ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00FE463D26D30A64F427C9AC1968C7C79C Владелец: Гудков Константин Геннадиевич Действителен: с 14.09.2023 до 07.12.2024 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к ОПОП-П по профессии 15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ОГЛАВЛЕНИЕ «ПМ.01 ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ТОКАРНЫХ СТАНКАХ» ...................... «ПМ.02 ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ФРЕЗЕРНЫХ СТАНКАХ «ПМ.03 НАЛАДКА ОБОРУДОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ТОКАРНЫХ СТАНКАХ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ» ...................................................... «ПМ.04 ОСВОЕНИЕ ПРОФЕСИИ ТОКАРЬ» ..................................................................................... 2024 г. 2 Приложение 1.1 к ОПОП-П по профессии 15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков Рабочая программа профессионального модуля «ПМ.01 ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ТОКАРНЫХ СТАНКАХ » 2024 г. 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Общая характеристика ............................................................................................................................... 1.1. Цель и место профессионального модуля «ПМ. 0Х Изготовление различных деталей на токарных станках » в структуре образовательной программы .............................................. 1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля ......................................... 2. Структура и содержание профессионального модуля .......................................................................... 2.1. Трудоемкость освоения модуля ............................................................................................... 2.2. Структура профессионального модуля ................................................................................... 2.3. Содержание профессионального модуля ................................................................................ 3. Условия реализации профессионального модуля ................................................................................. 3.1. Материально-техническое обеспечение .................................................................................. 3.2. Учебно-методическое обеспечение ......................................................................................... 4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ........................................... 4 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ. 01Изготовление различных деталей на токарных станках » 1.1. Цель и место профессионального модуля в структуре образовательной программы Цель модуля: освоение вида деятельности «Изготовление различных деталей на токарных станках ». Профессиональный модуль включен в обязательную часть образовательной программы по направленностям «токарь (универсал) – оператор станков с программным управлением (токарные работы)», «станочник широкого профиля», «токарь (универсал) оператор - наладчик станков с программным управлением (включая многокоординатные обрабатывающие центры)». 1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля Результаты освоения профессионального модуля соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П). В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен1: Код ОК, ПК ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам 1 Уметь Знать Владеть навыками распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности - Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2. 5 (самостоятельно или с помощью наставника) ОК 02.Использовать определять задачи для современные средства поиска информации; поиска, анализа и определять интерпретации необходимые информации и источники информационные информации; технологии для планировать процесс выполнения задач поиска; профессиональной структурировать деятельности получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. ОК 03.Планировать и определять реализовывать актуальность собственное нормативно-правовой профессиональное и документации в личностное развитие, профессиональной предпринимательскую деятельности; деятельность в применять профессиональной современную научную сфере, использовать профессиональную знания по правовой и терминологию; финансовой определять и грамотности в выстраивать различных жизненных траектории ситуациях. профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 6 ОК 04.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06.Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07.Содействовать профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники финансирования организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения соблюдать нормы правила экологической - 7 сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона ОК 08.Использовать использовать средства физической физкультурнокультуры для оздоровительную сохранения и деятельность для укрепления здоровья в укрепления здоровья, процессе достижения жизненных профессиональной и профессиональных деятельности и целей; применять поддержания рациональные приемы необходимого уровня двигательных функций физической в профессиональной подготовленности деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии ОК 09.Пользоваться понимать общий смысл профессиональной четко произнесенных документацией на высказываний на государственном и известные темы иностранном языках (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона. роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной 8 ПК 1.1. Осуществлять подготовку, наладку и обслуживание рабочего места для работы на токарных станках ПК 1.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на токарных станках в соответствии с заданием ПК 1.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных деталей на токарных станках в соответствии с заданием ПК 1.4. Осуществлять технологический процесс обработки деталей на токарных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места токаря в соответствии с техническим регламентом, с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности выбирать и подготавливать к работе технологическую оснастку, в т.ч. универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольноизмерительный инструмент рассчитывать и устанавливать последовательность и оптимальный режим токарной обработки в соответствии с требованиями чертежа осуществлять токарную обработку заготовок простых деталей: с точностью размеров по 10–14-му квалитету; с точностью по 7–9-му квалитету; по 5-му, 6му квалитету; осуществлять токарную направленности устройства и принципа действия универсальных токарных станков; правила подготовки к работе и содержания рабочего места токаря, технического регламента, требований охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности конструктивных особенностей, правил управления, наладки и проверки на точность токарных станков различных типов; устройство, правил применения, проверки на точность технологической оснастки, в т.