ФГОС 09.02.07 Информационные системы и программирование

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование" (с
изменениями и дополнениями)
С изменениями и дополнениями от:
17 декабря 2020 г., 1 сентября 2022 г.

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3
июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33,
ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43,
ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки,
утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них
изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38,
ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230), а также в целях реализации пункта 3 комплекса мер, направленных
на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 11, ст. 1629), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование.
Министр

О.Ю. Васильева

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2016 г.
Регистрационный N 44936
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547)
С изменениями и дополнениями от:
17 декабря 2020 г., 1 сентября 2022 г.
ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Общие положения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность
обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по
специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (далее - специальность).
1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее
вместе - образовательная организация).

06.09.20233

Система ГАРАНТ

1/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

1.3. При разработке программы подготовки специалистов среднего звена (далее образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее
освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов,
перечень которых представлен в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой,
разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с
настоящим ФГОС СПО.
1.5. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие
образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 06 Связь,
информационные и коммуникационные технологии 1.
1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации
осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное
обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность
приема-передачи информации в доступных для них формах.
Информация об изменениях:

Пункт 1.8 изменен с 2 февраля 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 17 декабря 2020 г. N
747
См. предыдущую редакцию
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией
как самостоятельно, так и посредством сетевой формы. Образовательная деятельность при
освоении образовательных программ или отдельных ее компонентов организуется в форме
практической подготовки.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке
Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной
организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на
территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке
республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской
Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики
Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской
Федерации 2.
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения
вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме
обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по
сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по
образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока
получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по
индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год
по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

06.09.20233

Система ГАРАНТ

2/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы,
реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному учебному
плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков,
установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом
получаемой специальности.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в
соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена указанной в Перечне
специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с
изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации
от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая
2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября
2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря
2016 г., регистрационный N 44662):
администратор баз данных;
специалист по тестированию в области информационных технологий;
программист;
технический писатель;
специалист по информационным системам;
специалист по информационным ресурсам;
разработчик веб и мультимедийных приложений.
Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 1.13 с 2 февраля 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от
17 декабря 2020 г. N 747
1.13. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы
осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с
учетом включенных в примерную основную образовательную программу (далее - ПООП)
примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной
работы.
Информация об изменениях:

Стандарт дополнен пунктом 1.14 с 22 октября 2022 г. - Приказ Минпросвещения России от 1
сентября 2022 г. N 796
1.14. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой в условиях
эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии
конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках
федерального проекта "Профессионалитет", а также объем такой образовательной программы
могут быть уменьшены с учетом соответствующей ПООП, но не более чем на 40 процентов от
срока получения образования и объема образовательной программы, установленных ФГОС СПО 3,
за исключением срока получения образования и объема образовательной программы, отведенных
на получение среднего общего образования в пределах образовательной программы.
II. Требования к структуре образовательной программы

06.09.20233

Система ГАРАНТ

3/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

Информация об изменениях:

Пункт 2.1 изменен с 2 февраля 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 17 декабря 2020 г. N
747
См. предыдущую редакцию
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и
профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна
составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность
расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник,
освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в пункте
1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки
обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной
программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с
требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации
специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 1

Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
Математический и общий естественнонаучный цикл
Общепрофессиональный цикл
Профессиональный цикл
Государственная итоговая аттестация

Объем образовательной
программы в академических часах
не менее 468
не менее 144
не менее 612
не менее 1728
216

Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
на базе основного общего образования, включая
получение среднего общего образования в соответствии с
требованиями федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования

4464
5940

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей
образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом
ПООП по соответствующей специальности.

