МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) Саратов, 2023 г. Рабочая программа ОУД.11.Основы безопасности жизнедеятельности разработана на основании Примерной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, зарегистрированной в Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» «___» ______________ 2023г. _____________/Ю.Г. Мызрова / СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой методической комиссии естественно-научного цикла Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г. Председатель ЦМК ___________/ В.В. Антропова/ Составитель: Курдяев Е.И., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 10 ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 11 Основы безопасности жизнедеятельности 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОУД. 11 Основы безопасности жизнедеятельности изучается в рамках общеобразовательного учебного цикла ППССЗ в соответствии с ФГОС 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) 1.2. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины: Код ПК, ОК Умения Знания ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и 4 самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Создавать технические рисунки и эскизы изделий, модельных рядов, коллекций, с применением различных источников с учетом свойств материалов и особенностей целевого рынка ПК 1.2. Использовать элементы и принципы дизайна при проектировании изделий из кожи с учетом модных направлений, стилей, тенденций и культурных традиций ПК 1.3. Сочетать цвета, стили, мотивы, материалы и аксессуары для создания гармоничных моделей ПК 1.4. Создавать мудборды, трендборды с использованием актуальных дизайнерских решений и доносить идеи до клиента, в том числе с применением компьютерной графики ПК 1.5. Создавать прототипы и образцы изделий методом макетирования ПК 1.6. Осуществлять авторский надзор за реализацией художественного решения модели на всех этапах производства изделий ПК 2.1. Выполнять чертежи основных конструкций верха и низа обуви, кожгалантерейных изделий ПК 2.2. Моделировать изделия с использованием различных деталей и конструктивных узлов ПК 2.3. Выполнять деталировку и градирование моделей изделий, изготавливать рабочие шаблоны бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем в том числе: Теоретическое обучение Практические занятия Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объемчасов 36 36 22 14 2 6 Наименование разделов и тем 1 Раздел 1 Гражданская оборона Тема 1.1. Организация гражданской обороны Тема 1. 2 Защита населения при техногенных авариях (катастрофах) Тема 1.3Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 2 3 18 Содержание учебного материала 1 Химическое и биологическое оружие. Тематика практических занятий и лабораторных работ 1. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения 2. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля Содержание учебного материала 1 Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах. 2 Защита при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах. Тематика практических занятий и лабораторных работ 1. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения 4. Специальная обработка техники после выхода из зоны заражения ОМП Содержание учебного материала Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время 1 общественных беспорядков Тема 2.2. Устав Вооруженных Сил России ОК 1-9, ПК 1.1-3.1 6 2 4 2 2 ОК 1-9, ПК 1.1-3.1 8 2 2 4 2 2 ОК 1-9, ПК 1.1-3.1 4 2 Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическая отработка эвакуации людей при обнаружении заложенного взрывного устройства и 1. поведения, будучи заложником. Раздел 2 Основы военной службы и обороны государства Тема 2.1.Вооружённые Силы России на современном этапе Осваиваемые элементы компетенций 4 2 2 16 Содержание учебного материала Состав и организационная структура Вооружённых Сил Воинская обязанность и комплектование Вооружённых Сил личным составом. Тематика практических занятий и лабораторных работ 1. Виды и рода Вооруженных сил Российской Федерации их предназначение и особенности прохождения военной службы Содержание учебного материала Военная присяга. Боевое знамя воинской части. Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих. Тематика практических занятий и лабораторных работ ОК 1-9, ПК 1.1-3.1 4 2 2 2 ОК 1-9, ПК 1.1-3.1 4 2 2 7 1. Тема 2.3. Строевая подготовка 1 Общие и специальные обязанности военнослужащих Содержание учебного материала Суточный наряд роты. Воинская дисциплина. Строи и управления ими. 2 2 Тематика практических занятий и лабораторных работ Строевая стойка и повороты на месте Содержание учебного материала 1 Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ране Тематика практических занятий и лабораторных работ 1 Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий 2 2 1 Тема 2.4.Медико санитарная подготовка Промежуточная аттестация в ОК 1-9, ПК 1.1-3.1 4 ОК 1-9, ПК 1.1-3.1 4 2 2 2 форме дифференцированного зачета 2 Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 36 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Для реализация программы имеется учебный кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности» Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и медицинские средства; комплект учебно-наглядных пособий, плакатов и планшетов. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, ноутбук, выход в сеть интернет 3.2. Информационное обеспечение обучения Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1 Печатные издания Основные источники: 1. Косолапова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н. В. Косолапова (5-е издание) – «Академия», 2020. 2. Косолапова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для СПО (16-е изд.) //2020г. (Академия); 3.Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для СПО(3-е издание) 2020 г.(Академия). Нормативно-правовые источники: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445 Интернет – ресурсы 1. www.mchs.gov.ru – сайт МЧС РФ. 2. www.mvd.ru – сайт МВД РФ. 3. www.mil.ru - сайт Минобороны. 4. www.fsb.ru – сайт ФСБ РФ. 9 3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Умения организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; Знания принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при Критерии оценки полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; языковое оформление ответа; степень самостоятельности учащегося; объем работы; четкость, аккуратность - Методы оценки тестирование, оценка решения ситуационных задач и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы Демонстрация умения устный опрос; оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы Наблюдение в процессе теоретических и практических занятий 10 пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. - 11