УД.02 Родная литература

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.02 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам)

Саратов, 2023 г.

Рабочая программа ОУД .02 Родная литература разработана на основании Примерной программы Родная литература для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы.

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Л.Н. Кремнева/

Составитель: Кремнева Л.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины…..….…...4
2.структура и содержание учебной дисциплины………………………..….…....6
2.1.объём учебной дисциплины и виды учебной работы ……………….………6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……….…..……...7
Условия реализации учебной дисциплины………………………………..…….11
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины……………………..…12

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Родная литература» является общеобразовательной учебной дисциплиной из предметной области «Родной язык и родная литература» ФГОС среднего общего образования.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной учебной программы
«Родная литература» направлено на достижение следующих целей:
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры,
воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры
своего народа;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как
средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного
отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства
причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностных:
Л1 -российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
Л2 -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л3 -навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
Л4 - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Л5 - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметных:
4

М1-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
М2-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
М3 -готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
М4 - умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
М5 - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
М6 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
М7 - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметных:
П1 -сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения
родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
П2 -сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
П3 - обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
П4 - сформированность навыков понимания литературных художественных
произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

5

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретических занятий

Объем
часов (ч)
50
50
40

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 02 Родная литература
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельно- Уровень
сти обучающихся
освоения

1

2
Раздел I. . Древнерусская литература.
Содержание учебного материала
Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков. Художественные
принципы древнерусской литературы.

Тема 1.1.
Общая характеристика культуры Руси XIXII веков. Художественные принципы
древнерусской литературы.
Тема 1.2. «Слово о полку Игореве» как ху- Содержание учебного материала:
дожественный и исторический памятник «Слово о полку Игореве» как художественный и исторический памяткультуры.
ник культуры.

3

4
4

2

2

2

2

Раздел II. Литература русского Просвещения XVIII века.
Тема 2.1. Русское Просвещение и его наци- Содержание учебного материала:
ональные черты. Черты классицизма и сен- Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и
тиментализма в русском Просвещении.
сентиментализма в русском Просвещении.
Тема 2.2. Н.М. Карамзин и
А.Н. Радищев как основоположники сентиментализма в русской литературе.

Содержание учебного материала:
Н.М. Карамзин и А.Н. Радищев как основоположники сентиментализма
в русской литературе.
Этапы жизни и творчества А.Н.Радищева. История создания произведения Своеобразие жанра «Путешествия» в русской литературе. Характеристика и анализ главных героев произведения.
Тема 2.3. Идейно-художественное своеоб- Содержание учебного материала:
разие повести Н.М.Карамзина «Бедная Ли- Идейно-художественное своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная
за».
Лиза».
Тема 2.4.Д.И.Фонвизин и русский театр.
Черты классической комедии.

Содержание учебного материала:
Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Раздел III. Литература XIX века.

Объем
часов

8
2

2

2

2

2

2

2

2

14
7

Тема 3.1. Элегия и баллада как жанр поэзии
В.А. Жуковского.

Содержание учебного материала:
Определение понятий элегия и баллада. Элегия и баллада как жанр поэзии В.А. Жуковского.

2

2

Тема 3.2.Зарождение романтизма в русской
литературе. А.С.Пушкин «Цыганы».

Содержание учебного материала:
Основа сюжета поэмы «Цыганы». Точка зрения повествователя.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

12
2

Тема 3.3. Отражение эпохи в прозе
М.Ю.Лермонтова.

Содержание учебного материала:
Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм
любовной лирики Лермонтова.
Тема 3.4. Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы Содержание учебного материала:
русской прозы в творчестве писателя.
Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя.
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.
Тема 3.5.И.С. Тургенев. Понятие «галерея
образов «лишних людей». Роман «Рудин».
«Дворянское гнездо», «Накануне».

Содержание учебного материала:
Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов).
Типизация общественных явлений в романах И.С.Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста.

Тема 3.6. Отечественная война 1812 года в
художественной литературе.

Содержание учебного материала:
Обзор художественных произведений об Отечественной войне 1812
года. Проблематика. Идея. Герои.
Содержание учебного материала:
Этапы биографии и творчества. Чернышевский и Саратов. Проблематика рассказов «Чингисхан» и «История Елизара Федотыча»

Тема 3.7. Н.Г. Чернышевский. Биография
писателя. Рассказы о саратовской жизни.

Раздел IV.Литература XX века.
Тема 4.1. Любовь в творчестве С.Есенина и Содержание учебного материала:
А.Блока.
Художественное своеобразие творчества С. Есенина: глубокий лиризм,
необычайная образность, зрительность впечатлений.
А. Блок как представитель символизма, любовная лирика.

