ОУД.02 Литература

к ППКРС

08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОУД.02 Литература»

2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
ГАПОУ СО «Саратовский
политехнический колледж»
Ерофеева Т.А.

_______________/_______________
__/
«_______»_____________2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины
разработана в соответствии с требованиями
Протокола заседания Совета по оценке
содержания и качества примерных рабочих
программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов СПО Приказ №14 от 30
ноября 2022 года. и Примерной основной
образовательной программы среднего общего
образования, одобренной решением Совета по
оценке содержания и качества примерных
рабочих программ общеобразовательного и
социально-гуманитарного циклов СПО
(протокол №14 от 30 ноября 2022 года).

Рассмотрено на заседании предметноцикловой комиссии гуманитарных дисциплин

Протокол № 1, дата «30» августа 2023 г.
Председатель комиссии
Кремнева Л.Н./________/

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Литература»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СОО. Разработана на основе примерной основной образовательной программы среднего
общего образования (далее – ПООП СОО).
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные,
метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего
общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового
уровня изучения (ПРб).
Коды
результатов
ЛР 01

ЛР 04
ЛР 06

ЛР 07
МР 02
МР 04

МР 08
МР 09
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07
ПРб 08

Планируемые результаты освоения дисциплины включают
Осознавать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о
них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров
Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
рус.языка
Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

4

ПРб 09

Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания
Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

ПРб 10

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в
часах

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

117

в т. ч.:
1. Основное содержание
в т. ч.:

117

теоретическое обучение

82

практические занятия

35

Профессионально ориентированное содержание

16

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.02 Литература
№
Наименование
занят
разделов и тем
ия

1.

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой культуры.
Тема 1.1 Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.
Основные темы и Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее
проблемы русской изученного материала). Основные темы и проблемы русской литературы первой половины XIX века: духовнолитературы.
нравственные искания героев, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека.
Художественные открытия писателей-классиков. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Эпоха зарождения романтизма
и реализма.
Профессионально ориентированное содержание
Значение литературы при освоении специальностей СПО технического профиля

2.

Тема 1.2.
А.С. Пушкин

3.

Тема 1.3.
М.Ю. Лермонтов

4.

5.

6.

Содержание учебного материала, практическая работа обучающихся

Жизнь и творчество (обзор). Чтение и анализ стихотворений: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный»,
«Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Вновь я
посетил», «Поэт», «Пора, мой друг, пора…». Гуманизм и философская глубина стихотворений. Вечные темы в творчестве
Пушкина: смысл человеческого бытия, общество и человек, любовь, дружба, творчество.
Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема
индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве
Пушкина.
Жизнь и творчество (обзор). Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные мотивы лирики: «Молитва» («Я,
Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон» («В полдневнй жар в
долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу», «Мой демон», «Я не унижусь пред тобой», «Нет, я не Байрон…». Темы
Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Профессионально ориентированное содержание

Объ
Формируе мые
ем
компетенции и
часо
результаты
в
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

«Дело мастера боится!» - что значит быть мастером своего дела. Высказывание великих писателей о профессионализме.
Дискуссия и работа с информационными ресурсами.
Раздел 2. Литература второй половины XIX века.
Тема 2.1.
«Колумб Замоскворечья». Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально- 2
А.Н. Островский культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н.
Островского. Основоположник русского национального театра. Драма «Гроза». История создания пьесы. «Жестокие
нравы» города Калинова Обличение самодурства и невежества.
Практическое занятие №1:
2
1. Образ Катерины. Её душевная трагедия. Споры вокруг драмы «Гроза». Конфликт романтической личности с укладом
жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора
и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.
Тема 2.2
Творческий путь писателя. Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Сон Ильи Ильича как 2
И.А. Гончаров
художественно-философский центр романа. Решение автором проблемы любви в романе. Прием антитезы в романе.
Штольц и Обломов. Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына.

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,

7.

8.

9.

10.

11.

12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.

Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И. Анненского и др.). Роман «Обрыв». Отражение
смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в
романе. Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова
Тема 2.3.
Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе
И.С. Тургенев
общественно-политической ситуации в России. «Вечные» темы в романе: природа, любовь, искусство, традиции. Смысл
финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа.
Практическое занятие № 2:
2. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Образ Базарова. Испытание любовью и смертью. Роль Базарова
в развитии основного сюжета. Второй цикл странствий главного героя. Композиция романа.
Тема 2.4.
Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя.
М.Е. СалтыковЖанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста».
Щедрин
«История одного города» (обзор). Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик»,
«Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение». Тематика и проблематика произведения.
Проблема совести и нравственного возрождения человека.
Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы
изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской
литературы.
Тема 2.5
«Человек, который весь борьба…» Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и
Ф.М. Достоевский наказание». Своеобразие жанра. Петербург Достоевского. Отображение русской действительности в романе. Социальная и
нравственно-философская проблематика романа. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию
высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны
Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в
романе.
Практическое занятие № 3, 4:
3. «Право имеющий или тварь дрожащая». Образ Раскольникова. Античеловеческая теория Раскольникова. Страдание
и очищение в романе. «Их воскресила любовь». Образ Сони Мармеладовой.
4. «Двойники» Раскольникова. Две правды в романе.
Тема 2.6.
Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности
Л.Н. Толстой
композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности:
следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое
значение «войны» и «мира». Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и
личности.
Практическое занятие №5,6:
5. Истинный и ложный патриотизм. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в
романе
6.«Дорога чести» Андрея Болконского. Духовный путь Пьера Безухова. Наташа Ростова на пути к счастью.
Тема 2.7
Н.А. Некрасов

«Я лиру посвятил народу своему…». Гражданская лирика поэта. Муза в творчестве Некрасова. Своеобразие лирического
героя. Жанровое своеобразие лирики. Новаторский характер поэзии Н. А. Некрасова.

7

ПРб 1-10

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2

2
2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2
2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.

19.

20.

21.
22.
23.
24.

25.

26.

27.

Практические занятия №7:
7. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, её проблематика и композиция. Лиро-эпический
характер повествования, народность поэмы. Особенности поэмы-эпопеи. Образы правдоискателей и «народного
заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря
святорусского». Фольклорная основа поэмы. Тема женской доли.
Раздел 3. Поэзия и проза второй половины XIX века
Тема 3.1
Жизнь и творчество (обзор).
Поэзия «чистого Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
искусства»: Ф.И. любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое…»), «День и ночь», «Последняя любовь»,
Тютчев.
«Эти бедные селенья…».
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева.
Тема 3.2
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной
А. А. Фет
был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с
землею…», «Еще одно забывчивое слово…». Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства».

2

ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2

Тема 3.3.
А.П. Чехов

Художественный мир писателя. «Маленькая трилогия». Рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Практическое занятие № 8,9:
8.Трагедия доктора Старцева в рассказе «Ионыч». Анализ. Опыт медленного прочтения.
9.Пьеса «Вишнёвый сад». Жизненная беспомощность героев пьесы. Своеобразие жанра. Расширение границ исторического
времени в пьесе. Символичность пьесы. Тест.
Профессионально ориентированное содержание
Выявление в художественных текстах изобразительно-выразительных средств языка и применение понимания образной
системы для решения профессиональных задач специальностей технического профиля
Раздел 4. Человек в поиске прекрасного. Литература рубежа XIX-XX века. Особенности развития литературы и других видов
искусства в начале XX века
Тема 4.1 И.А.
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А.
Бунин
Бунина. Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А.Бунина. Судьбы мира и
цивилизации в творчестве И.А.Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Тема любви в творчестве
И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией.
Тема 4.2.
Сведения из биографии. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного
А. И. Куприн
общества.

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

Тема 4.3 Талант
любви (семинар)

2

Тема 4.4
М. Горький
28.

Практическое занятие № 10:
10. «Талант любви». Занятие-семинар по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о
сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. «Три победы» Желткова. Трагический смысл произведения.
Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.
Своеобразие личности. Раннее творчество. Художественный мир писателя. Рассказ «Старуха Изергиль». Биография
писателя как труд по сотворению личности. Романтизм ранних рассказов Горького. Проблемы гордости и свободы.
Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая
роль пейзажа и портрета в рассказах писателя.

