ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Приложение 7. Оценочные материалы
к ОПОП по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Сертификат: 1C7569190C23C57ECA30D8F60A7C946F
Владелец: Гудков Константин Геннадиевич
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(ОПИСАНИЕ)
базовая подготовка социально-экономический профиль
2025 г.
стр.1
ПРОГРАММА ПОДГОТО ВКИ СПЕЦИАЛИСТО В СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ).
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СОСТАВ КОМПЛЕКТА
1. Паспорт комплекта оценочных (контрольно-измерительных) материалов
1.1.Область применения
с.
4
1.2.Описание процедуры оценки и системы оценивания по программе
10
1.2.1.Общие положения об организации оценки
10
11
1.2.2. Промежуточная аттестация
1.2.3. Государственная итоговая аттестация
15
1.3. Инструменты оценки освоения элементов ППССЗ при промежуточной
аттестации
18
1.3.1. Общие подходы к оценке освоения элементов ППССЗ при проведении
промежуточной аттестации
18
1.3.2. Инструменты оценки при промежуточной аттестации результатов освоения
ППССЗ
18
ПРИЛОЖ ЕНИЯ
1. КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТ ЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КОМПЛ ЕКСЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОТД ЕЛ ЬНЫМ ЭЛ ЕМ ЕНТАМ ППССЗ
2. КОМПЛ ЕКСЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТ ВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
.
стр.2
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ
(КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ) МАТЕРИАЛОВ
1.1. Область применения и краткая характеристика
Фонд оценочных средств - комплект оценочных (контрольно-измерительных) материалов
предназначен для оценки по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Фонд оценочных средств - комплект оценочных (контрольно-измерительных) материалов по
программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям) с изменениями (далее – ФОС, КИМ, – ППССЗ) разработан
государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Саратовской
области «Саратовский политехнический» ( ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» далее Автономное учреждение).
ФОС по ППССЗ специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
представляет собой систему документов, направленных на обеспечение оценки достижений всех
требований к результатам освоения ППССЗ, указанных в примерной основной образовательной
программе (ПООП) и результатов, сформированных за счет времени, отводимого на вариативную
часть.
Оценочные средства – это контрольные задания, а также описания форм и процедур,
предназначенных для определения уровня сформированности знаний, умений, компетенций
обучающихся.
В структуре ФОС предусматриваются мероприятия по оценке универсальных (ОК) и
профессиональных компетенций (ПК), а также виды оценки текущего контроля, позволяющие оценить
успешность освоения всех зна ний и умений. При формулировании знаний и умений предусмотрены
качественные показатели их освоения.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
по каждой дисциплине и профессиональному модулю (элементам ППССЗ) разрабатываются
педагогическими работниками Автономного учреждения самостоятельно и доводятся до сведения
обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям соответствующей программы (текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация) создаются КИМ по каждой дисциплине и профессиональному модулю, позволяющие
оценить умения, знания, трудовые действия и освоенные компетенции.
ФОС, помимо КИМ промежуточной аттестации по дисциплинам и профессиональным
модулям, включает в себя Комплекс оценочных средств (КОС) государственной итоговой
аттестации Принципиальная схема формирования ФОС по ППССЗ представлена на рисунке
Для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной
итоговой аттестации по ППССЗ, на основе типовых, приведенных в примерной программе,
разрабатываются задания по демонстрационному экзамену.
стр.3
Задания по демонстрационному экзамену, разработанные Автономным учреждением,
утверждаются директором после предварительного положительного заключения работодателей.
В КИМ описываются порядок проведения и формы текущего контроля и промежуточной
аттестации по каждому элементу структуры программы с указанием набора компетенций,
оцениваемых по каждому из мероприятий.
По итоговой аттестации по профессиональным модулям описываются структура оценочных
мероприятий, примерные задания демонстрационного экзамена и параметры оценки успешности его
выполнения.
Государственная итоговая аттестация представляется в КОС основными положениями
проведения защиты выпускной квалификационной работы – дипломной работы и демонстрационного
экзамена.
Для организации защиты выпускной квалификационной работы (ВКР), демонстрационного
экзамена (ДЭ) Автономным учреждением разрабатываются отдельные документы - программы,
контрольно-измерительные материалы (оценочные средства), которые являются частью ППССЗ.
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы
универсальные и профессиональные компетенции.
Перечень универсальных компетенций
Выпускник, освоивший ППССЗ по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям) должен обладать универсальными компетенциями.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
стр.4
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
Перечень профессиональных компетенций
Выпускник освоивший ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) должен
обладать профессиональными компетенциями, согласно квалификации бухгалтер.
