ППССЗ 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской
области «Саратовский политехнический колледж»

Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование

Основная профессиональная образовательная программа
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Нормативный срок обучения: 3года 10месяцев
Квалификация: техник
Вид подготовки: базовая подготовка
Форма обучения: очная

Саратов
2018 г.

Программа подготовки специалистов среднего звена рассмотрена и
одобрена на заседании Методического совета (протокол № 1 от 28.08.2017 г.).
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по
специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовой
подготовки), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 N
831., зарегистрированного Министерством юстиции (19.08.2014 N 33635 )
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение
Саратовской
области
«Саратовский политехнический колледж»
Разработчики:
Султанова МаринаКаиржановна,зам.директора по УР ГАПОУ СО «Саратовский
политехнический колледж»
Ксенофонтова Татьяна Евгеньевна, зам по УПР
ГАПОУ СО «Саратовский
политехнический колледж».
Михайлова Ирина Евгеньевна, методист ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж».
Давыдова Ирина Ивановна, преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж».
Кожевникова Галина Эдуардовна, преподаватель спецдисциплин
ГАПОУ СО
«Саратовский политехнический колледж».
Ларин Владимир Григорьевич, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «Саратовский
политехнический колледж», доцент
Лифатов Василий Борисович, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «Саратовский
политехнический колледж», доцент
Бугарь Александр Вячеславович, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «Саратовский
политехнический колледж».

СОДЕРЖАНИЕ

1.1.
1.2.
1.3.

1. Общие положения
Программа подготовки специалистов среднего звена
Нормативные документы для разработки ППССЗ
Общая характеристика ППССЗ
1.3.1 Цель ППССЗ
1.3.2 Нормативный срок освоения программы
1.3.3 Трудоемкость ППССЗ
1.3.4 Требования к абитуриенту

1.3.5 Участие работодателей в разработке и реализации ППССЗ
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования
к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
2.1.
Область и объекты профессиональной деятельности
2.2.
Виды профессиональной деятельности и компетенции
2.3.
Матрица соответствия компетенций учебным дисциплинам и
профессиональным модулям
2.4
Требования к знаниям, умениям и практическому опыту выпускников
2.5
Специальные требования
3.Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.
3.1
Учебный план
3.2
Календарный учебный график
3.3
Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей ,
программы учебной и производственной практик
4. Требования к условиям реализации ППССЗ по специальности13.02.11«Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
(по отраслям)
4.1
Требования к вступительным испытаниям абитуриентов
4.2
Использование активных и интерактивных форм проведения занятий в
образовательном процессе.
4.3
Организация самостоятельной работы обучающихся.
4.4.
Ресурсное обеспечение
4.4.1Кадровое обеспечение
4.4.2Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного
процесса
4.4.3Материально-техническое обеспечение учебного процесса
5. Оценка результатов освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1
Контроль и оценка достижений обучающихся
5.2
Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
5.3.
Организация итоговой государственной аттестации выпускников
ПРИЛОЖЕНИЯ
- матрица соответствия компетенций учебным дисциплинам и
профессиональным модулям,
- учебный план,
- календарный учебный график,
- рабочие программы учебных дисциплин,
- рабочие программы профессиональных модулей,
- рабочие программы производственной практики (преддипломной),
- программа государственной итоговой аттестации,
- фонды оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Программа подготовки специалистов среднего звена среднего (ППССЗ)
профессионального образования реализуется в ГАПОУ СО «Саратовский
политехнический колледж» по специальности 13.02.11Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) по
программе базовой подготовки.
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) определяет объем и
содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы,
условия образовательной деятельности по реализации образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11Техническая эксплуатация
и обслуживание электрического и электромеханического оборудования(по отраслям).
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности и
настоящей ППССЗ СПО.
ППССЗ включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие
программы учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, модулей, а также программы
учебной и производственной практик (по профилю специальности и преддипломная),
контрольно-оценочные средства и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки
обучающихся.
ППССЗ может пересматриваться и обновляться в части содержания учебных планов,
состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ профессиональных
модулей, программ учебной, производственной (преддипломной) практики, методических
материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся.
ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной, производственной,
общественной и иной деятельности обучающихся и работников колледжа.
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ
Нормативную правовую основу разработкиППССЗ в последней редакции составляют:
─ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
─ Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности
13.02.011 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования ( по отраслям), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 № 831,
зарегистрированный в Минюсте России 19.08.2014 № 33635;
─Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413, зарегистрированный в Минюсте России 07.06.2012 № 24480;
─ Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования» (Зарегистрирован в Минюсте
России 30.07.2013 № 29200);
─ Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
─ Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);

─ Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о
практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные
программы среднего профессионального образования» (Зарегистрирован в Минюсте
России 14.06.2013 № 28785);
─ Приказ Минобрнауки России от 5 июня 2014 № 632 « Об установлении соответствия
профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых
утверждены Приказом образования и науки РФ 29.10.2013 № 1199,
─ Рекомендации по организации получения среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
─ Устав ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»;
─ Локальные акты ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»;

