ОГСЭ.03 Безопасность жизнедеятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.03. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления
изделий легкой промышленности (по видам)

Саратов, 2023

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам), входящей в укрупнённую группу специальностей 29.00.00. Технологии легкой
промышленности
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической
работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической
комиссии сферы обслуживания
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Ж.О. Ходас/

Составитель:
Курдяев Е.И. преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
05, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

- предпринимать
профилактические меры на
рабочем месте для снижения
уровня опасностей для жизни и
здоровья людей;
- использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
- применять первичные средства
пожаротушения;
- оказывать доврачебную помощь
пострадавшим.

- виды чрезвычайных ситуаций;
- порядок действий в случае
возникновения чрезвычайных
ситуаций;
- основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения
вероятности их возникновения;
- задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
- способы защиты населения от
оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности;
- правила безопасного поведения
при пожарах;
- порядок и правила оказания
доврачебной помощи
пострадавшим

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

68

в т.ч. в форме практической подготовки

38

в т. ч.:
теоретическое обучение

28

практические занятия

38

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

2

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты
населения
Тема 1.1. Принципы
обеспечения
устойчивости объектов
экономики,
прогнозированияразвития
событий и оценки
последствий при
техногенных
чрезвычайных ситуациях
и стихийных явлениях, в
том числе в условиях
противодействия
терроризму как серьезной
угрозе национальной
безопасности России.
Основные виды
1

Содержание учебного материала
1. Прогнозирование ЧС. Теоретические основы прогнозирования
чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование природных и техногенных
катастроф. Порядок выявления и оценки обстановки.ЧС военного характера,
которые могут возникнуть на территории России в случае локальных
вооруженных конфликтов или ведения широкомасштабных боевых
действий. Основные источники ЧС военного характера - современные
средства поражения.Общая характеристика ЧС природного и техногенного
характера, источник их возникновения. Классификация ЧС по масштабам их
распространения и тяжести последствий
Самостоятельная работа обучающихся

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Объем, акад. ч / в том числе в
форме практической
подготовки, акад ч

Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3
14/4

4

2/-

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

2

потенциальных
опасностей и их
последствия в
профессиональной
деятельности и быту,
принципы снижения
вероятности их
реализации
Тема 1.2. Задачи и
основные мероприятия
гражданской обороны.
Способы защиты
населения от оружия
массового поражения.
Деятельность
государства в области
защиты населения от ЧС
Основные задачи МЧС в
области гражданской
обороны. Единая
государственная система
предупреждения и
ликвидации ЧС.
Гражданская оборона, ее
структура и задачи.

Содержание учебного материала
1. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты
населения и территорий от ЧС. Основные задачи МЧС России в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС. Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, основные задачи
РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций, силы и средства
ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и
задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий. Основные принципы и
нормативно-правовая база населения от чрезвычайных ситуаций.
Деятельность государства в области защиты населения от чрезвычайных
ситуаций. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности

6/2

4

В том числе практических и лабораторных занятий

2

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Гражданская оборона, ее структура и задачи. Цели и задачи РСЧС.
2. Федеральные законы и правовые акты в области защиты населения от ЧС

2

Самостоятельная работа обучающихся:

*

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

Тема 1.3.Меры пожарной
безопасности и правила
безопасного поведения
при пожарах.
Использование
инженерных сооружений
для защиты населения от
ЧС. Эвакуация
населения.
Использование СИЗ.
Организация аварийноспасательных работ.
Мероприятия,
обеспечивающие
повышение устойчивости
объектов экономики,
защита рабочих и
служащих, аварийный
режим работы

Содержание учебного материала
1. Инженерная защита населения в ЧС. Порядок использования инженерных
сооружений для защиты населения от ЧС. Организация и выполнение
эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения
в мирное и военное время. Организация эвакомероприятий при стихийных
бедствиях, авариях и катастрофах. Применение СИЗ в ЧС. Назначение и
порядок применения СИЗ органов дыхания, кожи и средств медицинской
защиты в ЧС. Организация аварийно-спасательных и других неотложных
работ в зонах чрезвычайных ситуаций (АСДНР). Основа организации
АСДНР. Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной
(загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварийно-химические
опасными) веществами, а также при стихийных бедствиях.
2. Общие понятия об устойчивости объектов экономики в ЧС. Основные
мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов
экономики. Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих,
повышение надежности инженерно-технического комплекса, обеспечение
надежности и оперативности управления производством, подготовка
объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к
восстановлению нарушенного производства.
В том числе практических и лабораторных занятий

3. Применение СИЗ, первичных средств пожаротушения. Инженерные
средства, индивидуальные средства защиты, проведение аварийноспасательных работ. Общие понятия об устойчивости объектов экономики в
ЧС.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (для подгрупп юношей)
Тема 2.1. Основы
Содержание учебного материала:

6/2

2

2

2

2
48/36
18/14

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

военной службы и
обороны государства.
Организация и порядок
призыва граждан на
военную службу и
поступления в нее в
добровольном порядке.