8

2
2

2

2

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьба ночлежников.
Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Спор о нравственном восхождении человека – вечно
современный диалог. Три правды и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи
(Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья и смысла жизни в пьесе.
Тема 4.5
Художественные искания эпохи. Символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия. «Литературный манифест»
Поэзия
каждого направления.
Серебряного века. Практические занятия № 11, 12:
12. Символизм. К. Д. Бальмонт и В. Я. Брюсов. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и
поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного
расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Ф. Сологуб, З. Гиппиус, А. Белый.
13. Акмеизм. Футуризм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и
акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых
образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Футуризм. Манифест футуризма, его пафос и проблематика. Поэт
как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет
формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические
эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский,
В.Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л. Пастернак). Выразительное чтение наизусть стихотворений разных литературных
течений. Анализ изобразительно-выразительных средств языка. Тестирование по поэзии серебряного века
Тема 4.6
Жизнь и творчество поэта (обзор).
А. А. Блок
Стихотворения. «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь,
аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего
Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение
идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема
исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его
эволюция.
Практические занятия №13
14. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение
конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции.
Строфика, интонация, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская
позиция и способы ее выражения в поэме.
Тема 4.7
Жизнь и творчество поэта (обзор). Литература 20-х годов ХХ-го века.
В. В. Маяковский Жизнь и творчество поэта (обзор). Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,
«Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне
Яковлевой» Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике.
Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии,
осмысленные проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Пьесы «Клоп» и «Баня».
Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры,
необычность строфики и графики стиха).

9

2

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2
2

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2

2

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

Тема 4.8
С.А. Есенин
37.

38.

39.

Тема 4.9
М. И. Цветаева

Тема 4.10
А. А. Ахматова

40.

41.
42.

Тема 4.11
М. А. Булгаков

43.
44.
45.

46.

Тема 4.12
М. А. Шолохов

Жизнь и творчество поэта (обзор). Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская».
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы
лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике
поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Я тоже была, прохожий…» «Жизнь и творчество поэтессы (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так
рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине!
Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени
и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь.
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к
чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Бывает так: какая-то истома…». Отражение в лирике
Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии
Ахматовой
Практические занятия №14
14 Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и
народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос
«реквиема».
Профессионально ориентированное содержание
Роль поэзии в жизни человека любой профессии.
Жизнь и творчество писателя (обзор). Повесть «Собачье сердце».
Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции. Роль эпиграфа.
Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим.
Практические занятия № 15
15. Образы Воланда и его свиты. Любовь в романе. Судьба Мастера и Маргариты. Изображение любви как высшей
духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Жизнь и творчество писателя (обзор). История создания «Донских рассказов».
Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции.
Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических
процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и
крестьянского укладов. Женские образы.
Практическое занятие № 16
16. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир,
личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей.
Профессионально-ориентированное содержание
Закрепление знаний содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры и их применение в профессии
Анализ историко- и теоретико-литературного контекста художественного произведения и применение его результатов для
решения профессиональных задач специальностей технического профиля

10

2

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2

2
2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2
2
2

3

4

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.
56.
57.

Тема 4.13 Русская
эмиграция
Раздел 5
Тема 5.1
Литература о
Великой
Отечественной
войне.

Русские писатели в эмиграции.
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Поэзия. А. Т. Твардовский. Сведения из биографии. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти
матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась
война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти». Тема войны и памяти в лирике А.
Твардовского. Утверждение нравственных ценностей.

