ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00FE463D26D30A64F427C9AC1968C7C79C Владелец: Гудков Константин Геннадиевич Действителен: с 14.09.2023 до 07.12.2024 О НАСТАВНИЧЕСТВЕ государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский политехнический колледж» СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ С. 4 2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА 5 3 ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И НАЗНАЧЕНИЯ НАСТАВНИКОВ 5 4 СФЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАСТАВНИКА И ПОДОПЕЧНОГО 6 5 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА И ПОДОПЕЧНОГО 8 6 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА 9 7 ФОРМЫ И МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 8 ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО 13 9 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 13 И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 1. Общие положения 1.1. Положение о наставничестве в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Саратовский политехнический колледж» (далее – настоящее Положение) является локальным нормативным актом государственного автономного образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский политехнический колледж» (далее – Автономное учреждение). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ с изменениями; -Распоряжением Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; -Уставом государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский политехнический колледж». 1.3. Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Наставничество рассматривается, с одной стороны, как наиболее эффективная разновидность кадровой технологии корпоративного обучения, обеспечивающая передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок, или, с другой стороны, как педагогическая технология, обеспечивающая развитие личности обучающегося, молодого или вновь принятого на работу специалиста, гармоничного вхождения человека в трудовую деятельность. 1.4. Понятийный аппарат: - должностная адаптация – процесс адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество; - наставник – педагогический работник или иное лицо (обучающийся, победитель олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Ворлдскиллс; представитель бизнес-сообщества), назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество; - подопечный – обучающийся техникума; молодые специалисты или вновь принятые в техникум педагогические работники, которым необходима профессиональная адаптация; - профессиональная адаптация – процесс овладения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, системой профессиональных знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике. 2 1.5. Наставничество в колледже должно удовлетворять следующим условиям: - соответствие стратегическим и тактическим целям организации образовательной деятельности ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»; - ориентация на мотивационные и профессиональные потребности всех включенных в систему наставничества субъектов; - поддержка со стороны руководства техникума, четкая и понятная всем категориям сотрудников и обучающимся система отношений. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Цель: оказывать практическую помощь в профессиональном становлении, адаптации в коллективе, а также воспитание дисциплинированности у обучающихся. 2.2. Задачи: - упорядочивание процесса развития профессиональных компетенций подопечного; - развитие профессионально-значимых качеств личности подопечного; - ускорение процесса профессионального становления подопечных, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности; сокращение сроков адаптации к условиям осуществления профессиональной деятельности, к корпоративной культуре, усвоение им традиций, стандартов и правил внутреннего трудового распорядка; - обеспечение взаимосвязи и преемственности профессиональной деятельности разных поколений сотрудников. 2.3. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии с администрацией техникума, представителями бизнес-сообщества, социальных партнеров и работодателей. 3. Особенности выбора и назначения наставников 3.1. Наставник развивает навыки управления, повышает свой статус в колледже, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег, принимает участие в формировании профессиональной команды. 3.2. Наставники подбираются из числа наиболее подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе и достижения в учебе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющих системное представление о работе в целом, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении. 3.3. Наставник должен обладать рядом личностных и профессиональных качествами: - коммуникабельностью; - педагогическими навыками; 3 - отличными показателями в труде; - профессиональными знаниями по специальности; - личным желанием исполнять роль наставника. 3.4.Наставники могут быть избраны из числа: - педагогических работников техникума; - обучающихся – победителей и участников олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Ворлдскиллс; - работников предприятий реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющие деятельность по профилю реализуемых образовательных программ в колледже. 3.5. На предприятиях реального сектора экономики или социальной сферы в период проведения производственной практики, стажировки обучающихся или педагогических работников на основании договорных соглашений может быть определен наставник из специалистов-практиков, работающих на предприятии. Наставник является ответственным лицом за профессиональную и должностную адаптацию подопечного. Приказ о назначении наставника издает принимающая сторона. Копия данного приказа передается администрации техникума. 3.6.Численность наставников определяется по мере необходимости и количества стажеров (обучающихся). 3.7. Временные рамки наставничества определяются с учетом Международной организации труда, индивидуальной программы поддержки субъектов наставничества. 3.8. Наставники в ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» назначаются приказом директора колледжа. 4. Сферы ответственности наставника и наставляемого 4.1.Общая сфера ответственности: - совместное планирование встреч и тематики; - совместное обсуждение и поддержка обратной связи. 4.2.Сфера ответственности наставника: - ориентация на потребности и возможности наставляемого; - конструктивная оценка подготовки обучаемого: анализ знаний на основании вопросов, ошибок; - предварительная подготовка материалов, идей и предложений; - оптимизация времени обучения – планирование занятий. 