ОП.02 Архитектура аппаратных средств

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ

09.02.07 Информационные системы и программирование

Саратов, 2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование, входящей в укрупнённую группу специальностей 09.00.00
Информатика и вычислительная техника.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
специальных дисциплин 09.00.00 Информатика и
вычислительная техника
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Чернецова Л.Г./

Составитель:
Варнакова Н.В. мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ
СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ
И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

10

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.02 АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ»

УЧЕБНОЙ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «Архитектура аппаратных средств» принадлежит к
общепрофессиональному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 9.
ОК 10.
ПК 4.1 .
ПК 4.2 .
ПК 5.2 .
ПК 5.3.
ПК 5.6.
ПК 5.7.
ПК 6.1.
ПК 6.4.
ПК 6.5.
ПК 7.1.
ПК 7.2.
ПК 7.3.
ПК 7.4.
ПК 7.5.

Умения

получать информацию о
параметрах компьютерной
системы;
подключать дополнительное
оборудование и настраивать
связь между элементами
компьютерной системы;

производить инсталляцию и
настройку программного
обеспечения компьютерных
систем

Знания

базовые понятия и основные принципы
построения архитектур вычислительных
систем;
типы вычислительных систем и их
архитектурные особенности;
организацию и принцип работы
основных логических блоков компьютерных
систем;
процессы обработки информации на всех
уровнях компьютерных архитектур; основные
компоненты программного обеспечения
компьютерных систем;
основные принципы управления ресурсами и
организации доступа к этим ресурсам

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ»

ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.02

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в
часах

Объем образовательной программы

36

в том числе:
теоретическое обучение

20

практические занятия

14

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.02. АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ»
Объем в часах
Наименование
разделов и тем

Введение

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Содержание учебного материала
Понятия аппаратных средств ЭВМ, архитектуры аппаратных средств.

Раздел 1 Вычислительные приборы и устройства
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Классы
История развития вычислительных устройств и приборов. Классификация ЭВМ: по
вычислительных
принципу действия, по поколения, назначению, по размерам и функциональным
машин
возможностям
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2 Архитектура и принципы работы основных логических блоков системы
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Базовые логические операции и схемы: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. Таблицы
Логические основы
истинности. Схемные логические элементы: регистры, триггеры, сумматоры,
ЭВМ, элементы и
мультиплексор, демультиплексор, шифратор, дешифратор, компаратор. Принципы работы,
узлы
таблица истинности, логические выражения, схема.
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Базовые представления об архитектуре ЭВМ. Принципы (архитектура) фон Неймана.
Принципы
Простейшие типы архитектур. Принцип открытой архитектуры. Магистрально-модульный
организации ЭВМ
принцип организации ЭВМ. Классификация параллельных компьютеров. Классификация
архитектур вычислительных систем: классическая архитектура, классификация Флинна.
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
Организация работы и функционирование процессора. Микропроцессоры типа CISC, RISC,
Классификация и
MISC. Характеристики и структура микропроцессора. Устройство управления,
типовая структура
арифметико-логическое устройство, микропроцессорная память: назначение, упрощенные
микропроцессоров
функциональные схемы.
Тема 2.4.
Системы команд процессора. Регистры процессора: сущность, назначение, типы.
Технологии
Параллелизм вычислений. Конвейеризация вычислений. Суперскаляризация. Матричные и
повышения
векторные процессоры. Динамическое исполнение. Технология Hyper-Threading. Режимы
производительности работы процессора: характеристики реального, защищенного и виртуального реального.

2
2

8

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 9.
ОК 10.
ПК 4.1 .
ПК 4.2 .
ПК 5.2 .
ПК 5.3.
ПК 5.6.
ПК 5.7.
ПК 6.1.
ПК 6.4.
ПК 6.5.
ПК 7.1.
ПК 7.2.
ПК 7.3.
ПК 7.4.
ПК 7.5.

процессоров

Тема 2.5.
Компоненты
системного блока

Содержание учебного материала
Системные платы. Виды, характеристики, форм-факторы. Типы интерфейсов:
последовательный, параллельный, радиальный. Принцип организации интерфейсов
Корпуса ПК. Виды, характеристики, форм-факторы.
Блоки питания. Виды, характеристики, форм-факторы.
Основные шины расширения, принцип построения шин, характеристики, параметры,
Прямой доступ к памяти. Прерывания. Драйверы. Спецификация P&P

