МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.02 – УП.02 Учебная практика по освоению первичных профессиональных навыков по осуществлению интеграции программных модулей для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование Саратов, 2023 г. Рабочая программа учебной практики является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящей в укрупнённую группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника. УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии специальных дисциплин 09.00.00 Информатика и вычислительная техника Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ Чернецова Л.Г./ Составитель: Варнакова Н.В. мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 5 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 6-13 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 14-22 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 23 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 24-34 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1.1 Область применения программы Рабочая программа является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС поспециальности 09.02.07 Информационные системы и программирование в части освоения основного вида деятельности: осуществление интеграции программных модулей и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 2.1 Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент. 2.2 Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение. 2.3 Выполнять отладку программного модуля с использованием специализированных программных средств. 2.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения. 2.5 Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования. Содержание профессионального модуля ПМ 02 Осуществление интеграции программных модулей по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование соответствует трудовым функциям и действиям профессионального стандарта №148 «Специалист по информационным ресурсам», утвержденного Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации № 629н от 08.09.2014 года. 1.2 Цели и задачи программы учебной практики: формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по специальности. 1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной практики по ПМ 02 – 72 часа. 4 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Результатом освоения программы учебной практики является формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения ими профессиональных и общих компетенций по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. В результате прохождения учебной практики, реализуемой в рамках профессиональных модулей образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, предусмотренных ФГОС СПО, обучающиеся должны: приобрести практический опыт работы: Действия Умения Знания ПК 2.1 Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент - разработка и оформление требований к программным модулям по предложенной документации; - разработка тестовых наборов (пакетов) для программного модуля; разработка тестовыхсценариев программного средства; инспектирование разработанных программных модулей на предмет соответствия стандартам кодирования. 5 - анализировать проектную и техническую документацию; - использовать специализированные графические средства построения и анализа архитектуры программных продуктов; - организовывать заданную интеграцию модулей в программные средства на базе имеющейся архитектуры и автоматизации бизнеспроцессов; - определять источники и приёмники данных; - приёмы работы в системах контроля версий; - выполнять отладку, используя методы и инструменты условной компиляции; - оценивать размер минимального набора тестов; - разрабатывать тестовые пакеты и тестовые сценарии; - выявлять ошибки в системных компонентах на основе спецификаций. - модели процесса разработки программного обеспечения; - основные принципы процесса разработки программного обеспечения; - основные подходы к интегрированию программных модулей; - виды и варианты интеграционных решений; - современные технологии и инструменты интеграции; - основные протоколы доступа к данным; - методы и способы идентификации сбоев и ошибок при интеграции приложений; - методы отладочных классов; - стандарты качества программной документации; - основы организации инспектирования и верификации; - встроенные и основные специализированные инструменты анализа качества программных продуктов; - графические средства проектирования архитектуры программных продуктов; - методы организации работы в команде разработчиков. ПК 2.2 Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение - интеграция модулей в - использовать выбранную программное систему контроля версий; обеспечение; - использовать методы для - отладка программных получения кода с заданной модулей; функциональностью и - инспектирование степенью качества; разработанных - организовывать заданную программных модулей интеграцию модулей в на предмет программные средства на соответствия базе имеющейся стандартам архитектуры и кодирования. автоматизации бизнеспроцессов; - использовать различные транспортные протоколы и стандарты форматирования сообщений; - выполнять тестирование интеграции; - организовывать постобработку данных; - создавать классыисключения на основе базовых классов; - выполнять ручное и автоматизированное тестирование программного модуля; - выявлять ошибки в системных компонентах на основе спецификаций; - приёмы работы в системах контроля версий. - методы организации работы в команде разработчиков. - модели процесса разработки программного обеспечения; - основные принципы процесса разработки программного обеспечения; - основные подходы