ОП.01 Материаловедение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления
изделий легкой промышленности (по видам)

Саратов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам), входящей в укрупнённую группу специальностей 29.00.00. Технологии легкой
промышленности
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической
работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической
комиссии сферы обслуживания
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Ж.О. Ходас/

Составитель:
Новичкова Т.Н., мастер производственного обучения, преподаватель спец.дисциплин
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.01. Материаловедение» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии
с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ПК 1.1, ПК 1.3, - распознавать и классифицировать - способы производства различных
ПК 2.2, ПК 2.4, материалы по внешнему виду,
материалов для изделий из кожи;
ПК 3.1; ПК 3.2, происхождению, свойствам;
- особенности строения, свойства,
ПК 3.3
- определять пороки натуральных
классификацию и область
ОК 01, ОК 02,
кож;
применения кожевенных
ОК 04, ОК 05, - подбирать материалы для
материалов;
ОК 07, ОК 09
изготовления высококачественных - ассортимент основных и
изделий;
вспомогательных материалов;
- сочетать материалы по
- требования, предъявляемые к
назначению цвету, фактуре и
материалам для обуви и
фурнитуре
кожгалантерейных изделий;
- показатели качества материалов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные работы
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачёт

Объем в часах
48
20
26
20
2

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Натуральные кожи
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Основные сведения
Введение. Предмет и задачи учебной дисциплины. Краткая характеристика основных
о кожевенном сырье разделов дисциплины. Виды аттестации и контроля. Порядок и форма проведения
занятий, использование основной и дополнительной литературы. Рекомендации по
организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины
1. Характеристика кожевенного сырья. Микроструктура и топография шкур.
Классификация сырья. Химический состав шкур. Пороки кожевенного сырья
2. Первичная обработка кожевенного сырья. Съемка шкур и их обработка.
Консервирование и хранение сырья
3. Качественная экспертиза кожевенного сырья. Показатели качества шкур.
Приемка по качеству и сортировка кожевенного сырья
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Определение пороков натуральной кожи
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Производство
1. Технология выделки кож. Основные параметры выделки натуральных кож.
натуральных кож
Подготовительные операции. Дубление кож. Обязательные отделочные операции.
Специальные отделочные операции
2. Основная характеристика кож. Ассортимент кож. Свойства кож. Качественная
экспертиза и сортировка кож
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Определение физических свойств кожи
1

В соответствии с Приложением 3 ПООП

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
18/8
4

Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ПК 3.1,
ОК 01, ОК 02,
ОК.04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09

2/2
*
6

6/6

ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 2.2, ПК 2.4,
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ОК 01, ОК 02,
ОК.04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09

2. Определение видов натуральных кож для обуви / кожгалантерейных изделий
3. Подбор кож для верха обуви / кожгалантерейных изделий по назначению
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Текстильные, искусственные и синтетические материалы
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Текстильные и
1. Текстильные материалы. Текстильные волокна. Производство тканей. Дефекты
нетканые
тканей. Сортность тканей. Ассортимент тканей. Свойства тканей.
материалы
2.Нетканые материалы. Способы производства нетканых материалов. Сортность
нетканых материалов. Ассортимент нетканых материалов. Свойства нетканых
материалов.
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Определение видов текстильных материалов
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Искусственные
1. Производство ИК и СК. Общая характеристика полимеров. Сырье для производства
мягкие материалы
ИК и СК. Методы производства ИК и СК. Особенности производства ИК и СК с
(ИК и СК)
различными видами покрытий Дефекты и сортность ИК и СК
2. Характеристика ИК и СК. Классификация ИК и СК. Ассортимент ИК и СК.
Свойства ИК и СК
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Определение физических свойств искусственной кожи
2. Определение видов ИК и СК для обуви / кожгалантерейных изделий
3. Подбор ИК и СК для верха обуви / кожгалантерейных изделий по назначению
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Искусственные
1. Резины. Состав сырых резиновых смесей. Производство резин и изделий из них.
жесткие материалы Классификация и свойства резин
2. Термопластичные материалы (пластмассы). Полиуретаны и их характеристика.
Поливинилхлориды и их характеристика. Полиэтилены и их характеристика.
Полипропилены и их характеристика. Полиамиды и их характеристика. Полистиролы и
их характеристика. Термоэластопласты и их характеристика
3. Картоны. Способы производства обувных картонов. Классификация и свойства
обувных картонов
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Подбор искусственных материалов для низа обуви по назначению
Самостоятельная работа обучающихся