Жанровое своеобразие литературы военных лет. Лейтенантская проза. Новое осмысление военной темы в творчестве В.
Кондратьева. Повесть «Сашка».
Тема 5.2
Жизнь и творчество А.И. Солженицына (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия
Тоталитарная тема. «лагерной» темы. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Тема ответственности
А.И. Солженицын. народа и его руководителей за будущее страны.
Тема 5.3
В. М. Шукшин

Жизнь и творчество писателя (обзор). Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Сельские жители», «Обида»,
«Чудик». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.
Нравственная и социальная проблематика рассказов.
Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
Тема 5.4
Жизнь и творчество писателя (обзор).
В.Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матёрой». Проблематика повести и её связь с традициями классической русской прозы. Тема
памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты духовной связи человека со своими
корнями.
Профессионально ориентированное содержание
«Говори, говори…» - диалог как средство характеристики человека. Вербальные средства профессионала.
Раздел 6. Русская литература второй половины ХХ век
Тема 6.1
Жизнь и творчество поэтов по выбору: Н.М. Рубцов, Б.Ш. Окуджава, Р.Г. Гамзатов, И. Бродский, В.С. Высоцкий.
Поэзия ХХ века. Особенности стиля каждого автора.
Авторская песня.
Практическое занятие 17:
17. Читательская конференция. Жизнь и творчество поэтов по выбору: Н.М. Рубцов, Б.Ш. Окуджава, Р.Г. Гамзатов, И.
Бродский, В.С. Высоцкий. Особенности стиля каждого автора.
Тема 6.2
А.В. Вампилов. Жизнь и творчество драматурга (обзор). Пьеса «Старший сын». Заседание театральных критиков.
Современная
Проблематика, основные конфликты и системы образов в современных пьесах. Опыт самостоятельного рецензирования
драматургия.
драматургического произведения.
Тема 6.3
Зарубежная
литература

Основные тенденции развитии зарубежной литературы и
Культовые имена в литературе.

2

2
2

2

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

2

2

1

2

2
2

11

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,

58.

Тема 6.4
Литература
последнего
десятилетия.

Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л.Улицкой и др.
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах,
отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

2

Профессионально ориентированное содержание

2

ПРб 1-10

«Практикум: начинающие литературоведы»: аналитическая работа с текстами в мини-группах (по заданному плану) на
тему: «Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы специалистам технического
профиля, живущим в XXI веке».
59.

Дифференцирован
Практическое занятие № 18:
ный зачёт
Итоговое контрольное тестирование
Подготовка ответов на теоретические вопросы

2

ИТОГО: 117 часов

117

12

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6.
ЛР 01, 04, 06, 07,
ПРб 1-10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальное помещение: Кабинет русского языка и литературы
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым
оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений, реализующих образовательную программу среднего
(полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных
программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования / под ред. Г. А.
Обернихиной. - 16-е изд., стер. - Москва : Академия, 2020. - 655 с.: ил. (Профессиональное образование.Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце
ст. - ISBN 978-5-4468-5128-7
3.2.2. Дополнительные источники
1. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А.
Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453510
2. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А.
Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453653
3.2.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
«Интернет», необходимых для освоения дисциплины
13

сети

1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
(https://minobrnauki.gov.ru)
2. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
(http://window.edu.ru/);
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/);
5. Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);
6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
7. Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина
"Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
8. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
9. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
10. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
11. Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
12. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/).

14

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и
проверочных работ.
Коды
результатов
ЛР 01

ЛР 04

ЛР 06

ЛР 07

МР 02

МР 04

МР 08
МР 09

ПРб 01

Результаты обучения
Осозновать российскую гражданскую
идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн)
сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность
противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности
умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты
готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников
владение языковыми средствами - умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их
достижения
Сформированность понятий о нормах русского
литературного языка и применение знаний о них в
речевой практике

15

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе освоения
образовательной программы.
Текущий контроль (наблюдение,
опрос, экспертная оценка и др.)
Промежуточная аттестация:
дифференцированный зачет

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе освоения
образовательной программы.
Текущий контроль (наблюдение,
опрос, экспертная оценка и др.)
Промежуточная аттестация:
дифференцированный зачет

Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе освоения

ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.
ПРб 05.