Перечень профессиональных компетенций
ВД 1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов
организации:
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов
бухгалтерского учета организации;
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана
счетов бухгалтерского учета.
ВД 2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по
инвентаризации активов и финансовых обязательств организации:
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе
рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их
хранения;
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия
фактических данных инвентаризации данным учета;
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать
инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации;
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации;
ПК 2.6. Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по
выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;
ПК 2.7. Выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять
завершающие материалы по результатам внутреннего контроля.
ВД 3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами:
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в
бюджеты различных уровне й;
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет,
контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям;
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во
внебюджетные фонды и налоговые органы;
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные
фонды и налоговые органы, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским
операциям.
ВД 4. Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности:
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные
законодательством сроки;
ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая
отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные
внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством
сроки;
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации,
ее платежеспособности и доходности;
стр.5
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации,
полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;
ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных наруше ний, недостатков и
рисков.
Распределение формируемых компетенций по элементам ППССЗ представлено в таблице :
ОГС Э
Общий гуманитарный и
социальноэкономический цикл
ОГСЭ.01
Основы философии
ОГСЭ.02
История
ОГСЭ.03
ОГСЭ.04
ОГСЭ.05
ОГСЭ.06
ОГСЭ.07
Иностранный язык в
профессиональной
деятельности
Физическая культура /
Адаптивная физическая
культура
Психология общения
Русский язык и культура
речи
Основы социологии и
политологии
ЕН
Математиче ский и
общий
естестве ннонаучный
учебный цикл
ЕН.01
Математика
ЕН.02
Экологические основы
природопользования
ОПЦ
Обще профе ссиональ ный
цикл
ОП.01
Экономика организации
ОП.02
ОП.03
ОП.04
Финансы, денежное
обращение и кредит
Налоги и
налогообложение
Основы бухгалтерского
учета
ОП.05
Аудит
ОП.06
Документационное
обеспечение управления
ОП.07
Менеджмент
ОП.08
ОП.09
Основы
предпринимательской
деятельности
Информационные
технологии в
профессиональной
деятельности /
Адаптивные
информационные
ОК
01.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
08.
ОК
01.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
06.
ОК
09.
ОК
09.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
09.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
08.
ОК
01.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
06.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
09.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
05.
ОК
09.
ОК
06.
ОК
09.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
07.
ОК
09.
ОК
01.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
07.
ОК
09.
ОК
09.
ОК
01.
ПК
1.4.
ПК
4.1.
ОК
01.
ОК
01.
ОК
01.
ОК
01.
ОК
01.
ПК
2.3.
ПК
4.4.
ОК
01.
ОК
01.
ОК
02.
ПК
2.1.
ПК
4.2.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
02.
ПК
2.4.
ПК
4.5.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
03.
ПК
2.2.
ПК
4.3.
ОК
03.
ОК
03.
ОК
03.
ОК
03.
ОК
03.
ПК
2.5.
ПК
4.6.
ОК
03.
ОК
03.
ОК
04.
ПК
2.3.
ПК
4.4.
ОК
04.
ОК
04.
ОК
04.
ОК
04.
ОК
04.
ПК
2.6.
ПК
4.7.
ОК
04.
ОК
04.
ОК
05.
ПК
2.4.
ПК
4.5.
ОК
05.
ОК
05.
ОК
05.
ОК
05.
ОК
05.
ПК
2.7.
ОК
06.
ПК
2.5.
ПК
4.6.
ОК
06.
ОК
09.
ОК
09.
ОК
09.
ОК
09.
ПК
3.1.
ОК
07.
ПК
2.6.
ПК
4.7.
ОК
09.
ПК
1.3.
ПК
3.1.
ПК
1.1.
ПК
1.1.
ПК
3.2.
ОК
05.
ОК
05.
ОК
09.
ОК
09.
ПК
1.1.
ПК
1.1.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
07.
ОК
09.
ОК
01.
ПК
2.3.
ПК
4.4.
ОК
02.
ПК
2.4.
ПК
4.5.
ОК
03.
ПК
2.5.
ПК
4.6.
ОК
04.
ПК
2.6.
ПК
4.7.
ОК
05.
ПК
2.7.
ОК
09.
ПК
3.1.
ПК
1.1.
ПК
3.2.
ОК
09.
ОК
08.
ПК
2.7.
ОК
09.
ПК
3.1.
ПК
1.1.
ПК
3.2.
ПК
1.2.