ч. универсальных и специальных приспособлений, режущего инструмента, контрольноизмерительных инструментов основы теории резания металлов; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; выполнения подготовительных работ и обслуживание рабочего места токаря технология выполнения токарных работ; правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ осуществления технологического процесса обработки и доводки изделий на токарных станках с соблюдением требований к качеству в соответствии с заданием и использования инструмента и оснастки для работы на токарных станках в соответствии с полученным заданием определения последовательности и оптимальных режимов обработки различных изделий на токарных станках в соответствии с заданием 9 заданием и с технической документацией обработку заготовок деталей средней сложности: с точностью размеров по 10-му, 11-му квалитету; по 12–14-му квалитету; по 7–9-му квалитету; осуществлять токарную обработку заготовок сложных деталей по 10му, 11-му квалитету нарезать наружную и внутреннюю резьбу на заготовках деталей метчиком и плашкой; нарезать наружную и внутреннюю однозаходной треугольного профиля, прямоугольную и трапецеидальную резьбу на заготовках деталей резцами и вихревыми головками; нарезать и накатывать наружные и внутренние двухзаходные резьбы на заготовках деталей осуществлять контроль простых деталей с точностью размеров по 10–14-му квалитету и деталей средней сложности с точностью размеров по 12–14-му квалитету, а также простых крепежных наружных и внутренних резьб; осуществлять контроль простых деталей с точностью размеров по 7–9-му квалитету, деталей средней сложности с точностью размеров по 10-му, 11му квалитету и сложных деталей – по 12–14-му квалитету, а также наружных и внутренних однозаходных резьб; осуществлять контроль простых деталей с точностью размеров по 5-му, 6-му квалитету, деталей средней технической документацией 10 сложности с точностью размеров по 7–9-му квалитету и сложных с точностью размеров по 10-му, 11-му квалитету, а также наружных и внутренних двухзаходных резьб 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Трудоемкость освоения модуля Наименование составных частей модуля В т.ч. в форме практ. подготовки 42 ХХ 180 72 108 ХХ 222 Объем в часах Учебные занятия Курсовая работа (проект) Самостоятельная работа Практика, в т.ч.: учебная производственная Промежуточная аттестация Всего 84 ХХ 180 72 108 ХХ 264 2.2. Структура профессионального модуля Учебная практика Производственная практика 3 4 5 6 7 8 9 10 156 114 84 84 х - 72 Учебные занятия Самостоятельная работа2 2 Раздел 1. Обработка деталей на токарных станках Учебная практика Производственная практика Промежуточная аттестация Всего: Курсовая работа (проект) 1 ПК 1.1.- ПК 1.4. ОК 01. – ОК 09 Всего, час. Обучение по МДК, в т.ч.: Наименования разделов профессионального модуля В т.ч. в форме практической подготовки Код ОК, ПК 72 108 108 108 Х 264 222 84 84 Х Х 2.3. Содержание профессионального модуля 2 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией. 72 108 11 Наименование разделов и Содержание учебного материала, практических и лабораторных тем занятия Раздел 1. Обработка деталей на токарных станках МДК.01.01 Технология изготовления деталей на токарных станках Тема 1.1 Основные Содержание сведения о токарной 1. Сущность токарной обработки. Устройство токарно-винторезного обработке станка. Понятие о процессе образования стружки 2. Токарные резцы. Материалы рабочей части резцов. Износ и заточка резцов, правила пользования резцами 3. Понятие о режиме резания при точении. Организация рабочего места токаря. Правила безопасной работы на токарных станках Тема 1.2 Устройство, Содержание принцип работы и 4. Типы станков токарной группы. Передачи, используемые в кинематика станков токарных станках. Детали, используемые в токарных станках. Понятие токарной группы о кинематических схемах. Типовые механизмы, используемые в конструкции станков. 5. Токарно-винторезные станки. Диагностические неисправности токарно-винторезного станка. 6. Приводы токарных станков (гидроприводы, пневмоприводы, Электрические приводы). В том числе практических занятий и лабораторных работ 7. Проверка токарного станка на точность. Тема 1.3 Оснастка Содержание токарных станков 8. Патроны, планшайбы, оправки, хомутики, центы, люнеты Тема 1.4. Обработка Содержание наружных цилиндрических 9. Общие сведения о цилиндрических поверхностях. Способы поверхностей установок и закрепления заготовок при обработке. 10. Резцы для обработки наружных цилиндрических и торцевых поверхностей. В том числе практических занятий и лабораторных работ 11. Обработка гладких наружных цилиндрических поверхностей (обтачивание). 12. Обработка плоских торцовых поверхностей и уступов (подрезание). 13. Вытачивание наружных канавок (прорезание) и отрезание. Тема 1.5. Обработка Содержание цилиндрических отверстий 14. Общие сведения о деталях с отверстиями. Способы обработки отверстий. 15. Сверление и рассверливание. Элементы режима резания при сверлении. В том числе практических занятий и лабораторных работ 16. Зенкерование 17. Растачивание 18. Развертывание Тема 1.6. Технология Содержание нарезания резьб 19. Общие сведения о резьбах. Инструменты, используемые при изготовлении резьбы. 20. Технология нарезания крепежных резьб. Виды дефектов резьбовой поверхности. В том числе практических занятий и лабораторных работ 21. Нарезание резьбы плашками 22. Нарезание резьбы метчиками 23. Нарезание резьбы резьбонарезными головками. Технология 12 нарезания резьб резцами Содержание 24. Общие сведения о конических поверхностей. Способы получения конических поверхностей 25. Дефекты возникающие при обработке конических поверхностей 26. Общие сведения о фасонных поверхностях. Инструмент, используемый при обработке фасонных поверхностей 27. Технология обработки фасонных поверхностей. Контроль фасонных поверхностей В том числе практических занятий и лабораторных работ 28. Обработка конических поверхностей Учебная практика по разделу 1. Виды работ Проверка исправности и работоспособности токарного станка на холостом ходу. Подготовка контрольно-измерительного, нарезного, шлифовального инструмента, универсальных приспособлений, технологической оснастки и оборудования. Установка, снятие крупногабаритных деталей, при промерах под руководством токаря более высокой квалификации с использованием специализированного подъемного оборудования. Смазка механизмов станка и приспособлений в соответствии с инструкцией, контроль наличия смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ). Установка, закрепление и снятие заготовки при обработке. Заточка резцов и сверл, контроль качества заточки. Установка резцов (в том числе со сменными режущими пластинами), сверл. Управление токарными станками с высотой центров до 650. Обработка деталей по 12 - 14 квалитетам на универсальных токарных станках без применения и с применением универсальных приспособлений. Обработка деталей по 8 - 11 квалитетам на специализированных станках, налаженных для обработки определенных простых и средней сложности деталей или выполнения отдельных операций. Сверление отверстий глубиной до 5 диаметров сверла. Нарезка