06.09.20233

Система ГАРАНТ

4/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может
быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36
академическим часам.
2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем
естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы)
образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с
преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие,
консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы
обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной
программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема
учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 настоящего ФГОС
СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая
осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными
образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения
запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла
образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных
дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в
профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 160 академических
часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая
культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна
предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме
обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в
объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70
процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено
использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ
медицинских знаний.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные
модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности,
предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик:
учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися
профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в
несколько периодов, так и рассредоточено#, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение
практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от
профессионального цикла образовательной программы.
Информация об изменениях:

06.09.20233

Система ГАРАНТ

5/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

Пункт 2.9 изменен с 22 октября 2022 г. - Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г.
N 796
См. предыдущую редакцию
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена
и защиты дипломного проекта (работы).
III. Требования к результатам освоения образовательной программы
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть
сформированы общие и профессиональные компетенции.
Информация об изменениях:

Пункт 3.2 изменен с 22 октября 2022 г. - Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г.
N 796
См. предыдущую редакцию
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими
общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению
основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, согласно выбранной
квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 2
Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций специалиста среднего звена при
формировании образовательной программы
Основные виды деятельности
06.09.20233

Наименование квалификаций специалиста среднего
Система ГАРАНТ

6/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

Разработка модулей программного
обеспечения для компьютерных
систем
Осуществление интеграции
программных модулей

Ревьюирование программных
продуктов
Сопровождение и обслуживание
программного обеспечения
компьютерных систем
Проектирование и разработка
информационных систем
Сопровождение информационных
систем
Соадминистрирование баз данных и
серверов
Разработка дизайна веб-приложений
Проектирование, разработка и
оптимизация веб-приложений
Администрирование
информационных ресурсов
Разработка, администрирование и
защита баз данных

звена
Администратор баз данных
Специалист по тестированию в области
информационных технологий
Программист
Технический писатель
Администратор баз данных
Специалист по тестированию в области
информационных технологий
Программист
Специалист по информационным системам
Специалист по информационным ресурсам
Технический писатель
Специалист по информационным системам
Специалист по информационным ресурсам
Администратор баз данных
Специалист по тестированию в области
информационных технологий
Программист
Специалист по информационным системам
Специалист по информационным ресурсам
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Специалист по информационным системам
Специалист по информационным ресурсам
Администратор баз данных
Специалист по информационным системам
Специалист по информационным ресурсам
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Специалист по информационным ресурсам
Администратор баз данных
Специалист по тестированию в области
информационных технологий
Программист
Технический писатель

3.4.
Выпускник,
освоивший
образовательную
программу,
должен
обладать
профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам
деятельности:
3.4.1. Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем:
ПК 1.1. Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с
техническим заданием.
ПК 1.2. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных
программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода.

06.09.20233

Система ГАРАНТ

7/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

ПК 1.6. Разрабатывать модули программного обеспечения для мобильных платформ.
3.4.2. Осуществление интеграции программных модулей:
ПК 2.1. Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и
технической документации на предмет взаимодействия компонент.
ПК 2.2. Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение.
ПК 2.3. Выполнять отладку программного модуля с использованием специализированных
программных средств.
ПК 2.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного
обеспечения.
ПК 2.5. Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет
соответствия стандартам кодирования.
3.4.3. Ревьюирование программных продуктов:
ПК 3.1. Осуществлять ревьюирование программного кода в соответствии с технической
документацией.
ПК 3.2. Выполнять процесс измерения характеристик компонент программного продукта
для определения соответствия заданным критериям.
ПК 3.3. Производить исследование созданного программного кода с использованием
специализированных программных средств с целью выявления ошибок и отклонения от алгоритма.
ПК 3.4. Проводить сравнительный анализ программных продуктов и средств разработки, с
целью выявления наилучшего решения согласно критериям, определенным техническим заданием.
3.4.4. Сопровождение и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем:
ПК 4.1. Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения
компьютерных систем.
ПК 4.2. Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного
обеспечения компьютерных систем.
ПК 4.3. Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного
обеспечения в соответствии с потребностями заказчика.
ПК 4.4. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем
программными средствами.
3.4.5. Проектирование и разработка информационных систем:
ПК 5.1. Собирать исходные данные для разработки проектной документации на
информационную систему.
ПК 5.2. Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в
соответствии с требованиями заказчика.
ПК 5.3. Разрабатывать подсистемы безопасности информационной системы в соответствии с
техническим заданием.
ПК 5.4. Производить разработку модулей информационной системы в соответствии с
техническим заданием.
ПК 5.5. Осуществлять тестирование информационной системы на этапе опытной
эксплуатации с фиксацией выявленных ошибок кодирования в разрабатываемых модулях
информационной системы.
ПК 5.6. Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной
системы.
ПК 5.7. Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее
модернизации.
3.4.6. Сопровождение информационных систем:
ПК 6.1. Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы.
ПК 6.2. Выполнять исправление ошибок в программном коде информационной системы.
ПК 6.3. Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной
системы.

