МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищнокоммунального хозяйства Саратов, 2023 г. Рабочая программа ОУД.08 Обществознание разработана на основании Примерной программы «Обществознание» для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве программы для реализации ОПОП СПО 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла 12.08.2022 №732. УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № 6, дата «03» февраля 2023 г. Председатель ЦМК ___________/Л.Н. Кремнева/ Составитель: Гузев М.А., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 16 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 17 УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа предназначена для реализации среднего общего образования в пределах ОПОП ППКРС СПО по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства базовой подготовки в соответствии с примерной программой с учетом технологического профиля получаемого профессионального образования. 1.2 Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащихпо профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства. Учебный предмет ОУД.08 Обществознаниевходит в группу общеобразовательных предметов среднего общего образования. 1.3Результаты освоения учебного предмета: Содержание программы учебного предмета направлено на достижение следующих целей: - воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации; - развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка; - углубление интереса к изучению социально-экономических и политикоправовых дисциплин; - умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы; - содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом; - формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю; - применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни. Освоение содержания учебного предмета «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: 4 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); - гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - эффективно разрешать конфликты; - готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; • метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; - использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; - выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных 5 задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; • предметных: - сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; - владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; - сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; - владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета: Объем образовательной программы обучающегося 74часа, в том числе: нагрузка во взаимодействии с преподавателем 74 часа. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы (всего) Основное содержание в том числе: Теоретическое обучение Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет Объем в часах 74 74 54 18 2 7 2.2. Тематический план и содержание учебного предмета Наименование разделов и тем 1 Введение Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладноймодуль (при наличии) 2 Тема 1.2. Биосоциальная природа человека и его деятельность Тема 1.3. Формируемые компетенции 4 Содержание учебного материала Социальные науки, специфика и методы исследования. Значимость социального знания. Раздел 1.Человек и общество. Тема 1.1. Общество и общественные отношения. Развитие общества. Объем часов 3 Основное содержание учебного материала Общество как система. Общественные отношения. Связи подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе. Профессионально ориентированное содержание: Перспективы развития в информационном обществе. Направления цифровизации в профессиональной деятельности. Роль науки в решении глобальных проблем Основное содержание учебного материала Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение. Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Профессионально ориентированное содержание: Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Учет особенностей характера в профессиональной деятельности (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства). Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищнокоммунального хозяйства). Основное содержание учебного материала 2 12 4 3 ОК 01 ОК 05 1 4 3 ОК 02 ОК 04 ОК 05 1 4 ОК 02 8 Познавательнаядеят ельность человека. Научноепознание. Тема 2.1. Духовная культураличности иобщества Тема 2.2. Наука и образование в современном мире. Тема 2.3. Религия. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, егоформы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, еговиды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научногопознания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человекперед лицом угроз и вызовов XXI в. Профессионально-ориентированное содержание: Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки впрофессиональной деятельности (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищнокоммунального хозяйства). Раздел 2. Духовная культура. Основное содержание учебного материала Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая иэлитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функциикультуры.Культурноемногообразиесовременногообщества.Диалогкультур.Вкладрос сийскойкультурывформированиеценностейсовременногообщества.Моралькакобщечеловечес каяценностьисоциальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм. Профессионально-ориентированное содержание: Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищнокоммунального хозяйства). Основное содержание учебного материала Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достиженияРоссийской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образования.Основные направления развития образования в Российской Федерации.