наружной, внутренней треугольной и прямоугольной резьбы (метрической, трубной, упорной) диаметром до 24 мм метчиком или плашкой. Производственная практика раздела 1 Виды работ Обработка конусных поверхностей под притирку. Нарезка профилей многозаходных червяков под шлифование, окончательная нарезка профилей однозаходных червяков. Обработка длинных валов и винтов с применением подвижного и неподвижного люнетов, выполнение глубокого сверления и растачивания отверстий пушечными сверлами и другим специальным инструментом. Навивка пружины на токарном станке из проволоки диаметром более 15 мм в горячем состоянии. Выполнение давильных операций роликами (закатка, раскатка, зигование). Обработка деталей, требующих точного соблюдения размеров между центрами эксцентрично расположенных отверстий или мест обточки. Обработка тонкостенных деталей с толщиной стенки до 1 мм и длиной свыше 200 мм. Обработка деталей из легированных сталей и твердых сплавов. Обработка детали из графитовых изделий для производства твердых сплавов. Обработка новых и перетачивание выработанных прокатных валков с калиброванием простых и средней сложности профилей. Строповка и увязка грузов для подъема, перемещения, установки и складирования. Рекомендуемая форма промежуточной аттестации – Всего: Тема 1.7. Обработка конических и фасонных поверхностей 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Материально-техническое обеспечение Мастерская Токарная-универсальная, оснащенная в соответствии с приложением 3 ОПОП-П. Оснащенные базы практики (мастерские/зоны по видам работ), оснащенные в соответствии с приложением 3 ОПОП-П. 13 3.2. Учебно-методическое обеспечение Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Мычко, В. С. Токарная обработка. Справочник токаря : учебное пособие / В. С. Мычко. — Минск : РИПО, 2019. — 356 с. — ISBN 978-985-503-899-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/131985 (дата обращения: 05.11.2023). 2. Мычко, В. С. Токарное дело. Сборник контрольных заданий : учебное пособие / В. С. Мычко. — Минск : РИПО, 2019. — 192 с. — ISBN 978-985-503-900-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/131988 (дата обращения: 05.11.2023). 3.2.2. Основные электронные издания 1. Гуртяков, А. М. Металлорежущие станки. Расчет и проектирование : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. М. Гуртяков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 135 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08481-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470926 (дата обращения: 05.11.2023). 2. Мирошин, Д. Г. Технология обработки на токарных станках : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Мирошин, Э. Э. Агаева ; под общей редакцией И. Н. Тихонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14667-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519978 (дата обращения: 05.11.2023). . 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код ПК, ОК ПК 1.1. Осуществлять подготовку, наладку и обслуживание рабочего места для работы на токарных станках. ПК 1.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на токарных Критерии оценки результата (показатели освоенности компетенций) выполняет работы в соответствии с установленными регламентами и соблюдением правил безопасности труда, санитарными нормами; демонстрирует правильную последовательность выполнения действий во время выполнения Формы контроля и методы оценки экспертное наблюдение выполнения практических работ; оценка защиты отчётов по практическим занятиям; оценка выполнения тестовых заданий 14 станках в соответствии с заданием. ПК 1.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных деталей на токарных станках в соответствии с заданием. ПК 1.4. Осуществлять технологический процесс обработки деталей на токарных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с технической документацией ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных практических работ; грамотно составляет план практической работы; организует рабочее место в соответствии с выполняемой работой и требованиями охраны труда 15 ситуациях ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 16 Приложение 1.2 к ОПОП-П по профессии 15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков Рабочая программа профессионального модуля «ПМ.02 ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ФРЕЗЕРНЫХ СТАНКАХ » 2024 г. 17 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Общая характеристика ............................................................................................................................... 1.1. Цель и место профессионального модуля «ПМ.02 Изготовление различных деталей на фрезерных станках » в структуре образовательной программы................................................. 1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля ......................................... 2. Структура и содержание профессионального модуля .......................................................................... 2.1. Трудоемкость освоения модуля ............................................................................................... 2.2. Структура профессионального модуля ................................................................................... 2.3. Содержание профессионального модуля ................................................................................ 3. Условия реализации профессионального модуля ................................................................................. 3.1. Материально-техническое обеспечение .................................................................................. 3.2. Учебно-методическое обеспечение ......................................................................................... 4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ........................................... 18 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02Изготовление различных деталей на фрезерных станках » 1.1. Цель и место профессионального модуля в структуре образовательной программы Цель модуля: освоение вида деятельности «Изготовление различных деталей на фрезерных станках ». Профессиональный модуль включен в обязательную часть образовательной программы по направленностям «фрезеровщик (универсал) – оператор станков с программным управлением (фрезерные работы)», «станочник широкого профиля», «фрезеровщик (универсал) - оператор - наладчик станков с программным управлением (включая многокоординатные обрабатывающие центры)» 1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля Результаты освоения профессионального модуля соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П). В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен: Код ОК, ПК ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02.Использовать Уметь Знать Владеть навыками распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) определять задачи для актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности - номенклатура 19 современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. ОК 03.