1.3. Общая характеристика ППССЗ
1.3.1 Цель ППССЗ
Целью ППССЗ является развитие у обучающихся личностных качеств, формирование
ОК и ПК в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования(по
отраслям) а также обеспечение высокого уровня подготовки конкурентоспособного и
компетентного специалиста, отвечающего требованиям кадрового рынка с учетом достижений
отечественной и западной системы СПО.
1.3.2 Нормативный срок освоения программы
Нормативные сроки освоения программы подготовки специалистов среднего звена
среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения
образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице:
Таблица 1
Уровень образования,
необходимый для приема
на обучение по ППССЗ
основное общее образование

Наименование
квалификации
базовой
подготовки
техник

Срок освоения ППССЗ СПО
базовой подготовки при
очной форме получения
образования
3 года 10 месяцев

- при
заочной форме получения образования: – на базе
основного общего образования – 4 года 10 месяцев
1.3.3 Трудоемкость ППССЗ
Срок получения СПО по ППССЗ СПО специальности 13.02.11Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)199 недель, в том числе:

Таблица 2
1. Всего по циклам
1.1. Обязательная часть
1.2. Вариативная часть
2. Учебная и производственная практика (практика по профилю
специальности)
3.Производственная практика (преддипломная практика)
4. Промежуточная аттестация
5. Государственная (итоговая) аттестация

Кол-во
недель
125
99
26
23
4
7
6

6. Время каникулярное

34

ИТОГО

199

1.3.4 Требования к абитуриенту
Абитуриент должен представить один из документов государственного образца:
аттестат об основном общем образовании или среднем общем образовании.
1.3.5 Участие работодателей в разработке и реализации ППССЗ
Работодатель в лице ЗАО Корпорация «Профессионал» является социальным партнером
колледжа и принимает непосредственное участие в разработке и реализации ППССЗ по
специальности.
Это включает следующие мероприятия:
1. согласование основной профессиональной образовательной программы по специальности
среднего профессионального образования Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), реализуемой на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования;
2. согласование рабочих программ профессиональных модулей, учебной и производственной
практик;
3. согласование фондов оценочных средств для промежуточной аттестации по
профессиональным модулям;
4. согласование программы государственной итоговой аттестации по специальности 13.02.11;
5. участие в промежуточной аттестации по междисциплинарным курсам и профессиональным
модулям в качестве внешних экспертов;
6. прохождение преподавателями колледжа, отвечающими за освоение обучающимися
профессионального цикла, стажировки по согласованной программе;
7. организация производственной практики, экскурсий и других мероприятий для
обучающихся.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
2.1 Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников по специальности 13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям):
− организация и проведение работ по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию
электрического и электромеханического оборудования отрасли. Объектами профессиональной
деятельности выпускников являются:
− материалы и комплектующие изделия;
− технологическое оборудование и технологические процессы;
− технологическая оснастка;
− электрическое и электромеханическое оборудование;
− средства измерения;
− техническая документация;
− профессиональные знания и умения персонала производственного подразделения;
− первичные трудовые коллективы.
2.2 Виды профессиональной деятельности и компетенции
В результате освоения ППССЗ по специальности 13.02.11 обучающийся должен овладеть
общими компетенциями (ОК)
ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности
ОК 6- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями
ОК 7- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий
ОК 8 -Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 -Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности
В результате освоения ППССЗ по специальности 13.02.11 обучающийся должен овладеть
следующими видами профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями:
Вид профессиональной деятельности ВПД 1- Организация технического обслуживания и
ремонта электрического и электромеханического оборудования
ПК 1.1 Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического
оборудования
ПК 1.2 Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и

электромеханического оборудования
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации
электрического и электромеханического оборудования
ПК 1.4. Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту
электрического и электромеханического оборудования
Вид профессиональной деятельности ВПД 2 - Выполнение сервисного обслуживания бытовых
машин и приборов
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту
бытовой техники
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой
техники
Вид профессиональной деятельности ВПД 3 - Организация деятельности производственного
подразделения
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения ПК
3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
Вид профессиональной деятельности ВПД 4- Выполнение работ по профессии слесарьэлектрик по ремонту электрооборудования
ПК 4.1 Производить разборку, ремонт и сборку простых узлов, аппаратов и арматуры
электроосвещения с применением простых ручных приспособлений и инструментов
ПК 4.2 Выполнять работы по разборке, сборке электродвигателей, их деталей и узлов ПК4.3
Изготавливать несложные детали из сортового материала
ПК4.4 Осуществлять соединение деталей и узлов электромашин, электроприборов по простым
монтажным схемам
Виды деятельности, а также общие и профессиональные компетенции, указанные во ФГОС
СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям), при разработке ППССЗ могут быть
дополнены на основе:
- анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;
- анализа актуального состояния и перспектив развития регионального рынка труда.
- обсуждения с заинтересованными работодателями.