к интегрированию программных модулей; - основы верификации программного обеспечения; - современные технологии и инструменты интеграции; - основные протоколы доступа к данным; - методы и способы идентификации сбоев и ошибок при интеграции приложений; - основные методы отладки; - методы и схемы обработки исключительных ситуаций; - основные методы и виды тестирования программных продуктов; - стандарты качества программной документации; - основы организации инспектирования и верификации; - приёмы работы с инструментальными средствами тестирования и отладки; ПК 2.3 Выполнять отладку программного модуля с использованием специализированных программных средств - отладка программных - использовать выбранную модулей; систему контроля версий; - инспектирование - использовать методы для разработанных получения кода с заданной программных модулей функциональностью и на предмет степенью качества; соответствия - анализировать проектную и стандартам техническую документацию; кодирования - использовать инструментальные средства аттестации программных продуктов; - определять источники и приёмники данных; - выполнять тестирование 6 - модели процесса разработки программного обеспечения; - основные принципы процесса разработки программного обеспечения; - основные подходы к интегрированию программных модулей; - основы верификации и программного отладки обеспечения; - методы и способы идентификации сбоев и ошибок при интеграции приложений; интеграции; - основные методы отладки; - организовывать - методы и схемы обработки постобработку данных; исключительных ситуаций; - приёмы работы в системах - приёмы работы с контроля версий; инструментальными - выполнять отладку, средствами тестирования и используя методы и отладки; инструменты условной - стандарты качества компиляции; программной документации; - выявлять ошибки в - основы организации системных компонентах на инспектирования и основе спецификаций. верификации; - встроенные и основные специализированные инструменты анализа качества программных продуктов; - методы организации работы в команде разработчиков. ПК 2.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения - разработка тестовых - использовать выбранную - модели процесса разработки наборов (пакетов) для систему контроля версий; программного обеспечения; программного модуля; - анализировать проектную и - основные принципы процесса - разработка техническую документацию; разработки программного тестовыхсценариев - выполнять тестирование обеспечения; программного средства; интеграции; - основные подходы к - инспектирование - организовывать интегрированию программных разработанных постобработку данных; модулей; программных модулей - приёмы работы в системах - основы верификации и на предмет контроля версий; аттестации программного соответствия - оценивать размер обеспечения; стандартам минимального набора - методы и способы кодирования. тестов; идентификации сбоев и - разрабатывать тестовые ошибок при интеграции пакеты и тестовые сценарии; приложений; - выполнять ручное и - методы и схемы обработки автоматизированное исключительных ситуаций; тестирование программного - основные методы и виды модуля; тестирования программных - выявлять ошибки в продуктов; системных компонентах на - приёмы работы с основе спецификаций. инструментальными средствами тестирования и отладки; - стандарты качества программной документации; - основы организации инспектирования и верификации; - встроенные и основные специализированные инструменты анализа качества программных продуктов; - методы организации работы в 7 команде разработчиков. ПК 2.5 Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования инспектирование - использовать выбранную - модели процесса разработки разработанных систему контроля версий; программного обеспечения; программных модулей - использовать методы для - основные принципы процесса на предмет получения кода с заданной разработки программного соответствия функциональностью и обеспечения; стандартам степенью качества; - основные подходы к кодирования - анализировать проектную и интегрированию программных техническую документацию; модулей; - организовывать - основы верификации и постобработку данных; аттестации программного - приёмы работы в системах обеспечения; контроля версий; - стандарты качества - выявлять ошибки в программной документации; системных компонентах на - основы организации основе спецификаций. инспектирования и верификации; - встроенные и основные специализированные инструменты анализа качества программных продуктов; - методы организации работы в команде разработчиков. для последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих компетенций по специальности 09.02.07 Информационные (ОК) программирование: системы и Код Наименования результатов обучения ПК 2.1 Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент. ПК 2.2 Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение. ПК 2.3 Выполнять отладку программного модуля с использованием специализированных программных средств. ПК 2.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения. ПК 2.5 Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования. ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. 8 ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. письменную коммуникацию на ОК 5 и Осуще с учетом особенностей социального и ствлять устную государственном языке культурного контекста. ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10 Пользоваться профессиональной документации на государственном и иностранном языке. ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 9 3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3.1 Тематический план рабочей программы учебной практики Наименования профессионального Коды Количество модуля, профессиональных часов по ПМ междисциплинарных компетенций курсов (МДК) ПМ 02. ПК 2.1- ПК 2.5 72 Осуществление модулей в программное обеспечение; интеграции программных модулей Виды работ практический опыт: в интеграции в отладке программных модулей; умения: использовать выбранную систему МДК 02.01 Технология разработки программного обеспечения МДК 02.02 Инструментальные средства разработки программного обеспечения 10 контроля версий; использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества. 1) Вводный инструктаж по технике безопасности во время прохождения практики. 2) Разработка технического задания. 3) Выработка требований к программному обеспечению и программному модулю. 4) Проектирование программного обеспечения для решения прикладных задач. 5) Построение структуры программного продукта. 6) Кодирование программного обеспечения. 7) Тестирование и сопровождение программного обеспечения. 8) Проведение функционального и оценочного тестирования готового программного продукта. 9) Разработка и оформление технической документации. 10) Составление описания на программный продукт. 11) Администрирование программного обеспечения. 12) Подготовка презентаций для защиты программных продуктов. 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4.1 Требования к условиям проведения учебной практики и минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование учебных кабинетов и лабораторий № 36 Кабинет проектирования цифровых устройств. Лаборатория Лаборатория автоматизированных информационных систем. программирования. Лаборатория дистанционных обучающих технологий Интерактивная доска-1 Композиция стендов для кабинета "Информатики-1 Компьютер (корпус Miditower, монитор Aser 19)-6 Компьютер (Процессор Intel Core. Монитор Acer 19)-4 Компьютер (системный блок Intel Core. монитор Samsung Е1920NR 19-1 Копир/принтер/сканер SAMSUNG SCX -3400-1 Стол компьютерный 700*700*750 -2 Шкаф высокий с топом 800*370*2040 -2 Огнетушитель ОП-4-1 Огнетушитель ОУ-5-1 Веб. камера-12 Доска немагнитная одноэлементная ДН-13ф 1600*1200-1 ИБП (Источник бесперебойного питания-1 Микрофон конденсаторный на гибком основании-1 Наушники с микрофоном-12 Сканер (М01380676)-1 Стол компьютерный 700*700*750-9 Стол компьютерный 75*70*70-1 Стол письменный 1400*700*750-1 Стол ученический двухместный-10 Стул ученический-31 Тумба подкатная с замком 3 ящика 420*430*630-1 Часы кв. настенные-1 Экран настенный Draper Luma-1 № 32 Лаборатория компьютерных сетей и телекоммуникаций; сборки, монтажа и эксплуатации средств вычислительной техники; цифровой схемотехники; микропроцессоров и микропроцессорных систем; периферийных устройств; операционных систем и сред. Электромонтажная мастерская LED-Телевизор TOSHIBA-1 Информационный стенд Фаст-16 "Практика"-1 11 Компьютер-6 Компьютер (системный блок Core, монитор Aser 19)-3 Компьютер в сборе-3 Мультимедийный проектор infocus LP 240-1 Ноутбук Acer TMP-1 Стол компьютерный-2 Термовоздушная паяльная станция/ Lukey-1 Шкаф 2000*1400*400-1 Шкаф со стеклянными дверцами-1 Экран на треноге-1 Электрофицированный стенд "Устройство персонального компьютера"-1 Доска немагнитная одноэлементная ДН-13ф 1600*1200-1 Кресло "Престиж" -1 Стол ученический (от шк. мебели М01380392)-6 Стол ученический 2-х местный 3-4 Стул ученический-32 Тумбочка 720*450*400-1 Устройство для ремонта и тестирования компьютеров/Мастер Кит (пост-карта)-1 Часы кв. настенные-1 № 47 Лаборатория электротехники Лаборатория технических измерений Лаборатория электронной техники Лаборатория электротехники и электроники Лаборатория электротехнических измерений Блок питания PS-305D- 8 Веб-камера Creative- 1 Держатель ТРЕТЬЯ РУКА со стекл. линзой 90мм.- 1 Дымоуловитель ASE-7012 – 1 Кресло компьютерное – 1 Огнетушитель ОП-4 – 1 Огнетушитель ОУ-5 – 1 Стул ученический – 22 Тестер для smd-компонентов MS8910 – 1 Часы кв. настенные- 1 LED-Телевизор TOSHIBA – 1 Источник питания АКИП-1137-30-3 – 1 Компьютер (системный блок Intel Core. монитор Samsung Е1920NR 19 – 11 Лампа 8066D-1 c линзой 8-крат с кольцевой люм. подсветкой на струбцине, белая – 1 Логический модуль – 2 МФУ HP Laser Jet Pro M1132RU- 1 Осцилограф АКИП-4115/1А – 10 Паяльная станция Lukey 702 – 2 Стол компьютерный – 11 Стол компьютерный (столешница пластик)- 1 Шкаф закрытый 800*350*2000- 1 12 Шкаф технический 1100*420*1230-1 Оснащенные базы практики Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тотемская средняя общеобразовательная школа №1» (Договор о практической подготовке обучающихся при реализации компонентов образовательной программы специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование от 27.02.2023 по 30.06.2028) Оборудование: Автоматизированные рабочие места: -персональные компьютеры -многофункциональные устройства (принтеры, сканеры, факсы, плоттеры) - программное обеспечение общего и профессионального назначения: -программное обеспечение операционная система с интегрированной программной платформой .NET Framework -программное обеспечение для просмотра документов в формате PDF - программное обеспечение для архивации -программное обеспечение офисный пакет приложений (текстовый процессор, табличный редактор, программа презентационной графики, система управления базами данных) -программное обеспечение для просмотра веб-сайтов - операционные системы: Windows, Linux и др. -программные среды -браузеры (Google Chrome и др.) -редакторы WEB-страниц -почтовые клиенты -редакторы растровой графики -редакторы векторной графики -настольные издательские системы, средства