Планировать и определять реализовывать актуальность собственное нормативно-правовой профессиональное и документации в личностное развитие, профессиональной предпринимательскую деятельности; деятельность в применять профессиональной современную научную сфере, использовать профессиональную знания по правовой и терминологию; финансовой определять и грамотности в выстраивать траектории различных жизненных профессионального ситуациях. развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 20 ОК 04.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06.Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники финансирования организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной - 21 производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях профессии осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона ОК 08.Использовать использовать средства физической физкультурнокультуры для оздоровительную сохранения и деятельность для укрепления здоровья в укрепления здоровья, процессе достижения жизненных профессиональной и профессиональных деятельности и целей; применять поддержания рациональные приемы необходимого уровня двигательных функций физической в профессиональной подготовленности деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии ОК 09.Пользоваться понимать общий смысл профессиональной четко произнесенных документацией на высказываний на государственном и известные темы иностранном языках (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы ПК 2.1. Осуществлять осуществлять деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона. роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности устройство и принципы выполнения 22 подготовку, наладку и обслуживание рабочего места для работы на фрезерных станках ПК 2.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на фрезерных станках в соответствии с заданием подготовку к работе и обслуживание рабочего места фрезеровщика в соответствии с техническим регламентом, с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольноизмерительный инструмент и оснастку ПК 2.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных деталей на фрезерных станках в соответствии с заданием устанавливать оптимальный режим фрезерной обработки в соответствии с требованиями чертежа ПК 2.4. Осуществлять технологический процесс обработки деталей на фрезерных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с технической документацией осуществлять фрезерование заготовок простых деталей с точностью размеров по 12–14-му квалитету; по 10-му, 11-му квалитету; по 7–9-му квалитету; осуществлять фрезерование заготовок сложных деталей с точностью размеров по 12–14-му квалитету; по 10-му, 11-му квалитету; осуществлять фрезерование зубьев деталей зубчатых передач по 10-й, 11-й действия универсальных фрезерных станков, правила подготовки к работе и содержание рабочих мест фрезеровщика, технический регламент, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности конструктивных особенностей, правил управления, наладки и проверки на точность фрезерных станков различных типов; устройства, правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений, режущего инструмента, контрольноизмерительных инструментов и оснастки основы теории резания металлов, правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка технология выполнения фрезерных работ, правила проведения и технологии проверки качества выполненных работ подготовительных работ и обслуживании рабочего места фрезеровщика подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на фрезерных станках в соответствии с полученным заданием определения последовательности и оптимального режима обработки различных изделий на фрезерных станках в соответствии с заданием осуществления технологического процесса обработки и доводки изделий на фрезерных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией 23 степени точности; зубчатых передач 9-й степени точности; осуществлять контроль качества обработки простых деталей с точностью размеров по 12–14-му квалитету; по 10-му, 11-му квалитету, сложных деталей – по 12–14-му квалитету и деталей зубчатых передач 10-й, 11-й степени точности; по 7–9-му квалитету, сложных деталей – по 10-му, 11-му квалитету и деталей зубчатых передач 9-й степени точности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Трудоемкость освоения модуля Наименование составных частей модуля В т.ч. в форме практ. подготовки 42 ХХ 180 72 108 ХХ 222 Объем в часах Учебные занятия Курсовая работа (проект) Самостоятельная работа Практика, в т.ч.: учебная производственная Промежуточная аттестация Всего 84 ХХ 180 72 108 ХХ 264 3 Код ОК, ПК Наименования разделов профессионального модуля Всего, час. В т.ч. в форме практической подготовки Обучение по МДК, в т.ч.: Учебные занятия Курсовая работа (проект) Самостоятельная работа3 Учебная практика Производственная практика 2.2. Структура профессионального модуля 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией. 24 ПК 2.1.- ПК 2.4. ОК 01. – ОК 09. Раздел 1. Обработка деталей на фрезерных станках Учебная практика Производственная практика Промежуточная аттестация Всего: 156 114 84 84 х - 72 72 108 108 108 Х 264 222 84 84 Х Х 72 2.3. Содержание профессионального модуля Наименование разделов и Содержание учебного материала, практических и лабораторных тем занятия Раздел 1. Обработка деталей на фрезерных станках МДК.02.01 Технология изготовления деталей на фрезерных станках Тема 1.1 Основы теории Содержание резания металлов и общие 1. Понятие о процессе резания металлов. Понятие о геометрии сведения о фрезерной резцов. обработке 2. Типы фрез и способы фрезерования. Выбор материала и геометрических параметров лезвия фрезы 3. Период стойкости фрез. Как оценить износ фрезы. Сила резания при фрезеровании. Воздействие на заготовку в процессе встречного и попутного фрезерования. Применение смазочно-охлаждающих жидкостей при фрезеровании. Понятие об организации рабочего места и его обслуживании. Тема 1.2 Фрезерные станки Содержание 4. Классификация станков фрезерной группы. Консольно-фрезерные станки. Вертикально-фрезерные станки с крестовым столом (бесконсольные). 5. Продольно-фрезерные станки. Фрезерные станки непрерывною действия. 6. Копировально-фрезерные станки. Шпоночно-фрезерные, торцефрезерные и зубофрезерные и резьбофрезерные станки. Испытание фрезерных станков. Эксплуатация станков. Тема 1.3 Установка и Содержание закрепление инструментов 7. Установка и закрепление фрез на горизонтально-фрезерных на фрезерных станках станках. Последовательность установки и закрепление. 8. Установка и закрепление фрез на вертикально-фрезерных станках. Насадные и кольцевые фрезы 9. Приспособления для установки и закрепления заготовок В том числе практических занятий и лабораторных работ 10. Установка и закрепление фрез и заготовок на горизонтальнофрезерных станках. 