Положение о наставничестве-п

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00FE463D26D30A64F427C9AC1968C7C79C
Владелец: Гудков Константин Геннадиевич
Действителен: с 14.09.2023 до 07.12.2024

О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Саратовской области «Саратовский политехнический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С.
4

2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

5

3

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И НАЗНАЧЕНИЯ НАСТАВНИКОВ

5

4

СФЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАСТАВНИКА И ПОДОПЕЧНОГО

6

5

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА И ПОДОПЕЧНОГО

8

6

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

9

7

ФОРМЫ И МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10

8

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

13

9

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

13

И

КРИТЕРИИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. Общие положения
1.1.
Положение о наставничестве в государственном автономном
профессиональном образовательном учреждении Саратовской области
«Саратовский политехнический колледж» (далее – настоящее Положение)
является локальным нормативным актом государственного автономного
образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский
политехнический колледж» (далее – Автономное учреждение).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012г. № 273 – ФЗ с изменениями;
-Распоряжением Министерства Просвещения Российской Федерации от 25
декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом
между обучающимися»;
-Уставом
государственного
автономного
профессионального
образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский
политехнический колледж».
1.3. Наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Наставничество рассматривается, с одной стороны, как наиболее
эффективная разновидность кадровой технологии корпоративного обучения,
обеспечивающая передачу посредством планомерной работы знаний,
навыков и установок, или, с другой стороны, как педагогическая технология,
обеспечивающая развитие личности обучающегося, молодого или вновь
принятого на работу специалиста, гармоничного вхождения человека в
трудовую деятельность.
1.4. Понятийный аппарат:
- должностная адаптация – процесс адаптации лица, в отношении которого
осуществляется наставничество;
- наставник – педагогический работник или иное лицо (обучающийся,
победитель
олимпиад,
чемпионатов
Абилимпикс,
Ворлдскиллс;
представитель бизнес-сообщества), назначаемое ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставничество;
- подопечный – обучающийся техникума; молодые специалисты или вновь
принятые в техникум педагогические работники, которым необходима
профессиональная адаптация;
- профессиональная адаптация – процесс овладения лицом, в отношении
которого осуществляется наставничество, системой профессиональных
знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике.
2

1.5. Наставничество в колледже должно удовлетворять следующим
условиям:
- соответствие стратегическим и тактическим целям организации
образовательной деятельности ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»;
- ориентация на мотивационные и профессиональные потребности всех
включенных в систему наставничества субъектов;
- поддержка со стороны руководства техникума, четкая и понятная всем
категориям сотрудников и обучающимся система отношений.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Цель: оказывать практическую помощь в профессиональном
становлении,
адаптации
в
коллективе,
а
также
воспитание
дисциплинированности у обучающихся.
2.2. Задачи:
- упорядочивание процесса развития профессиональных компетенций
подопечного;
- развитие профессионально-значимых качеств личности подопечного;
- ускорение процесса профессионального становления подопечных, развитие
их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять
возложенные функциональные обязанности;
сокращение
сроков
адаптации
к
условиям
осуществления
профессиональной деятельности, к корпоративной культуре, усвоение им
традиций, стандартов и правил внутреннего трудового распорядка;
- обеспечение взаимосвязи и преемственности профессиональной
деятельности разных поколений сотрудников.
2.3. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии с
администрацией
техникума,
представителями
бизнес-сообщества,
социальных партнеров и работодателей.
3. Особенности выбора и назначения наставников
3.1. Наставник развивает навыки управления, повышает свой статус в
колледже, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег,
принимает участие в формировании профессиональной команды.
3.2. Наставники подбираются из числа наиболее подготовленных лиц,
обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих
стабильные показатели в работе и достижения в учебе, способность и
готовность делиться своим опытом, имеющих системное представление о
работе в целом, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в
общении.
3.3. Наставник должен обладать рядом личностных и профессиональных
качествами:
- коммуникабельностью;
- педагогическими навыками;
3