4.3. Сфера ответственности наставляемого: - предварительная подготовка к встречам: вопросы по программе наставничества, тематике программы; - внесение предложений по улучшению процесса обучения; - всесторонняя помощь наставнику в выполнении своей роли. 4.4.Этапы взаимодействия наставника и наставляемого: I-й этап – адаптационный; II-й этап – основной (проектировочный); 4 III-й этап – контрольно-оценочный. На I этапе определяется цель взаимодействия, устанавливаются отношения взаимопонимания и доверия, определяются полномочия в сфере компетенции, круг обязанностей, функционал, проблемы умений и способностей подопечных. На II этапе происходит делегирование опыта (полномочий) на основе частичного включения подопечного в практику деятельности наставника. На данном этапе происходит так же выработка стиля наставничества и корректировка его профессиональных умений. На III этапе определяется уровень сформированности профессиональных компетенций, корпоративной культуры и степень готовности подопечного к выполнению профессиональных обязанностей. По окончанию срока наставничества (срок определяется договорным соглашением) составляется отчет как наставником, так и наставляемого, после чего процесс считается завершенным. Одним из условий эффективного взаимодействия наставника и наставляемого на всех этапах является обратная связь, обеспечивающая доверительные отношения, своевременную корректировку действий, результативность взаимодействия. 4.5. Руководство работой наставника. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителей директора колледжа по направлениям: учебная, воспитательная, производственная рабата и соответственного председателя предметно-цикловой комиссии колледжа (далее – ПЦК). 4.5.1. Заместитель директора колледжа обязан: - представить назначенного молодого и вновь приступившего к работе специалиста сотрудникам, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником. 4.5.2. Председатель ПЦК колледжа посещает отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом. 4.5.3. Методист колледжа: - оказывает методическое сопровождение в проектировании индивидуальной траектории профессионального развития специалиста; - изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества в колледже. 4.6. Наставничество для колледжа в целом: - позволяет использовать знания и навыки обеих сторон (наставника и наставляемого); - поддерживает лояльность сотрудников своей организации и подчеркивает важность повышения квалификации персонала; - способствует взаимному обогащению идеями и развивает взаимодействие в различных областях деятельности сотрудников; 5 - повышает моральный дух и мотивацию обеих сторон; является экономически эффективным способом применения управленческих решений развития педагогического коллектива колледжа. 5. Права и обязанности наставника и наставляемого 5.1. Наставник имеет право: - привлекать опыт работы других сотрудников для расширения профессиональных компетенций наставляемого; - запрашивать виды выполненных промежуточных или итоговых производственных заданий, отчетную документацию наставляемого. 5.2.Обязанности наставника: - знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности наставника и наставляемого; - разработка совместно с наставляемым индивидуальной траектории профессионального развития; - осуществлять необходимое обучение, контролировать и корректировать деятельность наставляемого; - наставник из числа сотрудников бизнес-партнеров, предприятий реального сектора экономики или социальной сферы несут персональную ответственность за качество обучения подопечных и не реже одного раза в неделю информируют администрацию колледжа об их результатах; - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической общественной деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; - вести отчетную документацию; - подводить итоги деятельности наставничества. 5.3.Наставляемый имеет право: - вносить на рассмотрение администрации колледжа предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; - защищать профессиональную честь и достоинство; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; - повышать квалификацию удобным для себя способом; - защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики; требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. 5.4.Обязанности наставляемого: - изучать Закон РФ «Об образовании в РФ», нормативные акты, определяющие профессиональную деятельность, локальные акты колледжа; 6 - выполнять индивидуальную траекторию профессионального развития в установленные сроки; - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими компетенциями; - консультировать наставника по применению передовых методов и форм работы в своей учебной и профессиональной деятельности; - совершенствовать свой профессиональный, образовательный и культурный уровень; - периодически отчитываться о своей работе перед наставником. 5.5. Обязанности бизнес-партнеров, предприятий реального сектора экономики или социальной сферы: - производить отбор работников для осуществления функции наставничества; - контролировать деятельность наставника в рамках реализации программы обучения на предприятии; 5.6. Право бизнес-партнеров, предприятий реального сектора экономики или социальной сферы: - согласовывать с руководством техникума сроки и программу прохождения стажировки; - привлекать наставника к участию в процедуре оценки общих и профессиональных компетенций подопечных и работе комиссии по присвоению квалификации обучающимся по профессии/специальности в соответствии с приказом о составе комиссии. 6. Экономические факторы и критерии эффективности системы наставничества 6.1. В колледже поддерживается система мотивации и стимулирования наставников. Экономические факторы, поддерживающие систему наставничества: стимулирование наставников в колледже осуществляется в виде стимулирующей выплаты. Размер и порядок поощрения наставника представителя организации бизнес-партнера, предприятия реального сектора экономики или социальной сферы устанавливается принимающей стороной. 6.2.Критерии эффективности системы наставничества: - достижение целей системы наставничества; - мнение всех участников системы; - достижение сотрудниками требуемой результативности; - соответствие профилю должности и поведенческие изменения. 6.3. Формирование системы мониторинга наставнической деятельности: - обратная связь от подопечного (эмпирические исследования, наблюдения, анкетирование); - обратная связь от наставников (эмпирические исследования); 7 - оценка компетентности подопечного (собеседование, анкетирование или отчет о деятельности, достижения подопечного в конкурсах профессионального мастерства, трудовой деятельности). 