ПК
3.3.
ПК
1.3.
ПК
3.4.
ПК
2.2.
ПК
2.5.
ПК
3.2.
ПК
1.2.
ПК
1.2.
ПК
3.3.
ПК
2.5.
ПК
4.4.
ПК
3.3.
ПК
1.3.
ПК
1.3.
ПК
3.4.
ПК
3.4.
ПК
1.4.
ПК
1.4.
ПК
4.1.
ПК
2.1.
ПК
4.2.
ПК
2.2.
ПК
4.3.
ПК
1.2.
ПК
3.3.
ПК
1.3.
ПК
3.4.
ПК
1.4.
ПК
4.1.
ПК
2.1.
ПК
4.2.
ПК
2.2.
ПК
4.3.
стр.6
ОП.10
ОП.11
ОП.12
технологии в
профессиональной
деятельности
Безопасность
жизнедеятельности
Основы финансовой
грамотности
Правовое обеспечение
профессиональной
деятельности
ОК
01.
ОК
01.
ОК
01.
ПК
4.3.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
03.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
04.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
05.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
06.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
07.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
08.
ОК
08.
ОК
09.
ОК
09.
ОК
09.
ПК
1.3.
ПК
2.2.
ПК
4.4.
ПК
2.3.
ПК
4.5.
ПК
4.2.
ОК
02.
ПК
2.1.
ПК
4.2.
ОК
03.
ПК
2.2.
ПК
4.3.
ОК
04.
ПК
2.3.
ПК
4.4.
ОК
05.
ПК
2.4.
ПК
4.5.
ОК
06.
ПК
2.5.
ПК
4.6.
ОК
07.
ПК
2.6.
ПК
4.7.
ОК
08.
ПК
2.7.
ОК
09.
ПК
3.1.
ПК
1.1.
ПК
3.2.
ПК
1.2.
ПК
3.3.
ПЦ
Профессиональ ный
цикл
ПК
1.3.
ПК
3.4.
ОК
01.
ПК
1.4.
ПК
4.1.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
1.1.
ПК
1.2.
ПК
1.3.
ПМ.01
Докуме нтирование
хозяйстве нных
опе раций и ведение
бухгалтерского учета
активов организации
МДК.01.01
Практические основы
бухгалтерского учета
активов организации
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
1.1.
ПК
1.2.
ПК
1.3.
УП.01
Учебная практика
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
1.1.
ПК
1.2.
ПК
1.3.
ПП.01.01
Производственная
практика
ОК
01.
ПК
1.4.
ОК
01.
ПК
1.4.
ОК
01.
ПК
1.4.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
1.1.
ПК
1.2.
ПК
1.3.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
2.1.
ПК
2.2.
ПК
2.3.
ПК
2.4.
ПК
2.5.
ПК
2.6.
ПК
2.7.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
2.1.
ПК
2.6.
ПК
2.7.
ОК
01.
ПК
2.5.
ОК
01.
ПК
2.4.
ОК
01.
ПК
2.4.
ОК
02.
ПК
2.6.
ОК
02.
ПК
2.5.
ОК
02.
ПК
2.5.
ОК
03.
ПК
2.7.
ОК
03.
ПК
2.6.
ОК
03.
ПК
2.6.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
2.2.
ПК
2.3.
ПК
2.4.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
2.1.
ПК
2.2.
ПК
2.3.
ОК
04.
ПК
2.7.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
2.1.
ПК
2.2.
ПК
2.3.
ОК
01.
ПК
3.4.
ОК
01.
ПК
3.4.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
3.1.
ПК
3.2.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
3.1.
ПК
3.2.
ПМ.02
МДК.02.01
Веде ние бухгалтерского
учета источников
формирования активов,
выполне ние работ по
инве нтаризации
активов и финансовых
обязательств
организации
Практические основы
бухгалтерского учета
источников
формирования активов
организации
МДК.02.02
Бухгалтерская технология
проведения и оформления
инвентаризации
УП.02.01
Учебная практика
ПП.02.
Производственная
практика
ПМ.03
Проведение расчетов с
бюджетом и
внебюджетными
фондами
МДК.03.01
Организация расчетов с
бюджетом и
внебюджетными фондами
ПК
1.4.
ПК
3.3.
ПК
3.3.
