15.01.38 Прил_1_ПМ

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00FE463D26D30A64F427C9AC1968C7C79C
Владелец: Гудков Константин Геннадиевич
Действителен: с 14.09.2023 до 07.12.2024

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к ОПОП-П по профессии
15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
ОГЛАВЛЕНИЕ
«ПМ.01 ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ТОКАРНЫХ СТАНКАХ» ......................
«ПМ.02 ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ФРЕЗЕРНЫХ СТАНКАХ
«ПМ.03 НАЛАДКА ОБОРУДОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА
ТОКАРНЫХ СТАНКАХ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ» ......................................................
«ПМ.04 ОСВОЕНИЕ ПРОФЕСИИ ТОКАРЬ» .....................................................................................

2024 г.

2

Приложение 1.1
к ОПОП-П по профессии
15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков

Рабочая программа профессионального модуля
«ПМ.01 ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ТОКАРНЫХ СТАНКАХ »

2024 г.

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Общая характеристика ...............................................................................................................................

1.1. Цель и место профессионального модуля «ПМ. 0Х Изготовление различных деталей
на токарных станках » в структуре образовательной программы ..............................................
1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля .........................................
2. Структура и содержание профессионального модуля ..........................................................................

2.1. Трудоемкость освоения модуля ...............................................................................................
2.2. Структура профессионального модуля ...................................................................................
2.3. Содержание профессионального модуля ................................................................................
3. Условия реализации профессионального модуля .................................................................................

3.1. Материально-техническое обеспечение ..................................................................................
3.2. Учебно-методическое обеспечение .........................................................................................
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ...........................................

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ. 01Изготовление различных деталей на токарных станках »
1.1. Цель и место профессионального модуля в структуре образовательной
программы
Цель модуля: освоение вида деятельности «Изготовление различных деталей на
токарных станках ».
Профессиональный модуль включен в обязательную часть образовательной
программы по направленностям «токарь (универсал) – оператор станков с программным
управлением (токарные работы)», «станочник широкого профиля», «токарь (универсал) оператор - наладчик станков с программным управлением (включая многокоординатные
обрабатывающие центры)».
1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля
Результаты освоения профессионального модуля соотносятся с планируемыми
результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице
компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен1:
Код
ОК, ПК
ОК 01.Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

1

Уметь

Знать

Владеть навыками

распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части; определять
этапы решения задачи;
выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;
составлять план
действия; определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
реализовывать
составленный план;
оценивать результат и
последствия своих
действий

актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в
котором
приходится
работать
и
жить;
основные
источники
информации и ресурсы
для решения задач и
проблем
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
алгоритмы выполнения
работ в
профессиональной и
смежных областях;
методы работы в
профессиональной и
смежных сферах;
структуру плана для
решения задач; порядок
оценки результатов
решения задач
профессиональной
деятельности

-

Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.

5
(самостоятельно или с
помощью наставника)
ОК 02.Использовать
определять задачи для
современные средства поиска информации;
поиска, анализа и
определять
интерпретации
необходимые
информации и
источники
информационные
информации;
технологии для
планировать процесс
выполнения задач
поиска;
профессиональной
структурировать
деятельности
получаемую
информацию; выделять
наиболее значимое в
перечне информации;
оценивать
практическую
значимость результатов
поиска; оформлять
результаты поиска,
применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач; использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать
различные цифровые
средства для решения
профессиональных
задач.
ОК 03.Планировать и определять
реализовывать
актуальность
собственное
нормативно-правовой
профессиональное и
документации в
личностное развитие, профессиональной
предпринимательскую деятельности;
деятельность в
применять
профессиональной
современную научную
сфере, использовать
профессиональную
знания по правовой и
терминологию;
финансовой
определять и
грамотности в
выстраивать
различных жизненных траектории
ситуациях.
профессионального
развития и
самообразования;
выявлять достоинства и
недостатки
коммерческой идеи;
презентовать идеи
открытия собственного
дела в

номенклатура
информационных
источников,
применяемых в
профессиональной
деятельности; приемы
структурирования
информации; формат
оформления результатов
поиска информации,
современные средства и
устройства
информатизации;
порядок их применения
и программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности в том
числе с использованием
цифровых средств.

содержание актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная научная и
профессиональная
терминология;
возможные траектории
профессионального
развития и
самообразования;
основы
предпринимательской
деятельности; основы
финансовой
грамотности; правила
разработки бизнеспланов; порядок
выстраивания
презентации; кредитные
банковские продукты

6

ОК 04.Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде;

ОК 05.Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
ОК 06.Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07.Содействовать

профессиональной
деятельности;
оформлять бизнесплан; рассчитывать
размеры выплат по
процентным ставкам
кредитования;
определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в
рамках
профессиональной
деятельности;
презентовать бизнесидею; определять
источники
финансирования
организовывать работу
коллектива и команды;
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
грамотно излагать свои
мысли и оформлять
документы по
профессиональной
тематике на
государственном языке,
проявлять
толерантность в
рабочем коллективе

психологические
основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности личности;
основы проектной
деятельности
особенности
социального и
культурного контекста;
правила оформления
документов и
построения устных
сообщений

описывать значимость
своей профессии;
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

сущность гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей; значимость
профессиональной
деятельности по
профессии; стандарты
антикоррупционного
поведения и
последствия его
нарушения

соблюдать нормы

правила экологической

-

7
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности по
профессии
осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого
производства;
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом
знаний об изменении
климатических условий
региона
ОК 08.Использовать
использовать
средства физической
физкультурнокультуры для
оздоровительную
сохранения и
деятельность для
укрепления здоровья в укрепления здоровья,
процессе
достижения жизненных
профессиональной
и профессиональных
деятельности и
целей; применять
поддержания
рациональные приемы
необходимого уровня двигательных функций
физической
в профессиональной
подготовленности
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для
данной профессии
ОК 09.Пользоваться
понимать общий смысл
профессиональной
четко произнесенных
документацией на
высказываний на
государственном и
известные темы
иностранном языках
(профессиональные и
бытовые), понимать
тексты на базовые
профессиональные
темы; участвовать в
диалогах на знакомые
общие и
профессиональные
темы; строить простые
высказывания о себе и
о своей
профессиональной
деятельности; кратко
обосновывать и

безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности; основные
ресурсы,
задействованные в
профессиональной
деятельности; пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы бережливого
производства; основные
направления изменения
климатических условий
региона.

роль физической
культуры в
общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии
человека; основы
здорового образа жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны
риска физического
здоровья для профессии;
средства профилактики
перенапряжения

правила построения
простых и сложных
предложений на
профессиональные
темы; основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика); лексический
минимум, относящийся
к описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения; правила
чтения текстов
профессиональной

8

ПК 1.1. Осуществлять
подготовку, наладку и
обслуживание
рабочего места для
работы на токарных
станках

ПК 1.2. Осуществлять
подготовку к
использованию
инструмента и
оснастки для работы
на токарных станках в
соответствии с
заданием

ПК 1.3. Определять
последовательность и
оптимальные режимы
обработки различных
деталей на токарных
станках в
соответствии с
заданием
ПК 1.4. Осуществлять
технологический
процесс обработки
деталей на токарных
станках с
соблюдением
требований к
качеству, в
соответствии с

объяснять свои
действия (текущие и
планируемые); писать
простые связные
сообщения на знакомые
или интересующие
профессиональные
темы
осуществлять
подготовку к работе и
обслуживание рабочего
места токаря в
соответствии с
техническим
регламентом, с
требованиями охраны
труда,
производственной
санитарии, пожарной
безопасности и
электробезопасности
выбирать и
подготавливать к
работе
технологическую
оснастку, в т.ч.
универсальные,
специальные
приспособления,
режущий и контрольноизмерительный
инструмент

