ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00FE463D26D30A64F427C9AC1968C7C79C Владелец: Гудков Константин Геннадиевич Действителен: с 14.09.2023 до 07.12.2024 2 Содержание Раздел 1. Общие положения……………………………………………………….……….................... Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы………………………………...... Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника………............................ Раздел 4. Результаты освоения образовательной программы…………………………………….. 4.1. Общие компетенции…………………………………………………………......................................... 4.2. Профессиональные компетенции ...……………………………..………………................................ 4.3. Личностные результаты ...……………………………………………........................................... Раздел 5. Структура образовательной программы………………………………………………... 5.1. Учебный план...…………………………………………….………….......................................... 5.2. Календарный учебный график …………………………………………………………………….. 5.3. Рабочая программа воспитания……………………………………………………............................. 5.4. Календарный план воспитательной работы………………………………………………………. Раздел 6. Условия реализации образовательной программы……………………………………… 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы…………. 6.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских ………………………………. 6.3. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы……………………... 6.4. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы ….………………. Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации…………………………………………………………………………………………………. Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы………………………………….. 4 5 5 6 6 8 25 26 26 28 29 29 30 30 30 33 34 34 34 Приложение 1. Программы профессиональных модулей рабочая программа профессионального модуля «ПМ.01 Подготовительные сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» рабочая программа учебной практики «УП.01 Учебная практика по освоению первичных профессиональных навыков по подготовительным сварочным работам и контролю качества сварных швов после сварки рабочая программа производственной практики «ПП.01 Производственная практика по подготовительным сварочным работам и контролю качества сварных швов после сварки» рабочая программа профессионального модуля «ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» рабочая программа учебной практики «УП.02 Учебная практика по освоению первичных профессиональных навыков по ручной дуговой сварке (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» рабочая программа производственной практики «ПП.02 Производственная практика по ручной дуговой сварке (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» рабочая программа профессионального модуля «ПМ.04 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением» рабочая программа учебной практики «УП.04 Учебная практика по освоению первичных профессиональных навыков по частично механизированная сварка (наплавка) плавлением» рабочая программа производственной практики «ПП.04 Производственная практика по частично механизированная сварка (наплавка) плавлением» Приложение 2. Программы учебных дисциплин профессионального цикла рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Основы инженерной графики рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы электротехники рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Основы материаловедения рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Допуск и технические измерения рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Безопасность жизнедеятельности Приложение 3. Программы учебных дисциплин общеобразовательного цикла рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 Литература рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 Иностранный язык рабочая программа учебной дисциплины ОУД.04 Химия рабочая программа учебной дисциплины ОУД.05 Информатика рабочая программа учебной дисциплины ОУД.06 Биология рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07 История 3 рабочая программа учебной дисциплины ОУД.08 Обществознание рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 География рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 10 Физическая культура рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Основы безопасности жизнедеятельности рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Математика рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Физика рабочая программа учебной дисциплины УД.01 Основы проектной деятельности (*выполнение индивидуального проекта по выбору обучающегося) рабочая программа учебной дисциплины УД.02 Родная литература рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура Приложение 4. Рабочая программа воспитания Приложение 5. Календарный план воспитательной работы Приложение 6. Программа государственной итоговой аттестации 4 Раздел 1. Общие положения Настоящая основная образовательная программа среднего профессионального образования (далее – ООП