2.3. Матрица соответствия компетенций учебным дисциплинам и
профессиональным модулям
Матрица соответствия компетенций и формирующих их составных частей ППССЗ
специальности 13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям) представлена в Приложении 1.
2.4. Требования к знаниям, умениям и практическому опыту выпускников
Выпускник, освоивший программу подготовки специалистов среднего звена по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям), должен
знать:
ОГСЭ.01. Основы философии
− основные категории и понятия философии;
− роль философии в жизни человека и общества;
− основы философского учения о бытии;
− сущность процесса познания;
− основы научной, философской и религиозной картин мира;
ОГСЭ.02. История
− основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
− сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце

XX - начале XXI вв.;
− основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
ОГСЭ.03. Иностранный язык
− лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый
для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
ОГСЭ.04. Физическая культура
− о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии
человека;
−основы здорового образа жизни.
ЕН.01. Математика
− значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
− основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной
деятельности;
− основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории
комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
ЕН.02. Экологические основы природопользования
− виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; −
основные источники и масштабы образования отходов производства;
− основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы
предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод,
принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков
производств;
ОП.01. Инженерная графика
− правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
− правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические
построения и правила вычерчивания технических деталей;
− способы графического представления технологического оборудования и выполнения
технологических схем в ручной и машинной графике;
− требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации
(далее - ЕСКД) и Единой системы технологической документации (далее - ЕСТД)
ОП.02. Электротехника и электроника
− методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
− основные законы электротехники;
− основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических
величин;
− основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
− основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
− принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
− принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и
электронных устройств и приборов;
− устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов
ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация
− основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и
документации систем качества;
− терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами
и международной системой единиц СИ;
ОП.04. Техническая механика
− виды движений и преобразующие движения механизмы;
− виды износа и деформаций деталей и узлов;
− виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные
обозначения на схемах;
− кинематику механизмов, соединение деталей машин, механические передачи, виды и
устройство передач;
− методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных
видах деформации;
− назначение и классификацию подшипников; − характер соединения основных сборочных

единиц и деталей;
− трение, его виды, роль трения в технике;
− устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов,
используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
ОП.05.Материаловедение
− виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
− виды прокладочных и уплотнительных материалов;
− закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,
защиты от коррозии;
− классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки
конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, методы
измерения параметров и определения свойств материалов;
− основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
− особенности строения металлов и сплавов;
− свойства смазочных и абразивных материалов;
− сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и
резанием;
ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности
− базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые
редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические
редакторы, информационно-поисковые системы);
− методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
− общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ)
и вычислительных систем;
ОП.07. Основы экономики
−действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственнохозяйственную деятельность;
−основные технико-экономические показатели деятельности организации;
−методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
−методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их
использования;
−механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных
условиях;
ОП.08. Правовые основы профессиональной деятельности
−виды административных правонарушений и административной ответственности;
−классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
−нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
−организационно-правовые формы юридических лиц;
− основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законы и иные
нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной
(трудовой) деятельности;
ОП.09. Охрана труда
− нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии
и пожаробезопасности;
− правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной
санитарии и противопожарной защиты;
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности
− принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
−основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
−основы военной службы и обороны государства;
−задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от
оружия массового поражения;
−меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

−организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
ПМ.01.Организация технического обслуживания и ремонта электрического и
электромеханического оборудования
− технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических
машин;
− классификацию основного электрического и электромеханического оборудования отрасли;
− элементы систем автоматики, их классификацию, основные характеристики и принципы
построения систем автоматического управления электрическим и электромеханическим
оборудованием;
− классификацию и назначение электроприводов, физические процессы в электроприводах; −
выбор электродвигателей и схем управления;
− устройство систем электроснабжения, выбор элементов схемы электроснабжения и защиты;
− физические принципы работы, конструкцию, технические характеристики, области
применения, правила эксплуатации электрического и электромеханического оборудования;
ПМ. 02.Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов
− классификацию, конструкции, технические характеристики и области применения бытовых
машин и приборов;
− типовые технологические процессы и оборудование при эксплуатации, обслуживании,
ремонте и испытаниях бытовой техники;
− методы и оборудование диагностики и контроля технического состояния бытовой техники;
ПМ. 03.Организация деятельности производственного подразделения
− особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
− принципы делового общения в коллективе;
−психологические аспекты профессиональной деятельности;
− аспекты правового обеспечения профессиональной деятельности.
ПМ. 04.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих
−принцип работы обслуживаемого электрооборудования ;
−назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных
и
специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента средней сложности;
−способы прокладки проводов;
−простые электромонтажные схемы соединений деталей и узлов;
уметь:
ОГСЭ.01. Основы философии
− ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания;
ОГСЭ.02. История
− ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в
России и мире;
ОГСЭ.03. Иностранный язык
− общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные
темы;
ОГСЭ.04. Физическая культура
− использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления
здоровья;
ЕН.01. Математика
− решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
ЕН.02. Экологические основы природопользования
− анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
производственной деятельности;
ОП.01. Инженерная графика
-выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических
схем в ручной и машинной графике;
− выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их
поверхности, в ручной и машинной графике;
− выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и