1.Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Национальные интересы России. Основные угрозы национальной
безопасности Российской Федерации. Терроризм как серьезная угроза
национальной безопасности России. Военная доктрина Российской
Федерации. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации,
военная организация государства, руководство военной организацией
государства. Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны
Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск и их
предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных
Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности
страны. Другие войска, их состав и предназначение. Военные учебные
заведения. Военные образовательные учреждения, порядок поступления и
система обучения. Дополнительные льготы курсантам военных
образовательных учреждений. Нормативы по физической подготовке.
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Военная доктрина РФ, военная организация государства
2. Вооруженные силы РФ. Виды вооруженных сил, рода войск
3. Военные учебные заведения, порядок поступления и система
обучения.
4. Другие войска (ВВ, ПВ, спец. Войска) их состав и предназначение
5. Обеспечение национальной безопасности РФ
Самостоятельная работа студента:

Тема 2.2. Правовые
основы военной службы.
Воинская обязанность,
служба по призыву и по
контракту

Тема 2.3. Права и

1. Работа с учебной литературой; работа с текстом лекций.
2. Написание рефератов по данной теме.
Содержание учебного материала:
1.Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, ее основные
составляющие. Прохождение военной службы по призыву и по контракту
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Физические, психологические и профессиональные качества,
предъявляемые к военнослужащему. Требования воинской
деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и
профессиональным
качествам
военнослужащего.
Общие
должностные и специальные обязанности военнослужащих
Содержание учебного материала:

4

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

14
2
4
2
2
4

4/2
2
2
2

20/16

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

обязанности
военнослужащего. Устав
Внутренней службы.

1.Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность
военнослужащих за преступления против военной службы.Что такое
воинская дисциплина, ее содержание и требования? К чему обязывает
воинская дисциплина? Внешние и внутренние показатели дисциплины.
Приказ командира закон для подчиненного.
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Воинская дисциплина, ее сущность и значение
2. Права и свободы военнослужащего.
3. Устав внутренней службы.
4. Устав строевой.
Самостоятельная работа студента:

Тема 2.4. Область
применения получаемых
профессиональных
знаний при исполнении
обязанностей военной
службы. Боевые
традиции вооруженных
сил России. Патриотизм
и верность воинскому
долгу, войсковое
товарищество.

1. Изучение учебной литературы. Поиск дополнительного материала по
теме в литературе и Интернете.
2. Написание рефератов по данной теме.
Содержание учебного материала:
1.Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность
воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Дружба,
войсковое товарищество - основы военной готовности частей и
подразделений. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части символ воинской чести, доблести и славы. Ордена - почетные награды за
воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных
Сил Российской Федерации.
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Боевое знамя воинской части, ордена и награды, ветераны военной
службы, военноначальники ВОВ.
Самостоятельная работа студента:

1. Работа с учебной литературой. Работа с текстом лекций;
2. Написание рефератов по данной теме
РАЗДЕЛ 3. Основы медицинских знаний (для подгрупп девушек)

4

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

16
2
2
4
8

6/4
2

4
4

46/34

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

Тема 3.1. Порядок и
правила оказания первой
помощи пострадавшим.
Неотложное состояние.
Первая медицинская
помощь.

Содержание учебного материала

Характеристика
травматизма. Меры
профилактики

4.Организационные основы оказания первой медицинской помощи при
возникновении массовых поражений.
5.Раны: разновидности, характеристика, опасности. Ранения проникающие и
непроникающие. Кровотечения: разновидности, способы временной
остановки кровотечения
Содержание учебного материала

Тема 3.2. Инфекционные
болезни

Тема 3.3. Здоровый
образ жизни. Проблемы
мониторинга здоровья

1.Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы, их вызывающие.
Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при
травмах, повреждениях, ранениях. Характеристика детского травматизма.
Меры профилактики
В том числе практических и лабораторных занятий

6/4

2

4
2
2
6/4

1. Инфекционные болезни. Меры профилактики инфекционных болезней

2

В том числе практических и лабораторных занятий

4

1. Инфекционные болезни. Пути заражения. Эпидемии. Принципы
профилактики.
2. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика. Синдром
приобретенного иммунодефицита — СПИД. Вопросы эпидемиологии и
профилактики.
Содержание учебного материала

2

1. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.
Системы «природа–человек», «человек–социум». Проблемы мониторинга
здоровья
В том числе практических и лабораторных занятий

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

2
8/6
2
6

3. Здоровье и факторы, его определяющие.

2

4. Алкоголизм,
наркомания,
токсикомания.
Основные
виды
психотерапевтической и наркологической помощи
5. Возможности самовоспитания, психической коррекции, ролевого
тренинга, внушения и самовнушения и их влияние на здоровье.

2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

Тема 3.4. Социальнопсихологические
аспекты здорового
образа жизни.
Мотивация и здоровье.