рассчитывать и
устанавливать
последовательность и
оптимальный режим
токарной обработки в
соответствии с
требованиями чертежа
осуществлять токарную
обработку заготовок
простых деталей: с
точностью размеров по
10–14-му квалитету;
с точностью по 7–9-му
квалитету; по 5-му, 6му квалитету;
осуществлять токарную

направленности

устройства и принципа
действия универсальных
токарных станков;
правила подготовки к
работе и содержания
рабочего места токаря,
технического
регламента, требований
охраны труда,
производственной
санитарии, пожарной
безопасности и
электробезопасности
конструктивных
особенностей, правил
управления, наладки и
проверки на точность
токарных станков
различных типов;
устройство, правил
применения, проверки
на точность
технологической
оснастки, в т.ч.
универсальных и
специальных
приспособлений,
режущего инструмента,
контрольноизмерительных
инструментов
основы теории резания
металлов;
правила определения
режимов резания по
справочникам и
паспорту станка;

выполнения
подготовительных
работ и обслуживание
рабочего места токаря

технология выполнения
токарных работ;
правила проведения и
технологию проверки
качества выполненных
работ

осуществления
технологического
процесса обработки и
доводки изделий на
токарных станках с
соблюдением
требований к качеству
в соответствии с
заданием и

использования
инструмента и
оснастки для работы на
токарных станках в
соответствии с
полученным заданием

определения
последовательности и
оптимальных режимов
обработки различных
изделий на токарных
станках в соответствии
с заданием

9
заданием и с
технической
документацией

обработку заготовок
деталей средней
сложности: с
точностью размеров по
10-му, 11-му квалитету;
по 12–14-му квалитету;
по 7–9-му квалитету;
осуществлять токарную
обработку заготовок
сложных деталей по 10му, 11-му квалитету
нарезать наружную и
внутреннюю резьбу на
заготовках деталей
метчиком и плашкой;
нарезать наружную и
внутреннюю
однозаходной
треугольного профиля,
прямоугольную и
трапецеидальную
резьбу на заготовках
деталей резцами и
вихревыми головками;
нарезать и накатывать
наружные и внутренние
двухзаходные резьбы
на заготовках деталей
осуществлять контроль
простых деталей с
точностью размеров по
10–14-му квалитету и
деталей средней
сложности с точностью
размеров по 12–14-му
квалитету, а также
простых крепежных
наружных и
внутренних резьб;
осуществлять контроль
простых деталей с
точностью размеров по
7–9-му квалитету,
деталей средней
сложности с точностью
размеров по 10-му, 11му квалитету и
сложных деталей – по
12–14-му квалитету, а
также наружных и
внутренних
однозаходных резьб;
осуществлять контроль
простых деталей с
точностью размеров по
5-му, 6-му квалитету,
деталей средней

технической
документацией

10
сложности с точностью
размеров по 7–9-му
квалитету и сложных с
точностью размеров по
10-му, 11-му квалитету,
а также наружных и
внутренних
двухзаходных резьб

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Трудоемкость освоения модуля
Наименование составных частей модуля

В т.ч. в форме практ.
подготовки
42
ХХ
180
72
108
ХХ
222

Объем в часах

Учебные занятия
Курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа
Практика, в т.ч.:
учебная
производственная
Промежуточная аттестация
Всего

84
ХХ
180
72
108
ХХ
264

2.2. Структура профессионального модуля

Учебная практика

Производственная практика

3

4

5

6

7

8

9

10

156

114

84

84

х

-

72

Учебные занятия

Самостоятельная работа2

2

Раздел 1. Обработка
деталей на токарных
станках
Учебная практика
Производственная
практика
Промежуточная
аттестация
Всего:

Курсовая работа (проект)

1

ПК 1.1.- ПК 1.4.
ОК 01. – ОК 09

Всего,
час.

Обучение по МДК, в т.ч.:

Наименования разделов
профессионального
модуля

В т.ч. в форме практической
подготовки

Код ОК, ПК

72
108

108

108

Х
264

222

84

84

Х

Х

2.3. Содержание профессионального модуля
2

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией.

72

108

11
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, практических и лабораторных
тем
занятия
Раздел 1. Обработка деталей на токарных станках
МДК.01.01 Технология изготовления деталей на токарных станках
Тема 1.1 Основные
Содержание
сведения о токарной
1. Сущность токарной обработки. Устройство токарно-винторезного
обработке
станка. Понятие о процессе образования стружки
2. Токарные резцы. Материалы рабочей части резцов. Износ и заточка
резцов, правила пользования резцами
3. Понятие о режиме резания при точении. Организация рабочего
места токаря. Правила безопасной работы на токарных станках
Тема 1.2 Устройство,
Содержание
принцип работы и
4. Типы станков токарной группы. Передачи, используемые в
кинематика станков
токарных станках. Детали, используемые в токарных станках. Понятие
токарной группы
о кинематических схемах. Типовые механизмы, используемые в
конструкции станков.
5. Токарно-винторезные станки. Диагностические неисправности
токарно-винторезного станка.
6. Приводы токарных станков (гидроприводы, пневмоприводы,
Электрические приводы).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
7. Проверка токарного станка на точность.
Тема 1.3 Оснастка
Содержание
токарных станков
8. Патроны, планшайбы, оправки, хомутики, центы, люнеты
Тема 1.4. Обработка
Содержание
наружных цилиндрических 9. Общие сведения о цилиндрических поверхностях. Способы
поверхностей
установок и закрепления заготовок при обработке.
10. Резцы для обработки наружных цилиндрических и торцевых
поверхностей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
11. Обработка гладких наружных цилиндрических поверхностей
(обтачивание).
12. Обработка плоских торцовых поверхностей и уступов (подрезание).
13. Вытачивание наружных канавок (прорезание) и отрезание.
Тема 1.5. Обработка
Содержание
цилиндрических отверстий 14. Общие сведения о деталях с отверстиями. Способы обработки
отверстий.
15. Сверление и рассверливание. Элементы режима резания при
сверлении.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
16. Зенкерование
17. Растачивание
18. Развертывание
Тема 1.6. Технология
Содержание
нарезания резьб
19. Общие сведения о резьбах. Инструменты, используемые при
изготовлении резьбы.
20. Технология нарезания крепежных резьб. Виды дефектов резьбовой
поверхности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
21. Нарезание резьбы плашками
22. Нарезание резьбы метчиками
23. Нарезание резьбы резьбонарезными головками. Технология

