МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05 – ПП.05 Производственная практика по проектированию и разработке информационных систем для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование Саратов, 2023 г. Рабочая программа производственной практики является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящей в укрупнённую группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника. УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии специальных дисциплин 09.00.00 Информатика и вычислительная техника Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ Чернецова Л.Г./ Составитель: Варнакова Н.В. мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАКТИКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 10 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 11 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 12 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 13 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 1.1. Область применения программы Рабочая программа производственной практики ПМ.05 «Проектирование и разработ-ка информационных систем» является частью профессионального модуля образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, в части освоения основных видов профессиональной деятельности. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения производственной практики: - Развитие профессиональных компетенций по 09.02.07 Информационные системы и программирование - Формирование общих компетенций. - Закрепление и углубление умений, полученных при изучении дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла. - Приобретение опыта профессиональной работы по проектированию и разработке информационных систем. - Формирование опыта по исследованию и организации работы структурного подразделения. 1.3. Требования к результатам освоения производственной практики, формы отчетности В результате прохождения производственной практики, реализуемой в рамках модуля программы среднего профессионального образования по виду профессиональной деятельности ПМ.05. «Проектирование и разработка информационных систем», предусмотренному ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, обучающийся должен иметь практический опыт работы в: управлении процессом разработки приложений с использованием инструменталь-ных средств; обеспечении сбора данных для анализа использования и функционирования информационной системы; программировании в соответствии с требованиями технического задания; исполь-зовании критериев оценки качества и надежности функционирования информационной си-стемы; применении методики тестирования разрабатываемых приложений; определения состава оборудования и программных средств разработки информационной системы; разработке документации по эксплуатации информационной системы; проведении оценки качества и экономической эффективности информационной си-стемы в рамках своей компетенции; 4 модификации отдельных модулей информационной системы. По окончании производственной практики обучающийся сдает: отчет в соответствии с содержанием тематического плана практики и по форме, установленной БПОУ УР «Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий»; аттестационный лист, установленной БПОУ УР «Сарапульский техникум машино-строения и информационных технологий» формы; дневник практики, установленной БПОУ УР «Сарапульский техникум машино-строения и информационных технологий» формы; характеристику с места прохождения практики. Итоговая аттестация проводится в форме зачета. 1.4. Организация практики Для проведения производственной практики в техникуме разработана следующая документация: 1. положение об производственной практике; 2. рабочая программа производственной практики. Обучающиеся при прохождении производственной практики обязаны: 1. полностью выполнять задания, предусмотренные программой производственной практики; 2. соблюдать действующие правила внутреннего трудового распорядка; 3. изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности. 1.5. Количество часов на освоение программы производственной практики Количество часов на освоение программы производственной практики: Всего - 144 часов 5 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Результатом освоения программы производственной практики по профилю специальности является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ПМ.05. «Проектирование и разработка информационных систем», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения ПК 5.1 Собирать исходные данные для разработки проектной документации на информационную систему ПК 5.2 Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика ПК 5.3 Разрабатывать подсистемы безопасности информационной системы в соот-ветствии с техническим заданием ПК 5.4 Производить разработку модулей информационной системы в соответствии с техническим заданием ПК 5.5 Осуществлять тестирование информационной системы на этапе опытной эксплуатации с фиксацией выявленных ошибок кодирования в разрабатыва-емых модулях информационной системы ПК 5.6 Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы ПК 5.7 Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллега-ми, руководством, клиентами ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффек-тивно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необхо-димого уровня физической подготовленности ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельно-сти 6 ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и ино-странном языках ОК 11 7 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3.1 Тематический план производственной практики Коды профессиональных компетенций 1 Наименования профессиональных модулей Количество часов Виды работ 2 3 4 Сбор исходных данных для разработки информационной системы. приложений с использованием инструментальных Разработка средств. ПК 5.1, ПК 5.2, ПК5.3, ПК 5.4, ПК 5.5, ПК 5.6, ПК 5.7 ПМ.05 Проектирование и разработка информационных систем 144 Всего: 144 Обеспечение сбора данных для анализа использования информационной системы. Обеспечение сбора данных для функционирования информационной системы. Разработка программного кода информационной системы в соответствии с требованиями технического задания. Качества функционирования информационной системы Использование критериев оценки надежности функционирования информационной системы. Применение методики тестирования разрабатываемых приложений. Определение состава оборудования и программных средств разработки информационной системы. Разработка документации по эксплуатации информационной системы. Проведение оценки качества и экономической эффективности информационной системы. Модификация отдельных модулей информационной системы 8 3.2 Содержание обучения по производственной практике Наименование разделов и тем Содержание учебного материала 1 2 Раздел 1. Техно- Содержание Инструктаж по технике безопасности. Определение целей и задач практики. Требования к логии проекти1 оформлению отчетной документации рования и дизайн информационных Анализ предметной области индивидуального задания различными методами: контент-анализ, 2 систем вебометрический анализ, анализ ситуаций, моделирование Описание бизнес-процессов предметной области индивидуального задания 3 Сбор данных для создания информационной системы 4 Разработка и анализ требований к информационной системе 5 Определение программных средств разрабатываемой информационной системы 6 Разработка технического задания проектируемой системы 7 Проектирование информационной системы с применением ER-моделирования 8 Раздел 2. Ин- Содержание струментарий и 1 Проектирование информационной системы с применением языка моделирования UML технологии раз2 Моделирование бизнес-процессов с использованием САSE-средств работки кода инПроектирование интерфейса пользователя 3 формационных Разработка интерфейса пользователя 4 систем Реализация алгоритмов обработки числовых данных, алгоритмов поиска. 5 Отладка приложения 6 Разработка руководства по инсталляции программного средства по индивидуальному зада7 нию Разработка руководства пользователя программного средства по индивидуальному заданию 8 Раздел 3. Методы Содержание и средства тести1 Разработка тестового сценария проекта рования инфор2 Ручное тестирование. 9 Объем Уровень часов освоения 3 4 48 6 2 6 3 6 6 6 6 6 6 48 6 6 6 6 6 6 6 3 3 3 3 3 3 6 48 6 6 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 мационных стем 10 си- 3 4 5 6 7 8 Разработка тестовых пакетов для тестирования. Функциональное тестирование, тестирование безопасности. Использование инструментария анализа качества индивидуального проекта Анализ и обеспечение обработки исключительных ситуаций Автоматизированное тестирование индивидуального проекта Зачетное занятие 6 6 6 6 6 6 Всего: 3 3 3 3 3 3 144 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Производственная практика проводится на предприятиях и в организациях, имеющих базу для освоения профессиональных компетенций по данному профилю подготовки на основе пря-мых договоров: ОАО «Элеконд»; АО «Сарапульский Радиозавод»; ОАО «Сарапульский Электрогенираторный завод»; ОАО «НЕФАЗ»; АО «КБЭ XXI века». Время проведения – согласно графику учебного процесса. 4.2. Информационное обеспечение обучения 4.2.1 Печатные издания 1. Гайдамакин Н. А. Автоматизированные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М: Гелиос АРВ, 2013. 2. Гвоздева, В.А. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебник [Гриф] / В.А. Гвоздева, И.Ю. Лаврентьева. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2014 СПО 3. Глушаков С. В., Ломотько Д. В. Базы данных: Учебный курс. – Харьков: «Фолио», 2015. – 504с. 4. Голицына О.А., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. -432 с. 5. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: Учебное по-собие / Л.Г. Гагарина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. 6. Федорова Г.И. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отрасле-вой направленности. Учебное пособие. Изд.: КУРС, Инфра-М. Среднее профессиональное образование. 2016 г. 336 стр. 7. Хансен Г., Хансен Д.. Базы данных: разработка и управление: Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2014. – 704с. 8. Хомоненко А. Д., Цыганков В. М. Базы данных: Учебник для высших учебных заведе-ний. – СПб: «Корона принт», 2014.- 416с. 4.