стр.7
УП.03.01
Учебная практика
ПП.03.01
Производственная
практика
ПМ.04
МДК.04.01
МДК.04.02
Составление и
исполь зование
бухгалтерской (
финансовой) отчетности
Технология составления
бухгалтерской (
финансовой) отчетности
Основы анализа
бухгалтерской отчетности
УП.04.01
Учебная практика
ПП.04.01
Производственная
практика
ПМ.05
Выполне ние кассовых
опе рации
МДК.05.01
Технология выполнения
кассовых операции
УП.05.01
Учебная практика
ПП.05.01
Производственная
практика
1.2.
1.2.1.
ОК
01.
ПК
3.4.
ОК
01.
ПК
3.4.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
3.1.
ПК
3.2.
ПК
3.3.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
3.1.
ПК
3.2.
ПК
3.3.
ОК
01.
ПК
4.4.
ОК
02.
ПК
4.5.
ОК
03.
ПК
4.6.
ОК
04.
ПК
4.7.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
4.1.
ПК
4.2.
ПК
4.3.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
4.1.
ПК
4.2.
ПК
4.3.
ОК
01.
ПК
4.7.
ОК
01.
ПК
4.4.
ОК
01.
ПК
4.4.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
4.4.
ПК
4.5.
ПК
4.6.
ОК
02.
ПК
4.5.
ОК
02.
ПК
4.5.
ОК
03.
ПК
4.6.
ОК
03.
ПК
4.6.
ОК
04.
ПК
4.7.
ОК
04.
ПК
4.7.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
4.1.
ПК
4.2.
ПК
4.3.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
4.1.
ПК
4.2.
ПК
4.3.
ОК
01.
ПК
2.1.
ОК
01.
ОК
02.
ПК
2.4.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
1.1.
ПК
1.2.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
09.
ПК
1.1.
ПК
1.2.
ОК
01.
ОК
01.
ОК
02.
ОК
02.
ОК
03.
ОК
03.
ОК
04.
ОК
04.
ОК
05.
ОК
05.
ОК
06.
ОК
06.
ОК
07.
ОК
07.
ОК
08.
ОК
08.
ОК
09.
ОК
09.
ПК
2.1.
ПК
2.1.
ПК
2.4.
ПК
2.4.
ПК
1.3.
ПК
1.3.
Описание процедуры оценки и системы оценивания по программе
Общие положения об организации оценки
Общие подходы к проведению оценки.
Оценка качества освоения ППССЗ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную
и государственную итоговую аттестации (ГИА) обучающихся.
Текущий контроль - формы педагогического мониторинга, направленного на выявление
соответствия уровня подготовки обучающихся в части знаний и умений требованиям рабочей
программы дисциплины, междисциплинарного курса (МДК), практики на определенном этапе и
готовность его к переходу на следующий этап освоения элемента ППССЗ. Задачи текущего контроля:
оценивание элементов компетенций (знаний и умений).
Промежуточная аттестация – этап педагогического мониторинга и контроля уровня
достижений обучающихся в соответствии с требованиями ППССЗ. По каждому элементу ППССЗ
рабочим учебным планом предусматривается обязательная промежуточная аттестация по результатам
освоения.
Задачей промежуточной аттестации по профессиональному модулю является оценка уровня
овладения видом деятельности, уровня сформированности общих и профессиональных компетенций.
Государственная итоговая аттестация - акт государственного контроля качества результата
образования.
Виды и формы проведения оценки
стр.8
Виды и формы текущего контроля определяются педагогическими работниками Автономного
учреждения самостоятельно в соответствии с локальными нормативными актами в КИМ по каждому
элементу ППССЗ.
Основными видами промежуточной аттестации являются:
- экзамен по отдельной дисциплине , отдельному междисциплинарному курсу;
- комплексный экзамен по двум или нескольким междисциплинарным курсам;
- дифференцированный зачет по отдельной дисциплине, практике;
- открытая защита курсового проекта;
- демонстрационный экзамен по профессиональному модулю.
Проведение зачетов учебным планом не предусмотрено.
Государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится в форме защиты выпускной
квалификационной работы - дипломного проекта и демонстрационного экзамена в виде
государственного экзамена.
Места проведения оценки в структуре ППССЗ
Периодичность проведения текущего контроля определяются педагогическими работниками
Автономного учреждения самостоятельно в соответствии с локальными нормативными актами.
Объем времени, периодич ность и формы промежуточной аттестации по каждому элементу
программы, проведения государственной итоговой аттестации регламентируется рабочим учебным
планом по ППССЗ.
График проведения промежуточной аттестации разрабатывается Автономным учреждением
самостоятельно. График проведения промежуточной аттестации (график аттестации) является
составной частью календарного учебного графика. График аттестаций
устанавливают
последовательность и продолжительность промежуточной аттестации, государственной (итоговой)
аттестации. Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию, составляет не более одной
недели в семестр. Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не
превышает 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят
экзамены и зачеты по физической культуре.
