ПМ 03

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Ревьюирование программных продуктов

09.02.07 Информационные системы и программирование

Саратов, 2023

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование, входящей в укрупнённую группу специальностей 09.00.00
Информатика и вычислительная техника.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической работе
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический
колледж»
«___» ______________ 2023г.
_____________/Ю.Г. Мызрова /

СОГЛАСОВАНО
на заседании цикловой методической комиссии
специальных дисциплин 09.00.00 Информатика и
вычислительная техника
Протокол № 10, дата «28» августа 2023 г.
Председатель ЦМК ___________/ Чернецова Л.Г./

Составитель:
Варнакова Н.В. мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ
СО «Саратовский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ
1
2

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

3

8

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

4

4

18

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

22

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ «ПМ. 03. Ревьюирование программных продуктов»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности Ревьюирование программных продуктов и соответствующие ему общие и
профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций

Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
применять стандарты антикоррупционного поведения.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД 3
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Ревьюирование программных продуктов
Осуществлять ревьюирование программного кода в соответствии с технической
документацией
Выполнять измерение характеристик компонент программного продукта для
определения соответствия заданным критериям
Производить исследование созданного программного кода с использованием
специализированных программных средств с целью выявления ошибок и отклонения
от алгоритма
Проводить сравнительный анализ программных продуктов и средств разработки, с
целью выявления наилучшего решения согласно критериям, определенным
техническим заданием.

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
практический
опыт

В измерении характеристик программного проекта; использовании основных
методологий процессов разработки программного обеспечения; оптимизации
программного кода с использованием специализированных программных средств

уметь

знать

работать с проектной документацией, разработанной с использованием
графических языков спецификаций; выполнять оптимизацию программного кода
с использованием специализированных программных средств; использовать
методы и технологии тестирования и ревьюирования кода и проектной
документации; применять стандартные метрики по прогнозированию затрат,
сроков и качества
задачи планирования и контроля развития проекта; принципы построения
системы деятельностей программного проекта; современные стандарты качества
программного продукта и процессов его обеспечения

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля

Всего часов:
на освоение МДК
на практики
учебную
производственную
Самостоятельная
работа

Квалификация
специалист по информационным
специалист по
системам
информационным ресурсам
147
147
72
72
25
50

25
50

1. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
1.1. Структура профессионального модуля «ПМ. 03. Ревьюирование программных продуктов»
Коды
профессиональных
общих
компетенций

Объем профессионального модуля, час.
Наименования разделов
профессионального
модуля

Суммарный
объем
нагрузки, час.

ПК 3.1, ПК 3.3,
ПК 3.4

Раздел 1. Выполнение
анализа и
моделирования
программных
продуктов

ПК 3.2, ПК 3.4

Раздел 2.
Менеджмент
программного
проекта

32 квалификация
специалист по
информационным
системам;
32 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам;
40 квалификация
специалист по
информационным
системам;
40 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам;
25 квалификация
специалист по
информационным
системам;
25 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам
50 квалификация
специалист по
информационным
системам;

Учебная практика

ПК 3.1- ПК 3.4

Производственная
практика

50 квалификация
специалист по

Обучение по МДК
Всего

32 квалификация
специалист по
информационным
системам;
32 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам;
40 квалификация
специалист по
информационным
системам;
40 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам;

Лабораторных
и
практических
занятий

Практики
Курсовых
работ
(проектов)

Учебная

Производственная

Самостоятельная
1
работа

Х

14 квалификация
специалист по
информационным
системам;
14 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам;
18 квалификация
специалист по
информационным
системам;
18 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам;

Х

25 квалификация
специалист по
информационным
системам;
25 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам
50 квалификация
специалист по
информационным
системам;
50 квалификация
специалист по

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС
СПО в пределах объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся,
предусмотренных тематическим планом и содержанием междисциплинарного курса.
1

информационным
ресурсам

Всего:

147
квалификация
специалист по
информационным
системам;
147
квалификация
специалист по
информационным
ресурсам

информационным
ресурсам
72 квалификация
специалист по
информационным
системам;