06.09.20233

Система ГАРАНТ

8/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

ПК 6.4. Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в
соответствии с критериями технического задания.
ПК 6.5. Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных
информационной системы в соответствии с техническим заданием.
3.4.7. Соадминистрирование баз данных и серверов:
ПК 7.1. Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных
и серверов.
ПК 7.2. Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов.
ПК 7.3. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и
серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов.
ПК 7.4. Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции.
ПК 7.5. Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов с использованием
регламентов по защите информации.
3.4.8. Разработка дизайна веб-приложений:
ПК 8.1. Разрабатывать дизайн-концепции веб-приложений в соответствии с корпоративным
стилем заказчика.
ПК 8.2. Формировать требования к дизайну веб-приложений на основе анализа предметной
области и целевой аудитории.
ПК 8.3. Осуществлять разработку дизайна веб-приложения с учетом современных
тенденций в области веб-разработки.
3.4.9. Проектирование, разработка и оптимизация веб-приложений:
ПК 9.1. Разрабатывать техническое задание на веб-приложение в соответствии с
требованиями заказчика.
ПК 9.2. Разрабатывать веб-приложение в соответствии с техническим заданием.
ПК 9.3. Разрабатывать интерфейс пользователя веб-приложений в соответствии с
техническим заданием.
ПК 9.4. Осуществлять техническое сопровождение и восстановление веб-приложений в
соответствии с техническим заданием.
ПК 9.5. Производить тестирование разработанного веб приложения.
ПК 9.6. Размещать веб приложения в сети в соответствии с техническим заданием.
ПК 9.7. Осуществлять сбор статистической информации о работе веб-приложений для
анализа эффективности его работы.
ПК 9.8. Осуществлять аудит безопасности веб-приложения в соответствии с регламентами
по безопасности.
ПК 9.9. Модернизировать веб-приложение с учетом правил и норм подготовки информации
для поисковых систем.
ПК 9.10. Реализовывать мероприятия по продвижению веб-приложений в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.4.10. Администрирование информационных ресурсов:
ПК 10.1. Обрабатывать статический и динамический информационный контент.
ПК 10.2. Разрабатывать технические документы для управления информационными
ресурсами.
3.4.11. Разработка, администрирование и защита баз данных:
ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз
данных.
ПК 11.2. Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.
ПК 11.3. Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа
предметной области.
ПК 11.4. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных.
ПК 11.5. Администрировать базы данных.

06.09.20233

Система ГАРАНТ

9/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

ПК 11.6. Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты
информации.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности
образовательной программы представлены в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по
отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми
результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность
запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК,
установленных настоящим ФГОС СПО.
IV. Требования к условиям реализации образовательной программы
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя
общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому
обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином
законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы,
требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью
ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого
образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с
использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной
организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных
подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться
совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению
реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе
групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а
также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные
оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования
международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены
компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов,
позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован
печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета
одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного
обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или)

06.09.20233

Система ГАРАНТ

10/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за
последние 5 лет.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники,
учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена
печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25%
обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны
быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами,
адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической
документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому
обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа
руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО
(имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС
СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем
числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не
менее 25 процентов.
Информация об изменениях:

Пункт 4.5 изменен с 22 октября 2022 г. - Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г.
N 796
См. предыдущую редакцию
4.5. Требование к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно
осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации 4 и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" 5.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней
оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация
при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает

06.09.20233

Система ГАРАНТ

11/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая
педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при
проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в
том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями,
входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью
признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу,
отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к
специалистам соответствующего профиля.
______________________________
Информация об изменениях:

Сноски изменены с 22 октября 2022 г. - Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г. N
796
См. предыдущую редакцию
1

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О
реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
2
См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23,
ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23,
ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625;
N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320;
N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
3
Пункт 11 Положения о проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой
образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в
рамках федерального проекта "Профессионалитет", утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 марта 2022 г. N 387 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 12, ст. 1871).
4
Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31,
ст. 3823; 2022, N 29, ст. 5305).
5
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 29, ст. 5262.

Приложение N 1
к ФГОС СПО по специальности
09.02.07 Информационные системы
и программирование
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности
выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по
специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Код
профессионального
стандарта
06.001

06.004

06.09.20233

Наименование профессионального стандарта
Профессиональный стандарт "Программист", утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
18 ноября 2013 г. N 679н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2013 г., регистрационный N 30635)
Профессиональный стандарт "Специалист по тестированию в области
информационных технологий", утвержден приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля

Система ГАРАНТ

12/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

06.011

06.013

06.015

06.019

2014 г. N 225н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 9 июня 2014 г., регистрационный N 32623)
Профессиональный стандарт "Администратор баз данных", утвержден
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 17 сентября 2014 г. N 647н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2014 г.,
регистрационный N 34846)
Профессиональный стандарт "Специалист по информационным
ресурсам", утвержден приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 629н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26
сентября 2014 г., регистрационный N 34136)
Профессиональный стандарт "Специалист по информационным
системам", утвержден приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 896н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24
декабря 2014 г., регистрационный N 35361)
Профессиональный стандарт "Технический писатель (специалист по
технической документации в области информационных технологий)",
утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 612н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2014 г.,
регистрационный N 34234)
Приложение N 2
к ФГОС СПО по специальности
09.02.07 Информационные системы
и программирование

Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности
образовательной программы среднего профессионального образования по специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование
Основной вид
деятельности
Разработка модулей
программного
обеспечения для
компьютерных систем

06.09.20233

Требования к знаниям, умениям, практическим действиям
знать:
основные этапы разработки программного обеспечения;
основные принципы технологии структурного и
объектно-ориентированного программирования;
способы оптимизации и приемы рефакторинга;
основные принципы отладки и тестирования программных
продуктов,
уметь:
осуществлять разработку кода программного модуля на языках
низкого и высокого уровней;
создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный
модуль;
выполнять отладку и тестирование программы на уровне
модуля;

Система ГАРАНТ

13/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

Осуществление
интеграции
программных модулей

Ревьюирование
программных
продуктов

Сопровождение и

06.09.20233

осуществлять разработку кода программного модуля на
современных языках программирования;
уметь выполнять оптимизацию и рефакторинг программного
кода;
оформлять документацию на программные средства.
иметь практический опыт в:
разработке кода программного продукта на основе готовой
спецификации на уровне модуля;
использовании инструментальных средств на этапе отладки
программного продукта;
проведении тестирования программного модуля по определенному
сценарию;
использовании инструментальных средств на этапе отладки
программного продукта;
разработке мобильных приложений.
знать:
модели процесса разработки программного обеспечения;
основные принципы процесса разработки программного
обеспечения;
основные подходы к интегрированию программных модулей;
основы верификации и аттестации программного обеспечения.
уметь:
использовать выбранную систему контроля версий;
использовать методы для получения кода с заданной
функциональностью и степенью качества.
иметь практический опыт в:
интеграции модулей в программное обеспечение;
отладке программных модулей.
знать:
задачи планирования и контроля развития проекта;
принципы построения системы деятельностей программного
проекта;
современные стандарты качества программного продукта и
процессов его обеспечения.
уметь:
работать с проектной документацией, разработанной с
использованием графических языков спецификаций;
выполнять оптимизацию программного кода с использованием
специализированных программных средств;
использовать методы и технологии тестирования и ревьюирования
кода и проектной документации;
применять стандартные метрики по прогнозированию затрат, сроков
и качества.
иметь практический опыт в:
измерении характеристик программного проекта;
использовании основных методологий процессов разработки
программного обеспечения;
оптимизации программного кода с использованием
специализированных программных средств.
знать:
Система ГАРАНТ