СПО) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки России № 50 от 29 января 2016 года (далее – ФГОС СПО). ООП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, была разработана в ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Нормативные основания для разработки ООП: - федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации с изменениями в документах (в ред. Приказа Минобрнауки России от 14.09.2016 № 1193, Приказов Минпросвещения России от 17.12.2020 № 747, от 01.09.2022 № 796) (Зарегистрировано в Министерством юстиции Российской Федерации № 41197 от 24 февраля 2016 года); - приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012г. № 24480) (с изменения от 12.08.2022); - приказ Министерства просвещения РФ от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.06.2022 г., № 68835); - приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся») (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., № 59778); - приказ Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7декабря 2021 г., регистрационный № 66211); - приказ Министерства просвещения РФ от 14.10.2022 г. № 906 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2022 г. № 71119). С учетом: 5 - приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2013 г. № 701н «Об утверждении профессионального стандарта «Сварщик» (зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2014 г. рег. № 31301) (с изменениями и дополнениями); - письма Министерства просвещения РФ от 20 сентября 2022 г. № 05-1443 «Об интеграции курса «Россия - моя история»; - распоряжения Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы»; - письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 г. № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций»; - Устав государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский политехнический колледж»; - локальных нормативных актов ГАПОУ «Саратовский политехнический колледж». Перечень сокращений, используемых в тексте ООП: ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ООП – основная образовательная программа; ОК – общие компетенции; ПК – профессиональные компетенции; ЛР – личностные результаты; ОП – общепрофессиональный цикл; П – профессиональный цикл; МДК – междисциплинарный курс; ПМ – профессиональный модуль; ОП – общепрофессиональная дисциплина; ДЭ – демонстрационный экзамен; ГИА – государственная итоговая аттестация. Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: - Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом; - Сварщик частично механизированной сварки плавлением. Формы обучения: очная. Объем программы по освоению программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования: 2952 академических часов, со сроком обучения 1 год 10 месяцев. Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 3.1. Область профессиональной деятельности выпускника: изготовление, реконструкция, монтаж, ремонт и строительство конструкций различного назначения с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) во всех пространственных положениях сварного шва. Объекты профессиональной деятельности выпускника: технологические процессы сборки, ручной и частично механизированной сварки (наплавки) конструкций; 6 сварочное оборудование и источники питания, сборочно-сварочные приспособления; детали, узлы и конструкции из углеродистых и конструкционных сталей и из цветных металлов и сплавов; конструкторская, техническая, технологическая и нормативная документация. 3.2. Соответствие видов деятельности профессиональным модулям и присваиваемой квалификации: Наименование видов деятельности ВД 1Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки. ВД 2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом. ВД 4 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением различных деталей. Наименование ПМ ПМ.01 Подготовительно – сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом ПМ.03 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением Квалификация Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом Сварщик частично механизированной сварки плавлением Раздел 4. Результаты освоения образовательной программы 4.1 . Общие компетенции Код Формулировка компете компетенции нции ОК 01 ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных 7 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Использовать современные Умения: определять задачи для поиска средства поиска, анализа и информации; определять необходимые интерпретации информации и источники информации; планировать процесс информационные технологии поиска; структурировать получаемую для выполнения задач информацию; выделять наиболее значимое в профессиональной перечне информации; оценивать практическую деятельности значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Планировать и реализовывать Умения: определять актуальность нормативнособственное профессиональное правовой документации в профессиональной и личностное развитие, деятельности; применять