МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03 – УП.03 Учебная практика по освоению первичных профессиональных навыков по ревьюированию программных продуктов для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование Саратов, 2023 г. Рабочая программа учебной практики является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящей в укрупнённую группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника. УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии специальных дисциплин 09.00.00 Информатика и вычислительная техника Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ Чернецова Л.Г./ Составитель: Варнакова Н.В. мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» Содержание 1 Общая характеристика программы 1.1 Цели и планируемые результаты освоения программы 1.2 Использование часов вариативной части образовательной программы 2 Структура и содержание программы 2.1 Структура и объем программы 2.2 Распределение нагрузки по курсам и семестрам 2.3 Тематический план и содержание программы 3 Условия реализации программы 3.1 Материально-техническое обеспечение программы 3.2 Информационное обеспечение программы 4 Контроль и оценка результатов освоения программы Приложение 1 Комплект контрольно-оценочных средств 2 3 3 4 6 6 7 8 12 12 12 13 14 1 Общая характеристика программы 1.1 Цели и планируемые результаты освоения программы Цели учебной практики: направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессионального модуля по видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций. Задачи учебной практики: в результате изучения обучающийся должен. Иметь практический опыт: ПО1 - в измерении характеристик программного проекта; ПО2 - использовании основных методологий процессов разработки программного обеспечения; ПО3 - оптимизации программного кода с использованием специализированных программных средств. Уметь: У1 - работать с проектной документацией, разработанной с использованием графических языков спецификаций; У2 - выполнять оптимизацию программного кода с использованием специализированных программных средств; У3 - использовать методы и технологии тестирования и ревьюирования кода и проектной документации; У4 - применять стандартные метрики по прогнозированию затрат, сроков и качества. Знать: З1 - задачи планирования и контроля развития проекта; З2 - принципы построения системы деятельностей программного проекта; современные стандарты качества программного продукта и процессов его обеспечения. Прохождение учебной практики направлено на формирование следующих общих и профессиональных компетенций или их составляющих (элементов). ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Профессиональные компетенции. ПК 3.1 Осуществлять ревьюирование программного кода в соответствии с технической документацией 3 ПК 3.2 Выполнять измерение характеристик компонент программного продукта для определения соответствия заданным критериям ПК 3.3 Производить исследование созданного программного кода с использованием специализированных программных средств с целью выявления ошибок и отклонения от алгоритма ПК 3.4 Проводить сравнительный анализ программных продуктов и средств разработки, с целью выявления наилучшего решения согласно критериям, определенным техническим заданием 1.2 Использование часов вариативной части образовательной программы Учебная практика предусматривает использование часов вариативной части. Обоснование включения в рабочую программу Для приобретения навыков по разработке проектной документации Знания и умения, которые углубляются Наименование раздела, темы Количество часов У1 - работать с проектной документацией, разработанной с использованием графических языков спецификаций У2 – выполнять оптимизацию программного кода с использованием специализированных программных средств У4 - применять стандартные метрики по прогнозированию затрат, сроков и качества Тема 1.1. Разработка проектной документации, разработанной с использованием графических языков спецификаций Тема 1.4. Оформление результатов сравнительного анализа программных продуктов и их версий 4 4 Для получения умений по оптимизации программного кода Тема 1.3. Определение характеристик программных продуктов различными методами и инструментами Тема 1.4. Оформление результатов сравнительного анализа программных продуктов и их версий Тема 1.2. Установка и настройка систем контроля версий 2 Для получения умений по определению характеристик программных продуктов 4 Для более расширенного изучения темы 1.4 4 Для более расширенного изучения темы 1.2 З1 - задачи планирования и контроля развития проекта З2 – принципы построения системы деятельностей программного проекта; современные стандарты качества программного продукта и процессов его обеспечения Итого 4 18 2 Структура и содержание программы 2.1 Структура и объем программы Наименование разделов и (или) тем Тема 1.1. Разработка проектной документации, разработанной с использованием графических языков спецификаций Тема 1.2. Установка и настройка систем контроля версий Тема 1.3. Определение характеристик программных продуктов различными методами и инструментами Тема 1.4. Оформление результатов сравнительного анализа программных продуктов и их версий Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта Итого объем образовательной программы 5 Итого объем образовательной программы, час. Самостоятельная работа, час. Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем, час. в т.ч. Практика дифференцированный зачет 12 12 8 8 16 16 16 16 2 2 54 54 2 2.2 Распределение часов по курсам и семестрам Распределение часов по курсам и семестрам на базе основного общего образования (9 классов) Учебная практика: УП.03 Учебная практика № п/п 1. 2. 3. Учебный год Курс Семестр Практика, час. в т.ч. дифференцированный зачёт, час. Самостоятельная работа, час. Итого объём образовательной программы. час. 2023/2024 I 1 2 2024/2025 II 3 4 2025/2026 III 5 6 54 2 2026/2027 IV 7 8 54 2 54 54 2025/2026 III 5 6 2026/2027 IV 7 8 54 2 ИТОГО Распределение часов по курсам и семестрам на базе среднего общего образования (11 классов) Учебная практика: УП.03 Учебная практика № п/п 1. 2. 3. 6 Учебный год Курс Семестр Практика, час. в т.ч. дифференцированный зачёт, час. Самостоятельная работа, час. Итого объём образовательной программы. час. 2023/2024 I 1 2 2024/2025 II 3 4 54 2 54 54 ИТОГО 2.3 Тематический план и содержание программы № за я я Наименование разделов и тем. Содержание учебных занятий, виды работ. Формы организации деятельности обучающихся Семестр 6 (9 кл.) Семестр 4 (11 кл.) Раздел 1 Учебная практика 1. Тема 1.1. Разработка проектной документации, разработанной с использованием графических языков спецификаций Практическое занятие №1. Введение. Цели и задачи учебной практики, ознакомление с программой практики, инструктаж по выполнению заданий, ознакомление с организацией и планированием практики, 2. Практическое занятие №2. Правила техники безопасности (ТБ). Ознакомление с правилами ТБ на практике, с правилами ведения документации, с требованиями к оформлению отчета по практике 3. Практическое занятие №3. Обратное проектирование. Построение заданных моделей программного средства с помощью графического языка 4. Практическое занятие №4. Методология процессов разработки программного обеспечения. Использование основных методологий процессов разработки программного обеспечения 5. Практическое занятие №5. Характеристики программного продукта и автоматизированных средств. Определение характеристик программного продукта и автоматизированных средств 6. Практическое занятие №6. Проектная документация. Наглядные пособия, Объем оборудование, ЭОР, программное часов обеспечение 54 2 ПК, Интернет 2 ПК, Интернет, инструкция по ТБ Литература §, стр. Домашнее задание Коды формируемых компетенций О1, Д1 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 О1, Д1 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 ПК, Интернет О1, Д1 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 2 ПК, Интернет О1, Д1 ОК 01 – ОК 10 7 № за я я Наименование разделов и тем. Содержание учебных занятий, виды работ. Формы организации деятельности обучающихся Работа с проектной документацией, разработанной с использованием графических языков спецификаций 7. Тема 1.2. Установка и настройка систем контроля версий. Практическое занятие №7. Оптимизации программного кода, ч. 1. Выполнение оптимизации программного кода с использованием специализированных программных средств, часть 1. 8. Практическое занятие №8. Оптимизации программного кода, ч. 2. Выполнение оптимизации программного кода с использованием специализированных программных средств, часть 2. 9. Практическое занятие №9. Оптимизации программного кода, ч. 3. Выполнение оптимизации программного кода с использованием специализированных программных средств, часть 3. 10. Практическое занятие №10. Оптимизации программного кода, ч. 4. Выполнение оптимизации программного кода с использованием специализированных программных средств, часть 4. 11. Тема 1.3. Определение характеристик программных продуктов различными методами и инструментами. Практическое занятие №11. Измерительные методы оценки программ. Определение назначения применения измерительных методов оценки программ. 12. Практическое занятие №12. Применения измерительных методов оценки программ. Проверка на практике измерительных методов оценки программ. 13. Практическое занятие №13. Эталоны и методы проверки корректности программ. Использование на практике Наглядные пособия, Объем оборудование, ЭОР, программное часов обеспечение Литература §, стр. Домашнее задание Коды формируемых компетенций ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 ПК, Интернет О1, Д1 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 2 ПК, Интернет О1, Д1 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 2 ПК, Интернет О1, Д1 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 2 ПК, Интернет О1, Д1 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 ПК, Интернет О1, Д1 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 8 № за я я Наименование разделов и тем. Содержание учебных занятий, виды работ. Формы организации деятельности обучающихся эталонов и методов проверки корректности программ. 14. Практическое занятие №14. Направления применения метрик. Изучение на практике основных направлений применения метрик. 15. Практическое занятие №15. Метрики сложности. Применение на практике метрик сложности. Наглядные пособия, Объем оборудование, ЭОР, программное часов обеспечение Литература §, стр. Домашнее задание 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 ПК, Интернет О1, Д1 16. Практическое занятие №16. Метрики стилистики. Использование на практике метрик стилистики. 