Непрерывность образования в информационном обществе. Значениесамообразования. Цифровые образовательные ресурсы. Профессионально-ориентированное содержание: Профессиональное образование в сфере (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства). Роль и значение непрерывности образования. Основное содержание учебного материала Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальныерелигии. Значение ОК 04 ОК 05 3 1 8 2 1 ОК 03 ОК 05 ОК 06 1 2 1 ОК 02 ОК 03 1 2 2 ОК 05 ОК 06 9 Тема 2.4. Искусство. поддержания межконфессионального мира в РоссийскойФедерации. Свобода совести. Основное содержание учебного материала Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства. Профессионально-ориентированное содержание: Образ профессии (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищнокоммунального хозяйства) в искусстве. Раздел 3. Экономическая жизнь общества. Основное содержание учебного материала Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели икачество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченностьресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономическийростипутиегодостижения. Факторыдолгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазыэкономического цикла. Причины экономических циклов. Профессионально-ориентированное содержание: Особенности разделения труда и специализации в сфере (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства). Тема 3.2. Основное содержание учебного материала Рыночные Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, отношения в информации.Государственноерегулированиерынков.Конкуренцияимонополия.Государственн экономике. ая политика по развитию конкуренции. Антимонопольноерегулирование в Российской Финансовыеинститу Федерации. Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская ты. система.Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарнаяполитика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия. Тема 3.3. Основное содержание учебного материала Рынок труда Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость ибезработица. Причины и ибезработица.Рацион виды безработицы. Государственная политикаРоссийской Федерации в области занятости. альноеповедениепот Особенности труда молодежи.Деятельность ребителя. профсоюзов.Рациональноеэкономическоеповедение.Экономическаясвободаисоциальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемыустойчивого развития общества. Профессионально-ориентированное содержание: Спрос на труд и его факторы в сфере (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных Тема 3.1. Экономикаосноважизнедеятель ности общества. 2 1 ОК 01 ОК 05 1 16 2 1 ОК 02 ОК 07 1 4 4 ОК 01 ОК 03 4 3 ОК 01 ОК 02 ОК 03 1 10 систем жилищно-коммунального хозяйства). Стратегияповедения при поиске работы. Возможности (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищнокоммунального хозяйства) профессиональной переподготовки. Тема 3.4. Основное содержание учебного материала Предприятие в Профессионально-ориентированное содержание: экономике. Предпринимательская деятельность в сфере (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства). Основы менеджмента и маркетинга всфере (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства). Тема 3.5. Основное содержание учебного материала Экономика и Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. государство. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации. Тема 3.6. Основное содержание учебного материала Основныетенденции Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт развитияэкономики и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Россиии Государственное регулирование внешней торговли. международнаяэконо Профессионально-ориентированное содержание: мика. Направления импортозамещения в условиях современной экономическойситуации в сфере (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства). Собственное производство как средство устойчивого развития государства. Раздел 4. Социальная сфера. Тема 4.1. Основное содержание учебного материала Социальнаяструктур Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. аобщества.Положени Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная еличности поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации. вобществе. Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе. Профессионально-ориентированное содержание: Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом коллективе. 2 2 ОК 01 ОК 03 2 2 ОК 01 ОК 09 2 1 1 ОК 06 ОК 09 8 2 1 ОК 01 ОК 05 1 11 Возможности профессионального роста. Основное содержание учебного материала Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям. Тема 4.3. Основное содержание учебного материала Этническиеобщност Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нациии и и нации. межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы ихпредотвращенияипутиразрешения.Конституционныепринципынациональной политики в Российской Федерации. Тема 4.4. Основное содержание учебного материала Социальные нормыи Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. социальныйконтрол Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Виды ь.Социальныйконфл социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. икт испособы Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога. егоразрешения. Профессионально-ориентированное содержание: Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Раздел 5. Политическая сфера. Тема 5.1. Основное содержание учебного материала Политика и власть. Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.Политические Политическаясистем институты. Политическая деятельность.Политическая система общества, ее структура и а. функции. Политическаясистема Российской Федерации на современном этапеГосударствокакосновнойинститутполитическойсистемы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства:форма правления, форма государственного (территориального) устройства,политический режим Типология форм государства. Тема 5.2. Основное содержание учебного материала Политическаякульту Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое раобщества участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные иличности.Политиче идейно-политические течения современности. Политический процесс и участие в нем скийпроцесс и субъектов политики. Формы участия граждан в политике. егоучастники. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, Тема 4.2. Семья в современном мире. 2 2 ОК 05 ОК 06 2 2 ОК 05 ОК 06 2 1 ОК 04 ОК 05 1 8 4 4 ОК 05 ОК 06 4 3 ОК 03 ОК 04 12 смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Профессионально-ориентированное содержание: Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации. Тема 6.1. Основное содержание учебного материала Право в ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийскойФедерации.Право в системе системесоциальных социальных норм. Источники права. Нормативныеправовые акты, их виды. Законы и норм. законодательный процесс в РоссийскойФедерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение июридическаяответственность.