8

Тема 4.2. Возвращенная литература.
Л.Андреев, В.Набоков. Своеобразие героев
и особенности конфликтов.

Содержание учебного материала:
Русское литературное зарубежье (три волны эмиграции).
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х годов.

2

2

Тема 4.3.Понятие утопии и антиутопии:
взгляд на русскую действительность из
«эмигрантского далека». А.Платонов. Традиции романа утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве Е.Замятина.
Тема 4.4. Творчество К.А. Федина. Роман
«Города и люди»

Содержание учебного материала:
Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из
«эмигрантского далека». А.Платонов. Традиции романа утопии в новом
жанре «антиутопии» в творчестве Е.Замятина.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6
2

2

2

2

2

Содержание учебного материала:
Этапы биографии и творчества. Федин и Саратов. Литературный музей
К.А. Федина. Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Города и
люди». Опыт I Мировой и Гражданской войн на страницах романа.
Экранизация романа.
Тема 4.5. Лев Кассиль: биография и творче- Содержание учебного материала:
ство.
Сведения из биографии. Художественное своеобразие повестей «КонТематическая направленность книг.
дуит и Швамбрания», «Вратарь Республики». Общественная деятельность писателя.
Тема 4.6. Петр Васильевич Орешин. Осо- Содержание учебного материала:
бенности лирики.
Этапы биографии и творчества поэта. Мир природы в лирике Орешина.
Стихотворные циклы «Родник», «Ржаное солнце».
Орешин П.В. - «Волга», «Волна», «Степан», «Бархатные косы».
Раздел V. Литература о Великой Отечественной войне.
Тема 5.1. Собирательный образ русского
Содержание учебного материала:
солдата (по произведениям советских писа- Характеристика собирательного образа русского солдата (по произветелей).
дениям советских писателей)
Тема 5.2. Тема патриотизма в произведениях Ю.Бондарева «Батальоны просят огня»,
«Горячий снег», М.Шолохова «Они сражались за Родину».
Тема 5.3.Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Кондратьева.

Раскрытие темы патриотизма в произведениях Ю.Бондарева «Батальоны просят огня», «Горячий снег», М.Шолохова «Они сражались за Родину».
Содержание учебного материала:
Проблема нравственного выбора в рассказе В. Кондратьева «Сашка».
Проблема нравственного становления подростка.

9

Раздел VI. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века.
Тема 6.1.Тема Родины в творчестве поэтов- Содержание учебного материала:
«шестидесятников».
Тема Родины в творчестве поэтов-«шестидесятников».
Тема 6.2. Возрождение рассказа как жанра
в творчестве В.Шукшина.

Содержание учебного материала:
Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование
природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации.
Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика
нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты
исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций
предшествующих поколений.

Раздел VII. Литература на современном этапе.
Тема 7.1. Особенности литературного проОбщественно-культурная ситуация в России конца ХХ - начала
цесса конца XX-начала XXI века.
ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.
Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные
направления развития современной литературы.
Тема 7.2. Расцвет детектива (А. Маринина, Расцвет детектива (А. Маринина, П. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин,
П. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л.
Л. Юзефович).
Юзефович)
Дифференцированный зачет
Всего

4

2
2

2
2

2

6
2

2

2

2
50

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планированиеи выполнение деятельности, решение проблемных задач).

10

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.
2.
3.
4.

Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» имеется учебный кабинет «Русского языка и литературы»
Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель;
- рабочее место учителя;
- доска;
- книжные шкафы;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и
электронных презентаций, стенды, планшеты, плакаты, таблицы, иллюстрации,
портреты писателей;
- видеофильмы и CD диски с записью программных фильмов и телеспектаклей.
Технические средства обучения:
Оргтехника:
Персональный компьютер типа Pentium IV
Акустическая система: наушники, микрофон, колонки
Телевизор.
Видеоплеер.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники:
1.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. (ч.1,2). 10 класс. М.: Просвещение. 2016.
2. Лебедев Ю.В. Русская литература XX века. (ч.1,2). 11 класс. М.: Просвещение. 2017
3.Русская литература XX века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных
учебных
заведений: в 2 частях. / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. – М.:
Дрофа. 2017.
Интернет-ресурсы
1.
Белянкин Е.О.www.wikipedia.org/wiki/Белянкин Евгений Осипович
2.
Бойко В.Ф.www.wikipedia.org/wiki/ Бойко Валерий Федорович
3.
Голобоков Г.Г.www.wikipedia.org/wiki/Голобоков Геннадий
Григорьевич
4.
Орешин П.В.www.wikipedia.org/wiki/Орешин Петр Васильевич
5.
Тобольский Исай Григорьевичwww.wikipedia.org/wiki/ Тобольский
Исай Григорьевич
6.
Электронная библиотека художественной литературы http://www.ekniga.ru/