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://real.tepkom.ru/Real_OMCM_A.asp 4.2.3. Дополнительные источники 1. Васильев. Р. Стратегическое управление информационными системами. Учебник / Р. Васильев, Г. Калянов, Г. Левочкина, О. Лукинова.- Бином. Лаборатория знаний, Интернетуниверситет информационных технологи, 2014. – 512 с. ISBN 978-5-9963-0350-2 11 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты прохождения практики отражаются обучающимся в его отчете. Защита отче-тов организуется в техникуме. Обучающийся докладывает результаты выполнения индивидуального задания, отвечает на вопросы руководителя практики. При определении оценки учитывается: 1. степень и качество отработки обучающимся программы практики и индивидуаль-ного задания; 2. содержание и качество оформления отчетных документов. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие об-щих компетенций и обеспечивающих их умений. Приложение1.1 СОГЛАСОВАНО цикловой методической комиссией специальности ___________________ Протокол от _________ 20___г. № ___ Председатель ЦМК _________________ «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по УПР ___________ 20___ г. ЗАДАНИЕ ________________ Т. Е. на производственную практику по профилю специальности/профессии Ксенофонтова « ___________________ название практической подготовки ___ » по профессиональному модулю ____________ код, наименование модуля ____ _____________ специальности/профессии код, наименование _____________________________ Студенту(ке) ________________________________________________________________________ (Ф.И.О.) Курса ______________________ группы ________________________________________________ место практической подготовки________________________________________________________ Общая часть Специальная часть Документальная часть Начало практической подготовки _________ 20 _____ г. Окончание практической подготовки ______ 20 _____ г. Руководитель практической подготовки / / Приложение1.2 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский политехнический колледж» (ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж») ДНЕВНИК прохождения производственной практической подготовки _______________ по профессиональному модулю ПМ. __________________________________ студента _________________________________________________________ курса специальности/профессии____________________________________________ _________________________________________________________________ на предприятии ___________________________________________________ в подразделении (цех, участок, отдел)_________________________________ Руководитель практической подготовки от предприятия М.П. ____________________________________________________________ (подпись) (дата) (Ф.И.О.) Руководитель практической подготовки колледжа___________________________________ (Ф.И.О.) Оценка __________________________ (подпись) (дата) г. Саратов 20 _______________________________ от Место работы (цех, отдел, Дата участок подразделение) Содержание работы Отметка о качестве работы Подпись наставника Приложение1.3 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский политехнический колледж» ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ по профессии _________________________________________________________________ по ПМ ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Обучающегося _________курса ___________________группы _________ ______________________________________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Наименование предприятия____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Руководитель практической подготовки от предприятия _________________________________________ Руководитель практической подготовки от колледжа_____________________________________________ _____________________________________________________________________________ г.Саратов 20____г. 1.Введение 1.1.Одним из видов практической подготовки обучающихся, осваивающих ОПОП СПО является производственная практическая подготовка. 1.2.Планирование и организация практической подготовки на всех ее этапах обеспечивает: -последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практической подготовки к другому; - целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций; -связь практической подготовки с теоретическим обучением. 1.3.Практическая подготовка имеет целью комплексное освоение обучающимися профессиональных компетенций, соответствующими видам деятельности по профессии среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по профессии. 1.4.При реализации ОПОП СПО по профессии производственная практическая подготовка проводится образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются как несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. 1.5. Производственная практическая подготовка проводится в организациях на основе договоров, заключенных между образовательной организацией и организациями. 