машинной графике;
− оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с
действующей нормативно-технической документацией;
− читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию
по профилю специальности;
ОП.02. Электротехника и электроника
− подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с
определенными параметрами и характеристиками
− правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения
технологических машин и аппаратов
− рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
− снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;
− собирать электрические схемы;
− читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей
нормативной базой;
− приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами
и международной системой единиц СИ;
− применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и
процессов;
ОП.04. Техническая механика
− определять напряжения в конструкционных элементах;
− определять передаточное отношение;
− проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
− проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и
сборочных единиц;
− производить расчеты на сжатие, срез и смятие;
− производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
− собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
− читать кинематические схемы;
ОП.05.Материаловедение
− определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в
производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу,
назначению и способу приготовления и классифицировать их;
− определять твердость материалов;
− определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
− подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;
− подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием)
для изготовления различных деталей;
ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности
− выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
− использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть
Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
ОП.07. Основы экономики
− находить и использовать необходимую экономическую информацию;
− рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения
(организации);
ОП.08. Правовые основы профессиональной деятельности
− анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой
точки зрения;
− защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и
трудовым законодательством;
ОП.09. Охрана труда
− вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее
заполнения и условия хранения;

− использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и
индивидуальной защиты
− определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной
деятельности;
− оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
− применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных
помещениях
; − проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда
и травмобезопасности;
− инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;
− соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной
безопасности;
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности
− предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и
их последствий в профессиональной деятельности и быту;
ПМ.01.Организация технического обслуживания и ремонта электрического и
электромеханического оборудования
− определять электроэнергетические параметры электрических машин и аппаратов,
электротехнических устройств и систем;
− подбирать технологическое оборудование для ремонта и эксплуатации электрических
машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем, определять оптимальные
варианты его использования;
− организовывать и выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и
электромеханического оборудования;
− проводить анализ неисправностей электрооборудования;
− эффективно использовать материалы и оборудование;
ПМ. 02.Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов
− организовывать обслуживание и ремонт бытовых машин и приборов;
− пользоваться основным оборудованием, приспособлениями и инструментом для ремонта
бытовых машин и приборов
ПМ. 03.Организация деятельности производственного подразделения
− рассчитывать показатели, характеризующие эффективность работы производственного
подразделения, использования основного и вспомогательного оборудования;
ПМ. 04.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих
− производить разборку, ремонт и сборку простых узлов, аппаратов и арматуры
электроосвещения с применением простых ручных приспособлений и инструментов;
− производить очистку, промывку, протирку и продувку сжатым воздухом деталей и приборов
электрооборудования;
− изготавливать несложные детали из сортового материала;
− соединять детали и узлы электрооборудования по простым электромонтажным схемам;
− устанавливать соединительные муфты, тройники, коробки;
иметь практический опыт:
− выполнения работ по технической эксплуатации, обслуживанию и ремонту электрического
и электромеханического оборудования;
− использования основных измерительных приборов;
− выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту бытовой техники;
− диагностики и контроля технического состояния бытовой техники;
− планирования и организации работы структурного подразделения;
− участия в анализе работы структурного подразделения;
2.5. Специальные требования
Согласно рабочему учебному плану по специальности 13.02.11 предусмотрено освоение
рабочей профессии 18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.

3.
ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И
ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» ежегодно обновляет программы
подготовки специалистов среднего звена (в части состава дисциплин (модулей),
установленных в учебном плане, и /или содержания рабочих программ учебных дисциплин,
междисциплинарных курсов, модулей, программ учебной и производственной практик,
методических
материалов,
обеспечивающих
реализацию
соответствующих
образовательных технологий с учетом развития науки, техники, культуры, экономики и
промышленного производства.
3.1 Учебный план (Приложение 2).
Учебный план специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) регламентирует
порядок реализации ППССЗ по специальности среднего профессионального образования.
Учебный план является частью ППССЗ
СПО. Учебный план определяет
качественные и количественные характеристики ППССЗ по специальности среднего
профессионального образования.
В плане указана максимальная, самостоятельная и обязательная учебная нагрузка
обучающихся по дисциплинам, профессиональным модулям и междисциплинарным курсам,
их общая трудоемкость в часах, а также формы промежуточной аттестации.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных
модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав каждого
профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При
освоении обучающимися каждого профессионального модуля проводится учебная практика и
производственная практика. Учебная практика и производственная практика проводятся
образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций
в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно. Цели и задачи,
программы и формы отчетности определяются по каждому виду практики. Производственная
практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует
профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики
проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами
соответствующих организаций. В обязательных частях учебных циклов указан перечень
обязательных дисциплин и профессиональных модулей (включая междисциплинарные курсы)
в соответствии с требованиями ФГОС СПО к данной специальности. Вариативная часть дает
возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной
части, получения дополнительных знаний и умений.
3.2. Календарный учебный график (Приложение 3).
Календарный учебный график является самостоятельным документом, входящим в
ППССЗ
СПО специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Календарный
учебный
график
устанавливает
последовательность
и
продолжительность теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик,
государственной итоговой аттестации, каникул.
В соответствии с учебным планом, разрабатывается календарный учебный график для
каждого курса и семестра обучения.
3.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей,
программы учебной и производственной практик
Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей составляется с
учетом формирования необходимых компетенций, матрицы соответствия компетенций
(приложение 1), структурным единицам ППССЗ и оценочным средствам.
Рабочие программы дисциплин по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация
и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
разработаны в соответствии с Положением о рабочих программах учебных дисциплин и
профессиональных модулей, рассмотрены на заседании цикловой методической комиссии,