- отличными показателями в труде;
- профессиональными знаниями по специальности;
- личным желанием исполнять роль наставника.
3.4.Наставники могут быть избраны из числа:
- педагогических работников техникума;
- обучающихся – победителей и участников олимпиад, чемпионатов
Абилимпикс, Ворлдскиллс;
- работников предприятий реального сектора экономики и социальной
сферы, осуществляющие деятельность по профилю реализуемых
образовательных программ в колледже.
3.5. На предприятиях реального сектора экономики или социальной сферы в
период проведения производственной практики, стажировки обучающихся
или педагогических работников на основании договорных соглашений может
быть определен наставник из специалистов-практиков, работающих на
предприятии.
Наставник
является
ответственным
лицом
за
профессиональную и должностную адаптацию подопечного. Приказ о
назначении наставника издает принимающая сторона. Копия данного
приказа передается администрации техникума.
3.6.Численность наставников определяется по мере необходимости и
количества стажеров (обучающихся).
3.7. Временные рамки наставничества определяются с учетом
Международной организации труда, индивидуальной программы поддержки
субъектов наставничества.
3.8. Наставники в ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
назначаются приказом директора колледжа.
4. Сферы ответственности наставника и наставляемого
4.1.Общая сфера ответственности:
- совместное планирование встреч и тематики;
- совместное обсуждение и поддержка обратной связи.
4.2.Сфера ответственности наставника:
- ориентация на потребности и возможности наставляемого;
- конструктивная оценка подготовки обучаемого: анализ знаний на
основании вопросов, ошибок;
- предварительная подготовка материалов, идей и предложений;
- оптимизация времени обучения – планирование занятий.
4.3. Сфера ответственности наставляемого:
- предварительная подготовка к встречам: вопросы по программе
наставничества, тематике программы;
- внесение предложений по улучшению процесса обучения;
- всесторонняя помощь наставнику в выполнении своей роли.
4.4.Этапы взаимодействия наставника и наставляемого:
I-й этап – адаптационный;
II-й этап – основной (проектировочный);
4

III-й этап – контрольно-оценочный.
На I этапе определяется цель взаимодействия, устанавливаются
отношения взаимопонимания и доверия, определяются полномочия в сфере
компетенции, круг обязанностей, функционал, проблемы умений и
способностей подопечных.
На II этапе происходит делегирование опыта (полномочий) на основе
частичного включения подопечного в практику деятельности наставника. На
данном этапе происходит так же выработка стиля наставничества и
корректировка его профессиональных умений.
На
III
этапе
определяется
уровень
сформированности
профессиональных компетенций, корпоративной культуры и степень
готовности подопечного к выполнению профессиональных обязанностей.
По окончанию срока наставничества (срок определяется договорным
соглашением) составляется отчет как наставником, так и наставляемого,
после чего процесс считается завершенным.
Одним из условий эффективного взаимодействия наставника и
наставляемого на всех этапах является обратная связь, обеспечивающая
доверительные отношения, своевременную корректировку действий,
результативность взаимодействия.
4.5. Руководство работой наставника. Организация работы наставников и
контроль их деятельности возлагается на заместителей директора колледжа
по направлениям: учебная, воспитательная, производственная рабата и
соответственного председателя предметно-цикловой комиссии колледжа
(далее – ПЦК).
4.5.1. Заместитель директора колледжа обязан:
- представить назначенного молодого и вновь приступившего к работе
специалиста сотрудникам, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого
специалиста с закрепленным за ним наставником.
4.5.2. Председатель ПЦК колледжа
посещает отдельные уроки и
внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым
специалистом.
4.5.3. Методист колледжа:
- оказывает методическое сопровождение в проектировании индивидуальной
траектории профессионального развития специалиста;
- изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации
наставничества в колледже.
4.6. Наставничество для колледжа в целом:
- позволяет использовать знания и навыки обеих сторон (наставника и
наставляемого);
- поддерживает лояльность сотрудников своей организации и подчеркивает
важность повышения квалификации персонала;
- способствует взаимному обогащению идеями и развивает взаимодействие в
различных областях деятельности сотрудников;
5