ПРб 06.
ПРб 07

ПРб 08

ПРб 09

ПРб 10

Владение навыками самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной
и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров
Знание содержания произведений русской и
мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об
изобразительно-выразительных возможностях
русского языка
Сформированность умений учитывать
исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных
высказываниях
Овладение навыками анализа художественных
произведений с учетом их жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в
единстве эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания
Сформированность представлений о системе
стилей языка художественной литературы

16

образовательной программы.
Текущий контроль (наблюдение,
опрос, экспертная оценка и др.)
Промежуточная аттестация:
дифференцированный зачет

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
-владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и социальной практиках.
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики,
основанного
на

-осознавать причастность к отечественным традициям и
исторической преемственности поколений; включение в
культурно-языковое пространство русской и мировой
культуры;
сформированность ценностного отношения к литературе
как неотъемлемой части культуры;
осознавать
взаимосвязь
между
языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным
развитием личности;
- знать содержание, понимание ключевых проблем и
осознание историко-культурного и нравственно-ценностного
взаимовлияния произведений
русской,
зарубежной
классической и современной литературы, в том числе
литературы народов России;
сформировать
умения
определять
и учитывать
историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя
в
процессе анализа
художественных
произведений, выявлять их связь с современностью;
- уметь сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными
интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и другие).

17

-владеть
умениями
анализа
и
интерпретации
художественных произведений в единстве
формы и содержания
(с учетом неоднозначности

информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие

диалоге
культур, способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
работа с информацией: владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации
и
целевой
аудитории,
выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а)самоорганизация:
В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

18

заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с
использованием теоретико-литературных
терминов
и
понятий (в дополнение к изученным на уровне
начального общего и основного общего образования);
- владеть современными читательскими практиками,
культурой
восприятия
и понимания литературных
текстов,
умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в
устной
и письменной
форме,
информационной переработки текстов в виде аннотаций,
докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также
написания отзывов и сочинений различных жанров
(объем сочинения - не менее 250 слов); владеть умением
редактировать
и
совершенствовать собственные
письменные
высказывания
с учетом норм русского
литературного языка;
- уметь работать с разными информационными
источниками, в том числе в медиапространстве,
использовать
ресурсы
традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем.

сформировать устойчивый интерес к чтению как средству
познания отечественной и других культур; приобщение к
отечественному литературному наследию и через него - к
традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
- способность выявлять в произведениях художественной
литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых аргументированных устных
и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на
литературные темы;
- осознавать художественную картины жизни, созданная
автором в литературном произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия
и
интеллектуального понимания;
сформировать
умения
выразительно
(с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том

ОК 05.
Осуществлять устную
и письменную

Овладение универсальными регулятивными действиями:
а)самоорганизация:
-сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и других культур;
приобщение
к
отечественному
литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры;
- способность выявлять в произведениях художественной литературы
образы,
темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в
развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях,
участвовать в дискуссии на литературные темы;
- осознавать художественную картины жизни, созданные автором
в
литературном -самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты
области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

19

числе наизусть, не менее 10 произведений и (или)
фрагментов.

-сформировать
умения
выразительно
(с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том
числе наизусть, не менее 10 произведений и (или)

коммуникацию на
государственном языке
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста

ОК 06.Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового
искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование системы значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических
и демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации
и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:

20

фрагментов;
владеть
умениями
анализа
и
интерпретации
художественных произведений в единстве формы
и
содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем
смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием
теоретико-литературных
терминов
и
понятий (в
дополнение к изученным на уровне
начального общего и основного общего образования);
сформировать
представления
о
литературного
произведении как явлении словесного искусства, о языке
художественной литературы в
его
эстетической
функции, об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в художественной литературе и уметь
применять их в речевой практике;
владеть
современными
читательскими
практиками,
культурой восприятия и понимания литературных текстов,
умениями самостоятельного истолкования прочитанного в
устной и письменной форме, информационной переработки
текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания отзывов и сочинений
различных жанров (объем сочинения- не менее 250 слов);
владеть умением редактировать и совершенствовать
собственные письменные высказывания с учетом норм
русского литературного языка

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».