1.2.2. Промежуточная аттестация
Экзамен, комплексный экзамен преследует цель оценить работу студента по итогам освоения
отдельного элемента ППССЗ: полученные им теоретические знания, умение синтезировать
полученные знания и применять их в решении практических задач. На экзамене возможен
промежуточный контроль освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций.
Дифференцированный зачет (зачет с дифференцированной оценкой) применяется для оценки
теоретических знаний и практических умений студентов по дис циплине, по которой рабочим учебным
планом не предусмотрена экзаменационная форма контроля результатов освоения.
Дифференцированный зачет применяется для оценки качества прохождения практик.
Демонстрационный экзамен проверяет готовность обучающегося к выполнению вида
деятельности и сформированности у него компетенций. Результатом ДЭ является подтверждение
сформированности всех заявленных ППССЗ профессиональных компетенций соответствующего
модуля и вынесение суждения «вид деятельности освоен (не освоен)» с дифференцированной оце
нкой ». ДЭ проводится после освоения обучающимся МДК и практик по соответствующему
профессиональному модулю. ДЭ проводится за счет времени, выделенного на промежуточную
аттестацию.
Программой предусматривается реализация модульно- компетентностного подхода.
Промежуточная аттестация в форме экзамена, комплексного экзамена, демонстрационного экзамена
по профессиональному модулю проводится непосредственно после завершения данного элемента
ППССЗ. Промежуточная аттестация в форме экзамена, экзамена по модулю, комплексного экзамена ,
демонстрационного экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета проводится за счет часов,
отведенных на освоение соответствующей дисциплины, практики.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам)
кроме преподавателей конкретной дис циплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних
стр.9
экспертов активно привлекаются преподаватели смежных дисциплин (курсов) и представители
профессионального сообщества.
Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по
профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности Автономным
учреждением в качестве внештатных экспертов привлекаются работодатели.
Устанавливаются следующие формы испытаний при проведении промежуточной аттестации
(таблица 1):
Виды промежуточной аттестации и формы проведения
Таблица 1
№
Вид
промежуточной Шифр
Форма аттестационного испытания
п/п аттестации
формы
(Формы и методы оценки, тип заданий)
испытаний
Экзамен по отдельной ФАИ –Э
1.
1 вариант
дисциплине , отдельному
Тестирование
с
применением
прикладных
компьютерных программ:
междисциплинарному
- блок заданий 1 уровня (контроль знаний)
курсу, по модулю
- блок заданий 2 уровня ( контроль умений)
- блок заданий 3 уровня ( комплексное применение в
новых условиях).
ФАИ –Э
2.
Комплексный
экзамен
по двум или нескольким
междисциплинарным
курсам
ФАИ – КЭ
ФАИ – КЭ
3.
Дифференцированный
зачет
по отдельной
дисциплине
4.
Дифференцированный
2 вариант
1. Тестирование
с
применением
прикладных
компьютерных программ:
- блок заданий 1 уровня (контроль знаний)
- блок заданий 2 уровня ( контроль умений)
2. Решение ситуационной задачи 3 уровня, имеющей
профессиональную
направленность(комплексное
применение в новых условиях - контроль действий ).
3.Собеседование
3 вариант Письменный экзамен (для дисциплины
Русский язык и литература)
1 вариант
Тестирование
с
применением
прикладных
компьютерных программ:
- блок заданий 1 уровня (контроль знаний)
- блок заданий 2 уровня ( контроль умений)
- блок заданий 3 уровня ( комплексное применение в
новых условиях).
2 вариант
1. Тестирование
с
применением
прикладных
компьютерных программ:
- блок заданий 1 уровня (контроль знаний)
- блок заданий 2 уровня ( контроль умений)
2. Решение ситуационной задачи 3 уровня , имеющей
профессиональную направленность (комплексное
применение в новых условиях - контроль действий ).
3.Собеседование
ФАИ –ДЗД
Тестирование
с
применением
прикладных
компьютерных программ:
- блок заданий 1 уровня (контроль знаний)
- блок заданий 2 уровня ( контроль умений)
ФАИ –ДЗ - 1 вариант.
стр.10
зачет по практике
5.
6.
П
Открытая
защита ФАИ –ЗКП
курсового проекта
Демонстрационный
ФАИ – ДЭэкзамен
по ПМ
профессиональному
модулю
Решение ситуационной задачи 3 уровня , имеющей
профессиональную направленность
(комплексное
применение в новых условиях - контроль действий).