6.4. Взаимодействие колледжа с бизнес-партнерами и предприятиями реального сектора экономики или социальной сферы: - разработка, корректировка и согласование образовательных программ; - проведение совместных обучающих мероприятий, в том числе участие наставников в качестве преподавателей-практиков; - подготовка к демонстрационному экзамену; - экспертно-аналитическая деятельность; - совместная подготовка кейсовых заданий в целях формирования профессиональных компетенций; - обмен опытом, тиражирование и трансфер современных кадровых технологий; - использование дистанционного и электронного обучения. 7. Формы и модели наставнической деятельности 7.1. Формы наставнической деятельности: - прямое и индивидуальное – непосредственный индивидуальный контакт наставника и наставляемого; - прямое и групповое – непосредственный индивидуальный контакт наставника и группой наставляемых; - опосредованное индивидуальное или групповое – лично путем советов, рекомендаций или с помощью телекоммуникационных технологий, возможно с применением дистанционного и электронного сопровождения; - виртуальная программа наставничества – использование информационнокоммуникационных технологий, таких, как трансляция опыта через видеоконференции (скайп и др.). 7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки подопечного и сложности задачи): - инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия; - объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям; - развитие – это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную задачу и представить результат. 7.3.Модели наставнической деятельности: «Педагог – педагог»; «Преподаватель – обучающийся (группа обучающихся)»; «Обучающийся (победитель, участник олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Ворлдскиллс) – обучающийся (группа обучающихся), школьники, абитуриенты»; 8 «Представитель/сотрудник предприятия – обучающийся, преподаватель». 7.3.1. Модель наставничества «Педагог – педагог» – передача знаний на рабочем месте: может применяться не только к вновь принятым в организацию работникам, молодым специалистам, но и к уже работающим в колледже сотрудникам. Сотрудник получает своевременную помощь на этапе адаптации в колледже, поддержку в профессиональном и карьерном развитии. Эта модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных и коммуникационных технологий, повысить их мотивацию нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации, наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными поколениями. Целевая группа: все категории сотрудников, в том числе молодые специалисты, вновь принятые или переведенные на новые должности работники, осваивающие новые технологии и производственные процессы, используемые в преподавании образовательных программ. Результаты и социальные эффекты: обучение, адаптация, улучшение коммуникаций, сохранение, передача знаний. Оценка эффективности изменений. 7.3.2. Модель наставничества «Преподаватель – обучающийся (группа обучающихся)» – это практики наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Данная Модель наставничества помогает талантливым и амбициозным обучающимся планировать свою карьеру, развивать соответствующие навыки и компетенции. Целевая группа: обучающийся, группа обучающихся; Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих профессиональных знаний и практических компетенций через следующие механизмы: поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование творческой и профессиональной активности в процессе обучения и участия в творческих мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах Абилимпикс, Ворлдскиллс); практики наставничества обучающихся, победителей олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Ворлдскиллс (кружки от чемпионов). 7.3.3. Модель наставничества «Обучающийся, победитель, участник олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Ворлдскиллс – обучающийся (группа обучающихся), школьники, абитуриенты» – это вид партнерского наставничества, направленный на поддержку деятельности студенческого самоуправления, и служит траекторией профессионально-личностного саморазвития студента-наставника и его подопечных. Данная модель наставничества позволяет: - транслировать лучшие достижения; - привлекать лучших студентов к учебно-тренерской деятельности; 9 - способствовать коррекции и снятию эмоционального напряжения, эффективности профессионального развития студентов-наставников; - формировать личностные качества, способствующие успешному профессиональному становлению студентов-наставников и их подопечных. Целевая группа: обучающиеся (группа обучающихся), школьники, абитуриенты». Результаты и социальные эффекты: развития творческого потенциала студентов и их интеграции в профессиональное сообщество. Данная модель наставничества позволяет осуществлять: - внедрение технологии «социального лифта»; - профориентационные мероприятия; - процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь; - освоение гибких навыков (эмоциональный интеллект, критическое мышление); - учебную мотивацию; - проектную деятельность - научно-исследовательскую работу, конкурсы профессионального мастерства, олимпиадное и волонтерское движения. 7.3.4. Модель наставничества «Представитель/сотрудник предприятия – обучающийся, преподаватель» – временное прикрепление к опытному работнику организации бизнес-партнера, предприятия реального сектора экономики или социальной сферы для включенного наблюдения за особенностями и приемами работы во время производственной практики, стажировки. Целевая группа: обучающийся (группа обучающихся), преподаватель (группа преподавателей); Результаты и социальные эффекты: развитие профессиональной мотивации у подопечных к трудовой деятельности, переквалификация или повышение профессионального мастерства. 8. Документы, регламентирующие наставничество 8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - приказ директора колледжа или представителя организации бизнеспартнера, предприятия реального сектора экономики или социальной сферы о назначении наставников; - планы работы наставника; - журнал наставника; - отчеты о деятельности наставника и наставляемого; - анкетирование наставников и наставляемых; 10 - протоколы заседаний Совета Учреждения или Педагогического совета, предметно-цикловых комиссий, на которых рассматривались вопросы наставничества; - методические рекомендации и обзоры по опыту реализации наставничества в колледже. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором техникума и действует бессрочно. 9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствие с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами техникума. 11