1.6. Практическая подготовка является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду деятельности. Практическая подготовка завершается дифференцированным зачетом при условии положительного аттестационного листа руководителей практической подготовки от организации, и образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практической подготовки; полноты и своевременности предоставления дневника практической подготовки и отчета по практике в соответствии с заданием на практику. 2. Название предприятия, адрес предприятия, режим работы, правила внутреннего распорядка, трудовая и технологическая дисциплина, охрана труда на предприятии. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3.Структура, состав и задачи предприятия, перечень производственных участков, цехов, их техническая оснащенность, организация производства. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4.Назначение участка (цеха) на котором непосредственно проходил(а)практику. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Перечень оборудования, инструмента, на котором работал (а), применял в период практической подготовки. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Перспективы развития предприятия. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Приложение1.4 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА На обучающегося _______ (фамилия, имя, отчество) ГАПОУСО «Саратовского политехнического колледжа» группы № ___________________ 1.Показатели обучающегося группы ______________________________ ____ во время производственной практической подготовки (профессия) _ (наименование предприятия) 1.1.Фактически на рабочих местах по профессии _ _____________ (перечислить рабочие места) Работал с «___» ________________ 20 _____ г. по «___» _______________ 20 _____г. Выполнял (основные виды работ) 1.2.Качество выполнения работ _______ (оценка) 1.3.Выполнение производственной нормы в период производственной практической подготовки _ _____________ (показатель) 1.4.Знание технологического процесса, обращение с оборудованием, приборами и инструментами _____________ _ _ (подробный отзыв) 1.5.Трудовая дисциплина _______ (замечания и оценка) 2.Заключение: обучающийся _______ (фамилия и инициалы) Показал производственную практическую подготовку. (оценка) Руководитель практической подготовкой от организации _______ М.П. (фамилия, имя, отчество) Приложение 1.5 ОТЗЫВ руководителя практической подготовки от предприятия Дан студенту(ке) ___________________________________________________ группы ________ специальности/профессии _________________________ Студент(ка) ______________________________________________________ проходил(а) производственную практику по профилю специальности/профессии( преддипломную поспециальности) в период с по ________________________________ на предприятии Студент(ка) _______________________________________________________ Практическая подготовка заслуживает оценки _________________________ Руководитель практической подготовки _______________________________ (должность и место работы) (дата) (подпись) (Ф.И.О.) М.П. Отзыв должен содержать: сроки прохождения практической подготовки, профессию по которой проходил практику, оценку качества выполняемых работ; трудовую дисциплину, отношение к порученным заданиям, уровень готовности решать профессиональные задачи; оценку по практике. Приложение1.6 Аттестационный лист по практике 1. ФИО студента _______________________________________________________________________ Курс ________группа __________ специальность/профессия _______________________________ 2. Индекс, наименование практической подготовки____________________________________________________________________________ Индекс, наименование профессионального модуля __________________________________________ 3. Место проведения практической подготовки (организация), наименование, юридический адрес_______________ _____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 4. Сроки проведения практической подготовки с __________ по _____________________ 5.Виды и объем работ, выполненные студентами во время практической подготовки: Виды работ Содержание работ Дата Подпись руководителя практической подготовки от предприятия 6. Отзыв о качестве прохождения практической подготовки студентом Показатели результатов практической деятельности Критерии оценивания Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка да / нет предприятия, дисциплины труда и технологической дисциплины Выполнение требований по охране труда, технике безопасности, да / нет производственной санитарии и противопожарной безопасности Соответствие содержания видам работ по программе практической соответствует / частично подготовки соответствует / не соответствует Оценка полноты реализации программы в части приобретения полностью реализована / практического опыта частично реализована / не реализована Сформированность компетенций: (перечислить компетенции, формированию и/или развитию да / нет которых способствовала практическая Деятельность) (оценить каждую компетенцию) Руководитель практической подготовки от предприятия ___________________________________ М.П. (Подпись) (Дата) (Ф.И.О.) Оценка _____________________ Руководитель практической подготовки от ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»______________________________________ (Подпись) (Дата) (Ф.И.О.)