одобрены на заседании Методического совета и утверждены заместителем директора по
учебной работе.
Программы учебной, производственной и преддипломной практики по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования ( по отраслям) разработаны на основе Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 г. № 291 «Об
утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»
и Положения о практике ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж».
Программы, перечисленные в перечне, размещены в приложениях.

Перечень программ дисциплин, профессиональных модулей ипрактик
Индекс дисциплины, профессионального модуля,
практики по
ФГОС
1

Наименование циклов, разделов и
программ

Шифр
программы в перечне

2
Общие учебные дисциплины
ОУД.01
Русский язык
01
ОУД.01А
Литература
02
ОУД.02
Иностранный язык
03
ОУД.03
Математика:
04
ОУД.04
История
05
ОУД.05
Физическая культура
06
ОУД.06
ОБЖ
07
ОУД.07
Информатика
08
ОУД.08
Физика
09
ОУД.09
Химия
10
ОУД.10
Обществознание
11
ОУД.15
Биология
12
ОУД.16
География
13
Дополнительные учебные
УД.01/УД 02
Эффективное поведение на рынке труда/
14
Исскуство трудоустройства
УД.03/УД 04
История мировой культуры/ История
15
Родного края
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
16
ОГСЭ.01
Основы философии
17
ОГСЭ.02
История
18
ОГСЭ.03
Иностранный язык
19
ОГСЭ.04
Физическая культура

Номер приложения, содержащего программу в
ППССЗ

3
Прил. №1
Прил. №2
Прил. №3
Прил. №4
Прил. №5
Прил. №6
Прил. №7
Прил. №8
Прил. №9
Прил. №10
Прил. №11
Прил. №12
Прил. №13
Прил. №14
Прил. №15
Прил. №16
Прил. № 17
Прил. №18
Прил. №19

4

ЕН.00 Математический и общий естественно-научный цикл
ЕН.01
Математика
ЕН.02
Экологические основы природопользовани
П.00 Профессиональный цикл
ппприродопользования дисциплины
ОП.00
Общепрофессиональные
ОП 01
Инженерная графика
ОП 02
Электротехника и электроника
ОП 03
Метрология, стандартизация исертификация
ОП 04
ОП 05
ОП .06

20
21

Прил. №20
Прил. №21

22

Прил. №22
Прил. №23
Прил. №24

23
24

Техническая механика
Материаловедение
Информационные технологии в
профессиональной деятельности
Основы экономики
Правовые основы профессиональной
деятельности
Охрана труда
Безопасность жизнедеятельности
Ремонт бытовых приборов и машин

25
27

Прил. №25
Прил. №26
Прил. №27

28
29

Прил. №28
Прил. №29

30
31
32

Прил. №30
Прил. №31
Прил. № 32

ОП 12

Устройство автоматических
аппаратов дистанционного управлен.

33

Прил. №33

ОП 13
ОП 14
ОП 15
ОП 16

Монтаж кабельных трасс
Монтаж осветительных электроустановок
Организация электромонтажных работ
Монтаж заземлительных устройств в
агропромышленных и жилых зданиях

34
35
37

Прил. № 34
Прил. № 35
Прил. №36
Прил. №37

ПМ.00
ПМ.01

Профессиональные модули
Организация технического обслуживания и
ремонта электрического
электромеханического оборудования

38

Прил. № 38

ПМ.02

Выполнение сервисного обслуживания
бытовых машин и приборов

39

Прил. № 39

ПМ.03

Организация деятельности
производственного подразделения

40

Прил. №40

ПМ 04

Выполнение работ по профессии слесарьэлектрик по ремонту
электрооборудования

41

Прил. №41

УП.01

Программа учебной практики

42

Прил. №42

ПП.01

Программа
производственной
геодезическаяГеодезическаягеодезическая
практики
Программа учебной практики