современную предпринимательскую научную профессиональную терминологию; деятельность в определять и выстраивать траектории профессиональной сфере, профессионального развития и использовать знания по самообразования; выявлять достоинства и финансовой грамотности в недостатки коммерческой идеи; презентовать различных жизненных идеи открытия собственного дела в ситуациях профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития самообразования основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты Эффективно Умения: организовывать работу коллектива и взаимодействовать и работать команды; взаимодействовать с коллегами, в коллективе и команде; руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Осуществлять устную и Умения: грамотно излагать свои мысли и письменную коммуникацию на оформлять документы по профессиональной 8 государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. ОК 07 ОК 08. ОК 09. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений Умения: описывать значимость своей профессии Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения Использовать средства Умения: использовать физкультурнофизической культуры для оздоровительную деятельность для укрепления сохранения и укрепления здоровья, достижения жизненных и здоровья в процессе профессиональных целей; применять профессиональной рациональные приемы двигательных функций деятельности и поддержания в профессиональной деятельности; необходимого уровня пользоваться средствами профилактики физической подготовленности; перенапряжения характерными для данной профессии Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности Пользоваться Умения: понимать общий смысл четко профессиональной произнесенных высказываний на известные документацией на темы (профессиональные и бытовые), государственном и понимать тексты на базовые профессиональные 9 иностранном языках. темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности 4.2 Профессиональные компетенции Основные виды деятельности Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки Код и формулировка компетенции ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативнотехническую и производственнотехнологическую документацию по сварке ПК 1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки ПК 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку ПК 1.6. Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку ПК 1.7. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла ПК 1.8. Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки ПК 1.9. Проводить контроль Показатели освоения компетенции Практический опыт: выполнение типовых слесарных операций, применяемых при подготовке деталей перед сваркой; выполнения сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку с применением сборочных приспособлений; выполнения сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку на прихватках; эксплуатирования оборудования для сварки; выполнения предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева свариваемых кромок; выполнения зачистки швов после сварки; использования измерительного инструмента для контроля геометрических размеров сварного шва; определения причин дефектов сварочных швов и соединений; предупреждения и устранения различных видов дефектов в сварных швах Умения: использовать ручной и механизированный инструмент зачистки сварных швов и 10 сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственнотехнологической документации по сварке Ручная дуговая ПК 2.1. Выполнять ручную сварка (наплавка, дуговую сварку различных резка) плавящимся деталей из углеродистых и покрытым конструкционных сталей во всех электродом пространственных положениях сварного шва. ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей. ПК 2.4. Выполнять дуговую резку различных деталей. Частично ПК 4.1. Выполнять частично механизированная механизированную сварку сварка (наплавка) плавлением различных деталей из плавлением углеродистых и различных конструкционных сталей во всех деталей. пространственных положениях сварного шва. ПК 4.2. Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей и конструкций из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. ПК 4.3. Выполнять частично механизированную наплавку различных деталей. удаления поверхностных дефектов после сварки; проверять работоспособность и исправность оборудования поста для сварки; использовать ручной и механизированный инструмент для подготовки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку; выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла в соответствии с требованиями производственнотехнологической документации по сварке; применять сборочные приспособления для сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку; подготавливать сварочные материалы к сварке; зачищать швы после сварки пользоваться производственнотехнологической и нормативной документацией для выполнения трудовых функций. Знания: основы