14/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

обслуживание
программного
обеспечения
компьютерных систем

Проектирование и
разработка
информационных
систем

06.09.20233

основные методы и средства эффективного анализа
функционирования программного обеспечения;
основные виды работ на этапе сопровождения программного
обеспечения;
основные принципы контроля конфигурации и поддержки
целостности конфигурации программного обеспечения;
средства защиты программного обеспечения в компьютерных
системах.
уметь:
подбирать и настраивать конфигурацию программного обеспечения
компьютерных систем;
использовать методы защиты программного обеспечения
компьютерных систем;
проводить инсталляцию программного обеспечения компьютерных
систем;
производить настройку отдельных компонентов программного
обеспечения компьютерных систем;
анализировать риски и характеристики качества программного
обеспечения.
иметь практический опыт в:
настройке отдельных компонентов программного обеспечения
компьютерных систем;
выполнении отдельных видов работ на этапе поддержки
программного обеспечения компьютерной системы.
знать:
основные виды и процедуры обработки информации, модели и
методы решения задач обработки информации;
основные платформы для создания, исполнения и управления
информационной системой;
основные процессы управления проектом разработки;
основные модели построения информационных систем, их
структуру, особенности и области применения;
методы и средства проектирования, разработки и тестирования
информационных систем;
систему стандартизации, сертификации и систему обеспечения
качества продукции.
уметь:
осуществлять постановку задач по обработке информации;
проводить анализ предметной области;
осуществлять выбор модели и средства построения
информационной системы и программных средств;
использовать алгоритмы обработки информации для различных
приложений;
решать прикладные вопросы программирования и языка сценариев
для создания программ;
разрабатывать графический интерфейс приложения;
создавать и управлять проектом по разработке приложения;
проектировать и разрабатывать систему по заданным требованиям и
спецификациям.
иметь практический опыт в:

Система ГАРАНТ

15/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

Сопровождение
информационных
систем

Соадминистрирование
баз данных и серверов

06.09.20233

управлении процессом разработки приложений с использованием
инструментальных средств;
обеспечении сбора данных для анализа использования и
функционирования информационной системы;
программировании в соответствии с требованиями технического
задания;
использовании критериев оценки качества и надежности
функционирования информационной системы;
применении методики тестирования разрабатываемых приложений;
определении состава оборудования и программных средств
разработки информационной системы;
разработке документации по эксплуатации информационной
системы;
проведении оценки качества и экономической эффективности
информационной системы в рамках своей компетенции;
модификации отдельных модулей информационной системы.
знать:
регламенты и нормы по обновлению и техническому
сопровождению обслуживаемой информационной системы;
политику безопасности в современных информационных системах;
достижения мировой и отечественной информатики в области
интеллектуализации информационных систем;
принципы работы экспертных систем.
уметь:
осуществлять настройку информационной системы для пользователя
согласно технической документации;
применять основные правила и документы системы сертификации
Российской Федерации;
применять основные технологии экспертных систем;
разрабатывать обучающие материалы для пользователей по
эксплуатации информационных систем.
иметь практический опыт в:
инсталляции, настройка и сопровождение информационной
системы;
выполнении регламентов по обновлению, техническому
сопровождению и восстановлению данных информационной
системы.
знать:
модели данных, основные операции и ограничения;
технологию установки и настройки сервера баз данных;
требования к безопасности сервера базы данных;
государственные стандарты и требования к обслуживанию баз
данных.
уметь:
проектировать и создавать базы данных;
выполнять запросы по обработке данных на языке SQL;
осуществлять основные функции по администрированию баз
данных;
разрабатывать политику безопасности SQL сервера, базы данных и
отдельных объектов базы данных;
Система ГАРАНТ