*
28/12
4

2/2
*
6

6/6

*
4

2/2
*

ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 2.2, ПК 2.4,
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ОК 01, ОК 02,
ОК.04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09

ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 2.2, ПК 2.4,
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ОК 01, ОК 02,
ОК.04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09

ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 2.2, ПК 2.4,
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ОК 01, ОК 02,
ОК.04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09

Тема 2.4.
Вспомогательные
материалы

Содержание учебного материала
1. Скрепляющие материалы. Клеи. Нитки. Обувные гвозди. Фурнитура
2. Отделочные материалы. Краски. Лаки. Аппретуры. Отделочные воски и
полировочные мази. Смывочные жидкости
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Подбор фурнитуры для различных видов обуви / кожгалантерейных изделий по
назначению
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация- дифференцированный зачёт
Всего:

2

2/2

*
2
48/20

ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 2.2, ПК 2.4,
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4,
ОК 01, ОК 02,
ОК.04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Материаловедения», оснащенный: рабочие места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным оборудованием;
доска для мела, инструменты и оборудование для работы на практических и лабораторных
занятиях (микроскоп; весы с разновесами; толщиномер; спиртовка).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список,
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Материаловедение изделий из кожи: Учебное пособие / В.Я. Иванова. - М.: АльфаМ: ИНФРА-М, 2019. - 208 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Материаловедение изделий из кожи: Учебное пособие / В.Я. Иванова. - М.: АльфаМ:
ИНФРА-М,
2019.
- 208 с. [Электронный
ресурс;
Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/260235]
3.2.3. Дополнительные источники
1. Краснов Б.Я. Материаловедение обувного и кожгалантерейного производства. Учебник для средних проф.-техн. училищ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат,
1988.
2. Материаловедение обувного производства: Учеб. пособие / [А.П. Жихарев и др.].М.: Издат. центр «Академия», 2010.- 224 с.
3. Справочник обувщика. Проектирование обуви, материалы/ Под ред. А.Н. Калиты.М.: Легпромбытиздат, 1989.-432 с.
4. Государственные и отраслевые стандарты, технические условия на изделия из кожи
и материалы для них [Электронный ресурс]. – URL: http://standartgost/ru
5. Журналы «Кожевенно-обувная промышленность» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=7852

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Умения:
- распознавать и
классифицировать
материалы по внешнему
виду, происхождению,
свойствам;
- определять пороки
натуральных кож;
- подбирать материалы для
изготовления
высококачественных
изделий;
сочетать материалы по
назначению цвету, фактуре и
фурнитуре
Знания:
- способы производства
различных материалов для
изделий из кожи;
- особенности строения,
свойства, классификацию и
область применения
кожевенных материалов;
- ассортимент основных и
вспомогательных
материалов;
- требования,
предъявляемые к
материалам для обуви и
кожгалантерейных изделий;
показатели качества
материалов

Сопоставление свойств различных
материалов с их строением;
определение вида материала по
мерее (лицевому покрытию) и
исходному сырью; установление
классификационных признаков
материалов в соответствии с
характерными свойствами;
классификация материалов в
соответствии с основными
ассортиментными группами;
установление связи физикомеханических свойств материалов
с потребительскими свойствами
изделий из кожи; правильный
выбор материалов в соответствии
с назначением изделий из кожи;
распознавание и классификация
пороков кожи по их
характеристике и
происхождению; соответствие
свойств основных и
вспомогательных материалов
действующим стандартам;
понимание способов и технологии
производства различных
материалов; установление
требований к материалам в
соответствии с их назначением;
соответствие показателей качества
материалов для изделий из кожи
действующим стандартам

Устный опрос.
Тестирование.
Наблюдение за
действиями студентов в
ходе выполнения
лабораторных работ.
Экспертная оценка
Защиты лабораторных
работ, освоения
дисциплины


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».