- повышает моральный дух и мотивацию обеих сторон;
является
экономически
эффективным
способом
применения
управленческих решений развития педагогического коллектива колледжа.
5. Права и обязанности наставника и наставляемого
5.1. Наставник имеет право:
- привлекать опыт работы других сотрудников для расширения
профессиональных компетенций наставляемого;
- запрашивать виды выполненных промежуточных или итоговых
производственных заданий, отчетную документацию наставляемого.
5.2.Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности наставника и
наставляемого;
- разработка совместно с наставляемым индивидуальной траектории
профессионального развития;
- осуществлять необходимое обучение, контролировать и корректировать
деятельность наставляемого;
- наставник из числа сотрудников бизнес-партнеров, предприятий реального
сектора экономики или социальной сферы несут персональную
ответственность за качество обучения подопечных и не реже одного раза в
неделю информируют администрацию колледжа об их результатах;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
общественной деятельностью наставляемого, вносить предложения о его
поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного
воздействия;
- вести отчетную документацию;
- подводить итоги деятельности наставничества.
5.3.Наставляемый имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации колледжа предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом;
- защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том
числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования,
связанного с нарушением норм профессиональной этики;
требовать
конфиденциальности
дисциплинарного
(служебного)
расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
5.4.Обязанности наставляемого:
- изучать Закон РФ «Об образовании в РФ», нормативные акты,
определяющие профессиональную деятельность, локальные акты колледжа;
6

- выполнять индивидуальную траекторию профессионального развития в
установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими компетенциями;
- консультировать наставника по применению передовых методов и форм
работы в своей учебной и профессиональной деятельности;
- совершенствовать свой профессиональный, образовательный и культурный
уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником.
5.5. Обязанности бизнес-партнеров, предприятий реального сектора
экономики или социальной сферы:
- производить отбор работников для осуществления функции
наставничества;
- контролировать деятельность наставника в рамках реализации программы
обучения на предприятии;
5.6. Право бизнес-партнеров, предприятий реального сектора экономики или
социальной сферы:
- согласовывать с руководством техникума сроки и программу прохождения
стажировки;
- привлекать наставника к участию в процедуре оценки общих и
профессиональных компетенций подопечных и работе комиссии по
присвоению квалификации обучающимся по профессии/специальности в
соответствии с приказом о составе комиссии.
6. Экономические факторы и критерии эффективности системы
наставничества
6.1. В колледже поддерживается система мотивации и стимулирования
наставников.
Экономические
факторы,
поддерживающие
систему
наставничества: стимулирование наставников в колледже осуществляется в
виде стимулирующей выплаты.
Размер и порядок поощрения наставника представителя организации
бизнес-партнера, предприятия реального сектора экономики или социальной
сферы устанавливается принимающей стороной.
6.2.Критерии эффективности системы наставничества:
- достижение целей системы наставничества;
- мнение всех участников системы;
- достижение сотрудниками требуемой результативности;
- соответствие профилю должности и поведенческие изменения.
6.3. Формирование системы мониторинга наставнической деятельности:
- обратная связь от подопечного (эмпирические исследования, наблюдения,
анкетирование);
- обратная связь от наставников (эмпирические исследования);

7

- оценка компетентности подопечного (собеседование, анкетирование или
отчет
о
деятельности,
достижения
подопечного
в
конкурсах
профессионального мастерства, трудовой деятельности).
6.4. Взаимодействие колледжа с бизнес-партнерами и предприятиями
реального сектора экономики или социальной сферы:
- разработка, корректировка и согласование образовательных программ;
- проведение совместных обучающих мероприятий, в том числе участие
наставников в качестве преподавателей-практиков;
- подготовка к демонстрационному экзамену;
- экспертно-аналитическая деятельность;
- совместная подготовка кейсовых заданий в целях формирования
профессиональных компетенций;
- обмен опытом, тиражирование и трансфер современных кадровых
технологий;
- использование дистанционного и электронного обучения.
7.
Формы и модели наставнической деятельности
7.1. Формы наставнической деятельности:
- прямое и индивидуальное – непосредственный индивидуальный контакт
наставника и наставляемого;
- прямое и групповое – непосредственный индивидуальный контакт
наставника и группой наставляемых;
- опосредованное индивидуальное или групповое – лично путем советов,
рекомендаций или с помощью телекоммуникационных технологий,
возможно с применением дистанционного и электронного сопровождения;
- виртуальная программа наставничества – использование информационнокоммуникационных технологий, таких, как трансляция опыта через
видеоконференции (скайп и др.).
7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня
подготовки подопечного и сложности задачи):
- инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые
указания подопечному или предлагает ему копировать свои собственные
действия;
- объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно
выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает
обоснование своим действиям;
- развитие – это стиль, при котором наставник предлагает решить
производственную задачу и представить результат.
7.3.Модели наставнической деятельности:
«Педагог – педагог»;
«Преподаватель – обучающийся (группа обучающихся)»;
«Обучающийся (победитель, участник олимпиад, чемпионатов Абилимпикс,
Ворлдскиллс) – обучающийся (группа обучающихся), школьники,
абитуриенты»;
8

