ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00FE463D26D30A64F427C9AC1968C7C79C Владелец: Гудков Константин Геннадиевич Действителен: с 14.09.2023 до 07.12.2024 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 к ОПОП-П по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 2024г. 2 СОДЕРЖАНИЕ Общие положения........................................................................................................................ 3 Требования к проведению демонстрационного экзамена ................................................... 4 3 Общие положения Программа государственной итоговой аттестации (далее – программа ГИА) выпускников по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), и определяет совокупность требований к ее организации и проведению. Цель государственной итоговой аттестации – установление соответствия результатов освоения обучающимися образовательной программы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) соответствующим требованиям ФГОС СПО с учетом требований регионального рынка труда, их готовность и способность решать профессиональные задачи. Задачи государственной итоговой аттестации: – определение соответствия навыков, умений и знаний выпускников современным требованиям рынка труда, квалификационным требованиям ФГОС СПО и регионального рынка труда; – определение степени сформированности профессиональных компетенций, личностных качеств, соответствующих ФГОС СПО и наиболее востребованных на рынке труда. По результатам ГИА выпускнику по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) присваивается квалификация: сварщик. Программа ГИА является частью ОПОП-П по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих и определяет совокупность требований к ГИА, в том числе к содержанию, организации работы, оценочным материалам ГИА выпускников по данной профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению видов деятельности, предусмотренных образовательной программой (таблица 1), и демонстрировать результаты освоения образовательной программы (таблица 2). Таблица 1 Виды деятельности Код и наименование Код и наименование вида деятельности (ВД) профессионального модуля (ПМ), в рамках которого осваивается ВД 1 2 В соответствии с ФГОС ВД.1 Выполнение подготовительных, ПМ. 01 Подготовительные сборочные сборочных операций перед сваркой и операции перед сваркой и контроль контроль сварных соединений сварных соединений ВД.2 Выполнение ручной дуговой сварки ПМ. 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, (наплавка, резка) плавящимся покрытым резка) электродом плавящимся покрытым электродом ВД.3 Выполнение частично ПМ. 03 Частично механизированная сварка механизированной сварки (наплавки) (наплавка) плавлением плавлением 4 По запросу работодателя (при наличии) ВД.4 Технический контроль качества сборки ПМ.04 40.109 Сварщик-оператор под сварку, работ по сварке и сварных полностью механизированной, соединений изделий, узлов, конструкций и автоматической и роботизированной оборудования сварки Таблица 2 Перечень результатов, демонстрируемых выпускником Оцениваемые виды деятельности ВД.2 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом ВД.3 Выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением Профессиональные компетенции ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва. ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей ПК 2.4. Выполнять такелажные работы, проводить проверку такелажного оборудования и оснастки. ПК 3.1. Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва ПК 3.2. Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей и конструкций из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва ПК 3.3. Выполнять частично механизированную наплавку различных деталей Выпускники, освоившие программу по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена профильного уровня с вариативной частью. Требования к проведению демонстрационного экзамена Демонстрационный экзамен профильного уровня проводится по решению образовательной организации на основании заявлений выпускников на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных в соответствии с ФГОС СПО, включая квалификационные требования, заявленные организациями, работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной договора о сетевой 5 форме реализации образовательных программ и (или) договора о практической подготовке обучающихся (АO НПО «ЭМК», АО НПП «Алмаз», ООО «Завод Нефтегазоборудование»). Демонстрационный экзамен проводится с использованием единых оценочных материалов, включающих в себя конкретные комплекты оценочной документации, варианты заданий и критерии оценивания (далее – оценочные материалы), выбранные образовательной организацией, исходя из содержания реализуемой образовательной программы, из размещенных на официальном сайте оператора в сети «Интернет» единых оценочных материалов. Комплект оценочной документации (КОД) включает комплекс требований для проведения демонстрационного экзамена, перечень оборудования и оснащения, расходных материалов, средств обучения и воспитания, примерный план застройки площадки демонстрационного экзамена, требования к составу экспертных групп, инструкции по технике безопасности, а также образцы заданий. Комплекс требований и рекомендаций для проведения демонстрационного экзамена профильного уровня Структура и содержание государственной итоговой аттестации Формы и сроки проведения