12
нарезания резьб резцами
Содержание
24. Общие сведения о конических поверхностей. Способы получения
конических поверхностей
25. Дефекты возникающие при обработке конических поверхностей
26. Общие сведения о фасонных поверхностях. Инструмент,
используемый при обработке фасонных поверхностей
27. Технология обработки фасонных поверхностей. Контроль
фасонных поверхностей
В том числе практических занятий и лабораторных работ
28. Обработка конических поверхностей
Учебная практика по разделу 1.
Виды работ
Проверка исправности и работоспособности токарного станка на холостом ходу. Подготовка
контрольно-измерительного,
нарезного,
шлифовального
инструмента,
универсальных
приспособлений, технологической оснастки и оборудования. Установка, снятие крупногабаритных
деталей, при промерах под руководством токаря более высокой квалификации с использованием
специализированного подъемного оборудования. Смазка механизмов станка и приспособлений в
соответствии с инструкцией, контроль наличия смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ).
Установка, закрепление и снятие заготовки при обработке. Заточка резцов и сверл, контроль качества
заточки. Установка резцов (в том числе со сменными режущими пластинами), сверл. Управление
токарными станками с высотой центров до 650. Обработка деталей по 12 - 14 квалитетам на
универсальных токарных станках без применения и с применением универсальных приспособлений.
Обработка деталей по 8 - 11 квалитетам на специализированных станках, налаженных для обработки
определенных простых и средней сложности деталей или выполнения отдельных операций.
Сверление отверстий глубиной до 5 диаметров сверла. Нарезка наружной, внутренней треугольной и
прямоугольной резьбы (метрической, трубной, упорной) диаметром до 24 мм метчиком или
плашкой.
Производственная практика раздела 1
Виды работ
Обработка конусных поверхностей под притирку. Нарезка профилей многозаходных червяков под
шлифование, окончательная нарезка профилей однозаходных червяков. Обработка длинных валов и
винтов с применением подвижного и неподвижного люнетов, выполнение глубокого сверления и
растачивания отверстий пушечными сверлами и другим специальным инструментом. Навивка
пружины на токарном станке из проволоки диаметром более 15 мм в горячем состоянии.
Выполнение давильных операций роликами (закатка, раскатка, зигование). Обработка деталей,
требующих точного соблюдения размеров между центрами эксцентрично расположенных отверстий
или мест обточки. Обработка тонкостенных деталей с толщиной стенки до 1 мм и длиной свыше 200
мм. Обработка деталей из легированных сталей и твердых сплавов. Обработка детали из графитовых
изделий для производства твердых сплавов. Обработка новых и перетачивание выработанных
прокатных валков с калиброванием простых и средней сложности профилей. Строповка и увязка
грузов для подъема, перемещения, установки и складирования.
Рекомендуемая форма промежуточной аттестации –
Всего:
Тема 1.7. Обработка
конических и фасонных
поверхностей

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Мастерская Токарная-универсальная, оснащенная в соответствии с приложением 3
ОПОП-П.
Оснащенные базы практики (мастерские/зоны по видам работ), оснащенные в
соответствии с приложением 3 ОПОП-П.

13

3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Мычко, В. С. Токарная обработка. Справочник токаря : учебное пособие / В. С.
Мычко. — Минск : РИПО, 2019. — 356 с. — ISBN 978-985-503-899-4. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/131985 (дата обращения: 05.11.2023).
2. Мычко, В. С. Токарное дело. Сборник контрольных заданий : учебное пособие / В.
С. Мычко. — Минск : РИПО, 2019. — 192 с. — ISBN 978-985-503-900-7. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/131988 (дата обращения: 05.11.2023).
3.2.2. Основные электронные издания
1. Гуртяков, А. М. Металлорежущие станки. Расчет и проектирование : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. М. Гуртяков. — 2-е изд. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 135 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-08481-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/470926 (дата обращения: 05.11.2023).
2. Мирошин, Д. Г. Технология обработки на токарных станках : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Д. Г. Мирошин, Э. Э. Агаева ; под общей
редакцией И. Н. Тихонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 314 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14667-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519978 (дата
обращения: 05.11.2023).
.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код ПК, ОК
ПК 1.1. Осуществлять
подготовку, наладку и
обслуживание рабочего места для
работы на токарных станках.
ПК 1.2. Осуществлять подготовку
к использованию инструмента и
оснастки для работы на токарных

Критерии оценки результата
(показатели освоенности
компетенций)
выполняет работы в соответствии
с установленными регламентами и
соблюдением правил безопасности
труда, санитарными нормами;
демонстрирует
правильную
последовательность выполнения
действий во время выполнения

Формы контроля и
методы оценки
экспертное наблюдение
выполнения практических
работ;
оценка защиты отчётов по
практическим занятиям;
оценка выполнения
тестовых заданий

14
станках в соответствии с
заданием.
ПК 1.3. Определять
последовательность и
оптимальные режимы обработки
различных деталей на токарных
станках в соответствии с
заданием.
ПК 1.4. Осуществлять
технологический процесс
обработки деталей на токарных
станках с соблюдением
требований к качеству, в
соответствии с заданием и с
технической документацией
ОК 01. Выбирать способы
решения задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации и информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных российских
духовно-нравственных ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных

практических работ;
грамотно
составляет
план
практической работы;
организует рабочее место в
соответствии с выполняемой
работой и требованиями охраны
труда

15
ситуациях
ОК 08. Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и иностранном
языках

16

Приложение 1.2
к ОПОП-П по профессии
15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков

Рабочая программа профессионального модуля
«ПМ.02 ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ФРЕЗЕРНЫХ СТАНКАХ »

2024 г.

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Общая характеристика ...............................................................................................................................

1.1. Цель и место профессионального модуля «ПМ.02 Изготовление различных деталей на
фрезерных станках » в структуре образовательной программы.................................................
1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля .........................................
2. Структура и содержание профессионального модуля ..........................................................................

2.1. Трудоемкость освоения модуля ...............................................................................................
2.2. Структура профессионального модуля ...................................................................................
2.3. Содержание профессионального модуля ................................................................................
3. Условия реализации профессионального модуля .................................................................................

3.1. Материально-техническое обеспечение ..................................................................................
3.2. Учебно-методическое обеспечение .........................................................................................
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ...........................................

18

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.02Изготовление различных деталей на фрезерных станках »
1.1. Цель и место профессионального модуля в структуре образовательной
программы
Цель модуля: освоение вида деятельности «Изготовление различных деталей на
фрезерных станках ».
Профессиональный модуль включен в обязательную часть образовательной
программы по направленностям «фрезеровщик (универсал) – оператор станков с
программным управлением (фрезерные работы)», «станочник широкого профиля»,
«фрезеровщик (универсал) - оператор - наладчик станков с программным управлением
(включая многокоординатные обрабатывающие центры)»
1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля
Результаты освоения профессионального модуля соотносятся с планируемыми
результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице
компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Код
ОК, ПК
ОК 01.Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

ОК 02.Использовать

Уметь

Знать

Владеть навыками

распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части; определять этапы
решения задачи;
выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;
составлять план
действия; определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
реализовывать
составленный план;
оценивать результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)
определять задачи для

актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в
котором
приходится
работать
и
жить;
основные
источники
информации и ресурсы
для решения задач и
проблем
в
профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения
работ в
профессиональной и
смежных областях;
методы работы в
профессиональной и
смежных сферах;
структуру плана для
решения задач; порядок
оценки результатов
решения задач
профессиональной
деятельности

-

номенклатура

19
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

поиска информации;
определять
необходимые
источники информации;
планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию; выделять
наиболее значимое в
перечне информации;
оценивать
практическую
значимость результатов
поиска; оформлять
результаты поиска,
применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач; использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать различные
цифровые средства для
решения
профессиональных
задач.
ОК 03.Планировать и определять
реализовывать
актуальность
собственное
нормативно-правовой
профессиональное и
документации в
личностное развитие, профессиональной
предпринимательскую деятельности;
деятельность в
применять
профессиональной
современную научную
сфере, использовать
профессиональную
знания по правовой и
терминологию;
финансовой
определять и
грамотности в
выстраивать траектории
различных жизненных профессионального
ситуациях.
развития и
самообразования;
выявлять достоинства и
недостатки
коммерческой идеи;
презентовать идеи
открытия собственного
дела в
профессиональной
деятельности;
оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры
выплат по процентным
ставкам кредитования;

информационных
источников,
применяемых в
профессиональной
деятельности; приемы
структурирования
информации; формат
оформления результатов
поиска информации,
современные средства и
устройства
информатизации;
порядок их применения
и программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности в том
числе с использованием
цифровых средств.