Тема 3.5. Культура
духовного и физического
здоровья.

Потребность в движении как физиологическая норма. Возраст и уровень
физической нагрузки. Влияние недостаточной физической активности на
здоровье человека
Содержание учебного материала
1. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Мотивация
и здоровье. Понятие о стрессе и дистрессе
В том числе практических и лабораторных занятий

2

6. Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья человека.
Экология и здоровье. Система «природа – человек»
7. Состояние здоровья населения. Индивидуальное и общественное
здоровье
8. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания,
выработка навыков здорового образа жизни, воспитание здоровых
привычек. Наследственность и здоровье. Пренатальная охрана здоровья
Содержание учебного материала

2

1. Этапы формирования здоровья. Культура духовного и физического
здоровья.
В том числе практических и лабораторных занятий
9. Этапы формирования здоровья. Развитие культуры духовного и
физического здоровья. Физическая культура и её оздоровительное
значение
10. Понятие о психическом здоровье. Формирование психического здоровья
населения
11. Современные представления о механизмах развития психических
заболеваний
12. Психическое здоровье как медико-педагогическая проблема

Тема 3.6. Проблемы
репродуктивного
здоровья. Биоэтика.

8/6

Содержание учебного материала

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

6

2
2
10/8
2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

8
2
2
2
2
8/6

1. Проблемы репродуктивного здоровья. Биоэтика.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

6

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

13. Современные взгляды на зачатие. Дородовая педагогика
14. Аборт как
медико-социальная проблема. Бесплодный брак.
Профилактика бесплодия
15. Охрана здоровья беременных женщин
16. Проблемы биоэтики (проблема абортов, репродуктивных технологий,
эвтаназии, фетальной терапии)
Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 4.1. Здоровье
физическое, духовное и
их взаимосвязь.
Общественное здоровье.
Вредные привычки и их
влияние на здоровье.
Основы оказания первой
мед. помощи. Первая
помощь. Первая мед.
помощь при травмах

2
2
2
6/-

Содержание учебного материала

6

1. Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье - одна из основных
жизненных ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их
взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Общественное
здоровье.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика
злоупотребления психоактивными веществами.
Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Ситуации, при
которых человек нуждается в оказании первой медицинской помощи. Первая
медицинская помощи при ранениях. Виды ран и общие правила оказания
первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при травмах.

6

Промежуточная аттестация

2

Всего:

68

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 07

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности», оснащенный: рабочие места
по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным
оборудованием; доска для мела.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список,
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Безопасность
жизнедеятельности:
учеб.
для
студ.учреждений
сред.
проф.образования / [Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В.]. – 18е изд., испр. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2020. – 208с.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. /
П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др.; Учеб. пособие для студентов средних спец.
учеб. заведений. – М.: Высш. шк., - 2010. – 431 с.: ил.;
2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая,
А.Ф. Козьяков и др.; Под общ ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк.,2009. – 448 с.: ил.
3. Девисалов В.А. Охрана труда: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.:
ил.
4. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности
жизнедеятельности: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: - М.:
«Дрофа», 2012. – 340 с.
5. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А. Безопасность жизнедеятельности:М.: Издательство «Просвещение», 2012. – 256 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины
- виды чрезвычайных
ситуаций;
- порядок действий в случае
возникновения чрезвычайных
ситуаций;
- основные виды
потенциальных опасностей и
их последствия в
профессиональной
деятельности и быту,
принципы снижения
вероятности их
возникновения;
- задачи и основные
мероприятия гражданской
обороны;
- способы защиты населения от
оружия массового поражения;
- меры пожарной
безопасности;
- правила безопасного
поведения при пожарах;
- порядок и правила оказания
доврачебной помощи
пострадавшим.
Перечень умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины
- предпринимать
профилактические меры на
рабочем месте для снижения
уровня опасностей для жизни
и здоровья людей;
- использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты при
возникновении чрезвычайных
ситуаций;
- применять первичные
средства пожаротушения;
- оказывать доврачебную
помощь пострадавшим.

Полнота ответов, точность
формулировок, не менее
70% правильных ответов.
Актуальность темы,
соответствие результатов
поставленным целям,
соответствие применения
профессиональной
терминологии.

Индивидуальный и
фронтальный опрос.
Оценка защиты практических
заданий.
Оценка выполнения и защиты
рефератов.
Оценка участия в диспутах.
Оценка на зачете.
Дифференцированный зачёт

Правильность, полнота
выполнения заданий,
точность формулировок,
соответствие
требованиям.
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки.
Соответствие
требованиям инструкций,
регламентов.
Рациональность действий
и т.д.
Правильное выполнение
заданий в полном объеме.

Индивидуальный и
фронтальный опрос.
Оценка защиты практических
заданий.
Оценка выполнения и защиты
рефератов.
Оценка участия в диспутах.
Оценка на зачете.
Дифференцированный зачёт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».