32 квалификация
специалист по
информационным
системам;

72 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам;

32 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам;

25 квалификация
специалист по
информационным
системам;
25 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам

50 квалификация
специалист по
информационным
системам;
50 квалификация
специалист по
информационным
ресурсам

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля
Наименование
разделов и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем в часах
Специалист по
Специалист по
информационным информационным
ресурсам
системам

Раздел 1. Выполнение анализа и моделирования программных продуктов

32

32

МДК. 03.01 Моделирование и анализ программного обеспечения

32

32

Тема 3.1.1 Задачи и
методы
моделирования и
анализа программных
продуктов

16

16

8

8

Содержание
1. Методы организации работы в команде разработчиков. Системы контроля версий
2. Цели, задачи, этапы и объекты ревьюирования. Планирование ревьюирования
3. Цели, корректность и направления анализа программных продуктов. Выбор
критериев сравнения. Представление результатов сравнения
4. Примеры сравнительного анализа программных продуктов
5. Цели, задачи и методы исследования программного кода
6. Механизмы и контроль внесения изменений в код
7. Обратное проектирование. Анализ потоков данных. Дизассемблирование
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Лабораторная работа «Создание и изучение возможностей репозитория проекта»
2. Лабораторная работа «Экспорт настроек в командной среде разработки»
3.

Практическая работа «Сравнительный анализ офисных пакетов»

4. Практическая работа «Сравнительный анализ браузеров»

5. Практическая работа «Сравнительный анализ средств просмотра видео»
6. Лабораторная работа «Обратное проектирование алгоритма»
Тема 3.1.2
Организация
ревьюирования.
Инструментальные
средства
ревьюирования.

Содержание

16

16

6

6

1. Практическая работа «Планирование code-review»
2. Лабораторная работа «Проверки на стороне клиента»
3. Лабораторная работа «Проверки на стороне сервера»
4. Лабораторная работа «Настройки доступа к репозиторию»
Раздел 2. Менеджмент программного проекта

40

40

МДК.03.02 Управление проектами

40

40

Тема 3.2.1

40

40

1. Утилиты для review: обзор
2. Предпроцессинг кода. Интеграция в IDE
3. Валидация кода на стороне сервера и разработчика
4. Совместимость и использование инструментов ревьюироваия в различных
системах контроля версий
5. Особенности ревьюирования в Linux. Настройки доступа
6. Типовые инструменты и методы анализа программных проектов
7. Инструментарий различных сред разработки
8. Инструментарий JavaDevelopmentKit
9. Инструментарий Eclipse C/C++ Development Tools
10. Инструментарий NetBeansи другие
В том числе практических занятий и лабораторных работ

Содержание

Инструменты для
измерения
характеристик и
контроля качества и
безопасности кода

1. Измерительные методы оценки программ: назначение, условия применения.
2. Корректность программ. Эталоны и методы проверки корректности
3. Метрики, направления применения метрик. Метрики сложности. Метрики
стилистики
4. Исследование программного кода на предмет ошибок и отклонения от
алгоритма
5. Программные измерительные мониторы
6. Применение отладчиков и дизассемблера (напримерOllyDbg, WinDbg, IdaPro)
7. Зашита программ от исследования
8. Исследование кода вредоносных программ
В том числе практических занятий и лабораторных работ

18

18

Учебная практика по модулю

25

25

Производственная практика

50

50

Всего

147

147

1. Практическая работа «Использование метрик программного продукта»
2. Лабораторная работа «Проверка целостности программного кода»
3. Лабораторная работа «Анализ потоков данных»
4. Практическая работа «Использование метрик стилистики»
5. Лабораторная работа «Выполнение измерений характеристик кода в среде
VisualStudio»
6. Лабораторная работа «Выполнение измерений характеристик кода в среде
(например, Eclipse C/C++ и др.)»
Курсовой проект (работа) (если предусмотрено)

..

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатории «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»,
оснащенные в соответствии с п. 6.1.2.1. Примерной программы по специальности:
Оснащенные базы практики, в соответствии с п 6.1.2.3 Примерной программы по
специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Рудаков А. Технология разработки программных продуктов: учебник. / Рудаков А. –
Москва: Академия, 2018. –208 с.