11. Установка и закрепление фрез и заготовок на вертикальнофрезерных станках Тема 1.4. Технология Содержание фрезерования плоских 12. Виды плоских поверхностей и требования к ним. Виды брака и поверхностей контроль. Технология фрезерования цилиндрическими фрезами. Технология фрезерования наружных и внутренних поверхностей. Технология фрезерования торцовыми фрезами. Технология 108 25 Тема 1.5. Технология фрезерования уступов и пазов Тема 1.6. Технология разрезания и отрезания заготовок Тема 1.7. Технология обработки фасонных поверхностей Тема 1.8. Делительные головки. Технология обработки отверстий фрезерования наружных и внутренних поверхностей. 13. Технология фрезерования набором фрез. Технология фрезерования наружных и внутренних поверхностей. Технология фрезерования наклонных поверхностей. Технология фрезерования прямоугольных поверхностей. В том числе практических занятий и лабораторных работ 14. Фрезерование прямоугольной наружной поверхности. Фрезерование прямоугольной внутренней поверхности. 15. Фрезерование плоскостей торцовыми фрезами. Фрезерование плоскостей цилиндрическими фрезами. 16. Фрезерование плоскостей набором фрез Содержание 17. Уступы и требования к ним. Виды брака и контроль. Технология фрезерования уступов дисковыми фрезами. Технология фрезерования уступов концевыми фрезами. Виды пазов и требования к ним. Фрезы для обработки пазов. Виды брака и контроль. 18. Технология фрезерования сквозных пазов и пазов открытых, с одной стороны. Технология фрезерования закрытых и замкнутых пазов. Технология фрезерования шпоночных пазов. Инструменты, приспособления и установка фрезы. 19. Технология фрезерования Т - образных пазов. Технология фрезерования пазов типа «ласточкин хвост». В том числе практических занятий и лабораторных работ 20. Выбор оптимального типоразмера дисковой фрезы для фрезерования уступов. Подбор и расчет режимов резания по табличным данным для фрезерования уступов дисковыми фрезами. 21. Выбор оптимального типоразмера концевой фрезы для фрезерования уступов. Подбор и расчет режимов резания по табличным данным для фрезерования уступов концевыми фрезами» 22. Подбор и расчет режимов резания по табличным данным для фрезерования пазов концевыми фрезами. Фрезерование уступов. Фрезерование Т - образного паза. Фрезерование паза типа «ласточкин хвост». Содержание 23. Технология отрезания и разрезания. Виды брака и контроль. 24. Технология прорезания шлицев и пазов. Виды брака и контроль. В том числе практических занятий и лабораторных работ 25. Подбор и расчет режимов резания по табличным данным для операции отрезания отрезными фрезами. Подбор и расчет режимов резания по табличным данным для операции прорезания прорезными фрезами. Фрезерование прорезей прорезными фрезами. Содержание 26. Виды фасонных поверхностей. Виды брака и контроль. Обработка фасонных поверхностей замкнутого и незамкнутого контура. 27. Технология фрезерования радиусных поверхностей. Виды брака и контроль. В том числе практических занятий и лабораторных работ 28. Фрезерование радиусной поверхности концевой фрезой. Фрезерование фасонной поверхности сложной детали на поворотном столе с применением копира. Содержание 29. Назначение и виды делительных головок. Устройство. Делительные головки непосредственного деления. Делительные головки простого деления. Универсальная делительная головка 26 30. Технология фрезерования многогранников. Технология нарезания резьбы и спирали на УДГ и ОДГ с выполнением необходимых расчетов. 31. Сверление и рассверливание отверстий. Зенкерование и зенкование отверстий. Развертывание отверстий. Виды брака и контроль. Технология фрезерования однозаходной резьбы и спирали. В том числе практических занятий и лабораторных работ 32. Расчет диаметра сверла для сверления отверстия заданного размера. Расчет диаметра зенкера для зенкерования отверстия Учебная практика по разделу 1. Виды работ фрезерование на горизонтальных, вертикальных и копировальных фрезерных станках детали с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений, соблюдением последовательности обработки и режимов резания, в соответствии с технологической картой или указаниями мастера, а также методом совмещенной плазменно-механической обработки, в том числе выполнение указанных работ, по обработке деталей из труднообрабатываемых и жаропрочных металлов крупногабаритных деталей и узлов, на уникальном оборудовании; фрезеровать прямоугольные и радиусные наружные и внутренние поверхности, уступы, пазы, канавки, однозаходные резьбы и спирали; фрезеровать зубья шестерен и зубчатых реек; фрезеровать наружные и внутренние плоскости различных конфигураций и сопряжений, однозаходных резьб и спиралей; фрезеровать детали и инструмент, требующие комбинированного крепления и точной выверки в нескольких плоскостях, на универсальных, копировально продольно - фрезерных станках различных типов и конструкций; фрезеровать наружные и внутренние поверхности штампов, пресс - форм и матриц сложной конфигурации с труднодоступными для обработки и измерения местами; фрезеровать сложные детали; нарезать всевозможные резьбы и спирали на универсальных и оптических делительных головках с выполнением всех необходимых расчетов; выполнять операции по фрезерованию граней, прорезей, шипов, радиусов и плоскостей; обрабатывать крупные детали на многошпиндельных продольно фрезерных станках с одновременной обработкой двух или трех поверхностей и предварительной обработкой более сложных деталей Производственная практика раздела 1 Виды работ выполнение различных работ на станках фрезерной группы; самостоятельное осуществление подналадки фрезерных станков; контроль качество выполняемых работ и сдача готовой продукции; осуществлять фрезерование заготовок простых деталей с точностью размеров по 12–14-му квалитету; по 10-му, 11-му квалитету; по 7–9-му квалитету; осуществлять фрезерование заготовок сложных деталей с точностью размеров по 12–14-му квалитету; по 10-му, 11-му квалитету; осуществлять фрезерование зубьев деталей зубчатых передач по 10-й, 11-й степени точности; зубчатых передач 9-й степени точности; осуществлять контроль качества обработки простых деталей с точностью размеров по 12–14-му квалитету; по 10-му, 11-му квалитету, сложных деталей – по 12–14-му квалитету и деталей зубчатых передач 10-й, 11-й степени точности; по 7–9-му квалитету, сложных деталей – по 10-му, 11-му квалитету и деталей зубчатых передач 9-й степени точности; Рекомендуемая форма промежуточной аттестации – Всего: 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Материально-техническое обеспечение Мастерская Фрезерная-универсальная, оснащенная в соответствии с приложением 3 ОПОП-П. 27 Оснащенные базы практики (мастерские/зоны по видам работ), оснащенные в соответствии с приложением 3 ОПОП-П. 3.2. Учебно-методическое обеспечение Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания 3.2.1. Основные печатные издания 1. Вереина, Л.И. Выполнение работ по профессии «Фрезеровщик» : Пособие по учебной практике : учеб пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Вереина. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2020 - 160 с. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Гуртяков, А. М. Металлорежущие станки. Расчет и проектирование : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. М. Гуртяков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 135 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08481-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470926 (дата обращения: 05.11.2023). 