содержание актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная научная и
профессиональная
терминология;
возможные траектории
профессионального
развития и
самообразования;
основы
предпринимательской
деятельности; основы
финансовой
грамотности; правила
разработки бизнеспланов; порядок
выстраивания
презентации; кредитные
банковские продукты

20

ОК 04.Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде;

ОК 05.Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
ОК 06.Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07.Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого

определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в
рамках
профессиональной
деятельности;
презентовать бизнесидею; определять
источники
финансирования
организовывать работу
коллектива и команды;
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
грамотно излагать свои
мысли и оформлять
документы по
профессиональной
тематике на
государственном языке,
проявлять
толерантность в
рабочем коллективе

психологические основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности личности;
основы проектной
деятельности
особенности
социального и
культурного контекста;
правила оформления
документов и
построения устных
сообщений

описывать значимость
своей профессии;
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

сущность гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей; значимость
профессиональной
деятельности по
профессии; стандарты
антикоррупционного
поведения и последствия
его нарушения

соблюдать нормы
экологической
безопасности;
определять направления
ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности по

правила экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности; основные
ресурсы,
задействованные в
профессиональной

-

21
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

профессии
осуществлять работу с
соблюдением
принципов бережливого
производства;
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом
знаний об изменении
климатических условий
региона
ОК 08.Использовать
использовать
средства физической
физкультурнокультуры для
оздоровительную
сохранения и
деятельность для
укрепления здоровья в укрепления здоровья,
процессе
достижения жизненных
профессиональной
и профессиональных
деятельности и
целей; применять
поддержания
рациональные приемы
необходимого уровня двигательных функций
физической
в профессиональной
подготовленности
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для
данной профессии
ОК 09.Пользоваться
понимать общий смысл
профессиональной
четко произнесенных
документацией на
высказываний на
государственном и
известные темы
иностранном языках
(профессиональные и
бытовые), понимать
тексты на базовые
профессиональные
темы; участвовать в
диалогах на знакомые
общие и
профессиональные
темы; строить простые
высказывания о себе и о
своей
профессиональной
деятельности; кратко
обосновывать и
объяснять свои
действия (текущие и
планируемые); писать
простые связные
сообщения на знакомые
или интересующие
профессиональные
темы
ПК 2.1. Осуществлять осуществлять

деятельности; пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы бережливого
производства; основные
направления изменения
климатических условий
региона.

роль физической
культуры в
общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии
человека; основы
здорового образа жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны
риска физического
здоровья для профессии;
средства профилактики
перенапряжения

правила построения
простых и сложных
предложений на
профессиональные
темы; основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика); лексический
минимум, относящийся
к описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения; правила
чтения текстов
профессиональной
направленности

устройство и принципы

выполнения

22
подготовку, наладку
и обслуживание
рабочего места для
работы на фрезерных
станках

ПК 2.2. Осуществлять
подготовку к
использованию
инструмента и
оснастки для работы
на фрезерных станках
в соответствии с
заданием

подготовку к работе и
обслуживание рабочего
места фрезеровщика в
соответствии с
техническим
регламентом, с
требованиями охраны
труда,
производственной
санитарии, пожарной
безопасности и
электробезопасности
выбирать и
подготавливать к работе
универсальные,
специальные
приспособления,
режущий и контрольноизмерительный
инструмент и оснастку

ПК 2.3. Определять
последовательность и
оптимальные режимы
обработки различных
деталей на фрезерных
станках в
соответствии с
заданием

устанавливать
оптимальный режим
фрезерной обработки в
соответствии с
требованиями чертежа

ПК 2.4. Осуществлять
технологический
процесс обработки
деталей на фрезерных
станках с
соблюдением
требований к
качеству, в
соответствии с
заданием и с
технической
документацией

осуществлять
фрезерование заготовок
простых деталей с
точностью размеров по
12–14-му квалитету;
по 10-му, 11-му
квалитету; по 7–9-му
квалитету;
осуществлять
фрезерование заготовок
сложных деталей с
точностью размеров по
12–14-му квалитету;
по 10-му, 11-му
квалитету;
осуществлять
фрезерование зубьев
деталей зубчатых
передач по 10-й, 11-й

действия универсальных
фрезерных станков,
правила подготовки к
работе и содержание
рабочих мест
фрезеровщика,
технический регламент,
требования охраны
труда, производственной
санитарии, пожарной
безопасности и
электробезопасности
конструктивных
особенностей, правил
управления, наладки и
проверки на точность
фрезерных станков
различных типов;
устройства, правила
применения, проверки
на точность
универсальных и
специальных
приспособлений,
режущего инструмента,
контрольноизмерительных
инструментов и оснастки
основы теории резания
металлов,
правила определения
режимов резания по
справочникам и
паспорту станка

технология выполнения
фрезерных работ,
правила проведения и
технологии проверки
качества выполненных
работ

подготовительных
работ и
обслуживании
рабочего места
фрезеровщика

подготовки к
использованию
инструмента и
оснастки для
работы на
фрезерных станках
в соответствии с
полученным
заданием

определения
последовательности
и оптимального
режима обработки
различных изделий
на фрезерных
станках в
соответствии с
заданием
осуществления
технологического
процесса обработки
и доводки изделий
на фрезерных
станках с
соблюдением
требований к
качеству, в
соответствии с
заданием и
технической
документацией

23
степени точности;
зубчатых передач 9-й
степени точности;
осуществлять контроль
качества обработки
простых деталей с
точностью размеров по
12–14-му квалитету;
по 10-му, 11-му
квалитету, сложных
деталей – по 12–14-му
квалитету и деталей
зубчатых передач 10-й,
11-й степени точности;
по 7–9-му квалитету,
сложных деталей – по
10-му, 11-му квалитету
и деталей зубчатых
передач 9-й степени
точности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Трудоемкость освоения модуля
Наименование составных частей модуля

В т.ч. в форме практ.
подготовки
42
ХХ
180
72
108
ХХ
222

Объем в часах

Учебные занятия
Курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа
Практика, в т.ч.:
учебная
производственная
Промежуточная аттестация
Всего

84
ХХ
180
72
108
ХХ
264

3

Код ОК, ПК

Наименования разделов
профессионального
модуля

Всего,
час.

В т.ч. в форме практической
подготовки

Обучение по МДК, в т.ч.:

Учебные занятия

Курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа3

Учебная практика

Производственная практика

2.2. Структура профессионального модуля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией.

24
ПК 2.1.- ПК
2.4.
ОК 01. – ОК
09.