2 вариант
Открытая защита
в форме творческого отчета о
выполне нии индивидуального задания.
3 вариант
Ролевая игра (контроль действий)
Открытая защита в форме защиты курсового проекта
при экзаменационной комиссии.
Выполнение одного комплексного экзаменационного
практического задания 3 уровня , либо нескольких
практических
заданий,
имеющих
сквозной
комплексных характер 3 уровня (контроль освоения
вида деятельности, проявление ОК и ПК).
Описание трехуровневой системы измерительных материалов представлено в пункте 1.3.
настоящего документа.
Форма аттестационных испытаний устанавливается в начале семестра и доводится до
сведения студентов.
Наименования элементов программы, по которым предусматриваются процедуры
промежуточной аттестации и формы их проведения представлены в таблице 2.
Виды промежуточной аттестации и формы проведения по эле ментам ППССЗ
Таблица 2
Экзамены
Зачеты
Диффер. зачеты
Курсовые проекты
Курсовые работы
Контрольные работы
Другие
Формы промежуточной аттестации
3
4
5
6
7
8
9
Наименование циклов, разделов,
Индекс
дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик
1
2
СО
Среднее общее образование
4
11
13
ОУД
Общеобразовательные учебные дисциплины .Обязательные
общие дисциплины
1
10
10
1
ОУД.01
Русский язык
ОУД.02.
Литература
2
1
ОУД.03
Иностранный язык
2
1
ОУД.04
Обществознание
2
1
ОУД.05
История
2
1
ОУД.06
ОУД.07
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности
2
2
1
1
ОУД.08
География
2
1
ОУД.09
ОУД.10
Физика
Химия
2
2
1
1
стр.11
ОУД.11
Биология
2
1
Общеобразовательные учебные дисциплины . Дисциплины
по выбору из обязательных предметных областей
2
2
ОУД.12
Информатика
2
1
ОУД.13
М атематика
2
1
Дополнительные учебные дисциплины. Предлагаемые ПОО
1
ОУД
ДУД
ОУД.14
Экономика
ОУД.14
Экология
ПП
ОГСЭ
1
2
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
15
3
26
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1
3
6
ОГСЭ.01
Основы философии
3
ОГСЭ.02
История
3
ОГСЭ.03
Иностранный язык в профессиональной деятельности
ОГСЭ.04
Физическая культура / Адаптивная физическая ку льтура
ОГСЭ.05
Психолог ия общения
6
ОГСЭ.06
Русский язык и культура речи
3
ОГСЭ.07
Основы социологии и политологии
5
М атематический и общий естественнонаучный учебный
цикл
2
ЕН.01
М атематика
3
ЕН.02
Экологические основы природопользования
ОПЦ
Общепрофессиональный цикл
5
ОП.01
ОП.02
Экономика организации
Финансы, денежное обращение и кр едит
5
ОП.03
Налоги и налогообложение
3
ОП.04
ОП.05
Основы бухгалтерского учета
Ау дит
3
ОП.06
Документационное обеспечение управления
ОП.07
ОП.08
М енеджмент
Основы предпринимательской деятельности
ОП.09
Информационные технологии в профессиональной
деятельности / Адаптивные инфор мационные технологии в
профессиональной деятельности
ОП.10
ОП.11
Безопасность жизнедеятельности
Основы финансовой грамотности
4
5
ОП.12
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
5
ЕН
ПЦ
ПМ.01
МДК.01.01
3-5
5
6
1
4
5
3
6
5
3
Документирование хозяйственных операций и ведение
бухгалтерского учета активов ор ганизации
2
2
Пр актические основы бухгалтерского учета активов
организации
4
Экзамен по модулю
3
6
12
ПM .01.Э
3
3-5
9
Учебная практика
Пр оизводственная пр актика
2
6
Профессиональный цикл
УП.01
ПП.01.01
1
4
4
1
РП
РП
час
час
4
стр.12
ПМ.02
Ведение бухгалтерского учета источников формирования
активов, выполнение работ по инвентаризации активов и
финансовых обязательств организации
1
4
МДК.02.01
Пр актические основы бухгалтерского учета источников
формирования активов ор ганизации
4
МДК.02.02
Бухгалтерская технология пр оведения и оформления
инвентаризации
4
УП.02.01
Учебная практика
4
РП
час
ПП.02.