теории сварочных процессов (понятия: сварочный термический цикл, сварочные деформации и напряжения); необходимость проведения подогрева при сварке; классификацию и общие представления о методах и способах сварки; основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах; влияние основных параметров режима и пространственного положения при сварке на формирование сварного шва; основные типы, конструктивные элементы, разделки кромок; основы технологии сварочного производства; виды и назначение сборочных, технологических приспособлений оснастки; основные правила чтения технологической документации; типы дефектов сварного шва; методы неразрушающего 11 контроля; причины возникновения и меры предупреждения видимых дефектов; способы устранения дефектов сварных швов; правила подготовки кромок изделий под сварку; устройство вспомогательного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения; правила сборки элементов конструкции под сварку; порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла; устройство сварочного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения; правила технической эксплуатации электроустановок; классификацию сварочного оборудования и материалов; основные принципы работы источников питания для сварки; правила хранения и транспортировки сварочных материалов. 4.3. Личностные результаты Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, Отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» 12 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 18 ЛР 19 ЛР 20 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектномыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и 13 ЛР 21 привлекательный участник трудовых отношений Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями ЛР 22 ЛР 23 ЛР 24 ЛР 25 Готовый к рефлексии своих действий, высказываний и оценке их влияния на других людей; внутренний запрет на физическое и психологическое воздействие на другого человека. Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости. Использующий информационные технологии, нормативно-техническую и производственную технологическую документацию в профессиональной деятельности. Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается Раздел 5. Структура образовательной программы О.00 ОУД.01 Общеобразовательный цикл Общие предметы и дисциплины по выбору Русский язык Э ОУД.02 Литература ДЗ ОУД.03 Иностранный язык ДЗ ОУД.04 Химия ОУД.05 Промежуточная аттестация В т.ч. лабораторные и практических занятий 3 обязательная Всего занятий 2 Учебная нагрузка обучающихся (час.) Самостоятельная учебная работа 1 Распределение обязательной учебной нагрузки (включая обязательную аудиторную нагрузку и все виды практики в составе профессиональных модулей) по курсам и семестрам I курс II курс Максимальная Наименлвание циклов, дисциплин, профессиональнвых модулей, МДК, практик Формы промежуточной аттестации Индекс 5.1. Учебный план 4 5 6 7 8 1476 902 1476 2 сем. 3 сем. 4 сем. 16,5 нед. теории 22 нед. теории 8,5 нед. теории 8 нед. теории 9 10 11 12 534 580 260 30 380 346 98 30 42 902 62 90 90 12 16 78 117 117 2 12 28 47 117 117 2 117 37 80 Э 99 99 12 9 36 51 Информатика Э 92 92 12 44 34 46 ОУД.06 Биология ДЗ 39 39 2 6 39 ОУД.07 История ДЗ 86 86 2 9 26 ОУД.08 Обществознание Э 86 86 12 14 74 ОУД.09 География ДЗ 72 72 2 6 ОУД.10 Физическая культура ДЗ 68 68 2 64 ОУД.11 Основы безопасности жизнедеятельности ДЗ 36 444 36 444 2 24 14 246 12 86 Профильные дисциплины ОУД. 12 Математика Э 246 0 1 сем. 0 60 42 28 26 14 120 36 138 162 58 68 108 30 0 15 ОУД. 13 УД.01 УД.02 Физика Дополнительные предметы по выбору Основы проектной деятельности (*выполнение индивидуального проекта по выбору обучающегося) Родная литература ОП.00 ОП.01 Общепрофессиональный цикл Основы инженерной графики ОП.03 Основы электротехники ОП.04 Э 198 198 12 78 62 70 54 0 0 36 12 130 36 130 4 34 96 ДЗ 66 36 66 2 34 32 ДЗ 64 64 2 6 64 216 54 144 12 54 60 36 ДЗ 18 12 2 54 36 2 8 18 12 ДЗ 6 18 Основы материаловедения ДЗ 36 12 24 2 14 24 ОП.05 Допуски и технические измерения ДЗ 36 12 24 2 10 24 ОП.06 Основы экономики ДЗ 18 6 12 2 4 ОП. 07 Безопасность жизнедеятельности ДЗ 54 18 36 2 18 600 182 400 54 178 0 176 0 224 262 74 176 6 84 0 176 0 0 92 24 62 36 12 36 Военные сборы П.00 Профессиональные модули ПМ.01 Подготовительно- сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки МДК.01.01 МДК.01.02 МДК.01.03 Основы технологии сварки и сварочное оборудование Технология производства сварных конструкций Подготовительные и сборочные операции перед сваркой МДК.01.04 Контроль качества сварных соединений УП.ПМ.01 (3 недели) для получения первоначальных навыков по подготовительносварочных работ и контроль качества сварных швов после сварки ПП.ПМ.01 (6 недель) Подготовительно- сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки Эк Э 24 62 20 40 20 38 20 36 6 60 20 40 56 12 38 Э 6 54 18 36 ДЗ 108 108 2 ДЗ 216 216 2 36 72 216 16 ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами Эк 234 74 154 6 60 Э 234 74 154 6 60 ДЗ 108 108 2 108 ДЗ 216 216 2 216 Эк 104 34 70 6 34 Э 104 34 70 6 34 ДЗ 72 72 2 72 ПП.