43

Прил. №43

44

Прил. № 44

Программа
производственной
практики
Программа учебной практики

45

Прил. №45

46

Прил. № 46

ОП .07
ОП .08
ОП .09
ОП 10
ОП 11

УП.02
ПП.02
УП.03

26

36

Программа производственной практики

47

Прил. № 47

Программа учебной практики

48

Прил. № 48

ПП 04

Программа производственной практики

49

Прил. № 49

ПДП
ГИА.00

Преддипломная практика
Государственная итоговая аттестация

50

Прил. № 50
Прил. №

ПП 03

УП 04

4 ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ по специальности 13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования ( по отраслям)
4.1 Требования к вступительным испытаниям абитуриентов.
Прием на основную профессиональную образовательную программу подготовки по
специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям) осуществляется при наличии у
абитуриента аттестата об основном общем образовании в соответствии с правилами приема
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» и действующим законодательством
Российской Федерации.
4.2 Использование активных и интерактивных форм проведения занятий в
образовательном процессе.
В процессе обучения по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) используется не только
традиционная классно-урочная технология обучения. Преподаватели опираются на идеи
деятельностного подхода в обучении. Широкое распространение получила технология
проблемного обучения, которая способствует не только формированию необходимой системы
знаний, умений и навыков, но и развитию у учащихся творческого мышления, способности к
самостоятельной познавательной деятельности. Преподаватели применяют на занятиях такие
методы проблемного обучения, как сравнительный анализ различных точек зрения,
составление схем, конспектов, установление взаимосвязей между различными процессами,
нахождение намеренно допущенных ошибок и т.д.
В процессе обучения преподавателями широко используются интерактивные формы
обучения: ƒ
Деловые и ролевые игры; ƒ
Дебаты; ƒ
Метод проектов; ƒ
Мозговой штурм; ƒ
Портфолио; ƒ
Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог); ƒ
Разбор конкретных ситуаций; ƒ
Метод работы в малых группах.
Круглые столы;
ƒ Компьютерное моделирование и практический анализ результатов;
ƒ Лекция пресс-конференция;
В обучении широко используются информационные технологии, возможности
мультимедийной презентации материала.
4.3 Организация самостоятельной работы обучающихся.
В колледже разработаны методические рекомендации по организации и методическому
сопровождению самостоятельной работы студентов по всем дисциплинам и МДК учебного
плана по специальности 13.02.11. Виды самостоятельной работы обучающихся определяются

требованиями ФГОС СПО, содержанием учебной дисциплины, профессионального модуля,
степенью подготовленности обучающихся и утверждаются на предметно-цикловой комиссии
при разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) программы подготовки
специалистов среднего звена. В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной
работы: аудиторная; внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по учебной
дисциплине/модулю выполняется обучающимися на учебных занятиях по заданию и под
руководством преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется
обучающимися по заданию преподавателя, при его методическом руководстве, но без его
непосредственного участия. Формами аудиторной самостоятельной работы в условиях
реализации компетентностного подхода являются активные и интерактивные формы
проведения занятий, а именно:
- деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, в том числе углубляющих
теоретические знания,
- индивидуальные и групповые консультации; - работа с учебной (основной и
дополнительной) литературой;
- работа со словарями, справочниками, первоисточниками, технической литературой,
профессиональными журналами;
‐ работа с нормативными материалами, выполнение и защита лабораторно-практических
работ (во время проведения лабораторно-практических работ);
- обобщение опыта в процессе прохождения и оформления результатов практик;
- выполнение выпускной квалификационной работы.
Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу студентов, обучающихся по
очной форме, планируется в пределах 50 % от времени, отведенного на обязательную
учебную нагрузку по данной дисциплине (МДК). В методических рекомендациях для
обучающихся преподаватель указывает виды самостоятельных работ и объём времени на их
выполнение; содержание самостоятельных работ, учебную литературу и критерии оценок.
4.4 Ресурсное обеспечение
4.4.1. Кадровое обеспечение
Реализация программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования( по отраслям) обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
К
руководству
дипломными
исследованиями
намечено
привлекать
высококвалифицированных специалистов, работающих в электро- энергетической области,
и имеющих опыт руководства студентами.
Состав преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ППССЗ по
специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования( по отраслям) приведен в Приложении 4.
4.4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по
отраслям) обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным
дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП
. Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе и
библиотечным фондам, содержащим издания по основным изучаемым дисциплинам
(модулям) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом
к сети Интернет.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и
дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5
лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочнобиблиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра
на каждые 100 обучающихся.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность оперативного
обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и

доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети
Интернет.
Программно-информационное обеспечение
В процессе обучения используются:
1.
Операционной среды:
 Windows 7
2. Прикладные программы:
 MS Word
 MS Access
 MS Power Point
 MS Excel
 Компас 3 D
 S-plan
 Гранд СМЕТА
4.4.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж», реализующее ППССЗ по
специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования( по отраслям) располагает материально- технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий,
дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики,
предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.
Материально-техническая база соответствует санитарно-гигиеническим, эстетическим
и технико-педагогическим условиям. В области развития материально- технической базы
ведется работа в нескольких направлениях, наиболее эффективно учитывающих
потребности современного учебного процесса, направленного на развитие личности и ее
индивидуальности.
Все кабинеты оснащены наглядными пособиями, раздаточным материалом и другими
средствами обучения, необходимыми для изучения учебного материала.
Питание студентов осуществляется в столовой.
Медицинское обслуживание студентов осуществляется здравпунктом. Кабинеты
оснащены необходимым медицинским оборудованием. На базе здравпункта проводится
профилактическая и оздоровительная работа, пропаганда здорового образа жизни, а также
работает педагог - психолог
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по специальности 13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
математики;
экологических основ природопользования;
информационных технологий в профессиональной деятельности;
инженерной графики;
основ экономики;
технической механики;
материаловедения;
правовых основ профессиональной деятельности;
охраны труда;
безопасности жизнедеятельности;