ПM .02.Э
Пр оизводственная пр актика
Экзамен по модулю
4
РП
час
4
ПМ.03
Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами
2
МДК.03.01
Ор ганизация расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами
5
2
УП.03.01
Учебная практика
5
РП
час
ПП.03.01
Пр оизводственная пр актика
5
РП
час
ПM .03.Э
Экзамен по модулю
2
1
6
6
РП
РП
час
час
5
Всего часов по МДК
Составление и использование бухгалтерской ( финансовой)
отчетности
2
МДК.04.01
Технология со ставления бухгалтерской ( финансовой)
отчетности
5
МДК.04.02
Основы анализа бухгалтерской отчетности
ПМ.04
6
УП.04.01
ПП.04.01
Учебная практика
Пр оизводственная пр актика
ПM .04.Э
Экзамен по модулю
6
Выполнение кассовых операции
2
Технология выполнения кассовых операции
4
ПМ.05
МДК.05.01
2
УП.05.01
Учебная практика
4
РП
час
ПП.05.01
Пр оизводственная пр актика
4
РП
час
ПM .05.Э
Квалификационный экзамен
4
Информация о комплексных формах контроля представлена в таблице
Таблица 3
№
Вид
контроля
Наименование
комплексного
вида кон троля
Семестр
1
Диф. зач
Комплексный
диф. зачет
4
2
Диф. зач
Комплексный
диф. зачет
4
3
Диф. зач
Комплексный
диф. зачет
5
4
Диф. зач
Комплексный
диф. зачет
6
5
Диф. зач
Комплексный
4
[Семестр проведения комплексно го вида кон троля]
Наименование дисцип лины/МДК
[4]
УП.01 Учебная практика
[4]
ПП.01.01 Производственная практика
[4]
УП.02.01 Учебная практика
[4]
ПП.02. Производственная практика
[5]
[5]
УП.03.01 Учебная практика
ПП.03.01 Производственная практика
[6]
УП.04.01 Учебная практика
[6]
ПП.04.01 Производственная практика
[4]
УП.05.01 Учебная практика
стр.13
диф. зачет
6
Диф. зач
Комплексный
диф. зачет
[4]
[4]
4
[4]
ПП.05.01 Производственная практика
МДК.02.01 Практические основы бу хгалтерского
учета источников формирования активов
организации
МДК.02.02 Бухга лтерская те хно логия проведения и
оформления инвентаризации
1.2.3. Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится в форме защиты выпускной
квалификационной работы – дипломной работы и демонстрационного экзамена (по компетенции
Бухгалтерский учет).
Целью государственной (итоговой) аттестации является установление степени готовности
обучающегося к самостоятельной деятельности, сформированности профессиональных и общих
компетенций.
Студенты ознакомлены с содержанием ГИА и критериями оценки результатов за шесть месяцев
до начала ГИА.
Конкретные условия проведения ГИА отражаются в Программе государственной итоговой
аттестации, которая является частью ППССЗ. Содержание Программы ГИА обновляется ежегодно.
В Программе государственной (итоговой) аттестации определены:
— вид государственной ( итоговой) аттестации;
— материалы по содержанию государственной (итоговой) аттестации;
— сроки проведения государственной (итоговой) аттестации;
— этапы и объем времени на подготовку и проведение государственной (итоговой) аттестации;
— условия подготовки и процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации;
— материально-технические условия проведения государственной итоговой) аттестации;
— состав экспертов уровня и качества подготовки выпускников в период государственной
(итоговой) аттестации;
— тематика, состав, объем и структура заданий студентам на государственную (итоговую) аттестацию;
— перечень необходимых документов, представляемых на заседаниях государственной экзаменационной комиссии;
— форма и процедура проведения этапов государственной (итоговой) аттестации;
— критерии оценки уровня и качества подготовки выпускников.
К ГИА допускаются обучающиеся, выполнившие все требования ППССЗ и успешно
прошедшие промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является представление
документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического
материала и прохождении практики по каждому из основных видов деятельности. В том числе
выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные
сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности,
портфолио достижений, характеристики с мест прохождения практик.
Процедура оце нивания выпускной квалификационной работы (ВКР), результатов
демонстрационного экзамена регламентируется отдельным документом - Комплектом контрольнооце ночных материалов ( оценочных средств) государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Комплект контрольно-оценочных материалов (КОМ) по ГИА является частью ППССЗ.
Общая характеристика процедуры оценивания выпускной квалификационной работы (ВКР)
Для оценки уровня и качества подготовки выпускников устанавливается следующий состав
экспертов:
- руководители выпускных квалификационных работ (ВКР);
- рецензенты ВКР;
- государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) в составе 5-6 человек. Не менее 80% ГЭК руководящие работники и высококвалифицированные специалисты в области экономики и
стр.14
управления базовых предприятий, организаций - работодателей, социальных партнеров.