Раздел 1. Обработка
деталей на фрезерных
станках
Учебная практика
Производственная
практика
Промежуточная
аттестация
Всего:

156

114

84

84

х

-

72

72
108

108

108

Х
264

222

84

84

Х

Х

72

2.3. Содержание профессионального модуля
Наименование разделов и Содержание учебного материала, практических и лабораторных
тем
занятия
Раздел 1. Обработка деталей на фрезерных станках
МДК.02.01 Технология изготовления деталей на фрезерных станках
Тема 1.1 Основы теории
Содержание
резания металлов и общие
1. Понятие о процессе резания металлов. Понятие о геометрии
сведения о фрезерной
резцов.
обработке
2. Типы фрез и способы фрезерования. Выбор материала и
геометрических параметров лезвия фрезы
3. Период стойкости фрез. Как оценить износ фрезы. Сила резания
при фрезеровании. Воздействие на заготовку в процессе встречного и
попутного фрезерования. Применение смазочно-охлаждающих
жидкостей при фрезеровании. Понятие об организации рабочего
места и его обслуживании.
Тема 1.2 Фрезерные станки Содержание
4. Классификация станков фрезерной группы. Консольно-фрезерные
станки. Вертикально-фрезерные станки с крестовым столом
(бесконсольные).
5. Продольно-фрезерные станки. Фрезерные станки непрерывною
действия.
6. Копировально-фрезерные
станки.
Шпоночно-фрезерные,
торцефрезерные и зубофрезерные и резьбофрезерные станки.
Испытание фрезерных станков. Эксплуатация станков.
Тема 1.3 Установка и
Содержание
закрепление инструментов 7. Установка и закрепление фрез на горизонтально-фрезерных
на фрезерных станках
станках. Последовательность установки и закрепление.
8. Установка и закрепление фрез на вертикально-фрезерных станках.
Насадные и кольцевые фрезы
9. Приспособления для установки и закрепления заготовок
В том числе практических занятий и лабораторных работ
10. Установка и закрепление фрез и заготовок на горизонтальнофрезерных станках.
11. Установка и закрепление фрез и заготовок на вертикальнофрезерных станках
Тема 1.4. Технология
Содержание
фрезерования плоских
12. Виды плоских поверхностей и требования к ним. Виды брака и
поверхностей
контроль. Технология фрезерования цилиндрическими фрезами.
Технология фрезерования наружных и внутренних поверхностей.
Технология фрезерования торцовыми фрезами. Технология

108

25

Тема 1.5. Технология
фрезерования уступов и
пазов

Тема 1.6. Технология
разрезания и отрезания
заготовок

Тема 1.7. Технология
обработки фасонных
поверхностей

Тема 1.8. Делительные
головки. Технология
обработки отверстий

фрезерования наружных и внутренних поверхностей.
13. Технология
фрезерования
набором
фрез.
Технология
фрезерования наружных и внутренних поверхностей. Технология
фрезерования наклонных поверхностей. Технология фрезерования
прямоугольных поверхностей.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
14.
Фрезерование
прямоугольной
наружной
поверхности.
Фрезерование прямоугольной внутренней поверхности.
15. Фрезерование плоскостей торцовыми фрезами. Фрезерование
плоскостей цилиндрическими фрезами.
16. Фрезерование плоскостей набором фрез
Содержание
17. Уступы и требования к ним. Виды брака и контроль. Технология
фрезерования уступов дисковыми фрезами. Технология фрезерования
уступов концевыми фрезами. Виды пазов и требования к ним. Фрезы
для обработки пазов. Виды брака и контроль.
18. Технология фрезерования сквозных пазов и пазов открытых, с
одной стороны. Технология фрезерования закрытых и замкнутых
пазов. Технология фрезерования шпоночных пазов. Инструменты,
приспособления и установка фрезы.
19. Технология фрезерования Т - образных пазов. Технология
фрезерования пазов типа «ласточкин хвост».
В том числе практических занятий и лабораторных работ
20. Выбор оптимального типоразмера дисковой фрезы для
фрезерования уступов. Подбор и расчет режимов резания по
табличным данным для фрезерования уступов дисковыми фрезами.
21. Выбор оптимального типоразмера концевой фрезы для
фрезерования уступов. Подбор и расчет режимов резания по
табличным данным для фрезерования уступов концевыми фрезами»
22. Подбор и расчет режимов резания по табличным данным для
фрезерования пазов концевыми фрезами. Фрезерование уступов.
Фрезерование Т - образного паза. Фрезерование паза типа «ласточкин
хвост».
Содержание
23. Технология отрезания и разрезания. Виды брака и контроль.
24. Технология прорезания шлицев и пазов. Виды брака и контроль.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
25. Подбор и расчет режимов резания по табличным данным для
операции отрезания отрезными фрезами. Подбор и расчет режимов
резания по табличным данным для операции прорезания прорезными
фрезами. Фрезерование прорезей прорезными фрезами.
Содержание
26. Виды фасонных поверхностей. Виды брака и контроль. Обработка
фасонных поверхностей замкнутого и незамкнутого контура.
27. Технология фрезерования радиусных поверхностей. Виды брака и
контроль.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
28. Фрезерование радиусной поверхности концевой фрезой.
Фрезерование фасонной поверхности сложной детали на поворотном
столе с применением копира.
Содержание
29. Назначение и виды делительных головок. Устройство.
Делительные головки непосредственного деления. Делительные
головки простого деления. Универсальная делительная головка

26
30. Технология фрезерования многогранников. Технология нарезания
резьбы и спирали на УДГ и ОДГ с выполнением необходимых
расчетов.
31. Сверление и рассверливание отверстий. Зенкерование и
зенкование отверстий. Развертывание отверстий. Виды брака и
контроль. Технология фрезерования однозаходной резьбы и спирали.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
32. Расчет диаметра сверла для сверления отверстия заданного
размера. Расчет диаметра зенкера для зенкерования отверстия
Учебная практика по разделу 1.
Виды работ
фрезерование на горизонтальных, вертикальных и копировальных фрезерных станках детали с
применением режущего инструмента и универсальных приспособлений, соблюдением
последовательности обработки и режимов резания, в соответствии с технологической картой или
указаниями мастера, а также методом совмещенной плазменно-механической обработки, в том
числе выполнение указанных работ, по обработке деталей из труднообрабатываемых и
жаропрочных металлов крупногабаритных деталей и узлов, на уникальном оборудовании;
фрезеровать прямоугольные и радиусные наружные и внутренние поверхности, уступы, пазы,
канавки, однозаходные резьбы и спирали; фрезеровать зубья шестерен и зубчатых реек;
фрезеровать наружные и внутренние плоскости различных конфигураций и сопряжений,
однозаходных резьб и спиралей; фрезеровать детали и инструмент, требующие комбинированного
крепления и точной выверки в нескольких плоскостях, на универсальных, копировально продольно - фрезерных станках различных типов и конструкций; фрезеровать наружные и
внутренние поверхности штампов, пресс - форм и матриц сложной конфигурации с
труднодоступными для обработки и измерения местами; фрезеровать сложные детали; нарезать
всевозможные резьбы и спирали на универсальных и оптических делительных головках с
выполнением всех необходимых расчетов; выполнять операции по фрезерованию граней, прорезей,
шипов, радиусов и плоскостей; обрабатывать крупные детали на многошпиндельных продольно фрезерных станках с одновременной обработкой двух или трех поверхностей и предварительной
обработкой более сложных деталей
Производственная практика раздела 1
Виды работ
выполнение различных работ на станках фрезерной группы; самостоятельное осуществление
подналадки фрезерных станков; контроль качество выполняемых работ и сдача готовой продукции;
осуществлять фрезерование заготовок простых деталей с точностью размеров по 12–14-му
квалитету; по 10-му, 11-му квалитету; по 7–9-му квалитету; осуществлять фрезерование заготовок
сложных деталей с точностью размеров по 12–14-му квалитету; по 10-му, 11-му квалитету;
осуществлять фрезерование зубьев деталей зубчатых передач по 10-й, 11-й степени точности;
зубчатых передач 9-й степени точности; осуществлять контроль качества обработки простых
деталей с точностью размеров по 12–14-му квалитету; по 10-му, 11-му квалитету, сложных деталей
– по 12–14-му квалитету и деталей зубчатых передач 10-й, 11-й степени точности; по 7–9-му
квалитету, сложных деталей – по 10-му, 11-му квалитету и деталей зубчатых передач 9-й степени
точности;
Рекомендуемая форма промежуточной аттестации –
Всего:

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Мастерская Фрезерная-универсальная, оснащенная в соответствии с приложением 3
ОПОП-П.

