ОУД.08 Обществознание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных
приборов и устройств

Саратов, 2023 г.

Рабочая программа ОУД.08 Обществознание разработана на основании Примерной
программы «Обществознание» для ПОО, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве
примерной программы для реализации ОПОП СПО 11.02.16 Монтаж, техническое
обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств базе основного общего
образования с получением среднего общего образования, зарегистрированной в
Федеральном реестре примерных программ общеобразовательного цикла 20/06/2016,
регистрационный номер ООЦ-5-160620.

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 10 , дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Л.Н. Кремнева/

Составитель: Епифанова В.В., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

13

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ 14

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3

1.1

Область применения рабочей программы

Рабочая программа предназначена для реализации среднего общего
образования в пределах ОПОП ППССЗ СПО по специальности 11.02.16
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и
устройств подготовки в соответствии с примерной программой .
1.2 Место учебного предмета в структуре основной профессиональной
образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по
профессии
11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных
приборов и устройств. Учебный предмет ОУД. 08 Обществознание входит в
группу общеобразовательных предметов среднего общего образования.
1.3 Результаты освоения учебного предмета:
Содержание программы учебного предмета направлено на достижение
следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам
Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление
правомерного социального поведения, повышение уровня политической,
правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политикоправовых дисциплин;
- умение получать информацию из различных источников, анализировать,
систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах
регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение
стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в
различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебного предмета
«Обществознание)»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

4

• личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных
символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические
ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5

- умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный
аппарат обществознания;
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:
Объем образовательной программы обучающегося 72 часа, в том числе:
нагрузка во взаимодействии с преподавателем 72 часа;

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы (всего)
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с
преподавателем (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия

Объем часов
72
72

64
8

7

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование
разделов и тем

1
Введение

Тема 1.1
Природа человека,
врождённые и
приобретённые
качества
Тема 1.2
Потребности,
способности,
интересы
Тема 1.3
Социализация
личности
Тема 1.4
Проблема
познаваемости мира
Тема 1.5
Свобода человека
Тема 1.6
Человек в группе
Тема 1.7
Общество как

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,
контрольные работы, консультации, самостоятельная работа обучающихся

2

Объем
часов

Уровень
освоения

3

4

2

1

Раздел 1.Человек и общество
Содержание учебного материала
1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность
Деятельность и мышление. Виды деятельности
2. Практическое занятие №1 Выбор профессии и профессиональное самоопределение

2

1-2

Содержание учебного материала
1. Формирование характера, учёт особенностей характера в общении и
профессиональной деятельности. Потребности, способности, интересы

2

1

Содержание учебного материала
1. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение

2
2

1

2

1-2

Содержание учебного материала
1. Социальные науки, специфика и методы исследования Значимость социального знания

Содержание учебного материала
1. Познание мира. Понятие истины, ее критерии Виды человеческих знаний. Мировоззрение и его
типы
2. Практическое занятие №2 Основные особенности научного мышления
Содержание учебного материала
1. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и её ограничители
Содержание учебного материала
1. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие
2. Практическое занятие №3 Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи
Содержание учебного материала
1. Представление об обществе как сложной динамической системе. Подсистемы и элементы общества

2

2
2

1-2

2
2

1-2

2

1-2
8

сложная система

2. Практическое занятие №4 Специфика общественных отношений. Основные институты
общества, их функции
Раздел 2.Духовная культура человека и общества
Содержание учебного материала
1. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни
Культура народная, массовая и элитарная Особенности молодежной субкультуры. Проблемы
духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Культура общения, труда, учебы,
поведения в обществе
Содержание учебного материала
1. Наука как отрасль духовной культуры. Естественные и социально-гуманитарные науки

Тема 2.1
Духовная культура
личности и общества
Тема 2.2
Наука в современном
мире
Тема 2.3
Образование в
современном мире
Тема 2.4
Система образования
в Российской
Федерации
Тема 2.5
Мораль как элемент
духовной культуры
Тема 2.6
Гуманизм

Тема 3.1
Социальные
общности и группы

2

1-2

2

1

2

2

2

1-2

Содержание учебного материала
1. Мораль, ее основные принципы и нормы

2

1

Содержание учебного материала
1. Гуманизм: основные понятие и принципы

2

1

Содержание учебного материала
1. Религия как феномен культуры. Религия и церковь в современном мире Мировые религии

2

1-2

2

1-2

2

1

Содержание учебного материала
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного
человека и общества
Содержание учебного материала
1. Государственные гарантии и правовое регулирование получения образования Профессиональное
образование
1.

Тема 2.7
Религия как элемент
духовной культуры
Тема 2.8
Искусство как
элемент духовной
культуры

2

Содержание учебного материала
1. Искусство. Роль искусства в жизни людей Современное искусство: проблемы и перспективы

1.

Раздел 3. Социальные отношения
Содержание учебного материала
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах

9

Тема 3.2
Социальная
стратификация и
социальная
мобильность
Тема 3.3
Социальный статус
и социальная роль
Тема 3.4
Социальный
контроль
Тема 3.5
Самоконтроль
Тема 3.6
Девиантное
поведение
Тема 3.7
Здоровый образ
жизни
Тема 3.8
Социальный
конфликт
Тема 3.9
Молодежь как
социальная группа
Тема 3.10
Этнические
общности

1.