Содержание учебного материала
Виды памяти в технических средствах информатизации: постоянная, переменная,
внутренняя, внешняя. Принципы хранения информации. Накопители на жестких
Тема 2.6.
магнитных дисках. Приводы CD(ROM, R, RW), DVD-R(ROM, R, RW), BD (ROM, R, RW)
Запоминающие
Разновидности Flash памяти и принцип хранения данных. Накопители Flash-память с USB
устройства ЭВМ
интерфейсом
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Периферийные устройства
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Мониторы и видеоадаптеры. Устройство, принцип действия, подключение. Проекционные
Периферийные
аппараты. Системы обработки и воспроизведения аудиоинформации.
устройства
Принтеры.Устройство, принцип действия, подключение. Сканеры. Устройство, принцип
вычислительной
действия, подключение. Клавиатура. Мышь. Устройство, принцип действия, подключение
техники
Тема 3.2.
Нестандартные
периферийные
устройства

Содержание учебного материала
Нестандартные периферийные устройства: манипуляторы (джойстик, трекбол), дигитайзер,
мониторы
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся

Примерный перечень практических/лабораторных работ:
1. Анализ конфигурации вычислительной машины.
2. Периферийные устройства компьютера и интерфейсы их подключения
3. Устройство клавиатуры и мыши, настройка параметров работы клавиатуры и мыши.
4. Конструкция, подключение и инсталляция матричного принтера.
5. Конструкция, подключение и инсталляция струйного принтера.
6. Конструкция, подключение и инсталляция лазерного принтера.

22

7. Утилиты обслуживания жестких магнитных дисков и оптических дисков.
8. Конструкция, подключение и инсталляция графического планшета.
Промежуточная аттестация
Всего:

2
36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория «Вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера и
периферийных устройств» оснащенная необходимым для реализации программы учебной
дисциплины оборудованием, приведенным в п 6.2.1 примерной программы по данной
специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Колдаев, В. Д. Архитектура ЭВМ : учебное пособие / В.Д. Колдаев, С.А. Лупин. —
Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 383 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Колдаев, В. Д. Архитектура ЭВМ : учебное пособие / В.Д. Колдаев, С.А. Лупин. —
Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 383 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-8199-0868-6. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1136788 (дата обращения: 13.12.2021). – Режим
доступа: по подписке.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Степина, В. В. Архитектура ЭВМ и вычислительные системы : учебник / В.В.
Степина. — Москва : КУРС : ИНФРА-М, 2021. — 384 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-906923-07-3. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1423169 (дата обращения: 13.12.2021). – Режим
доступа: по подписке.
2. Толстобров, А. П. Архитектура ЭВМ : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. П. Толстобров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13398-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/476555 (дата обращения: 13.12.2021).
3. Гуров В.В. Архитектура и организация ЭВМ : учебное пособие для СПО / Гуров
В.В., Чуканов В.О.. — Саратов : Профобразование, 2019. — 184 c. — ISBN 978-5-44880363-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт].
— URL: https://www.iprbookshop.ru/86191.html (дата обращения: 13.12.2021). — Режим
доступа: для авторизир. пользователей.

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.02. АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ»
Результаты обучения
(освоенные умения,
Критерии оценки
Методы контроля
усвоенные знания)
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины

получать информацию о
параметрах компьютерной
системы;
подключать дополнительное
оборудование и настраивать
связь между элементами
компьютерной системы;

производить инсталляцию и
настройку программного
обеспечения компьютерных
систем
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины

базовые понятия и основные
принципы построения
архитектур вычислительных
систем;
типы вычислительных систем и
их архитектурные
особенности;
организацию и принцип
работы
основных логических блоков
компьютерных систем;
процессы обработки
информации на всех уровнях
компьютерных архитектур;
основные компоненты
программного обеспечения
компьютерных систем;
основные принципы
управления ресурсами и
организации доступа к этим
ресурсам

«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью,
без
пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество
их
выполнения
оценено высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью,
без
пробелов,
некоторые
умения
сформированы недостаточно,
все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий
выполнены
с
ошибками.
«Удовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса освоено частично, но
пробелы
не
носят
существенного
характера,
необходимые умения работы с
освоенным
материалом
в
основном
сформированы,
большинство предусмотренных
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые
из
выполненных
заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание
курса не освоено, необходимые
умения не сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.

Примеры форм и
методов контроля и
оценки
•
Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме;
•
Тестирование…
.
•
Контрольная
работа ….
•
Самостоятельна
я работа.
•
Защита
реферата….
•
Семинар
•
Защита
курсовой работы
(проекта)
•
Выполнение
проекта;
•
Наблюдение за
выполнением
практического задания.
(деятельностью
студента)
•
Оценка
выполнения
практического
задания(работы)
•
Подготовка и
выступление с
докладом, сообщением,
презентацией…
•
Решение
ситуационной
задачи….

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».