2. Черепахин, А. А. Технологические процессы в машиностроении / А. А. Черепахин, В. А. Кузнецов. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 184 с. — ISBN 978-5507-45903-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/291206 (дата обращения: 05.11.2023). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код ПК, ОК ПК 2.1. Осуществлять подготовку, наладку и обслуживание рабочего места для работы на фрезерных станках. ПК 2.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на фрезерных станках в соответствии с заданием. ПК 2.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных деталей на фрезерных станках в соответствии с заданием. Критерии оценки результата (показатели освоенности компетенций) выполняет работы в соответствии с установленными регламентами и соблюдением правил безопасности труда, санитарными нормами; демонстрирует правильную последовательность выполнения действий во Формы контроля и методы оценки экспертное наблюдение выполнения практических работ; оценка защиты отчётов по практическим занятиям; оценка выполнения тестовых заданий 28 ПК 2.4. Осуществлять технологический процесс обработки деталей на фрезерных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с технической документацией ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках время выполнения практических работ; грамотно составляет план практической работы; организует рабочее место в соответствии с выполняемой работой и требованиями охраны труда 29 Приложение 1.3 к ОПОП-П по профессии 15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков Рабочая программа профессионального модуля «ПМ.03 НАЛАДКА ОБОРУДОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ТОКАРНЫХ СТАНКАХ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ » 2024 г. 30 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Общая характеристика ............................................................................................................................... 1.1. Цель и место профессионального модуля «ПМ.03 Наладка оборудования и изготовление различных деталей на токарных станках с программным управлением » в структуре образовательной программы ......................................................................................... 1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля ......................................... 2. Структура и содержание профессионального модуля .......................................................................... 2.1. Трудоемкость освоения модуля ............................................................................................... 2.2. Структура профессионального модуля ................................................................................... 2.3. Содержание профессионального модуля ................................................................................ 3. Условия реализации профессионального модуля ................................................................................. 3.1. Материально-техническое обеспечение .................................................................................. 3.2. Учебно-методическое обеспечение ......................................................................................... 4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ........................................... 31 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.03 Наладка оборудования и изготовление различных деталей на токарных станках с программным управлением » 1.1. Цель и место профессионального модуля в структуре образовательной программы Цель модуля: освоение вида деятельности «Наладка оборудования и изготовление различных деталей на токарных станках с программным управлением ». Профессиональный модуль включен в обязательную часть образовательной программы по направленностям: «токарь (универсал) – оператор станков с программным управлением (токарные работы)», токарь (универсал) - оператор - наладчик станков с программным управлением (включая многокоординатные обрабатывающие центры). 1.2. Планируемые результаты освоения профессионального модуля Результаты освоения профессионального модуля соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П). В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен: Код ОК, ПК ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02.Использовать Уметь Знать Владеть навыками распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) определять задачи для актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности - номенклатура - 32 современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. ОК 03.Планировать и определять реализовывать актуальность собственное нормативно-правовой профессиональное и документации в личностное развитие, профессиональной предпринимательскую деятельности; деятельность в применять профессиональной современную научную сфере, использовать профессиональную знания по правовой и терминологию; финансовой определять и грамотности в выстраивать траектории различных жизненных профессионального ситуациях. развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты - 33 ОК 04.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06.Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники финансирования организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности - особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений - описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения - соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной - 34 производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях профессии осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона ОК 08.Использовать использовать средства физической физкультурнокультуры для оздоровительную сохранения и деятельность для укрепления здоровья в укрепления здоровья, процессе достижения жизненных профессиональной и профессиональных деятельности и целей; применять поддержания рациональные приемы необходимого уровня двигательных функций физической в профессиональной подготовленности деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии ОК 09.Пользоваться понимать общий смысл профессиональной четко произнесенных документацией на высказываний на государственном и известные темы иностранном языках (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы ПК 3.1. Осуществлять осуществлять деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона. роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности - устройства и принципы выполнения 35 подготовку, наладку и обслуживание рабочего места для работы на токарных станках с программным управлением подготовку к работе и обслуживание рабочего места оператора станка с программным управлением в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности ПК 3.