Приложение ___ к ППКРС 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Базы данных г. Саратов 2023 г. 1 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 разработана на основании ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 ноября 2022 г. N 974, рекомендаций работодателей и потребностей региона в квалифицированных рабочих и служащих по профессии СПО 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов входящей в УГПС 09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» Составитель - Чернецова Л.Г., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Саратовский политехнический УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии УГПС 09.00.00 Информатика и вычислительная техника Протокол № ____, дата «____» __________ 2023 г. Председатель ЦМК ___________/Л.Г. Чернецова/ 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.02 «Документационное обеспечение управления» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии: 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.1, ПК 1.2 - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке; - создавать документы на основе шаблонов; -оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, используя информационные технологии; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности -использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте. - основные понятия документационного обеспечения управления; - номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; - понятия публичных и приватных документов; - требования к составлению и оформлению документов; - основные стандарты оформления текстовых и табличных документов; - основные правила и требования к структуре документов; -организацию документооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 в т.ч. в форме практической подготовки 16 в т. ч.: теоретическое обучение 20 практические работы 16 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Документирование в профессиональной деятельности. Содержание учебного материала Деловой документ. Документирование. Назначение и функции документа в системе управления. Информация и документ. Юридическое значение документа. Классификация документов. Электронный документ. Требования к составлению и оформлению деловых документов. Практические занятие Определение класса, назначения и правильности составления деловых документов. Тема 1.2. Государственное Содержание учебного материала регулирование 1.Законодательное и нормативно-правовое регулирование документационного документационного обеспечения управления. Унификация и стандартизация обеспечения управления документов. Основные стандарты оформления документации. Раздел 2. Документирование управленческой деятельности Тема 2.1. Основные Содержание учебного материала требования к составлению и Понятие о бланках документов. Виды бланков. Образцы бланков документов. оформлению документов Общие сведения о реквизитах. Оформление реквизитов документов. Требования к бланкам и реквизитам по ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) (ред. от 14.05.2018). Требования к тексту документа. Структура документа. Стиль текста деловых документов. Черты и речевые конструкции официально-делового стиля. Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч. 3 Коды компетенций Формированию которых способствует элемент программы 4 6/2 ОК 01, ОК 02, ОК 05,ОК 09, Тема 1.1. Понятие о документировании. 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 05,ОК 09, 16/8 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, 2 2 6 Практические занятие Определение признаков и речевых шаблонов официально-делового стиля. Тема 2.2. Содержание учебного материала Составление и оформление Организационные, распорядительные и информационно-справочные отдельных видов документы. Характеристика основных организационных документов (устав, документов положения, инструкции). Характеристика распорядительных документов (приказ, постановление). Характеристика и состав информационносправочных документов (акт, протокол, деловое письмо, справка, докладная записка). Правила оформления и выдачи копий документов. Финансовая документация. Договорная документация. Практические занятие Составление и оформление докладной и служебной записки. Составление и оформление информационного письма. Составление и оформление делового письма. Раздел 3. Документооборот. Организация работы с документами. Тема 3.1. Содержание учебного материала Понятие документооборота. Понятие документооборота. Общие принципы организации Организация работы с документооборота, его основные этапы. Технология работы с входящими, документами исходящими и внутренними документами. Регистрация документов. Автоматизация процессов документационного обеспечения управления. Организация отправки исходящих документов. Контроль исполнения документов. Работа с обращениями. Практические занятие Регистрация входящей, исходящей и внутренней документации. Заполнение регистрационных форм. Тема 3.2. Содержание учебного материала Организация работы с Понятия общедоступной информации и информации ограниченного доступа. документами, имеющими Обеспечение информационной безопасности при работе с документами. грифы ограничения доступа. Работа с конфиденциальными документами. Законодательно - нормативные акты в области обеспечения информационной безопасности, защиты государственной тайны и конфиденциальной информации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Виды конфиденциальной информации. Нормативно-правовое содержание Федерального закона «О персональных данных». Документирование 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.1, ПК 1.2 2 2 2 2 8/4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.1, ПК 1.2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.1, ПК 1.2 7 сведений конфиденциального характера. Защита конфиденциальной информации. Ответственность за нарушение режима защиты конфиденциальной информации. Практические занятие Изучение нормативной базы, регламентирующей работу с документами, имеющими грифы ограничения доступа. Раздел 4. Хранение и архивирование документов Тема 4.1. Законодательная и Содержание учебного материала нормативная основа хранения и архивирования Законодательная и нормативная основа хранения документов. Номенклатура дел. Формирование дел. Составление и оформление описи дел. Порядок документов. уничтожения документов. Хранение документов в архиве. Практические занятие Формирование и оформление дел, согласно номенклатуре дел. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Всего: 2 4/2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.1, ПК 1.2 2 2 36 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Для реализации учебного предмета предназначен кабинет информатики Оборудование компьютерной лаборатории: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - маркерная доска; - учебно-методическое обеспечение. Технические средства обучения: - компьютеры по количеству обучающихся; - локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет; - лицензионное системное и прикладное программное обеспечение; - лицензионное антивирусное программное обеспечение; - лицензионное специализированное программное обеспечение; - мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения 1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Кузнецова И.В. Документационное обеспечение управления: учебное пособие для СПО / Кузнецова И.В., Хачатрян Г.А.. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 166 c. — ISBN 978-5-4486-0404-1, 978-5-4488-0216-4. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/80326.html (дата обращения: 26.03.2023). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей 2. Документационное обеспечение управления: учебник для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», специальностям «Информатика», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Автоматизация и управление» / А.С. Гринберг [и др.]. — Москва: ЮНИТИДАНА, 2017. — 391 c. — ISBN 978-5238-01770-9. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/71213.html (дата обращения: 27.03.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей 3.Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: учебник для СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 352 с. 3.2.2. Дополнительные источники: 1. Ляхович В.Ф. Основы информатики: учебник / Ляхович В.Ф., Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. – Москва: КноРус, 2020. – 347 с. – ISBN 978-5-406-07596-8. — URL: https://book.ru/book/932956. 2. Семакин И. Г., Е. К. Хеннер Е. К. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень : методическое пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 112 с. : ил. 1. 2. 3. 3.2.2. Дополнительные источники www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»). 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: - основные понятия документационного обеспечения управления; - номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; - понятия публичных и приватных документов; - требования к составлению и оформлению документов; - основные стандарты оформления текстовых и табличных документов; - основные правила и требования к структуре документов; -организацию документооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел. Умения: - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке; - создавать документы на основе шаблонов; -оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, используя информационные технологии; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности -использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте. Критерии оценки Не менее 60% верных ответов Методы оценки Тестирование Результаты выполнения заданий соответствуют заданным шаблонам и требованиям. При выполнении заданий использованы рациональные методы и средства обработки информации. Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы 10 11