Содержание учебного материала
Социальная стратификация и ее типы Социальная мобильность и ее виды Особенности социальной
стратификации в современной России

2

1-2

Содержание учебного материала
1. Социальный статус и престиж профессиональной деятельности. Социальные роли и их многообразие

2

1

Содержание учебного материала
1. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций

2

1

Содержание учебного материала
1. Самоконтроль и его значение для формирования личности человека

2

1

Содержание учебного материала
1. Девиантное поведение, его формы, проявления и профилактика

2

1-2

Содержание учебного материала
1. Здоровый образ жизни и его значение

2

2

Содержание учебного материала
1. Социальный конфликт, его причины и истоки

2

1

2

2

1. Понятие власти и ее типы

2

1-2

Содержание учебного материала
1. Политика как общественное явление. Политическая система, её внутренняя структура

2

1

Содержание учебного материала
1. Молодёжь как социальная группа. Особенности молодёжной политики в Российской Федерации
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ

Раздел 4. Политика как общественное явление
Тема 4.1
Политическая
власть
Тема 4.2
Политика

Содержание учебного материала

10

иполитическая
система
Тема 4.3
Участники
политического
процесса
Тема 4.4
Политическое
участие и его типы

Содержание учебного материала

1

Содержание учебного материала
1. Политическое участие и его типы. Политическое лидерство. Гражданское общество и

2

1-2

2

1

2

1-2

2

1-2

государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом
обществе. Абсентеизм, его причины и опасность

Тема 4.5
Гражданское
общество и
государство
Тема 5.1.
Экономика и
экономическая
наука.
Экономические
системы.
Тема 5.2. Рынок.
Фирма. Роль
государства в
экономике.
ВВП, его
структура и
динамика.
Деньги, банки,
инфляция
Тема 5.3 Рынок
труда и
безработица.

Личность и государство

1.

1.

Раздел 5. Экономика
Содержание учебного материала
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Типы экономических
систем. Рынок одного товара. Спрос, предложение. Факторы спроса и предложения.
Издержки, выручка, прибыль. Основные организационные формы бизнеса в России. Основы
менеджмента и маркетинга. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.
Антиинфляционные меры. Антиинфляционная политика России

Содержание учебного материала
Человеческий капитал и его показатели. Измерение человеческого капитала Понятие и виды
безработицы, ее причины и экономические последствия. Основные проблемы экономики

11

Тема 5.4.
Основные
проблемы
экономики
России.
Элементы
международной
экономики
Тема 6.2. Основы
конституционног
о права
Российской
Федерации
6.3. Гражданское
право

6.4 Трудовое
право

России и ее регионов. Россия в мировой экономике

3

Содержание учебного материала
Федеративное устройство Российской Федерации и местное самоуправление. Основные
конституционные права и обязанности граждан в России.

2

1

Содержание учебного материала
Имущественные и неимущественные права. Право
собственности. Право собственности на землю. Сделки: понятие, формы и виды.
Наследование по закону и по завещанию

2

1

Содержание учебного материала
Трудовой договор: Порядок заключения и расторжения трудового договора
Дисциплинарная ответственность Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых
правоотношениях Трудовые споры и порядок их разрешения
Итого

2

72

12

1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к минимальному материально – техническому
обеспечению:
Имеется учебный кабинет социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебных пособий «Человек и общество (вкл. право)».
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа
проектор
1.1.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. —
М., 2015.
2. Горелов, А. А. Обществознание для профессий и специальностей
социально-экономического профиля [Электронный ресурс]: учебник / А. А.
Горелов. – М.: Академия, 2015. – 336 с. Режим доступа. http://www.academiamoscow.ru
Интернет-ресурсы:
1.Национальный портал «Российский общеобразовательный портал». Режим
доступа. http://www.school.edu.ru
2.www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
3.www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов).
4.www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»).
5.www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
6.www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал
«Родина»).

13

2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты освоения учебного предмета

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения

1

2

- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития общественной науки и
практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, уважение государственных символов (герба, флага,
гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие, гуманистические и
демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех
участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
- эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;

Оценка результатов собеседования по темам:
1.1.Природа человека, врождённые и приобретённые качества;
3.1. Социальная роль и стратификация;
Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам:
2.1. Духовная культура личности и общества;
Оценкапрактической работы по темам:
4.2. Участники политического процесса
Оценка результатов собеседования по темам:
3.3. Важнейшие социальные общности и группы;
1.2. Общество как сложная система;
Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам:
2.1.Духовная культура личности и общества;
Оценкапрактической работы по темам:
4.1.Политика и власть. Государство в политической системе
Оценка результатов собеседования по темам:
1.2. Общество как сложная система,
4.1. Политика и власть. Государство в политической системе;
Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам:
3.3.Важнейшие социальные общности и группы,
Оценкапрактической работы по темам:
2.2. Наука и образование в современном мире
Оценка результатов собеседования по темам:
2.3.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры;
1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества;
Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам:
14

- сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности в сфере
общественных наук, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
включая
умение ориентироваться в различных источниках социальноправовой и экономической информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,

3.1.Социальная роль и стратификация;
Оценкапрактической работы по темам:
4.2. Участники политического процесса
Оценка результатов собеседования по темам:
2.2.Наука и образование в современном мире;
4.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам:
1.2. Общество как сложная система;
Оценкапрактической работы по темам:
3.3.Важнейшие социальные общности и группы
Оценка результатов собеседования по темам:
1.1.Природа человека, врождённые и приобретённые качества;
3.2. Социальные нормы и конфликты;
Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам:
2.3.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры;
Оценкапрактической работы по темам:
4.2. Участники политического процесса
Оценка результатов собеседования по темам:
1.2. Общество как сложная система,
4.1. Политика и власть. Государство в политической системе;
Оценка подготовки и защиты эссе, сообщений, презентаций по темам:
3.3.Важнейшие социальные общности и группы,
Оценкапрактической работы по темам:
2.2. Наука и образование в современном мире

15

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных
социальных, экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных
объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях
и возможных перспективах развития мирового сообщества в
глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания
социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в
повседневной
жизни,
прогнозировать
последствия
принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной
информации, умений поиска информации в источниках
различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».