16/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

Разработка дизайна
веб-приложений

Проектирование,
разработка и
оптимизация
веб-приложений

06.09.20233

владеть технологиями проведения сертификации программного
средства.
иметь практический опыт в:
участии в соадминистрировании серверов;
разработке политики безопасности SQL сервера, базы данных и
отдельных объектов базы данных;
применении законодательства Российской Федерации в области
сертификации программных средств информационных технологий.
знать:
нормы и правила выбора стилистических решений;
современные методики разработки графического интерфейса;
требования и нормы подготовки и использования изображений в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее сеть Интернет);
государственные стандарты и требования к разработке дизайна
веб-приложений.
уметь:
создавать, использовать и оптимизировать изображения для
веб-приложений;
выбирать наиболее подходящее для целевого рынка дизайнерское
решение;
создавать дизайн с применением промежуточных эскизов,
требований к эргономике и технической эстетике;
разрабатывать интерфейс пользователя для веб-приложений с
использованием современных стандартов.
иметь практический опыт в:
разработке дизайна веб-приложений в соответствии со стандартами
и требованиями заказчика;
создании, использовании и оптимизировании изображений для
веб-приложений;
разработке интерфейса пользователя для веб-приложений с
использованием современных стандартов.
знать:
языки программирования и разметки для разработки клиентской и
серверной части веб-приложений;
принципы функционирования поисковых сервисов и особенности
оптимизации веб-приложений под них;
принципы проектирования и разработки информационных систем,
уметь:
разрабатывать программный код клиентской и серверной части
веб-приложений;
осуществлять оптимизацию веб-приложения с целью повышения его
рейтинга в сети Интернет;
разрабатывать и проектировать информационные системы.
иметь практический опыт в:
использовании специальных готовых технических решений при
разработке веб-приложений;
выполнении разработки и проектирования информационных систем;
модернизации веб-приложений с учетом правил и норм подготовки
информации для поисковых систем;
Система ГАРАНТ

17/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

Администрирование
информационных
ресурсов

Разработка,
администрирование и
защита баз данных

06.09.20233

реализации мероприятий по продвижению веб-приложений в сети
Интернет.
знать:
требования к различным типам информационных ресурсов для
представления информации в сети Интернет;
законодательство о работе сети Интернет;
принципы и механизмы работы поисковых систем, функциональные
возможности сервисов поиска,
уметь:
подготавливать и обрабатывать цифровую информацию;
размещать цифровую информацию на информационных ресурсах
согласно правилам и регламентам;
осуществлять поиск информации в сети Интернет различными
методами;
осуществлять оптимизацию контента для эффективной индексации
поисковыми системами.
иметь практический опыт в:
обработке и публикации статического и динамического контента;
настройке внутренних связей между информационными блоками/
страницами в системе управления контентом.
знать:
основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз
знаний;
основные принципы структуризации и нормализации базы данных;
основные принципы построения концептуальной, логической и
физической модели данных;
методы описания схем баз данных в современных системах
управления базами данных;
структуры данных систем управления базами данных, общий подход
к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;
методы организации целостности данных;
способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;
основные методы и средства защиты данных в базах данных.
уметь:
работать с современными case-средствами проектирования баз
данных;
проектировать логическую и физическую схемы базы данных;
создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;
применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;
выполнять стандартные процедуры резервного копирования и
мониторинга выполнения этой процедуры;
выполнять процедуру восстановления базы данных и вести
мониторинг выполнения этой процедуры;
обеспечивать информационную безопасность на уровне базы
данных.
иметь практический опыт в:
работе с объектами базы данных в конкретной системе управления
базами данных;
использовании стандартных методов защиты объектов базы данных;
работе с документами отраслевой направленности.
Система ГАРАНТ

18/19

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 "Об утверждении федерального…

06.09.20233

Система ГАРАНТ

19/19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».