«Представитель/сотрудник предприятия – обучающийся, преподаватель».
7.3.1. Модель наставничества «Педагог – педагог» – передача знаний на
рабочем месте: может применяться не только к вновь принятым в
организацию работникам, молодым специалистам, но и к уже работающим в
колледже сотрудникам. Сотрудник получает своевременную помощь на
этапе адаптации в колледже, поддержку в профессиональном и карьерном
развитии. Эта модель наставничества помогает решить проблему
недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области
информационных и коммуникационных технологий, повысить их мотивацию
нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации,
наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными
поколениями.
Целевая группа: все категории сотрудников, в том числе молодые
специалисты, вновь принятые или переведенные на новые должности
работники, осваивающие новые технологии и производственные процессы,
используемые в преподавании образовательных программ.
Результаты и социальные эффекты: обучение, адаптация, улучшение
коммуникаций, сохранение, передача знаний. Оценка эффективности
изменений.
7.3.2. Модель наставничества «Преподаватель – обучающийся (группа
обучающихся)» – это практики наставничества без отрыва от учебы для
дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с
профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков,
компетенций. Данная Модель наставничества помогает талантливым и
амбициозным обучающимся планировать свою карьеру, развивать
соответствующие навыки и компетенции.
Целевая группа: обучающийся, группа обучающихся;
Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих
профессиональных знаний и практических компетенций через следующие
механизмы: поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование
творческой и профессиональной активности в процессе обучения и участия в
творческих мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессионального
мастерства,
чемпионатах
Абилимпикс,
Ворлдскиллс);
практики
наставничества обучающихся, победителей олимпиад, чемпионатов
Абилимпикс, Ворлдскиллс (кружки от чемпионов).
7.3.3. Модель наставничества «Обучающийся, победитель, участник
олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Ворлдскиллс – обучающийся (группа
обучающихся), школьники, абитуриенты» – это вид партнерского
наставничества, направленный на поддержку деятельности студенческого
самоуправления, и служит траекторией профессионально-личностного
саморазвития студента-наставника и его подопечных. Данная модель
наставничества позволяет:
- транслировать лучшие достижения;
- привлекать лучших студентов к учебно-тренерской деятельности;
9

- способствовать коррекции и снятию эмоционального напряжения,
эффективности профессионального развития студентов-наставников;
- формировать личностные качества, способствующие успешному
профессиональному становлению студентов-наставников и их подопечных.
Целевая группа: обучающиеся (группа обучающихся), школьники,
абитуриенты».
Результаты и социальные эффекты: развития творческого потенциала
студентов и их интеграции в профессиональное сообщество.
Данная модель наставничества позволяет осуществлять:
- внедрение технологии «социального лифта»;
- профориентационные мероприятия;
- процесс реального включения людей с инвалидностью в активную
общественную жизнь;
- освоение гибких навыков (эмоциональный интеллект, критическое
мышление);
- учебную мотивацию;
- проектную деятельность
- научно-исследовательскую работу, конкурсы профессионального
мастерства, олимпиадное и волонтерское движения.
7.3.4. Модель наставничества «Представитель/сотрудник предприятия –
обучающийся, преподаватель» – временное прикрепление к опытному
работнику организации бизнес-партнера, предприятия реального сектора
экономики или социальной сферы для включенного наблюдения за
особенностями и приемами работы во время производственной практики,
стажировки.
Целевая группа: обучающийся (группа обучающихся), преподаватель
(группа преподавателей);
Результаты и социальные эффекты: развитие профессиональной
мотивации у подопечных к трудовой деятельности, переквалификация или
повышение профессионального мастерства.
8.
Документы, регламентирующие наставничество
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора колледжа или представителя организации бизнеспартнера, предприятия реального сектора экономики или социальной сферы
о назначении наставников;
- планы работы наставника;
- журнал наставника;
- отчеты о деятельности наставника и наставляемого;
- анкетирование наставников и наставляемых;

10

- протоколы заседаний Совета Учреждения или Педагогического совета,
предметно-цикловых комиссий, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по опыту реализации наставничества
в колледже.
9.
Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
директором техникума и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствие с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными
нормативными актами техникума.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».