государственной итоговой аттестации Формой проведения ГИА является демонстрационный экзамен. Содержание государственной итоговой аттестации Подготовка и проведение демонстрационного экзамена Демонстрационный экзамен проводится с целью определения уровня знаний, умений и практических навыков в условиях моделирования реальных производственных процессов. Для проведения демонстрационного экзамена как составной части процедуры ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования, образовательная организация направляет соответствующую заявку Региональному оператору. Для проведения ДЭ образовательной организацией из перечня, размещенного на информационном ресурсе Оператора https://om.firpo.ru/, выбирается КОД по профессии. Оценочные материалы в соответствии со структурой ДЭ располагаются на https://bom.firpo.ru/Public Согласно заявлениям выпускников для проведения ДЭ в рамках ГИА определяется уровень ДЭ. После выбора КОД образовательной организацией производится формирование экзаменационных групп с учетом доступного количества рабочих мест в ЦПДЭ, продолжительности экзаменов и особенностей выполнения модулей задания с соблюдением норм трудового законодательства и документов, регламентирующих порядок осуществления образовательной деятельности. 6 ЦПДЭ может быть дополнительно обследован Оператором на предмет соответствия условиям, установленным КОД, в том числе в части наличия расходных материалов Все личные профили должны быть созданы/актуализированы и подтверждены не позднее чем за 21 календарный день до начала ДЭ. Для проведения ДЭ не позднее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней до начала ДЭ назначается экспертная группа на каждую экзаменационную площадку. Возможно назначение экспертной группы для каждой экзаменационной группы. Член экспертной группы, включая главного эксперта, не должен представлять одну с экзаменуемым(и) образовательную организацию (образовательная организация – юридическое лицо, структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации). ДЭ проводится в соответствии с Планом проведения ДЭ, содержащим подробную информацию о времени проведения ДЭ для каждой экзаменационной группы, о времени на ознакомление с заданием ДЭ, о распределении смен (при наличии) с указанием количества рабочих мест, перерывов на обед и других мероприятий, предусмотренных КОД. На период проведения ДЭ организацией, на территории которой расположен ЦПДЭ, назначается Технический эксперт, отвечающий за техническое состояние оборудования и его эксплуатацию, функционирование инфраструктуры ЦПДЭ, а также соблюдение всеми присутствующими на площадке лицами правил и норм охраны труда и техники безопасности. Технический эксперт не участвует в оценке выполнения заданий экзамена, не является членом экспертной группы. Образовательная организация обязана не позднее чем за один рабочий день до дня проведения ДЭ уведомить главного эксперта об участии в проведении ДЭ тьютора (ассистента), при необходимости. В подготовительный день главным экспертом проводится проверка готовности ЦПДЭ в присутствии членов экспертной группы, участников ДЭ, а также технического эксперта. По итогам проверки заполняется и подписывается Акт результатов проверки готовности ЦПДЭ. Главным экспертом осуществляется осмотр ЦПДЭ, регистрация присутствующих, ознакомление их с планом проведения экзамена, распределение обязанностей между членами экспертной группы по оценке выполнения заданий ДЭ, распределение рабочих мест между экзаменуемыми с использованием способа случайной выборки, оформление необходимых протоколов. 7 Сверка состава экспертной группы осуществляется в соответствии с подтвержденными в ЦСО данными на основании документов, удостоверяющих личность. В случае неявки экзаменуемого, неявившийся отмечается главным экспертом в ЦСО (проставление статуса отсутствия в подготовительный день) как отсутствующий в подготовительный день и не допускается до выполнения задания ДЭ. Данный факт заносится в протоколы, оригиналы которых передаются на хранение в образовательную организацию в составе архивных документов. Оригиналы протоколов хранятся в образовательной организации, обучающиеся которой проходили процедуру ДЭ. Общий срок хранения документов – не менее одного года с момента завершения обучения в образовательной организации участников ДЭ. Для не явившихся по уважительной причине участников ДЭ необходимо предусмотреть процедуру проведения ДЭ в другой период после согласования изменения графика ДЭ с координатором и Оператором. Проведение инструктажа об ознакомлении с требованиями охраны труда и безопасности производства возлагается на технического эксперта и отражается в соответствующих протоколах. В подготовительный день в личном кабинете ЦСО главный эксперт получает вариант задания и схему оценки для проведения ДЭ в конкретной экзаменационной группе. Каждая экзаменационная группа сдает экзамен по варианту задания, выбранному в автоматизированном случайном порядке в ЦСО. После получения варианта задания главным экспертом не допускается его разглашение или ознакомление с ним других лиц до дня ДЭ. В день проведения ДЭ, проводимого в рамках ГИА, в ЦПДЭ присутствуют: руководитель (уполномоченный представитель) организации, на базе которой организован ЦПДЭ; не менее одного члена ГЭК, не считая членов экспертной группы; члены экспертной группы; главный эксперт; представители организаций-партнеров (по