27

Оснащенные базы практики (мастерские/зоны по видам работ), оснащенные в
соответствии с приложением 3 ОПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
3.2.1. Основные печатные издания
1. Вереина, Л.И. Выполнение работ по профессии «Фрезеровщик» : Пособие по
учебной практике : учеб пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. И.
Вереина. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2020 - 160 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Гуртяков, А. М. Металлорежущие станки. Расчет и проектирование : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. М. Гуртяков. — 2-е изд. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 135 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-08481-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/470926 (дата обращения: 05.11.2023).
2. Черепахин, А. А. Технологические процессы в машиностроении / А. А. Черепахин,
В. А. Кузнецов. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 184 с. — ISBN 978-5507-45903-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/291206 (дата обращения: 05.11.2023).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код ПК, ОК

ПК 2.1. Осуществлять
подготовку,
наладку и обслуживание рабочего места
для работы на фрезерных станках.
ПК 2.2. Осуществлять
подготовку
к
использованию инструмента и оснастки
для работы на фрезерных станках в
соответствии с заданием.
ПК 2.3. Определять последовательность и
оптимальные
режимы
обработки
различных деталей на фрезерных станках
в соответствии с заданием.

Критерии оценки
результата
(показатели
освоенности
компетенций)
выполняет работы в
соответствии с
установленными
регламентами и
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами;
демонстрирует
правильную
последовательность
выполнения действий во

Формы контроля и
методы оценки
экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ;
оценка защиты
отчётов по
практическим
занятиям;
оценка выполнения
тестовых заданий

28

ПК 2.4. Осуществлять технологический
процесс обработки деталей на фрезерных
станках с соблюдением требований к
качеству, в соответствии с заданием и с
технической документацией
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные
средства поиска, анализа и интерпретации
информации
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на
основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности
ОК 09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках

время выполнения
практических работ;
грамотно составляет
план практической
работы;
организует рабочее
место в соответствии с
выполняемой работой и
требованиями охраны
труда

29

Приложение 1.3
к ОПОП-П по профессии
15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков

Рабочая программа профессионального модуля
«ПМ.03 НАЛАДКА ОБОРУДОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ
НА ТОКАРНЫХ СТАНКАХ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ »

2024 г.

30

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Общая характеристика ...............................................................................................................................

1.1. Цель и место профессионального модуля «ПМ.03 Наладка оборудования и
изготовление различных деталей на токарных станках с программным управлением » в
структуре образовательной программы .........................................................................................
1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля .........................................
2. Структура и содержание профессионального модуля ..........................................................................

2.1. Трудоемкость освоения модуля ...............................................................................................
2.2. Структура профессионального модуля ...................................................................................
2.3. Содержание профессионального модуля ................................................................................
3. Условия реализации профессионального модуля .................................................................................

3.1. Материально-техническое обеспечение ..................................................................................
3.2. Учебно-методическое обеспечение .........................................................................................
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ...........................................

31

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.03 Наладка оборудования и изготовление различных деталей на токарных
станках с программным управлением »
1.1. Цель и место профессионального модуля в структуре образовательной
программы
Цель модуля: освоение вида деятельности «Наладка оборудования и изготовление
различных деталей на токарных станках с программным управлением ».
Профессиональный модуль включен в обязательную часть образовательной
программы по направленностям: «токарь (универсал) – оператор станков с программным
управлением (токарные работы)», токарь (универсал) - оператор - наладчик станков с
программным управлением (включая многокоординатные обрабатывающие центры).
1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля
Результаты освоения профессионального модуля соотносятся с планируемыми
результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице
компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Код
ОК, ПК
ОК 01.Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

ОК 02.Использовать

Уметь

Знать

Владеть навыками

распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части; определять этапы
решения задачи;
выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;
составлять план
действия; определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
реализовывать
составленный план;
оценивать результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)
определять задачи для

актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в
котором
приходится
работать
и
жить;
основные
источники
информации и ресурсы
для решения задач и
проблем
в
профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения
работ в
профессиональной и
смежных областях;
методы работы в
профессиональной и
смежных сферах;
структуру плана для
решения задач; порядок
оценки результатов
решения задач
профессиональной
деятельности

-

номенклатура

-

32
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

поиска информации;
определять
необходимые
источники информации;
планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию; выделять
наиболее значимое в
перечне информации;
оценивать
практическую
значимость результатов
поиска; оформлять
результаты поиска,
применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач; использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать различные
цифровые средства для
решения
профессиональных
задач.
ОК 03.Планировать и определять
реализовывать
актуальность
собственное
нормативно-правовой
профессиональное и
документации в
личностное развитие, профессиональной
предпринимательскую деятельности;
деятельность в
применять
профессиональной
современную научную
сфере, использовать
профессиональную
знания по правовой и
терминологию;
финансовой
определять и
грамотности в
выстраивать траектории
различных жизненных профессионального
ситуациях.
развития и
самообразования;
выявлять достоинства и
недостатки
коммерческой идеи;
презентовать идеи
открытия собственного
дела в
профессиональной
деятельности;
оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры
выплат по процентным
ставкам кредитования;

информационных
источников,
применяемых в
профессиональной
деятельности; приемы
структурирования
информации; формат
оформления результатов
поиска информации,
современные средства и
устройства
информатизации;
порядок их применения
и программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности в том
числе с использованием
цифровых средств.

содержание актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная научная и
профессиональная
терминология;
возможные траектории
профессионального
развития и
самообразования;
основы
предпринимательской
деятельности; основы
финансовой
грамотности; правила
разработки бизнеспланов; порядок
выстраивания
презентации; кредитные
банковские продукты

-

33

ОК 04.Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде;

ОК 05.Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
ОК 06.Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07.Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого

определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в
рамках
профессиональной
деятельности;
презентовать бизнесидею; определять
источники
финансирования
организовывать работу
коллектива и команды;
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
грамотно излагать свои
мысли и оформлять
документы по
профессиональной
тематике на
государственном языке,
проявлять
толерантность в
рабочем коллективе

психологические основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности личности;
основы проектной
деятельности

-

особенности
социального и
культурного контекста;
правила оформления
документов и
построения устных
сообщений

-

описывать значимость
своей профессии;
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

сущность гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей; значимость
профессиональной
деятельности по
профессии; стандарты
антикоррупционного
поведения и последствия
его нарушения

-

соблюдать нормы
экологической
безопасности;
определять направления
ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности по

правила экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности; основные
ресурсы,
задействованные в
профессиональной

-

34
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

профессии
осуществлять работу с
соблюдением
принципов бережливого
производства;
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом
знаний об изменении
климатических условий
региона
ОК 08.Использовать
использовать
средства физической
физкультурнокультуры для
оздоровительную
сохранения и
деятельность для
укрепления здоровья в укрепления здоровья,
процессе
достижения жизненных
профессиональной
и профессиональных
деятельности и
целей; применять
поддержания
рациональные приемы
необходимого уровня двигательных функций
физической
в профессиональной
подготовленности
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для
данной профессии
ОК 09.Пользоваться
понимать общий смысл
профессиональной
четко произнесенных
документацией на
высказываний на
государственном и
известные темы
иностранном языках
(профессиональные и
бытовые), понимать
тексты на базовые
профессиональные
темы; участвовать в
диалогах на знакомые
общие и
профессиональные
темы; строить простые
высказывания о себе и о
своей
профессиональной
деятельности; кратко
обосновывать и
объяснять свои
действия (текущие и
планируемые); писать
простые связные
сообщения на знакомые
или интересующие
профессиональные
темы
ПК 3.1. Осуществлять осуществлять

деятельности; пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы бережливого
производства; основные
направления изменения
климатических условий
региона.