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(предметные результаты)

Основные показатели оценки результата

Входной контроль в форме тестирования
П1 - сформированность - анализирует худож.произведение,
ответственности
за используя сведения по истории и
языковую культуру как теории литературы;
общечеловеческую
- анализирует художественный
ценность;
осознание текст
значимости чтения на - выразительно читает изученные
родном языке и изуче- произведения;
ния родной литературы -воспроизводит содержание литедля своего дальнейше- ратурного произведения;
го развития; формиро- - анализирует и интерпретирует обвание потребности в разы текста;
систематическом чте- - соотносит образы, мысли, чувнии как средстве по- ства, наполняющие текст художезнания мира и себя в ственного произведения с общеэтом мире, гармониза- ственной жизнью и личным опыции отношений челове- том;
ка и общества, много- взаимодействует с окружающими
аспектного диалога;
людьми в ситуациях формального и
П2 - сформированность неформального межличностного и
понимания родной ли- межкультурного общения;
тературы как одной из - тестированиелитературного проосновных националь- изношения;
но-культурных ценно- - сопоставляет литературные простей народа, как особо- изведения
го способа познания - аргументирует, формулирует свое
жизни;
отношение к прочитанному
П3 - обеспечение куль- -соотносит художественную литетурной самоидентифи- ратуру с общественной жизнью и
кации, осознание ком- культурой;
муникативно- демонстрирует знание содержаэстетических возмож- ния изученных литературных проностей родного языка изведений
на основе изучения вы- -понимает необходимость системадающихся произведе- тического чтения как средства поний культуры своего знания мира и себя в этом мире;
народа, российской и -формулирует закономерности исмировой культуры;
торико-литературного процесса;
П4 - сформированность -раскрывает конкретно-

Формы и методы контроля и
оценки
результатов
обучения
Текущий
контроль
- в форме отчётов по
практическим
занятиям;
- в форме защиты презентаций;
- устный
фронтальный
опрос;
- тестирование;
- анализ поэтического,
прозаического текста
- сочинениерассуждение
(эссе)
Промежуточная аттестация
в
форме дифференциального зачёта

12

навыков понимания
литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные
традиции.

историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений,
-осознает роль родной литературы
как одной из основных национально культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Личностные:
Л1 -российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее
многонационального
народа России, уважение
государственных символов
(герб, флаг, гимн);
Л2 -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
Л3 -навыки сотрудничества
со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах
деятельности;
Л4 - нравственное сознание

Основные показатели оценки результата
- соблюдении норм и
правил
поведения,
принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего
социального
окружения, страны,
общественнополезной деятельности; ответственности
за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории,
в том числе выбор
профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся,
формируемых
средствами различных предметов в
рамках системы общего образования.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
на основе ежедневных
наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности

13

и поведение на основе усвоения
общечеловеческих
ценностей;
Л5 - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений
Метапредметные:
М1-умение самостоятельно
определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности;
выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
М2-владение навыками познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к
самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
М3 -готовность и способность к самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных

коммуникативные
умения
(умение
внимательно относиться к чужой точке
зрения, умение рассуждать с точки зрения собеседника, не
совпадающей с собственной
точкой
зрения); инструменты само- и взаимооценки; инструменты и приемы поисковой деятельности
(способы выявления
противоречий, методов познания, адекватных базовой отрасли знания; обращения к надежным
источникам информации, доказательствам, разумным методам и способам
проверки, использования различных методов и способов
фиксации информации, ее преобразования и интерпретации).

устные и письменные
опросы, практические и
творческие работы, учебные исследования и проекты, задания с закрытым
ответом и со свободноконструируемым ответом
– полным и частичным,
индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и др,
письменные измерительные материалы, практическая работа с использованием
компьютера,
наблюдение за ходом выполнения групповых и
индивидуальных учебных
исследований и проектов,
защита индивидуального
проекта

14

источников;
М4- умение использовать
средства информационных
и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
М5 - умение самостоятельно оценивать и принимать
решения,
определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
М6 - владение языковыми
средствами - умение ясно,
логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
М7 - владение навыками
познавательной рефлексии
как осознания совершаемых
действий и мыслительных
процессов, их результатов и
оснований, границ своего
знания и незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».