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на токарных станках с программным управлением в соответствии с полученным заданием (включая изготовление пробной детали и контроль параметров) ПК 3.3. Разрабатывать управляющие программы с применением систем автоматического программирования, систем автоматизированного проектирования и систем автоматизированного производства, диалогового программирования с пульта управления станком выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольноизмерительный инструмент и оснастку осуществлять построение 3d модели детали по чертежу; разрабатывать технологический процесс обработки деталей; осуществлять написание управляющей программы в CAD/САМ (для 3 осей); осуществлять написание управляющей программы в CAD/CAM (до 5 осей); осуществлять написание управляющей программы со стойки станка с программным управлением; подбирать оптимальные параметры и режимы резания под конкретный инструмент и работы токарных станков с программным управлением; правила подготовки к работе и содержания рабочих мест оператора станка с программным управлением, технического регламента, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности наименования, назначения, устройства и правила применения приспособлений, режущего и измерительного инструмента; основы теории резания металлов; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка подготовительных работ и обслуживания рабочего места оператора станка с программным управлением методы разработки технологического процесса изготовления деталей на токарных станках с программным управлением; теории программирования станков с программным управлением с использованием G-кода; приемы программирования одной или более систем программного управления; приемы работы в CAD/САМ системах; порядок заполнения и чтения операционной карты работы станка с программным управлением; способы использования (корректировки) существующих программ для разработки управляющих программ с применением систем автоматического программирования, систем автоматизированного проектирования и систем автоматизированного производства, диалогового программирования с пульта управления станком подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на токарных станках с программным управлением, настройки станка в соответствии с заданием (включая пробную деталь и контроль параметров пробной детали) 36 ПК 3.4. Адаптировать разработанные управляющие программы на основе анализа входных данных, технологической и конструкторской документации в соответствии с полученным заданием ПК 3.5. Выполнять обработку деталей на токарных станках с программным управлением с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с технической поставленную задачу; проверять управляющие программы средствами вычислительной техники и осуществлять ее коррекцию; кодировать информацию и готовить данные для ввода в станок, записывая их на носитель; вводить управляющие программы в станок с программным управлением и контролировать циклы их выполнения при изготовлении деталей; применять методы и приемы отладки программного кода; работать в режиме корректировки управляющей программы составлять технологический процесс обработки деталей, изделий; определять возможности использования готовых управляющих программ на станках ЧПУ обрабатывать заготовки простой детали типа тела вращения с точностью размеров по 12 - 14-му квалитету; обрабатывать заготовки детали средней сложности типа тела вращения с точностью размеров до 8-го квалитета на токарном выполнения задания по изготовлению детали режимы резания по справочнику и паспорту станка правила подналадки и наладки; устройства, назначения и правила применения приспособлений и оснастки; правила проведения анализа и выбора готовых управляющих программ; основные направления автоматизации производственных процессов; системы программного управления станками; основные способы подготовки программы переноса программы на станок, адаптации разработанных управляющих программ на основе анализа входных данных, технологической и конструкторской документации обработки и доводки деталей, заготовок и инструментов на токарных станках с программным управлением с соблюдением требований к качеству в соответствии с заданием, 37 документацией станке с ЧПУ с многопозиционной револьверной головкой; обрабатывать заготовки сложной детали типа тела вращения с точностью размеров до 7-го квалитета на токарном станке с ЧПУ с приводным инструментом; осуществлять контроль параметров простой детали типа тела вращения с точностью размеров по 12 - 14-му квалитету, изготовленной на токарном универсальном станке с ЧПУ; осуществлять контроль параметров детали средней сложности типа тела вращения с точностью размеров до 8-го квалитета, изготовленной на токарном станке с ЧПУ с многопозиционной револьверной головкой; осуществлять контроль параметров сложной детали типа тела вращения с точностью размеров до 7-го квалитета, изготовленной на токарном станке с ЧПУ с приводным инструментом технологической и конструкторской документацией 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Трудоемкость освоения модуля Наименование составных частей модуля Учебные занятия Курсовая работа (проект) Самостоятельная работа Практика, в т.ч.: учебная производственная Промежуточная аттестация Объем в часах 84 ХХ 180 72 108 ХХ В т.ч. в форме практ. подготовки 42 ХХ 180 72 108 ХХ 38 Всего 264 222 Самостоятельная работа4 Учебная практика 3 156 4 114 5 84 6 84 7 х 8 - 9 72 10 72 108 108 108 Х 264 222 84 84 Х Х 72 2.3. Содержание профессионального модуля Наименование разделов и Содержание учебного материала, практических и лабораторных тем занятия Раздел 1. Наладка оборудования и изготовление различных деталей на токарных станках с программным управлением МДК.03.01 Технология изготовления деталей на токарных станках с программным управлением Тема 1.1 Содержание Основные направления 1. Особенности технологической подготовки производства при автоматизации применении токарных станков с ЧПУ производственных 2. Автоматизация технологических процессов процессов Тема 1.2 Содержание Устройство и принцип 3. Назначение, конструктивные особенности, кинематические работы токарных станков с схемы, правила наладки токарных станков с ЧПУ программным управлением 4. Узлы и блоки токарного станка с программным управлением: назначение, устройство, размещение, конструкция, принцип работы, правила управления 5. Условная сигнализация и назначение условных знаков на панели управления токарным станком с ЧПУ 6. Порядок работы станка в автоматическом режиме и в режиме 4 Производственная практика Курсовая работа (проект) 2 Раздел 1. Наладка оборудования и изготовление различных деталей на токарных станках с программным управлением Учебная практика Производственная практика Промежуточная аттестация Всего: Всего, час. Учебные занятия 1 ПК 3.1. - ПК 3.5. ОК 01. – ОК 09. Наименования разделов профессионального модуля Обучение по МДК, в т.ч.: Код ОК, ПК В т.ч. в форме практической подготовки 2.2. Структура профессионального модуля Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией. 108 39 Тема 1.3 Особенности проектирования технологических процессов для токарных станков с ЧПУ Тема 1.4. Грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах. Тема 1.5. Контроль качества обработанных поверхностей ручного управления. Начало работы с различного основного кадра. 7. Правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станка в процессе эксплуатации 8. Содержание рабочего места оператора токарного станка с числовым программным управлением. Требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности при работе на токарном станке с ЧПУ В том числе практических занятий и лабораторных работ 9. Программирование и выполнение процесса обработки деталей по квалитетам на токарном станке с ЧПУ (с пульта управления) 10. Выполнение установка и съема деталей после обработки на токарном станке с ЧПУ 11. Контроль выхода инструмента в исходную точку и его корректировка на токарном станке с ЧПУ 12. Установка инструмента в инструментальные блоки на токарном станке с ЧПУ 13. Замена блока с инструментом на токарном станке с ЧПУ 14. Устранение мелких неполадок в работе инструмента на токарном станке с ЧПУ 15. Устранение мелких неполадок в работе приспособлений на токарном станке с ЧПУ Содержание 16. Особенности выбора деталей, изготавливаемых на токарных станках с ЧПУ. Требования к заготовкам. Требования к технологичности конструкции деталей, обрабатываемых на токарных станках с ЧПУ 17. Выбор станочных приспособлений, режущих и вспомогательных инструментов для токарной операции с ЧПУ 18. Определение числа установок, числа и последовательности переходов и рабочих ходов, расчет и выбор режимов обработки по справочникам. 19. Технологический процесс обработки деталей на токарном станке с ЧПУ. В том числе практических занятий и лабораторных работ 20. Расчет режимов резания для токарной операции с ЧПУ 21. Корректировка режимов резания по результатам работы станка 22. Составление технологического процесса обработки деталей на токарных станках с ЧПУ Содержание 23. Грузоподъемные и транспортные устройства: классификация, назначение, применение, устройство, принцип действия, грузоподъемность. Содержание 24. Порядок применения контрольно-измерительных приборов и инструментов 25. Способы установки и выверки деталей 26. Принципы калибровки сложных профилей В том числе практических занятий и лабораторных работ 27. Контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации Тема 1.6. Содержание Грузоподъемные механизмы 28. Общие сведения о грузоподъёмных механизмах 29. Грузозахватные приспособления 40 30. Элементы грузовых и тяговых устройств. Механизмы подъёма и передвижения 31. Схемы строповки грузов 32. Сигналы между стропальщиками и крановщиками 33. Безопасность труда при эксплуатации подъёмно-транспортных машин В том числе практических занятий и лабораторных работ 34. Составление схемы строповки различных грузов Учебная практика по разделу 1. Виды работ обработка деталей на токарных станках с программным управлением; настройка токарного станка с ЧПУ на различные скорость и подачу; запуск ПО NCCAD; работа с раскрывающимися меню; настройка токарного станка с ЧПУ для обработки деталей типа «Вал»; ввод программы для обработки детали на токарном станке с ЧПУ; подналадка и корректировка инструмента на токарном станке с ЧПУ. Производственная практика раздела 1 Виды работ ведение процессов обработки типа валов и втулок на токарных станках с ЧПУ с пульта по 8-11 квалитетам точности с большим числом переходов и применением трех и более режущих инструментов; контроль выхода инструмента в исходную точку и корректировка параметров выхода; контроль обработки поверхности деталей контрольно-измерительными инструментами; устранение мелких неполадок в работе инструмента и приспособлений; обработка винтов, втулок цилиндрических, гаек, упоров, фланцев, колец, ручек на токарных станках с ЧПУ; сверление, цекование, зенкование, нарезание резьбы в сквозных и глухих отверстиях на токарных станках с ЧПУ; подналадка отдельных узлов и механизмов в процессе работы на токарном станке с ЧПУ; Техническое обслуживание токарных станков с ЧПУ; проверки качества обработки поверхности деталей. Рекомендуемая форма промежуточной аттестации Всего: 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Материально-техническое обеспечение Мастерская Токарная с числовым программным управлением, оснащенная в соответствии с приложением 3 ОПОП-П. Оснащенные базы практики (мастерские/зоны по видам работ), оснащенные в соответствии с приложением 3 ОПОП-П. 3.2. Учебно-методическое обеспечение Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания 3.2.1. Основные печатные издания 41 1. Горяинов, Д. С. Разработка технологии изготовления и программирование обработки на станках с ЧПУ и ОЦ: учебное пособие для СПО / Д. С. Горяинов, Ю. И. Кургузов, Н. В. Носов. — Саратов: Профобразование, 2022. — 105 c. 2. Основы программирования токарной обработки деталей на станках с ЧПУ в системе «Sinumerik»: учебное пособие для СПО / А. А. Терентьев, А. И. Сердюк, А. Н. Поляков, С. Ю. Шамаев. — Саратов: Профобразование, 2020. — 107 c. 3. Поляков, А. Н. Разработка управляющих программ для станков с числовым программным управлением. Система NX. В 2 частях. Часть 2: учебное пособие для СПО / А. Н. Поляков, И. П. Никитина, И. О. Гончаров. — Саратов: Профобразование, 2020. — 118. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Крупнейший русскоязычный форум, посвященный тематике CAD/CAM/CAE/PDM-систем, обсуждению производственных вопросов и конструкторскотехнологической подготовки производства, URL: http://www.fsapr2000.ru 2. Надёжность систем автоматизации: конспект лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gendocs.ru/v37929/лекции автоматизация технологических процессов и производств 3. Рачков, М. Ю. Автоматизация производства: учебник для среднего профессионального образования / М. Ю. Рачков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 182 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12973-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475596 4. Специализированный информационно-аналитический интернет-ресурс, посвященный машиностроению. URL: http://www/i-mash.ru 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код ПК, ОК ПК Х.1. Осуществлять подготовку, наладку и обслуживание рабочего места для работы на фрезерных станках. ПК Х.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на фрезерных станках в соответствии с заданием. ПК Х.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных деталей на фрезерных станках в соответствии с заданием. ПК Х.4. Осуществлять технологический процесс обработки деталей на фрезерных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с Критерии оценки результата (показатели освоенности компетенций) выполняет работы в соответствии с установленными регламентами и соблюдением правил безопасности труда, санитарными нормами; демонстрирует правильную последовательность выполнения действий во время выполнения практических работ; грамотно составляет план практической Формы контроля и методы оценки экспертное наблюдение выполнения практических работ; оценка защиты отчётов по практическим занятиям; оценка выполнения тестовых заданий 42 технической документацией ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках работы; организует рабочее место в соответствии с выполняемой работой и требованиями охраны труда