ПМ.04 (2 недели) Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением ДЗ 72 72 2 72 ФК.00 ДЗ 2 МДК.02.01 УП.ПМ.02 (3 недели) для получения первоначальных навыков по ручной дуговой сварке (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом ПП.ПМ.02 (6 недели) Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом ПМ.04 МДК.04.01 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением Техника и технология частично механизированной сварки (наплавки) плавлением в защитном газе УП.ПМ.04 (2 недели) для получения первоначальных навыков по частично механизированная сварка (наплавка) плавлением Физическая культура 48 16 32 Всего по циклам + вариативная часть и раздел «Физическая культура» 3240 252 2952 ПА.00 108 108 72 72 ГИА.00 Промежуточная аттестация Государственная итоговая аттестация - Демонстрационный экзамен Консультации из расчета 4 часа на одного обучающегося в год 232 0 0 0 154 154 0 0 0 70 70 10 22 594 792 306 288 18 36 18 36 72 Всего: Iсеместр II семестр III семестр IVсеместр ВСЕГО 17 Дисциплин и МДК Учебной практики Производственной практики 1980 594 792 306 288 288 0 36 72 180 504 0 0 216 288 Экзаменов Дифф зачетов Промежуточная аттестация Государственная итоговая аттестация 13 2 4 3 4 20 5 5 4 6 108 18 36 18 72 2952 36 72 612 864 612 864 18 Календарный учебный график 25 июля – 30 июля. 01 - 06 августа 30 31 48 08 – 13 15 – 20 22 – 27 32 33 34 50 52 18 – 23 29 47 51 04 – 09 11 – 16 27 К К К К К К К К 28 К 45 27 июня – 02 июля 26 44 У А 46 13 – 18 20 – 25 24 25 49 Август 42 06 – 11 Июль 43 30 – 04 июня 22 23 40 41 16 – 21 23 - 28 20 21 38 9 – 14 19 37 Июнь 39 25 апр. – 30 02. – 7 мая 17 18 35 18 – 23 16 34 36 04 – 9 11 – 16 14 15 32 Май 33 21 – 26 28март – 02апр. 12 Апрель 13 07 – 12 14 – 19 28 – 05 мар. 14 – 19 Март 21 – 26 7 – 12 24 – 29 янв.. Февраль 31 - 05 фев. 10 – 15 17– 22 27 дек. – 01 янв. 03 – 08янв. 13 – 18 Январь 20 – 25 06 – 11 22 – 27 Декабрь 29 – 04 дек. 08 – 13 15 – 20 01нояб. - 06 . 18 – 23 Ноябрь 25окт. – 30окт. 04 – 09 окт. 11-16 20сент. - 25 сен.. 16 – 21 Октябрь 13 – 18 06 – 11 Курс 1 сент – 4 сент. Сентябрь 11 9 10 7 8 6 4 5 2 3 1 52 50 51 49 47 48 46 44 45 42 43 41 39 40 37 38 36 35 Номера календарных недель К 30 31 29 27 28 25 26 24 22 23 20 К К К К /А 21 18 /А 19 16 17 I II У У П П П П П П 15 13 14 12 10 11 8 9 7 5 6 3 4 2 1 Порядковые номера недель учебного года У У У П П П П П П Теоретическое обучение А Промежуточная аттестация Каникулы И Итоговая государственная аттестация У У П П А Г Г У Учебная практика (часов в неделю) П Производственная практика Сводные данные по бюджету времени Производственная практика Курсы Обучение по дисциплинам и междисциплинарн ым курсам Учебная практика 1 2 I курс Промежуточная аттестация Государственная итоговая аттестация Каникулы Всего По профилю специальности преддипломная (для СПО) 3 4 5 6 7 8 9 38,5 недель 1 неделя - - 1,5 недели - 11 недель 52 недели II курс 16,5 недель 7 недель 14 недель - 1,5 недели 2 недели 2 недели 43 недели Всего 55 недель 8 недель 14 недель - 3 недели 2 недели 13 недель 95 недель 19 5.3. Рабочая программа воспитания 5.3.1.Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной программы: Цель рабочей программы воспитания –формирование общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих. Задачи: – формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития обучающихся колледжа; – организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения; – формирование у обучающиеся общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства; – усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания. 5.3.2. Программа разработана в соответствии с предъявляемыми требованиями и является приложением к основной образовательной программе по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). 5.4. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы является приложением к основной образовательной программе по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) и включает сроки, место и ответственных за проведение мероприятий, а также содержание и формы деятельности, коды личностных результатов реализации программы воспитания. Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов. Перечень специальных помещений Кабинеты: русского языка и литературы, иностранного языка, физики, математики, химии, информатики; социально-экономических дисциплин, безопасности жизнедеятельности, основ инженерной графики, технических основ сварки и резки металлов. Лаборатории: - материаловедения; - электротехники и сварочного оборудования; - испытания материалов и контроля качества сварных соединений. Мастерские: - слесарная; 19 20 - сварочная для сварки металлов; - сварочная для сварки неметаллических материалов. Полигоны: - сварочный. Спортивный комплекс: Спортивный комплекс, включающего в себя: спортивный зал и открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий. Стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. Перечень минимально необходимого набора инструментов: - защитные очки для сварки; - защитные очки для шлифовки; сварочная маска; - защитные ботинки; - средство защиты органов слуха; - ручная шлифовальная машинка (болгарка) с защитным кожухом; - металлическая щетка для шлифовальной машинки, подходящая ей по размеру; - огнестойкая одежда; - молоток для отделения шлака; - убило; - разметчик; - напильники; - металлические щетки; - молоток; - универсальный шаблон сварщика; - стальная линейка с метрической разметкой; - прямоугольник; - струбцины и приспособления для сборки под сварку; - оборудование для ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, частично механизированной сварки плавлением и для ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе. Все инструменты и рабочая одежда должны соответствовать положениям техники безопасности и гигиены труда, установленным в Российской Федерации. 6.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и баз практики по специальности. Образовательная организация располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий. Необходимый для реализации ООП перечень материально-технического обеспечения включает в себя: Требования к оснащенности баз практик Реализация образовательной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) образовательной программы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет. 20 21 Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебнометодическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по учебным дисциплинам всех циклов и профессиональным модулям, изданными за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Колледж предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с другими профессиональными образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. Требования к организации воспитания обучающихся Для реализации Программы определены следующие формы воспитательнойработы с обучающимися: – информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания) – массовые и социокультурные мероприятия; – спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия; –деятельность творческих объединений, студенческих организаций; – психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации; – научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты); – профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты, экскурсии); – опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся. Характеристика социально-культурной среды, обеспечивающей развитиесоциальноличностных компетенций обучающихся. В колледже сформирована социокультурная среда, необходимая для обеспечения воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, ориентированная на системно-деятельностный подход к развитию и социализации обучающихся, оказания им помощи в профессиональном становлении. Созданы условия для самореализации личности, включая участие в деятельности по направлениям: гражданско-патриотическое, культурнотворческое, спортивное и здоровьесберегающее, профилактическое, студенческое самоуправление, молодежное предпринимательство, профориентационное, экологическое. Воспитательная и социальная работа с обучающимися организована на основании локальных нормативных документов. Для формирования общих компетенций у обучающихся в соответствии с планом работы организуются и реализуются внеучебные мероприятия: кружки, спортивные секции, творческие студии, советы, клубы. Обучающиеся принимают участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях различных уровней, в проектной деятельности. 6.3. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками колледжа, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: изготовление, реконструкция, монтаж, ремонт и строительство конструкций различного назначения с применением ручной и частично 21 22 механизированной сварки (наплавки) во всех пространственных положениях сварного шва в данной профессиональной области не менее 3 лет. Квалификация педагогических работников колледжа отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: изготовление, реконструкция, монтаж, ремонт и строительство конструкций различного назначения с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) во всех пространственных положениях сварного шва не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 6.1. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн. Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Раздел 7. Формирование фондов оценочных средств 7.1. Контроль и оценка достижений обучающихся Оценка качества освоения образовательной программы включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются педагогическими работниками самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Оценка качества подготовки, обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Текущий контроль результатов подготовки осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных домашних заданий или в режиме тренировочного тестирования. Формами текущего контроля успеваемости являются: - письменные работы, решение задач, выполнение упражнений по теме; - самостоятельные работы; - домашние задания; - защита лабораторных работ; - контрольные и проверочные работы; - устные опросы обучающихся; тестирование. Текущий контроль успеваемости предусматривается по каждой учебной дисциплине 22 23 (далее – УД), междисциплинарному курсу (далее - МДК), учебной практике (далее - УП), производственной практике (далее – ПП) и проводится за счет времени, отводимого на их изучение. Основными видами промежуточной аттестации являются: с учетом времени на промежуточную аттестацию: - экзамен по дисциплине; - экзамен (комплексный экзамен) по междисциплинарному курсу; - комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам; без учета времени на промежуточную аттестацию: - дифференцированный зачет по дисциплине; - комплексный дифференцированный зачёт по двум или нескольким дисциплинам; - дифференцированный зачёт по междисциплинарному курсу; - дифференцированный зачёт по учебной /производственной практике - практический экзамен по профессиональным модулям. Дифференцированный зачёт по УП/ ПП выставляется руководителем практики от колледжа/ мастером производственного обучения на основании данных аттестационного листа освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации (предприятия) на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчёта о практике в соответствии с выполненными работами и заданиями. Результаты практики учитываются при допуске обучающихся к практическому экзамену по профессиональным модулям, а также при оценке освоения программы профессионального модуля в целом. Итоговой формой контроля по профессиональному модулю является практический экзамен. Он проверяет готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности и сформированности у него компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом в разделе «Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированным рабочим, служащим». Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен». Практический экзамен проводится как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателя. Содержание практического экзамена разрабатывается преподавателями и мастерами производственного обучения, обеспечивающими реализацию программы ПМ, для чего разрабатываются комплекты контрольно-оценочных средств для профессиональных модулей. Задания могут быть 3 типов: - задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом; - задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих модулю; - задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля. Задания должны давать возможность оценивать профессионально значимую для освоения вида профессиональной деятельности информацию, направленную на оценку профессиональных и общих компетенций. Содержание задания должно быть максимально приближено к ситуации профессиональной деятельности. Разработка типовых заданий сопровождается установлением показателей оценки результатов и критериев для их оценивания, которые отражаются в оценочном листе. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Комплекты оценочных средств (далее – КОС) для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются колледжем самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям - разрабатываются и утверждаются после предварительного положительного заключения работодателей. 23 24 Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам контроля производится в соответствии с универсальной шкалой: Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 неудовлетворительно 7.2. Организация государственной итоговой аттестации выпускников Государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится в форме демонстрационного экзамена. ГИА осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) и порядком проведения ГИА по основным образовательным стандартам среднего профессионального образования. Программа ГИА разрабатывается ежегодно предметной цикловой комиссией и утверждается директором после предварительного согласования с работодателями и обсуждения на заседании методического совета. Программа ГИА определяет: - вид, цель и задачи ГИА; - процедуру проведения ГИА; - задания для демонстрационного экзамена; - состав и порядок работы ГЭК; - требования к результатам ГИА, критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника; - порядок апелляции и пересдачи ГИА. Оценочные материалы для проведения ДЭ в рамках ГИА разрабатываются экспертным сообществом на основе заданий Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» с целью обеспечения единых требований. Программа ГИА доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до ее начала. Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский политехнический колледж». 24