роль физической
культуры в
общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии
человека; основы
здорового образа жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны
риска физического
здоровья для профессии;
средства профилактики
перенапряжения

-

правила построения
простых и сложных
предложений на
профессиональные
темы; основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика); лексический
минимум, относящийся
к описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения; правила
чтения текстов
профессиональной
направленности

-

устройства и принципы выполнения

35
подготовку, наладку
и обслуживание
рабочего места для
работы на токарных
станках с
программным
управлением

подготовку к работе и
обслуживание рабочего
места оператора станка
с программным
управлением в
соответствии с
требованиями охраны
труда,
производственной
санитарии, пожарной
безопасности и
электробезопасности

ПК 3.2. Осуществлять
подготовку к
использованию
инструмента и
оснастки для работы
на токарных станках с
программным
управлением в
соответствии с
полученным заданием
(включая
изготовление пробной
детали и контроль
параметров)
ПК 3.3. Разрабатывать
управляющие
программы с
применением систем
автоматического
программирования,
систем
автоматизированного
проектирования и
систем
автоматизированного
производства,
диалогового
программирования с
пульта управления
станком

выбирать и
подготавливать к работе
универсальные,
специальные
приспособления,
режущий и контрольноизмерительный
инструмент и оснастку

осуществлять
построение 3d модели
детали по чертежу;
разрабатывать
технологический
процесс обработки
деталей;
осуществлять
написание
управляющей
программы в CAD/САМ
(для 3 осей);
осуществлять
написание
управляющей
программы в CAD/CAM
(до 5 осей);
осуществлять
написание
управляющей
программы со стойки
станка с программным
управлением;
подбирать оптимальные
параметры и режимы
резания под конкретный
инструмент и

работы
токарных
станков с программным
управлением;
правила подготовки к
работе и содержания
рабочих мест оператора
станка с программным
управлением,
технического
регламента, требования
охраны труда,
производственной
санитарии, пожарной
безопасности и
электробезопасности
наименования,
назначения, устройства и
правила
применения
приспособлений,
режущего
и
измерительного
инструмента;
основы теории резания
металлов;
правила определения
режимов резания по
справочникам и
паспорту станка

подготовительных
работ и
обслуживания
рабочего места
оператора станка с
программным
управлением

методы разработки
технологического
процесса изготовления
деталей на токарных
станках с программным
управлением;
теории
программирования
станков с программным
управлением с
использованием G-кода;
приемы
программирования
одной или более систем
программного
управления; приемы
работы в CAD/САМ
системах;
порядок заполнения и
чтения операционной
карты работы станка с
программным
управлением;
способы использования
(корректировки)
существующих
программ для

разработки
управляющих
программ с
применением систем
автоматического
программирования,
систем
автоматизированного
проектирования и
систем
автоматизированного
производства,
диалогового
программирования с
пульта управления
станком

подготовки к
использованию
инструмента и
оснастки для работы
на токарных станках
с программным
управлением,
настройки станка в
соответствии с
заданием (включая
пробную деталь и
контроль параметров
пробной детали)

36

ПК 3.4. Адаптировать
разработанные
управляющие
программы на основе
анализа входных
данных,
технологической и
конструкторской
документации в
соответствии с
полученным заданием

ПК 3.5. Выполнять
обработку деталей на
токарных станках с
программным
управлением с
соблюдением
требований к
качеству, в
соответствии с
заданием и с
технической

поставленную задачу;
проверять управляющие
программы средствами
вычислительной
техники и осуществлять
ее коррекцию;
кодировать
информацию и готовить
данные для ввода в
станок, записывая их на
носитель;
вводить управляющие
программы в станок с
программным
управлением и
контролировать циклы
их выполнения при
изготовлении деталей;
применять методы и
приемы отладки
программного кода;
работать в режиме
корректировки
управляющей
программы
составлять
технологический
процесс обработки
деталей, изделий;
определять
возможности
использования готовых
управляющих программ
на станках ЧПУ

обрабатывать заготовки
простой детали типа
тела вращения с
точностью размеров по
12 - 14-му квалитету;
обрабатывать заготовки
детали средней
сложности типа тела
вращения с точностью
размеров до 8-го
квалитета на токарном

выполнения задания по
изготовлению детали

режимы резания по
справочнику и паспорту
станка правила
подналадки и наладки;
устройства, назначения и
правила применения
приспособлений и
оснастки;
правила проведения
анализа и выбора
готовых управляющих
программ;
основные направления
автоматизации
производственных
процессов;
системы программного
управления станками;
основные способы
подготовки программы

переноса программы
на станок, адаптации
разработанных
управляющих
программ на основе
анализа входных
данных,
технологической и
конструкторской
документации

обработки и доводки
деталей, заготовок и
инструментов на
токарных станках с
программным
управлением с
соблюдением
требований к
качеству в
соответствии с
заданием,

37
документацией

станке с ЧПУ с
многопозиционной
револьверной головкой;
обрабатывать заготовки
сложной детали типа
тела вращения с
точностью размеров до
7-го квалитета на
токарном станке с ЧПУ
с приводным
инструментом;
осуществлять контроль
параметров простой
детали типа тела
вращения с точностью
размеров по 12 - 14-му
квалитету,
изготовленной на
токарном
универсальном станке с
ЧПУ;
осуществлять контроль
параметров детали
средней сложности типа
тела вращения с
точностью размеров до
8-го квалитета,
изготовленной на
токарном станке с ЧПУ
с многопозиционной
револьверной головкой;
осуществлять контроль
параметров сложной
детали типа тела
вращения с точностью
размеров до 7-го
квалитета,
изготовленной на
токарном станке с ЧПУ
с приводным
инструментом

технологической и
конструкторской
документацией

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Трудоемкость освоения модуля
Наименование составных частей модуля
Учебные занятия
Курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа
Практика, в т.ч.:
учебная
производственная
Промежуточная аттестация

Объем в часах
84
ХХ
180
72
108
ХХ

В т.ч. в форме практ.
подготовки
42
ХХ
180
72
108
ХХ

38

Всего

264

222

Самостоятельная работа4

Учебная практика

3
156

4
114

5
84

6
84

7
х

8
-

9
72

10

72
108

108

108

Х
264

222

84

84

Х

Х

72

2.3. Содержание профессионального модуля
Наименование разделов и Содержание учебного материала, практических и лабораторных
тем
занятия
Раздел 1. Наладка оборудования и изготовление различных деталей на токарных станках с
программным управлением
МДК.03.01 Технология изготовления деталей на токарных станках с программным
управлением
Тема 1.1
Содержание
Основные направления
1. Особенности технологической подготовки производства при
автоматизации
применении токарных станков с ЧПУ
производственных
2. Автоматизация технологических процессов
процессов
Тема 1.2
Содержание
Устройство и принцип
3. Назначение, конструктивные особенности, кинематические
работы токарных станков с схемы, правила наладки токарных станков с ЧПУ
программным управлением 4. Узлы и блоки токарного станка с программным управлением:
назначение, устройство, размещение, конструкция, принцип работы,
правила управления
5. Условная сигнализация и назначение условных знаков на панели
управления токарным станком с ЧПУ
6. Порядок работы станка в автоматическом режиме и в режиме
4

Производственная практика

Курсовая работа (проект)

2
Раздел 1. Наладка
оборудования и
изготовление различных
деталей на токарных
станках с программным
управлением
Учебная практика
Производственная
практика
Промежуточная
аттестация
Всего:

Всего,
час.