3.2.2. Основные электронные издания
Черткова, Е. А. Программная инженерия. Визуальное моделирование программных систем :
учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 147 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-09823-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/473307 (дата обращения: 13.12.2021).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Маран М.М. Программная инженерия. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 196 с.
2. Носова Л.С. Основы программной инженерии : учебно-методическое пособие для СПО /
Носова Л.С.. — Саратов : Профобразование, 2019. — 78 c. — ISBN 978-5-4488-0346-8. — Текст :
электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/86076.html (дата обращения: 13.12.2021). — Режим доступа: для
авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/86076

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ПО РАЗДЕЛАМ)
Код и наименование
профессиональных и
Критерии оценки
Методы оценки
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
Раздел 1. Выполнение анализа и моделирования программных продуктов
ПК 3.1 Выполнять
Оценка «отлично» - в системе контроля
Экзамен/зачет в
построение заданных
версий выбрана верная версия проекта,
форме деловой игры:
моделей программного
проанализированы архитектура и
практическое задание
средства с помощью
алгоритм проекта на соответствие
по ревьюированию
графического языка
спецификации, предложен
предложенного
(обратное
альтернативный вариант решения
программного кода на
проектирование).
поставленной задачи в виде описания
соответствие
и/или UML диаграмм; результаты ревью
требованиям
сохранены в системе контроля версий.
технического задания
Оценка «хорошо» - в системе контроля
на проект.
версий выбрана верная версия проекта,
Защита отчетов по
проанализированы архитектура или
практическим и
алгоритм проекта на соответствие
лабораторным
спецификации, предложен
работам
альтернативный вариант решения
Экспертное
поставленной задачи в виде описания или наблюдение за
UML диаграмм; результаты ревью
выполнением
сохранены в системе контроля версий.
различных видов
Оценка «удовлетворительно» - в системе работ во время
контроля версий выбрана верная версия
учебной/
проекта, проанализированы архитектура
производственной
или алгоритм проекта на соответствие
спецификации; результаты ревью в виде
описания сохранены в системе контроля
версий.
ПК 3.3 Производить
Оценка «отлично» - определены
Экзамен/зачет в
исследование созданного качественные характеристики
форме собеседования:
программного кода с
программного кода с помощью
практическое задание
использованием
инструментальных средств; выявлены
по оценке качества
специализированных
фрагменты некачественного кода;
предложенного
программных средств с
программный код проанализирован на
программного кода,
целью выявления ошибок соответствие алгоритму; проведена
поиску
и отклонения от
оптимизация и подтверждено повышение некачественного
алгоритма.
качества программного кода; результаты
программного кода,
сохранены в системе контроля версий.
его анализу и
Оценка «хорошо» - определены
выявлению ошибок.
качественные характеристики
программного кода с помощью
Защита отчетов по
инструментальных средств; выявлены
практическим и
фрагменты некачественного кода;
лабораторным
программный код проанализирован на
работам
соответствие алгоритму; проведена
Экспертное
оптимизация и оценка качества
наблюдение за
программного кода.
выполнением
Оценка «удовлетворительно» различных видов
определены качественные
работ во время
характеристики программного кода с
учебной/
помощью инструментальных средств;
производственной

ПК 3.4 Проводить
сравнительный анализ
программных продуктов
и средств разработки, с
целью выявления
наилучшего решения
согласно критериям,
определенным
техническим заданием.

выявлены фрагменты некачественного
кода; программный код проанализирован
на соответствие алгоритму; проведена
оценка качества программного кода.
Оценка «отлично» - указан набор
возможных средств выполнения
поставленной задачи, выполнен анализ
достоинств и недостатков не менее, чем
трех программных продуктов и средств
разработки, обоснован выбор одного
(возможно, двух и более) из них.
Оценка «хорошо» - выполнен анализ
достоинств и недостатков двух
программных продуктов и средств
разработки, обоснован выбор одного из
них.
Оценка «удовлетворительно» - выполнен
анализ достоинств и недостатков
программных продуктов и средств
разработки, обоснован выбор одного
(возможно, двух и более) из них.