2 ПК, Интернет О1, Д1 17. Практическое занятие №17. Стандартные метрики. Использование на практике стандартных метрик по прогнозированию затрат, сроков и качества. 18. Практическое занятие №18. Метрики программного кода Определение метрики программного кода специализированными средствами. 19. Тема 1.4. Оформление результатов сравнительного анализа программных продуктов и их версий Практическое занятие №19. Сравнительный анализ средств разработки программных продуктов. Проведение на практике сравнительного анализа средств разработки программных продуктов. 20. Практическое занятие №20. Разграничение подходов к менеджменту программных проектов. Применение на практике менеджмента по программным проектам. 21. Практическое занятие №21. Исследование программного кода. Исследование программного кода на предмет ошибок и отклонения от алгоритма. 22. Практическое занятие №22. Программные измерительные 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 9 ПК, Интернет О1, Д1 Коды формируемых компетенций ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 № за я я Наименование разделов и тем. Содержание учебных занятий, виды работ. Формы организации деятельности обучающихся мониторы. Применение навыков использования на практике программных измерительных мониторов 23. Практическое занятие №23. Отладчиков и дизассемблер. Применение отладчиков и дизассемблера на практике. Наглядные пособия, Объем оборудование, ЭОР, программное часов обеспечение Литература §, стр. Домашнее задание 2 ПК, Интернет О1, Д1 24. Практическое занятие №24. Зашита программ от исследования. Экспорт настроек в командной среде разработки. 25. Практическое занятие №25. Отчет по учебной практике, ч. 1. Сбор материалов для отчета. 2 ПК, Интернет О1, Д1 2 ПК, Интернет О1, Д1 26. Практическое занятие №26. Отчет по учебной практике, ч. 2. Подготовка отчетной документации по практике 2 ПК, Интернет О1, Д1 27. Практическое занятие №27. Отчет по учебной практике, ч. 3. Сдача отчета по практике Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта. Всего за 6 семестр (9 кл.) Всего за 4 семестр (11 кл.) Итого объем образовательной программы 2 ПК, Интернет О1, Д1 10 54 54 Коды формируемых компетенций ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 ОК 01 – ОК 10 ПК 3.1 – 3.4 ЛР 13 – 39 3 Условия реализации программы 3.1 Материально-техническое обеспечение программы Для реализации программы должны быть предусмотрены учебные помещения: 1)Лаборатория «Программного обеспечения и сопровождения информационных систем»: - посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; - комплект учебно-методической документации; лицензионное программное обеспечение общего и профессионального назначения; - технические средства обучения: компьютеры обучающихся, мультимедийная установка; - подключение к глобальной сети Интернет, локальной сети. 3.2 Информационное обеспечение программы Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. Учебная практика: УП.03 Учебная практика Основная литература: О1 Информационные системы управления качеством в автоматизированных и автоматических производствах : учебное пособие / А.Л. Галиновский, С.В. Бочкарев, И.Н. Кравченко [и др.] ; под ред. А.Л. Галиновского. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 284 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-015662-0. - Текст : электронный. ЭБС «Znanium». — URL: https://znanium.com/catalog/product/1045095 Дополнительная литература: Д1 Шустова, Л. И. Базы данных : учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тараканов. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 304 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-014161-9. - Текст : электронный. ЭБС «Znanium». — URL: https://znanium.com/catalog/product/1189322 11 4 Контроль и оценка результатов освоения программы 4.1 Результаты освоения, критерии и методы оценки программы Результаты обучения Уметь: У1- работать с проектной документацией, разработанной с использованием графических языков спецификаций У2- выполнять оптимизацию программного кода с использованием специализированных программных средств У4- использовать методы и технологии тестирования и ревьюирования кода и проектной документации Знать: З1- задачи планирования и контроля развития проекта З2- принципы построения системы деятельностей программного проекта; современные стандарты качества программного продукта и процессов его обеспечения Показатели оценки Формы и методы оценки - разработка проектной документации, разработанной с использованием графических языков спецификаций - установка и настройка систем контроля версий Наблюдение за деятельностью студента и анализ результатов выполнения практических работ. - выполнение оптимизации программного кода с использованием специализированных программных средств. - приобретение опыта профессиональной деятельности, командной и самостоятельной работы. - сбор, анализ и обобщение информации для подготовки материалов отчета по практике. Наблюдение за деятельностью студента и анализ результатов выполнения практических работ. Наблюдение за деятельностью студента и анализ результатов выполнения практических работ. Наблюдение за деятельностью студента и анализ результатов выполнения практических работ. Наблюдение за деятельностью студента и анализ результатов выполнения практических работ.