согласованию с образовательной организацией); экзаменуемые; технический эксперт; представитель образовательной организации, ответственный за сопровождение участников к центру проведения экзамена (при необходимости); 8 тьютор (ассистент), оказывающий необходимую помощь участнику из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов; организаторы, педагогических назначенные работников, образовательной оказывающие организацией содействие из главному числа эксперту в обеспечении соблюдения всех требований к проведению ДЭ. В случае отсутствия в день проведения ДЭ в ЦПДЭ лиц, указанных в настоящем пункте, решение о проведении ДЭ принимается главным экспертом, о чем главным экспертом вносится соответствующая запись в протокол проведения ДЭ. Члены экспертной группы осуществляют оценку выполнения заданий ДЭ самостоятельно. Главный эксперт к оценке результатов ДЭ не допускается. В случае досрочного завершения ДЭ экзаменуемым по независящим от него причинам результаты ДЭ оцениваются по фактически выполненной работе. В случае досрочного завершения ДЭ как формы ГИА экзаменуемым по независящим от него причинам результаты ДЭ оцениваются по фактически выполненной работе, или по заявлению такого экзаменуемого ГЭК принимается решение об аннулировании результатов ДЭ, а такой экзаменуемый признается ГЭК не прошедшим ГИА по уважительной причине. Участник, нарушивший порядок проведения ДЭ, в том числе правила производственной безопасности и охраны труда, или препятствующий выполнению задания ДЭ другими участниками ДЭ, получает предупреждение с занесением в протокол учета времени, технических остановок времени и нештатных ситуаций, который подписывается главным экспертом и всеми членами экспертной группы. При этом, потерянное время участнику не компенсируется. После повторного предупреждения участник может быть удален Главным экспертом с площадки, о чем вносится запись в соответствующий протокол и подписывается Главным экспертом и всеми членами экспертной группы. Выпускникам, не прошедшим ДЭ в рамках ГИА по уважительной причине, в том числе не явившимся в дни ДЭ по уважительной причине, предоставляется возможность пройти ГИА без отчисления из образовательной организации. Обучающимся, не прошедшим ДЭ в рамках промежуточной аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти процедуру ПА в соответствии с порядком организации и проведения промежуточной аттестации, утвержденном образовательной организацией. Выпускники, не прошедшие ДЭ в рамках ГИА по неуважительной причине, в том числе не явившиеся для прохождения ГИА без уважительных причин, и выпускники, получившие на ДЭ в рамках ГИА неудовлетворительные результаты, могут быть допущены образовательной организацией для повторного участия в ГИА не более двух раз. 9 Обучающимся, не прошедшим ДЭ в рамках ПА по неуважительной причине, предоставляется возможность пройти процедуру ПА в соответствии с порядком организации и проведения ПА, утвержденном образовательной организацией. Дополнительные дни проведения ДЭ организуются в установленные образовательной организацией сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления выпускником, не прошедшим ГИА по уважительной причине. Процедура оценивания результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена осуществляется членами экспертной группы в соответствии с требованиями КОД: инвариантная часть максимально 80 баллов, вариативная часть 20 баллов. Баллы выставляются в протоколе проведения ДЭ, который подписывается каждым членом экспертной группы и утверждается главным экспертом после завершения экзамена для экзаменационной группы. При выставлении баллов присутствует член ГЭК, не входящий в экспертную группу, присутствие других лиц запрещено. Подписанный членами экспертной группы и утвержденный главным экспертом протокол проведения ДЭ далее передается в ГЭК для выставления оценок по итогам ГИА с учетом требований КОД. Оригинал протокола проведения ДЭ передается на хранение в образовательную организацию в составе архивных документов. Оригиналы протоколов хранятся в образовательной организации, обучающиеся которой проходили процедуру ДЭ. Общий срок хранения документов – не менее одного года с момента завершения обучения в образовательной организации участников ДЭ. Условия реализации программы государственной итоговой аттестации Материально – техническое обеспечение Для подготовки к ГИА обучающиеся в установленном порядке используют учебнометодические и иные ресурсы образовательной организации, учреждений, организаций и предприятий, на базе которых проходит их производственная практика и проводится демонстрационный экзамен. Проведение демонстрационного экзамена осуществляется только в Центрах проведения демонстрационных экзаменов (далее ЦПДЭ), обследованных Оператором. Предметом обследования ЦПДЭ является соответствие ЦПДЭ условиям, установленным комплектом оценочной документации, в том числе в части наличия расходных материалов. Информационно-методическое аттестации обеспечение государственной итоговой 10 При проведении ГИА обеспечивается доступ к информационному сопровождению, в обязательном порядке включающему: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся ГБПОУ ЮЭТ; программу ГИА; комплект оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена; приказ об утверждении председателей ГЭК; приказ о создании ГЭК; зачетные книжки; сводную ведомость успеваемости за период обучения; протоколы заседаний ГЭК; итоговый протокол проведения демонстрационного экзамена; литературу по специальности, ГОСТы, справочники и т.