ФункцииправоохранительныхоргановРоссийской Федерации. Тема 6.2. Основы конституционногопр ава Российской Федерации. Тема 6.3. Правовоерегулирова ниегражданских,сем ейных,трудовых,обр азовательныхправоо тношений. Профессионально-ориентированное содержание: Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности. Основное содержание учебного материала Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Профессионально-ориентированное содержание: Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации ворганизации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного ивоенного времени. Основное содержание учебного материала Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданскогоправа. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданскаядееспособность несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.Правовоерегулированиеотношенийсупругов. Праваиобязанностиродителей и детей. Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанностиработников и работодателей. 1 20 4 3 ОК 01 ОК 05 ОК 09 1 2 1 ОК 02 ОК 06 ОК 07 1 6 4 ОК 02 ОК 05 ОК 06 13 Дисциплинарная ответственность. Защитатрудовыхправработников.Особенноститрудовыхправоотношенийнесовершеннолетних работников. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядокприеманаобучениевобразовательныеорганизациисреднегопрофессионального и высшего образования. Порядок оказания платныхобразовательных услуг. Тема 6.4. Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство. Тема 6.5. Основыпроцессуаль ногоправа. Профессионально-ориентированное содержание: Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность регулирования трудовых отношений в сфере (Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства). Основное содержание учебного материала Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность. Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Основное содержание учебного материала Конституционное судопроизводство. Административныйпроцесс.Судебноепроизводствоподеламобадминистративных правонарушениях Уголовный процесс, его принципы истадии. Субъекты уголовного процесса. Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет) Всего 2 4 4 ОК 02 ОК 06 ОК 09 4 4 ОК 02 ОК 05 ОК 09 2 74 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Требования к материально – техническому обеспечению: Имеется учебный кабинет социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебных пособий «Человек и общество (вкл. право)». Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2021. 2. Горелов, А. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля [Электронный ресурс]: учебник / А. А. Горелов. – М.: Академия, 2020. – 336 с. Режим доступа. http://www.academiamoscow.ru Интернет-ресурсы: 1.Национальный портал «Российский общеобразовательный портал». Режим доступа. http://www.school.edu.ru 2.www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). 3.www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 4.www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»). 5.www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). 6.www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»). 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Результаты освоения учебного предмета 1 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); - гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - эффективно разрешать конфликты; - готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - осознанное отношение к профессиональной деятельности Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 Оценка результатов собеседования по темам: 1.1.Природа человека, врождённые и приобретённые качества; 3.1. Социальная роль и стратификация; Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам: 2.1. Духовная культура личности и общества; Оценка практической работы по темам: 4.2. Участники политического процесса Оценка результатов собеседования по темам: 3.3. Важнейшие социальные общности и группы; 1.2. Общество как сложная система; Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам: 2.1.Духовная культура личности и общества; Оценка практической работы по темам: 4.1.Политика и власть. Государство в политической системе Оценка результатов собеседования по темам: 1.2. Общество как сложная система, 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе; Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам: 3.3.Важнейшие социальные общности и группы, Оценка практической работы по темам: 2.2. Наука и образование в современном мире Оценка результатов собеседования по темам: 2.3.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры; 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества; Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам: 3.1.Социальная роль и стратификация; Оценка практической работы по темам: 4.2. Участники политического процесса 16 как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; • метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; - использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; - выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социальноправовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и Оценка результатов собеседования по темам: 2.2.Наука и образование в современном мире; 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам: 1.2. Общество как сложная система; Оценка практической работы по темам: 3.3.Важнейшие социальные общности и группы Оценка результатов собеседования по темам: 1.1.Природа человека, врождённые и приобретённые качества; 3.2. Социальные нормы и конфликты; Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам: 2.3.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры; Оценка практической работы по темам: 4.2. Участники политического процесса Оценка результатов собеседования по темам: 1.2. Общество как сложная система, 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе; Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам: 3.3.Важнейшие социальные общности и группы, Оценка практической работы по темам: 2.2. Наука и образование в современном мире 17 нравственных ценностей; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; • предметных: - сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; - владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; - сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; - владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. 18