разработки Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Тотемский центр дополнительного образования» (Договор о практической подготовке обучающихся при реализации компонентов образовательной программы специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование от 27.02.2023 по 30.06.2028) Оборудование: Автоматизированные рабочие места: -персональные компьютеры -многофункциональные устройства (принтеры, сканеры, факсы, плоттеры) - программное обеспечение общего и профессионального назначения: -программное обеспечение операционная система с интегрированной 13 программной платформой .NET Framework -программное обеспечение для просмотра документов в формате PDF - программное обеспечение для архивации -программное обеспечение офисный пакет приложений (текстовый процессор, табличный редактор, программа презентационной графики, система управления базами данных) -программное обеспечение для просмотра веб-сайтов - операционные системы: Windows, Linux и др. -программные среды -браузеры (Google Chrome и др.) -редакторы WEB-страниц -почтовые клиенты -редакторы растровой графики -редакторы векторной графики -настольные издательские системы, средства разработки Администрация Тотемского муниципального округа Вологодской области (Договор о практической подготовке обучающихся при реализации компонентов образовательной программы специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование от 27.02.2023 по 30.06.2028) Оборудование: Автоматизированные рабочие места: -персональные компьютеры -многофункциональные устройства (принтеры, сканеры, факсы, плоттеры) - программное обеспечение общего и профессионального назначения: -программное обеспечение операционная система с интегрированной программной платформой .NET Framework -программное обеспечение для просмотра документов в формате PDF - программное обеспечение для архивации -программное обеспечение офисный пакет приложений (текстовый процессор, табличный редактор, программа презентационной графики, система управления базами данных) -программное обеспечение для просмотра веб-сайтов - операционные системы: Windows, Linux и др. -программные среды -браузеры (Google Chrome и др.) -редакторы WEB-страниц -почтовые клиенты -редакторы растровой графики -редакторы векторной графики -настольные издательские системы, средства разработки Управление образования администрации Тотемского муниципального 14 округа Вологодской области (Договор о практической подготовке обучающихся при реализации компонентов образовательной программы специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование от 27.02.2023 по 30.06.2028) Оборудование: Автоматизированные рабочие места: -персональные компьютеры -многофункциональные устройства (принтеры, сканеры, факсы, плоттеры) - программное обеспечение общего и профессионального назначения: -программное обеспечение операционная система с интегрированной программной платформой .NET Framework -программное обеспечение для просмотра документов в формате PDF - программное обеспечение для архивации -программное обеспечение офисный пакет приложений (текстовый процессор, табличный редактор, программа презентационной графики, система управления базами данных) -программное обеспечение для просмотра веб-сайтов - операционные системы: Windows, Linux и др. -программные среды -браузеры (Google Chrome и др.) -редакторы WEB-страниц -почтовые клиенты -редакторы растровой графики -редакторы векторной графики -настольные издательские системы, средства разработки 4.2 Общие требования к организации образовательного процесса учебной практики Учебная практика проводится концентрированно в рамках профессионального модуля. 4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса Руководство учебной практикой осуществляют мастера производственного обучения и (или) преподаватели дисциплин, профессиональных модулей профессионального учебного цикла. Преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование, соответствующее профилю специальности, проходить повышение квалификации, в том числе обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Мастера производственного обучения должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю специальности, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. 15 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляются мастером производственного обучения и (или) преподавателем дисциплин, профессиональных модулей профессионального учебного цикла. Промежуточная аттестация по учебной практике в рамках профессионального модуля проходит в форме дифференцированного зачета. По завершении практики обучающийся проходит квалификационные испытания (экзамен), которые проводятся в форме выполнения заданий, соответствующих по содержанию определенному виду профессиональной деятельности. Для проведения экзамена (квалификационного) формируется комиссия, в состав которой включаются представители профессиональной образовательной организации и работодателя, результаты экзамена (квалификационного) оформляются протоколом. Результаты освоения умений, приобретения первоначального практического опыта, общих и профессиональных компетенций по профессиональному модулю фиксируются в документации, которая разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными профессиональной образовательной организацией и в нормативных документах Министерства просвещения РФ Результаты обучения Первоначальный практический опыт, умения, приобретенные в ходе прохождения учебной практики, направленные на формирование ПК и ОК Формы и методы контроля и оценки Наблюдение и оценка качества выполнения заданий в период прохождения учебной практики, фиксируемая в дневнике практики Дифференцированный зачет