Экзамен/зачет в
форме собеседования:
практическое задание
по обоснованию
выбора программных
продуктов и средств
разработки для
решения
предложенной задачи.
Защита отчетов по
практическим и
лабораторным
работам
Экспертное
наблюдение за
выполнением
различных видов
работ во время
учебной/
производственной

Раздел 2. Менеджмент программного проекта
ПК 3.2 Выполнять
измерение характеристик
компонент программного
продукта для
определения соответствия
заданным критериям.

ПК 3.4 Проводить
сравнительный анализ
программных продуктов
и средств разработки, с
целью выявления
наилучшего решения
согласно критериям,

Оценка «отлично» - определен полный
набор качественных характеристик
предложенного программного средства с
помощью заданного набора метрик в том
числе с использованием
инструментальных средств; сделан вывод
о соответствии заданным критериям;
результаты сохранены в системе
контроля версий.
Оценка «хорошо» - определен набор
качественных характеристик
предложенного программного средства с
помощью заданного набора метрик в том
числе с использованием
инструментальных средств; результаты
сохранены в системе контроля версий.
Оценка «удовлетворительно» определены некоторые качественные
характеристики предложенного
программного средства из заданного
набора метрик в том числе с
использованием инструментальных
средств; результаты сохранены в системе
контроля версий.
Оценка «отлично» - указан набор
возможных средств выполнения
поставленной задачи, выполнен анализ
достоинств и недостатков не менее, чем
трех программных продуктов и средств
разработки, обоснован выбор одного
(возможно, двух и более) из них.

Экзамен/зачет в
форме собеседования:
практическое задание
по измерению
характеристик
программного
продукта
Защита отчетов по
практическим и
лабораторным
работам
Экспертное
наблюдение за
выполнением
различных видов
работ во время
учебной/
производственной

Экзамен/зачет в
форме собеседования:
практическое задание
по обоснованию
выбора программных
продуктов и средств
разработки для

определенным
техническим заданием.

Оценка «хорошо» - выполнен анализ
достоинств и недостатков двух
программных продуктов и средств
разработки, обоснован выбор одного из
них.
Оценка «удовлетворительно» - выполнен
анализ достоинств и недостатков
программных продуктов и средств
разработки, обоснован выбор одного
(возможно, двух и более) из них.

ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам.

 обоснованность постановки цели,
выбора и применения методов и способов
решения профессиональных задач;

ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста.
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения.
ОК 07. Содействовать

- адекватная оценка и самооценка
эффективности и качества выполнения
профессиональных задач
- использование различных источников,
включая электронные ресурсы,
медиаресурсы, Интернет-ресурсы,
периодические издания по специальности
для решения профессиональных задач

- демонстрация ответственности за
принятые решения
- обоснованность самоанализа и
коррекция результатов собственной
работы;
- взаимодействовать с обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе
обучения, с руководителями учебной и
производственной практик;
- обоснованность анализа работы членов
команды (подчиненных)
Демонстрировать грамотность устной и
письменной речи, - ясность
формулирования и изложения мыслей

- соблюдение норм поведения во время
учебных занятий и прохождения учебной
и производственной практик,
- соблюдение стандартов
антикоррупционного поведения

- эффективное выполнение правил ТБ во

решения
предложенной задачи.
Защита отчетов по
практическим и
лабораторным
работам
Интерпретация результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в
процессе практики
Экспертное
наблюдение за
выполнением работ

сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения
и укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности.
ОК 09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

время учебных занятий, при
прохождении учебной и
производственной практик;
- демонстрация знаний и использование
ресурсосберегающих технологий в
профессиональной деятельности
- эффективность использовать средств
физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья при выполнении
профессиональной деятельности.

- эффективность использования
информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной
деятельности согласно формируемым
умениям и получаемому практическому
опыту;
- эффективность использования в
профессиональной деятельности
необходимой технической документации,
в том числе на английском языке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».