технического регулирования и контроля качества;
технологии и оборудования производства электротехнических изделий.
Лаборатории:
автоматизированных информационных систем;
электротехники и электронной техники;
электрических машин;
электрических аппаратов;
метрологии, стандартизации и сертификации;
электрического и электромеханического оборудования;
технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического
оборудования.
Мастерские:
слесарно-механические;
электромонтажные.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23
24

Наименование
Кабинеты
Русского языка и литературы№ 4
Английского языка № 30
Немецкого языка № 35
Истории и обществознания № 21
Математики № 20
Правовые основы № 9
Информатики № 19
Физики № 18
Химии и биологии № 14
Инженерной графики № 32
Электротехники и электроники № 27
Метрологии, стандартизации и сертификации.№ 31
Технической механики № 32
Материаловедения №31
Социально-экономических дисциплин № 9
Информационных технологий в профессиональной деятельности № 19
Экологических основ природопользования;№ 14
Устройство автоматических аппаратов.дистанционного управл. № 27
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда.№ 9
.Ремонта бытовых приборов и машин № 33
Лаборатории;
Метрологии и стандартизации; материаловедения № 31
Монтаж электрооборудования № 33
Электротехники и электроники № 27
Электрических машин и аппаратов № 27
Спортивный комплекс

25.

Спортивный зал

26

Тренажерный зал

27

Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы
препятствий
Электронный стрелковый тир
Залы
Библиотека Читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал

28
29
30

5.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
5.1 Контроль и оценка достижений обучающихся
Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ) включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую
аттестацию обучающихся.
Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в
течение первых двух месяцев от начала обучения.
. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания,
практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной
аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатывается и утверждается образовательной организацией после предварительного
положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным
курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в
качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных
дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации
обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной
деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны
активно привлекаться работодатели.
. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух
основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
Правила участия в контролирующих мероприятиях и критерии оценивания достижений
обучающихся определяются: Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации
обучающихся, Порядком участия обучающихся в формировании содержания своего
профессионального образования, а также Положением об организации государственной
итоговой аттестации выпускников.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной

аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются колледжем
самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от
начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям ППССЗ (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных
средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных
средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются колледжем самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются
колледжем после предварительного положительного заключения работодателей. ФОС
включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для
определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных
достижений основным показателям результатов подготовки.
В соответствии с ФГОС СПО специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» оценка
качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает:

входной контроль;

текущий контроль;

промежуточную аттестацию;

итоговую аттестацию.
Входной контроль
Назначение входного контроля состоит в определении способностей обучающегося и
его готовности к восприятию и освоению учебного материала. Входной контроль проводится
для студентов первого года обучения. Входной контроль должен предусматривать проверку
знаний, навыков и умений, необходимых для изучения дисциплины. Входной контроль
проводится, как правило, в течение одного контрольного мероприятия.
Входной контроль проводится в начале изучения дисциплины, как правило, на первом
аудиторном занятии.
Входной контроль проводит преподаватель, обучающий студентов по дисциплине по
контрольно-измерительным материалам, подготовленным самим преподавателем.
Текущий контроль
Цель текущего контроля - систематическая проверка освоения профессиональных
компетенций, знаний и умений студентов по всем изучаемым в данном семестре
дисциплинам, МДК, мотивирование регулярной и целенаправленной работы студентов.
Основными формами текущего контроля являются:

устный опрос (фронтальный, индивидуальный, комбинированный);

письменная проверка (диктанты, сочинения, ответы на вопросы, решение задач
и примеров, составление тезисов, выполнение схем и чертежей, тестирование, выполнение
домашних контрольных работ и заданий для самостоятельной работы, рефераты);

практическая проверка (используется при проведении деловых игр,
практических занятий и лабораторных работ, при выполнении курсовых
проектов (работ), в период прохождения учебной и производственной
практик).
Способы, методы, формы всех видов текущего контроля преподаватели выбирают
самостоятельно, не допуская перегрузки студентов.
Показателями текущего контроля служат:
-степень и уровень выполнения индивидуальных заданий во время теоретических
занятий;
- степень и уровень выполнения лабораторных и практических работ, этапов
курсовых работ (проектов);
степень и уровень выполнения самостоятельных внеаудиторных занятий;
глубина усвоения изучаемых тем, разделов (тематический контроль).
Текущий контроль должен обеспечить количественную оценку знаний, навыков и
умений студентов.
Все виды текущего контроля знаний проводятся за счет объема времени
предусмотренного рабочим учебным планом на соответствующую дисциплину.