п. Кадровое обеспечение государственной итоговой аттестации Требования к квалификации членов ГЭК ГЭК формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники. Требования к Главному эксперту и членам Экспертной группы при проведении демонстрационного экзамена Экспертная группа формируется из приглашенных из сторонних организаций и обладающих профессиональными знаниями, навыками и опытом в сфере, соответствующей профессии, специальности среднего профессионального образования или укрупненной группы профессий и специальностей, по которой проводится демонстрационный экзамен. 11 Члены экспертной группы проходят обучение и аттестацию в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации ФГБОУ ДРО ИРПО П-70 от 28 февраля 2023 г. Порядок подачи и рассмотрения апелляций По результатам ГИА выпускник имеет право подать письменное апелляционное заявление о нарушении установленного порядка проведения ГИА и/или несогласии с результатами ГИА (далее – апелляция). Апелляция подается лично выпускником или родителями/законными представителями несовершеннолетнего выпускника в апелляционную комиссию. Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации подается непосредственно в день проведения государственной итоговой аттестации. Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации подается на следующий день после объявления результатов государственной итоговой аттестации. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией в течение трех рабочих дней с момента ее поступления. Устанавливает достоверность сведений в апелляции, принимает решение удовлетворить или отклонить апелляцию. Если апелляцию удовлетворили, то апелляционная комиссия на следующий день передает протокол о рассмотрении апелляции в ГЭК. ГЭК принимает решение аннулировать результаты ДЭ и допустить выпускника до пересдачи ДЭ, о чем уведомляет образовательную организацию. Состав апелляционной комиссии утверждается образовательной организацией одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной комиссии. Апелляционная комиссия состоит из председателя, не менее пяти членов из числа педагогических работников образовательной организации, не входящих в данном учебном году в состав государственных экзаменационных комиссий и секретаря. Председателем апелляционной комиссии является руководитель образовательной организации либо лицо, исполняющее в установленном порядке обязанности руководителя образовательной организации. Секретарь избирается из числа членов апелляционной комиссии. Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии. 12 Порядок работы апелляционной комиссии определяется локальными нормативными актами образовательной организации. По результатам рассмотрения апелляции апелляционная комиссия принимает одно из решений: об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях порядка проведения ГИА не подтвердились и/или не повлияли на результат ГИА; об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях порядка проведения ГИА подтвердились и повлияли на результат ГИА. В последнем случае результат проведения ГИА подлежит аннулированию. Протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в ГЭК. Выпускнику предоставляется возможность пройти ГИА в дополнительные сроки, установленные образовательной организацией. Протокол решения апелляционной комиссии присоединяется к протоколам ГЭК при сдаче в архив. Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит. Оценка результатов государственной итоговой аттестации Оценка результатов ГИА определяется в ходе заседания ГЭК оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». По результатам выполнения заданий демонстрационного экзамена применяется схема перевода баллов из стобалльной шкалы в оценки по пятибалльной шкале в соответствии с локальным актом ОУ. Итоговые документы государственной итоговой аттестации По завершении проведения ГИА оформляются и передаются на хранение в соответствии с установленным порядком: протоколы заседаний ГЭК о присуждение квалификации и выдаче документа об образовании/ об образовании и квалификации; отчет о работе ГЭК; итоговый протокол проведения демонстрационного экзамена; протоколы о рассмотрении апелляции. 13 Приложение А План мероприятий по организации проведения демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 1. Выбор компетенции для демонстрационного экзамена, комплекта оценочной документации. 2. Разработка локальных документов, регламентирующих проведение демонстрационного экзамена (приказ, положение, план). 3. Разработка вариативной части демонстрационного экзамена. 4. Формирование рабочих групп для организации и проведения демонстрационного экзамена. 5. Формирование графика проведения тренировочных занятий в центре проведения демонстрационного экзамена. 6. Проведение организационного собрания с обучающимися. 7. Формирование экспертной группы, составление плана обучения по программе «Эксперт демонстрационного экзамена». 8. Сбор заявок, согласий на обработку персональных данных. 9. Формирование заявок на кандидатуру главного эксперта и на состав экспертной комиссии. 10.Проведение самообследования площадки на получение статуса центра проведения демонстрационного экзамена. 11.Разработка и согласование с главным экспертом плана проведения демонстрационного экзамена.