Учебные занятия

1
ПК 3.1. - ПК
3.5.
ОК 01. – ОК
09.

Наименования разделов
профессионального
модуля

Обучение по МДК, в т.ч.:

Код ОК, ПК

В т.ч. в форме практической
подготовки

2.2. Структура профессионального модуля

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией.

108

39

Тема 1.3
Особенности
проектирования
технологических процессов
для токарных станков с
ЧПУ

Тема 1.4.
Грузоподъемное
оборудование, применяемое
в металлообрабатывающих
цехах.
Тема 1.5.
Контроль качества
обработанных поверхностей

ручного управления. Начало работы с различного основного кадра.
7. Правила технического обслуживания и способы проверки, нормы
точности станка в процессе эксплуатации
8. Содержание рабочего места оператора токарного станка с
числовым программным управлением. Требования охраны труда,
производственной
санитарии,
пожарной
безопасности
и
электробезопасности при работе на токарном станке с ЧПУ
В том числе практических занятий и лабораторных работ
9. Программирование и выполнение процесса обработки деталей по
квалитетам на токарном станке с ЧПУ (с пульта управления)
10. Выполнение установка и съема деталей после обработки на
токарном станке с ЧПУ
11. Контроль выхода инструмента в исходную точку и его
корректировка на токарном станке с ЧПУ
12. Установка инструмента в инструментальные блоки на токарном
станке с ЧПУ
13. Замена блока с инструментом на токарном станке с ЧПУ
14. Устранение мелких неполадок в работе инструмента на
токарном станке с ЧПУ
15. Устранение мелких неполадок в работе приспособлений на
токарном станке с ЧПУ
Содержание
16. Особенности выбора деталей, изготавливаемых на токарных
станках с ЧПУ. Требования к заготовкам. Требования к
технологичности конструкции деталей, обрабатываемых на
токарных станках с ЧПУ
17. Выбор станочных приспособлений, режущих и вспомогательных
инструментов для токарной операции с ЧПУ
18. Определение числа установок, числа и последовательности
переходов и рабочих ходов, расчет и выбор режимов обработки по
справочникам.
19. Технологический процесс обработки деталей на токарном станке
с ЧПУ.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
20. Расчет режимов резания для токарной операции с ЧПУ
21. Корректировка режимов резания по результатам работы станка
22. Составление технологического процесса обработки деталей на
токарных станках с ЧПУ
Содержание
23. Грузоподъемные и транспортные устройства: классификация,
назначение,
применение,
устройство,
принцип
действия,
грузоподъемность.

Содержание
24. Порядок применения контрольно-измерительных приборов и
инструментов
25. Способы установки и выверки деталей
26. Принципы калибровки сложных профилей
В том числе практических занятий и лабораторных работ
27. Контроль соответствия качества деталей требованиям
технической документации
Тема 1.6.
Содержание
Грузоподъемные механизмы 28. Общие сведения о грузоподъёмных механизмах
29. Грузозахватные приспособления

40
30. Элементы грузовых и тяговых устройств. Механизмы подъёма и
передвижения
31. Схемы строповки грузов
32. Сигналы между стропальщиками и крановщиками
33. Безопасность труда при эксплуатации подъёмно-транспортных
машин
В том числе практических занятий и лабораторных работ
34. Составление схемы строповки различных грузов
Учебная практика по разделу 1.
Виды работ
обработка деталей на токарных станках с программным управлением; настройка токарного станка
с ЧПУ на различные скорость и подачу; запуск ПО NCCAD; работа с раскрывающимися меню;
настройка токарного станка с ЧПУ для обработки деталей типа «Вал»; ввод программы для
обработки детали на токарном станке с ЧПУ; подналадка и корректировка инструмента на
токарном станке с ЧПУ.
Производственная практика раздела 1
Виды работ
ведение процессов обработки типа валов и втулок на токарных станках с ЧПУ с пульта по 8-11
квалитетам точности с большим числом переходов и применением трех и более режущих
инструментов; контроль выхода инструмента в исходную точку и корректировка параметров
выхода; контроль обработки поверхности деталей контрольно-измерительными инструментами;
устранение мелких неполадок в работе инструмента и приспособлений; обработка винтов, втулок
цилиндрических, гаек, упоров, фланцев, колец, ручек на токарных станках с ЧПУ; сверление,
цекование, зенкование, нарезание резьбы в сквозных и глухих отверстиях на токарных станках с
ЧПУ; подналадка отдельных узлов и механизмов в процессе работы на токарном станке с ЧПУ;
Техническое обслуживание токарных станков с ЧПУ; проверки качества обработки поверхности
деталей.
Рекомендуемая форма промежуточной аттестации
Всего:

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Мастерская Токарная с числовым программным управлением, оснащенная в
соответствии с приложением 3 ОПОП-П.
Оснащенные базы практики (мастерские/зоны по видам работ), оснащенные в
соответствии с приложением 3 ОПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
3.2.1. Основные печатные издания

41

1.
Горяинов, Д. С. Разработка технологии изготовления и программирование
обработки на станках с ЧПУ и ОЦ: учебное пособие для СПО / Д. С. Горяинов, Ю. И.
Кургузов, Н. В. Носов. — Саратов: Профобразование, 2022. — 105 c.
2.
Основы программирования токарной обработки деталей на станках с ЧПУ в
системе «Sinumerik»: учебное пособие для СПО / А. А. Терентьев, А. И. Сердюк, А. Н.
Поляков, С. Ю. Шамаев. — Саратов: Профобразование, 2020. — 107 c.
3.
Поляков, А. Н. Разработка управляющих программ для станков с числовым
программным управлением. Система NX. В 2 частях. Часть 2: учебное пособие для СПО / А.
Н. Поляков, И. П. Никитина, И. О. Гончаров. — Саратов: Профобразование, 2020. — 118.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Крупнейший
русскоязычный
форум,
посвященный
тематике
CAD/CAM/CAE/PDM-систем, обсуждению производственных вопросов и конструкторскотехнологической подготовки производства, URL: http://www.fsapr2000.ru
2.
Надёжность систем автоматизации: конспект лекций [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://gendocs.ru/v37929/лекции автоматизация технологических процессов
и производств
3.
Рачков, М. Ю.
Автоматизация производства: учебник для среднего
профессионального образования / М. Ю. Рачков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2021. — 182 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12973-1.
—
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/475596
4.
Специализированный
информационно-аналитический
интернет-ресурс,
посвященный машиностроению. URL: http://www/i-mash.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код ПК, ОК

ПК Х.1. Осуществлять
подготовку,
наладку и обслуживание рабочего места
для работы на фрезерных станках.
ПК Х.2. Осуществлять
подготовку
к
использованию инструмента и оснастки
для работы на фрезерных станках в
соответствии с заданием.
ПК Х.3. Определять последовательность и
оптимальные
режимы
обработки
различных деталей на фрезерных станках
в соответствии с заданием.
ПК Х.4. Осуществлять технологический
процесс обработки деталей на фрезерных
станках с соблюдением требований к
качеству, в соответствии с заданием и с

Критерии оценки
результата
(показатели
освоенности
компетенций)
выполняет работы в
соответствии с
установленными
регламентами и
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами;
демонстрирует
правильную
последовательность
выполнения действий во
время выполнения
практических работ;
грамотно составляет
план практической

Формы контроля и
методы оценки
экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ;
оценка защиты
отчётов по
практическим
занятиям;
оценка выполнения
тестовых заданий

42

технической документацией
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные
средства поиска, анализа и интерпретации
информации
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на
основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности
ОК 09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках

работы;
организует рабочее
место в соответствии с
выполняемой работой и
требованиями охраны
труда


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».