На этапе государственной (итоговой) аттестации ГЭК формирует матрицу оце нок достижений
обучающихся по результатам защиты выпускной квалификационной работы. При этом учитываются
оце нки основных показателей оценки результатов (ОПОР) продемонстрированных общих и профессиональных компетенций на всех этапах выполне ния ВКР в процессе взаимодействия:
- с руководителем ВКР (оценки отзыва);
- с рецензентом, (оценка реце нзии, сделанная по основным показателям оценки результатов).
С целью оценки ОПОР всеми экспертами при выполне нии ВКР разрабатываются экспертные
(оценочные ) листы. В сводном оце ночном листе уровне й сформированности общих и
профессиональных компетенций для каждого выпускника из оценок всех экспертов определяются:
- общее количество оценок ОПОР, подлежащих оценке в период защиты ВКР;
- сумма положительных оценок ОПОР;
- проце нт положительных оценок ОПОР (процент результативности);
Оценка уровня защиты ВКР определяется государственной экзаменационной комиссией по
универсальной шкале оце нки образовательных достижений:
Качественная оценка уровня подготовки
Процент результативности
балл (отметка)
вербальный аналог
100%-90%
5
отлично
89%-80%
79%-70%
менее 70
4
3
2
хорошо
удовлетворительно
не удовлетворительно
Общая характеристика демонстрационного экзамена в составе ГИА.
Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня
знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность.
Процедура демонстрационного экзамена включает решение конкретных задач, а также
способствует выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной
деятельности.
Содержание заданий демонстрационного экзамена должна соответствовать результатам
освоения одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу
среднего профессионального образования.
Для проведения демонстрационного экзамена Автономным учреждением разрабатывается
отдельный документ - Комплект оценочных (контрольно-измерительных) материалов для проведения
демонстрационного экзамена - совокупность заданий, их спецификации, технических описаний оце
ниваемых компетенций, критериев и инструментов оце нивания, обеспечивающих в целом оценку
результатов выполне ния заданий демонстрационного экзамена.
Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная
итоговая аттестация проводится образовательной организацие й с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников
(далее - индивидуальные особенности).
При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих
общих требований:
- проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями
здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей
здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой
аттестации;
- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую
помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и
оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
- пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении
государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и
стр.15
другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на
первом этаже, наличие специальных кресел и других прис пособлений).
Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается
соблюдение следующих требований в завис имости от категорий выпускников с ограниченными
возможностями здоровья:
а) для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее
устройство;
- задания для выполне ния, а также инструкция о порядке проведения государственной
аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
б) для слабослышащих:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при
необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;
в) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным
обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.
д) для лиц с соматическими заболеваниями:
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным
обеспечением;
- по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.
Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не
позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление
о необходимости создания для них спе циальных условий при проведении государственной итоговой
аттестации.
При проведении демонстрационного экзамена для лиц с ОВЗ и инвалидов предусматривается
возможность увеличения времени, отведенного на выполне ние задания и организацию
дополнительных перерывов, с учетом индивидуальных особенностей таких студентов.
1.3.
аттестации
Инструменты оценки освоения эле ментов ППССЗ при проме жуточной
1.3.1. Общие подходы к оценке освоения эле ментов ППССЗ при проведении
промежуточной аттестации
Перечень, качественные показатели освоения зна ний, умений, действий компетенций (критерии
оценки), формы и методы промежуточной аттестации с указанием набора компетенций, оце ниваемых
по каждому из мероприятий представлены в КОС промежуточной аттестации по каждому элементу
ППССЗ.
Краткая характеристика основных измерительных материалов
При оценке знаний, умений, элементов компетенций на экзаменах, комплексных экзаменах, при
проведении дифференцированных зачетов по дисциплинам и междисциплинарным курсам, практикам,
при проведении демонстрационных экзаменов по профессиональным модулям Автономным
учреждением используются задания, размещенные в КИМ по отдельным элементам ППССЗ.
стр.16
1.3.2. Инструменты оценки при проме жуточной аттестации результатов освоения ППССЗ
Виды и формы контроля теоретических знаний, умений и практического опыта, действий по
каждому элементу ППССЗ представлены в КИМ, разрабатываемых преподавателями самостоятельно.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КОМПЛЕКСЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ППССЗ.
2. КОМПЛЕКСЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
стр.17