресу Плехановская 11, для проведения самостоятельной работы обучающихся, укомплектованное специализированной мебелью, оборудованное техническими средствами обучения: рабочими местами электрорадиомонтажника. Конкретное материально-техническое обеспечение практики и права доступа обучающегося к информационным ресурсам определяются руководителем практики конкретного обучающегося, исходя из индивидуального задания на практику. 3.2 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения рабочей программы практики а) нормативные правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» 3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» 4. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1563 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов» 5. Приказ Минобрнауки России от 5 августа 2020 № 885 и Минпросвещения России от 5 августа 2020 № 390 «О практической подготовке обучающихся» 6. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» 7. Приказ Минобрнауки России от 9 марта 2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» 8. Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 июля 2019 года N 464н "Об утверждении профессионального стандарта "Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов" 10. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24.02.2010 № 96, Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. № 134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 747 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» б) основная литература: 1.Романюк Виталий Александрович. Основы радиоэлектроники : Учебник Для СПО / Романюк В. А. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 288. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10394-6 :569.00.URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/456595 в) дополнительная литература: 1. Берикашвили Валерий Шалвович. Основы радиоэлектроники: системы передачи информации : Учебное пособие Для СПО / Берикашвили В. Ш. - 2-е изд. ; испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 105. - (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10493-6:219.00.URL:https://www.biblio-online.ru/bcode/456548 3.3 Перечень всех видов инструктажей, а именно: по технике безопасности, охране труда, пожарной безопасности, внутреннему распорядку. В зависимости от специфики профильной организации возможно получение необходимых допусков, проведение экскурсий и лекций, ознакомление с производственными системами, комплексами, оборудованием, устройствами и приборами, планирование и проведение измерений и экспериментов, проектирование и выполнение расчётов, изготовление опытных образцов (макетов), самостоятельная работа. 3.4 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. Лицензионное ПО: LibreOffice Дополнительно ПО: - программные средства защиты среды виртуализации: Oracle VM VirtualBox - антивирусные программные комплексы: Kaspersky Internet Security Multi-Device Russian Edition. 3-Device 1 year Base Box; Win Pro 10 32-bit/64-bit Russian Russia Only USB - PascalABC.NET - Visual Prolog Personal Edition - 1С:Предприятие 8.3 (учебная версия) Notepad++ - Microsoft Win Pro 10 32-bit/64-bit Russian Russia Only USBИнформационная справочная система: http://window.edu.ru https://wiki.cchgeu.ru/ 3.5 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения практики. http://www.radioforall.ru -Радио Лекторий – портал лекций по техническим специальностям: электронике, радиотехнике, численным методам, микроэлектронике, метрологии, схемотехнике аналоговых электронных устройств, вероятностным методам анализа, устройствам приема и обработки сигналов, устройствам СВЧ и антенн, цифровым устройствам, электротехнике, проектированию радиопередающих и радиоприемных устройств и многое другое. 2. http://www.garant.ru - справочная правовая система «Гарант» 3. http://e.lanbook.com/- электронно-библиотечная система «Лань» 4. http://www.iprbookshop.ru/- электронно-библиотечная система IPR BOOKS 5. https://rusneb.ru - Национальная Электронная Библиотека 6. https://www.biblio-online.ru Электронно-библиотечная система «ЭБС-ЮРАЙТ» 7. https://old.education.cchgeu.ru/ Электронная информационно-образовательная среда ВГТУ. 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ. 4.1 Контроль и оценка результатов практики осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Оценка результатов выполняется на основе фонда оценочных средств по практике и отчетных документов, подготовленных обучающимся. Формой промежуточной аттестации по практике является дифференцированный зачет, который проводится по итогам УП.04.01 Электрорадиомонтажная. Время проведения промежуточной аттестации: 4 семестр. Зачет проходит в форме ответов на устные контрольные вопросы и защиты отчетов по практике. Обучающиеся допускаются к сдаче зачета при условии выполнения всех видов работ на практиках, предусмотренных программой и графиком выполнения индивидуального задания, и своевременном предоставлении следующих документов: - положительного аттестационного листа по практике об уровне освоения профессиональных компетенций; - положительной характеристики организации прохождения практики на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; - дневника