Оценки текущего контроля знаний студентов выставляются в журнал учебных
занятий.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы
студентов.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за
семестр (учебный год, курс дисциплины, МДК).
Основными формами промежуточной аттестации являются:

по дисциплинам - зачет (только по Физической культуре в процессе освоения по
семестрам, по завершении освоения - дифференцированный зачет), дифференцированный
зачет, экзамен;

по МДК - дифференцированный зачет, экзамен;

по практике - дифференцированный зачет;

по двум или нескольким дисциплинам, двум или нескольким МДК – экзамен
комплексный;

по ПМ - экзамен квалификационный.
Формы и порядок промежуточной аттестации техникум выбирает самостоятельно,
периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими программами, учебными
планами.
ФГОС СПО предусматривает объем времени, отводимый на промежуточную
аттестацию и устанавливает верхний предел числа экзаменов и зачетов, проводимых в
учебном году - не более 8 экзаменов, не более 10 зачетов (исключая дисциплину «Физическая
культура»). Объем времени, отводимый на аттестацию, определяется рабочими учебными
планами.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью студента и ее корректировку и проводится с целью определения:
- соответствия уровня и качества подготовки специалиста требованиям ФГОС СПО;
- полноты и прочности освоения профессиональных компетенций, теоретических
знаний по дисциплине или ряду дисциплин, МДК, профессиональным модулям;
- приобретенных умений применять полученные теоретические знания при решении
практических задач;
- умений самостоятельной работы с учебной литературой.
Итоговая аттестация
. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам
<1>.
-------------------------------<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462, N 30, ст. 4036; N 48, ст.
6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388).
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломный проект). Обязательное требование - соответствие
тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Государственная итоговая аттестация выпускника среднего профессионального
учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной
программы в полном объеме.
Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовки
выпускников к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС СПО, и

соответствия их подготовки компетенциям федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования.
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является
представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при
изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов
профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты
о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы)
олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест
прохождения преддипломной практики.
5.2.Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
Государственная итоговая аттестация выпускников по специальности 13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования( по отраслям) является обязательной и осуществляется после освоения
образовательной программы.
Порядок и условия проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА)
определяются «Положением об организации итоговой аттестации выпускников» колледжа.
Для проведения ГИА по каждой образовательной программе колледжа по
специальности создается государственная экзаменационная комиссия (далее – ГЭК).
ГИА выпускников включает подготовку и защиту выпускной квалификационной
работы (далее - ВКР).
ВКР является обязательной формой ГИА выпускников, завершающих обучение по
образовательной программе среднего профессионального образования.
Программа ГИА является частью образовательной программы колледжа по
специальности.
Программой ГИА определяются формы ГИА. Формой ГИА по специальности13.02.11
«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям) в колледже является защита выпускной квалификационной
работы ( дипломный проект).
Государственный экзамен в колледже не предусмотрен.
Сроки проведения ГИА определяются в соответствии с учебным планом.
Защита ВКР (дипломного проекта) позволяет выявить и оценить теоретическую
подготовку студента к решению профессиональных задач, готовность к основным видам
профессиональной деятельности и включает проверку знаний, умений и компетенций в
соответствии с содержанием основных учебных дисциплин, и общими требованиями ФГОС
СПО по направлению подготовки.
ВКР способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по
специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки
выпускника к самостоятельной работе.
Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей и предусматривать сложность предусмотренного федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Темы ВКР разрабатываются преподавателями цикловой комиссии специальности.
Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей) за
студентами оформляется приказом директора колледжа.
По утвержденным темам руководители ВКР разрабатывают индивидуальные задания
для каждого студента. Задания на ВКР рассматриваются цикловыми комиссиями,
подписываются руководителем дипломного проекта и утверждаются заместителем директора
по учебной работе колледжа.
В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы
группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.
Требования к содержанию, объему, структуре выпускной квалификационной работы
приводятся в Положении об организации итоговой аттестации выпускников» колледжа.

5.3.Организация итоговой государственной аттестации выпускников
Задания на дипломный проект выдаются не позднее, чем за две недели до начала
преддипломной практики.
Задания на дипломное проектирование сопровождаются консультацией руководителя
дипломного проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем
работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на
выполнение отдельных частей дипломного проекта.
Выполненные дипломные проекты рецензируются ведущими специалистами
предприятий. Внесение изменений в дипломный проект после получения рецензии не
допускается.
Заместитель директора по учебной работе после ознакомления с отзывом руководителя
и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите. Приказом директора колледжа
объявляется допуск студентов к защите дипломного проекта.
В состав государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) должны входить
представители колледжа и предприятий.
Защита дипломного проекта проводится на открытых заседаниях ГЭК с участием не
менее двух третей ее состава. Комиссия в составе: председателя, заместителя председателя,
ответственного секретаря и членов комиссии не менее 2 человек, назначается приказом
директора колледжа. Директор колледжа является заместителем председателя ГЭК (в случае
организации в колледже нескольких ГЭК заместителем председателя могут быть назначены
зам. директора колледжа).
На заседании ГЭК ответственным секретарем представляются следующие документы:
- программа ГИА;
- требования к выпускным квалификационным работам;
- сведения об успеваемости студентов;
- протоколы заседаний ГЭК.
На защиту отводится до 45 минут. Процедура включает доклад выпускника (не более
10-15 мин.), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы выпускника.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».