практики; - отчета по практике в соответствии с индивидуальным заданием на практику Аттестации по итогам практики проводятся в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению практики обучающихся и согласно Положению об организации и проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в ВГТУ. 4.2 Для получения оценки по практике обучающийся обязан представить следующий комплект отчетных документов: заполненный дневник; отчет по практике, который формируется из отчетных документов по каждому дню практики по результатам выполненных заданий. Отчет оформляется в соответствии с методическими указаниями по практике по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств. Защита отчета проходит по окончанию срока практики. Формой промежуточной аттестации является комплексный дифференцированный зачет. 4.3 Процедура оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций Процедура оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций осуществляется по итогам выполненных видов работ. Вывод о достаточном или недостаточном уровне сформированности ОК и ПК руководитель практики делает на основе текущего контроля и отчетных документов обучающегося по практике. Профессиональные компетенции Код и Требования к умениям и наименование Формы контроля практическому опыту компетенции ДПК.1.1. Практический опыт в: выполнении Оценка процесса и результатов Осуществлять навесного и поверхностного монтажа выполнения видов работ на сборку, монтаж и электронных приборов и устройств в практике. демонтаж соответствии с требованиями технической электронных документации; выполнении демонтажа приборов и электронных приборов и устройств в устройств в соответствии с требованиями технической соответствии с документации; выполнении сборки и требованиями монтажа микросборок, технической полупроводниковых приборов в документации соответствии с технической документацией. Умения: использовать конструкторско-технологическую документацию; применять технологическое оснащение и оборудование к выполнению задания; выполнять электромонтаж и сборку электронных устройств в различных конструктивных исполнениях; осуществлять монтаж компонентов в металлизированные отверстия, компьютерным управлением сверловкой отверстий; делать выбор припойной пасты и наносить ее различными методами (трафаретным, дисперсным); устанавливать компоненты на плату: автоматически и вручную; выполнять микромонтаж, поверхностный монтаж; выполнять распайку, дефектацию и утилизацию электронных элементов, приборов, узлов. Общие компетенции Код и наименование компетенции ОК.7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению , эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Требования к умениям и практическому опыту соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности Формы контроля Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе практики. Оценка за выполнение индивидуальных заданий Экспертное наблюдение и оценка на лабораторно практических занятиях, при ОК.8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК.10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы выполнении работ по учебной практике. 4.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету Примерные вопросы к зачету: 1. Организация рабочего места монтажника. 2. Виды конструкторской и технической документации. 3. Перечислите этапы подготовки паяльника к работе. 4. Какие материалы применяются для получения электрического контакта? 5. Чем отличается поверхностный монтаж от навесного? 6. Какие существуют виды электрического контакта и чем они отличаются? 7. Типы монтажных проводов и кабелей. 8. Опишите технологические операции подготовки к пайке: рихтовка, нарезка, разделка и закрепление изоляции, лужение.9. Опишите выполнение технологических операций по монтажу и пайке проводов и кабелей на печатных платах. 10. Что такое «холодная пайка»? 11. Условия выполнения надежной пайки. 12. Условное графическое отображение (УГО) на схемах и в технической документации резисторов и конденсаторов. 13. Условное графическое отображение (УГО) на схемах и в технической документации моточных изделий и коммутационных устройств. 14. Какие типы электрорадиоэлементов (ЭРЭ) применяются в изделиях базовых предприятий? 15. Какие требования технологической документации к подготовке, монтажу и пайке пассивных ЭРЭ? 16. Каким образом проводится контроль качества пайки? 17. Условное графическое отображение (УГО) на схемах и в технической документации диодов, транзисторов, микросхем и др. полупроводниковых приборов. 18. Методы защиты от статического электричества в условиях производства. 19. Какие требования технологической документации к подготовке, монтажу и пайке полупроводниковых приборов и микросхем? 20. Требования к пайке полупроводниковых приборов и микросхем. 21. Требования технологической документации к сборке и монтажу на базе безвыводных электрорадиоэлементов. 22. Поясните технологию нанесения припоя на контактные площадки через трафарет. 23. Как отмывают плату после установки безвыводных элементов? 24. Опишите технологические операции стопорения. Какие материалы используют при стопорении? 25. Опишите технологические операции склеивании. Какие материалы используют при склеивании?